Автор: Гривкова Лариса Вадимовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО "Рязанский городской Дворец Детского творчества" Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Фольклор - синтез народного творчества" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Фольклор – синтез народного творчества»
СТУДИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ «РОСИНКА»
(программа переработана и дополнена)
Возраст детей – с 5 лет
Срок реализации - 7 лет
Гривкова Л.В.
педагог дополнительного образования
Рязань, 2015
Пояснительная записка
Данная общеобразовательная программа имеет художественную направленность и
составлена в соответствии с Положением о студии фольклора и этнографии «Росинка».
Обновление общественных отношений в России неизбежно повлекло за собой
изменение
духовно
–
нравственных
ориентиров,
идеалов.
Возрос
интерес
к
истории
нашего государства, народному искусству, к традиционным русским обрядам, обычаям,
фольклору. Такой повышенный интерес к национальной духовной культуре, народному
творчеству, повлек за собой повсеместное создание фольклорных коллективов и других
объединений детей.
От природы ребенок активно деятелен и очень важно, проявить его творческие
способности в процессе обучения, в соответствии с побуждениями, способностями и
природным
дарованием.
Дополнительное
образование
качественно
ценнее,
если
оно
опирается на глубокие знания. Ребенок должен познавать свою родословную, заботиться о
чистоте родного языка, знакомиться с пословицами и поговорками, запоминать их и
пользоваться в общении, разучивать народные песни и танцы, обряды русского народа. И
лучше
всего
это
делать
в
детских
объединениях,
занимающихся
по
определенным
программам под руководством опытных педагогов. Именно таким детским коллективом
является студия фольклора и этнографии «Росинка» Дворца детского творчества г. Рязани.
В
программе
его
деятельности,
получение
музыкальных,
этнографических,
актерских, речевых, хореографических знаний и соединение их на предмете «Фольклор –
синтез
народного
творчества»
в
концертные
номера,
обряды,
музыкально-игровые
композиции исполняемые на различных концертных площадках, фестивалях и конкурсах
разного уровня.
Народное творчество – это не просто сумма полученных знаний, это «целостная
система эстетических, этических и художественных представлений, практически – это
способ существования человека» (Н.Гилярова, «Детский фольклор Рязанской области»,
1992г.)
В
программе
органически
сочетается
досуг
с
разнообразными
формами
образовательной
деятельности.
Обучение
в
рамках
студии
усиливает
стартовые
возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Программа отличается от уже существующих подбором репертуара (на основе
рязанский
фольклорно-этнографический
материала),
принципами
организации
образовательного процесса.
Программа актуальна , поскольку включает в себя формирование ценностных
эстетических
ориентиров,
эстетической
оценки
и
овладение
основами
творческой
деятельности,
дает
возможность
каждому
воспитаннику
реально
открывать
для
себя
удивительный мир фольклора и этнографии, проявить и реализовать свои творческие
способности, изучая предмет «Фольклор – синтез народного творчества».
Обучение в студии поэтапное.
1 этап – начальный (2 года) дети дошкольного возраста 5-6 лет
2 этап – младшая концертная группа (3 года) дети младшего школьного возраста 7-9 лет
3 этап – старшая концертная группа (3 года) дети среднего и старшего школьного возраста
с 10 лет
На начальном этапе дети погружаются в мир народного творчества и для них
создаются
условия
для
развития
творческих
задатков.
После
его
окончания,
дети
и
родители делают выбор – завершение знакомства с фольклором или переход к следующим
этапам
обучения.
На
начальном
этапе
в
студию
принимаются
все
детей,
без
предварительного отбора. Младший и старший концертные этапы пополняются переводом
детей из начального этапа и вновь прибывших с предварительным прослушиванием и
собеседованием.
На
2
этапе
по
предмету
«Фольклор
-
синтез
народного
творчества»,
ведется
углубление и пополнение знаний и представлений о народной песне, танце, обрядах,
обычаях, праздниках, идет освоение сцены.
3
этап
–
утверждение
и
совершенствование
полученных
знаний.
Учебный
процесс
обогащен творчеством, большим количеством выступлений, сложившимся репертуаром.
Занятия строятся на основе этнографического, музыкально - игрового сценария – основы
концертной программы.
На 1 этап обучения принимаются все дети без прослушивания и по достижению
младшего школьного возраста переходят на следующий этап обучения, в последующие
этапы
прием
детей
на
существующий
год
обучения
ведется
с
прослушиванием
и
собеседованием.
Цель и задачи образовательной программы
Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое развитие детей на
основе комплексного изучения традиций русского фольклора.
Задачи
обучающие:
изучение жанров русского фольклора;
ознакомление
и
изучение
обрядов,
обычаев,
народного
круглогодичного
календаря;
формирование практических навыков исполнения фольклорных произведений в
синтезе – народная песня, народная речь, народный танец;
овладение этнографическими знаниями;
развивающие:
выявление и развитие природных данных, творческого потенциала детей;
развитие фантазии;
развитие сценического мастерства;
развитие ритма и слуха детей, памяти, наблюдательности, внимания;
развитие творческой активности, художественного вкуса;
развитие у детей музыкальных способностей;
развитие навыков игры на шумовых народных инструментах;
воспитательные:
воспитание чувства собственного достоинства и уважение к нормам коллективной
жизни;
воспитание эмоциональной, самодеятельной личности;
воспитание у детей гражданственности и любви к Родине через изучение народного
творчества, воспитание чувства уважения и почитания народных традиций.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование культуры личности, которая трактуется как:
-
гармония культуры знания;
-
культуры чувств;
-
культуры творческого действия.
Другими
словами,
формируем
внутреннюю
культуру
(духовность)
и
внешнюю
(культуру общения, поведения, внешнего вида).
2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Учет особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.
При организации учебно-воспитательного процессаучитываются:
1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:
-
Игровая
деятельность
на начальном этапе: занятия на начальном этапе часто
переходят
в
игры,
которые
служат
хорошим
подспорьем
для
педагога
в
обучении
народному творчеству.
-
Учебная деятельность на 2 этапе: дети привыкают к новым условиям организации
занятий,
учатся
выполнять
требования
педагогов,
соблюдать
дисциплину.
Игры
используются преимущественно учебного характера;
-
Учебная деятельность и личностное общение на 3 этапе: на занятиях в студии
допускается свободное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь.
Потребность детей в общении реализуется в
досуговой
деятельности, при создании
музыкально
–
игровых
композиций,
при
посещении
мероприятий
Дворца
детского
творчества.
Для
этого
периода
характерно
осознанное
отношение
к
учебной
деятельности;
педагоги
стараются
поощрять
самостоятельный
творческий
поиск,
поддерживать интерес к фольклору и этнографии по предметам обучения.
2) потребности, интересы учащихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяетсяиндивидуальный подход:
-
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
-
проявление уважения к личности;
-
предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в студии, посещать
занятия);
-
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
-
умение смотреть на проблему глазами ребенка;
-
учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы,
темперамент, особенности восприятия и памяти, особенности мышления, мотивы,
статус в коллективе, активность).
Ступени и уровни обучения
1 уровень
Развитие
2 уровень
Погружение
3 уровень
Совершенствовани
е
4 уровень
Реализация
1 этап
Начальный
Ознакомление
1 года
2 этап
Младшая
концертная группа
Грамотность
3 года
3 этап
Старшая
концертная группа
Функциональная
грамотность
3 года
Компетентная
грамотность,
(бессрочный)
Как видно из схемы
в «Росинке» существуют 3 этапа обучения, каждый из
которых является самодостаточным.
Образовательный процесс
Образовательный процесс в Студии фольклора и этнографии «Росинка» включает
обязательное
прохождение
предмета
«Фольклор
-
синтез
народного
творчества»
-
(Ансамбль)
на
котором
соединяются
знания
полученные
по
предметам
песенный
фольклор
(Общеобразовательная
программа
«Песенный
фольклор»),
народная
речь
(Общеобразовательная программа «Звучащее слово»), хореография (Общеобразовательная
программа по народному танцу).
В программе предусмотрена вариативность.
Критерий оценки освоения программы
Формы и методы контроля, система оценок
Основными
принципами
проведения
и
организации
всех
видов
контроля
успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого
и коллегиальность. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление
отношения
к
предмету,
имеет
воспитательные
цели,
может
носить
стимулирующий
характер.
Текущий
контроль
осуществляется
регулярно
педагогом
в
форме наблюдения. На основании результатов текущего контроля учащийся получает
поощрения и благодарность педагога.
Формой промежуточного контроля является открытый урок, который проводится
педагогом, ведущим предмет без присутствия комиссии один раз в полугодие. Если по
предмету промежуточная аттестация проходит в форме
концертов, они могут быть
приравнены к открытым занятиям. Результатом промежуточного контроля является оценка
за полугодие.
Промежуточная
(итоговая)
аттестация
проводится
ежегодно
по
результатам
освоения
программы
за
год
или
за
этап
обучения:
исполнение
концертных
программ,
прослушивание, творческие просмотры, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная
(итоговая)
аттестация
обеспечивает
оперативное
управление
учебной
деятельностью учащегося, её корректировку и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе
обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончании всех этапов обучения. По результатам
итоговой аттестации учащиеся, успешно освоившие программу, получают свидетельство о
дополнительном образовании.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
Критерии оценки
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают
в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки (тесты, викторины, вопросы и др.). Фонды оценочных средств
обеспечивают оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные
задания
в
рамках
текущих
аттестаций
могут
включать
в
себя
индивидуальную сдачу отдельных песен или партий. Методы контроля в промежуточных
и итоговых аттестациях направлены на оценку сформированных навыков сценического
выступления, ансамблевого взаимодействия.
По
итогам
исполнения
программы
концертных
или
конкурсных
выступлений
выставляется оценка (высокая, средняя, низкая).
Оценка
Критерии оценки выступления
Высокая
Выступление
участников
ансамбля
может
быть
названо
концертным.
Я р ко е ,
экспрессивное
выступление,
блестящая,
отточенная вокальная техника, ансамблевая
с т р о й н о с т ь ,
в ы р а з и т е л ь н о с т ь
и
убедительность
артистического
облика
в
целом - точное знание слов песни, текста
сценария и хореографического материала.
средняя
Хо р о ш е е ,
у в е р е н н о е
и с п о л н е н и е
музыкально- игровых композиций, с ясным
художественно-музыкальным
намерением,
н о
и ме е т с я
н е которо е
ко л и ч е с т в о
погрешностей.
низкая
Слабое выступление. Текст сценарного
материала исполнен неточно.
Удовлетворительные технические данные,
но очевидны серьёзные недостатки -
вялость или закрепощенность.
Недостаточность художественного
мышления и отсутствие должного
слухового контроля. Ансамблевое
взаимодействие на низком уровне.
Первый этап обучения «Начальный» (1 год)
Возраст детей – 5-6 лет
Наименование
Год
обучения
Предмет
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в год
Группа 1 года
обучения
начального
этапа
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
2/1
72/36
Второй этап обучения « Младшая концертная группа» (3 года)
Возраст детей – 7-9 лет
Наименование
Год
обучения
Предметы
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в год
1 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3/2
108/72
2 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3/2
108/72
3 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3/2
108/72
Третий этап обучения « Старшая концертная группа» (3 года)
Возраст детей – 10-18 лет
Наименование
Год
обучения
Предметы
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в год
1 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3
108
2 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3
108
3 год
1
Ансамбль «Фольклор – синтез
народного творчества»
3
108
Учебно-тематический план
Фольклор – синтез народного творчества (Ансамбль)
1 этап – подготовительный дети 5-6 лет (дошкольники)
1 год
№
Тема
Кол-во часов в
год
Теория
Практика
1
Сценическое воплощение музыкально-
игровых композиций.
36/18
10/5
26/13
2
Игровой фольклор
36/18
10\5
26/13
Всего часов
72/36
20/10
52/26
Репертуарный план 1 этапа обучения
1 полугодие
Музыкально-игровая композиция «Поиграем, народ позабавим!»
Музыкально-игровая композиция «Мы ходили, мы гуляли»
2 полугодие
Музыкально-игровая композиция «Солнышко! Выгляни на бревнышко!»
Содержание
1 этап
Тема №1 "Сценическое воплощение музыкально-игровых композиций".
Теория
правила поведения юного артиста
Практика:
освоение репертуара;
выступления на открытых занятиях перед родителями.
Тема №2 «Игровой фольклор»
Теория
правила народных игр
Практика:
разучивание и участия в народных играх;
исполнение игр в концертном варианте.
2 этап – младшая концертная группа, дети младшего школьного возраста
3 года
1-3 год
№
Тема
Кол-во часов в год
Теория
Практика
1
Сценическое вопощение музыкально-
игровых композиций, основанных на
традициях русского календаря.
36/22
12/8
24/14
2
Игровой фольклор
36/22
10/6
26/16
3
Работа
со
сценарным
материалом
к
36/28
10/8
26/20
концертным
выступлениям,
конкурсам
и
фестивалям
Всего часов:
108/72
32/22
76/50
Репертуарный план 2 этапа обучения
1год
Музыкально-игровая композиция «Поиграем, народ позабавим!»
Музыкально-игровая композиция «Мы ходили, мы гуляли»
Музыкально-игровая композиция «Солнышко! Выгляни на бревнышко!»
2 год
Музыкально- игровая композиция «Авсень, авсень! Ходи по всем!»
Музыкально- игровая композиция «Жаворонки! Прилетите!»
3 год
Музыкально- игровая композиция «Осень! Осень! В гости просим!»
Музыкально- игровая композиция «Ярмарка»
Содержание
2 этап
Тема №1 "Сценическое воплощение музыкально-игровых композиций".
Теория
правила поведения юного артиста
сценический костюм
Практика:
освоение репертуара;
выступления на открытых занятиях перед родителями.
Тема №2 «Игровой фольклор»
Теория
правила народных игр
Практика:
разучивание и участия в народных играх;
исполнение игр в концертном варианте.
Тема
№
3
«Работа
со
сценарным
материалом
к
концертным
выступлениям,
конкурсам
и
фестивалям».
Теория:
знакомство с традицией на примерах аудио - видеозаписей, изученного репертуара.
Беседа;
рассказ
по
теме
«Народный
календарь».
Приведение
примеров
сохранности
традиций на территории Рязанской области.
Практика:
воплощение сценарного материала в музыкально игровых композициях;
работа над дикцией в песнях плясового жанра;
проявление артистических способностей в песнях игрового жанра;
исполнение песен в заданном хореографическом рисунке;
выступление на открытых занятиях, перед воспитанниками других объединений, на
фестивалях и концертах.
3 этап – старшая концертная группа, дети с 10 лет
1-3 год
№
Тема
Кол-во часов в
год
Теория
Практика
1
Сценическое
воплощение
музыкально-игровых
композиций, основанных на традициях русского
28
8
20
календаря.
2
Игровой фольклор
20
5
15
3
П о в т о р е н и е
ко н ц е р т н ы х
н о м е р о в
и
музыкально-игровых
композиций
35
5
25
4
Р а б о т а
с о
с ц е н а р н ы м
м а т е р и а л о м
к
концертным
выступлениям,
конкурсам
и
фестивалям
35
5
25
Всего часов:
108
23
85
Репертуарный план 3 этапа обучения
1 год
Музыкально- игровая композиция «Масленица!»
Музыкально-игровая композиция «Пришла коляда!»
2 год
Музыкально- игровая композиция «У нас ягодка красна. Именины»
Музыкально- игровая композиция «Мирская складчина»
3 год
Музыкально- игровая композиция «Яблочный Спас»
Музыкально- игровая композиция «Рязань-град красной!»
Содержание
3 этап
Тема №1 "Сценическое воплощение музыкально-игровых композиций, основанных на
традициях русского календаря".
Теория.
Сценарный материал музыкально-игровых композиций и народный календарь
Практика:
освоение репертуара;
выступление на концертах, общегородских мероприятиях.
Тема №2 «Игровой фольклор»
Теория
правила народных игр
Практика:
разучивание и участия в народных играх;
проявление артистических способностей в песнях игрового жанра;
исполнение игр в концертном варианте.
Тема №3 «Повторение
концертных
номеров
и
музыкально-игровых
композиций»
Теория
работа со сценарным материалом и атрибутами
Практика:
повторение репертуара;
выступления на открытых занятиях перед родителями.
Тема
№
4
«Работа
со
сценарным
материалом
к
концертным
выступлениям,
конкурсам
и
фестивалям».
Теория:
построение концертных номеров
Практика:
воплощение сценарного материала в музыкально игровых композициях;
работа над дикцией в песнях плясового жанра;
исполнение сценария и концертных номеров в театрализованном действии;
выступление
на
концертных
площадках,
конкурсах
и
фестивалях
различного
уровня.
Ожидаемые результаты.
На первом этапе обучения дети должны:
Знать:
начальные элементы сценического мастерства;
изучить народные игры;
традиционные праздники по сценарному материалу;
музыкально-игровые композиции, основанные на выученном репертуаре
виды традиционного народного костюма.
Уметь:
владеть начальными навыками сценического мастерства;
исполнять считалки, применяя их как начало перед игрой;
исполнять
игры,
песенный,
речевой
материал
и
применять
их
в
музыкально-
игровых
композициях
совместно
с
хореографическими
движениями,
игрой
на
народных инструментах, по разученному сценарию.
На втором подготовительном этапе дети должны:
Знать:
традиционные народные обряды, приуроченные к народному календарю;
обычаи, связанные с прохождениями данных традиций на территории Рязанской
области;
сценарный репертуар к музыкально - игровым композициям;
Уметь:
различать обряды по традиционной принадлежности;
исполнять репертуар к музыкально - игровым композициям;
исполнять
музыкально
игровые
композиции
на
фестивалях,
перед
зрителями,
показывая сценическое мастерство.
На третьем этапе обучения дети должны
Знать:
традиции обрядов по репертуарному плану;
импровизационное мастерство;
традиционные народные обряды, приуроченные к народному календарю
обычаи, связанные с прохождениями данных традиций на территории Рязанской
области;
репертуар музыкально - игровых композиций;
традицию народного костюма и его элементов Рязанской области и других областей
России.
Уметь:
различать обрядовые песни по традиционной принадлежности;
исполнять к выученным к музыкально - игровым композициям;
воплощать полученные знания в сценических выступлениях;
обрядовые композиции, основанные на народном календаре;
принадлежность и сохранность данных традиций на территории Рязанской области и
других регионов России;
свободно
исполнять
песни
разных
жанров:
календарные
(заклички,
колядки,
масленичные), хороводные ( весенние, игровые), плясовые, частушки, кадрильные с
соединением сценарного материала и хореографическими движениями;
воплощать выученный материал в музыкально- игровых композициях;
передавать
и
доносить
накопленный
багаж
знаний
до
зрителя
на
концертных
выступлениях.
Результативность
По завершению всех этапов обучения, участник студии – это личность, обладающая
комплексом
знаний
народного
творчества
таким
уровнем
развития
заложенных
способностей,
таланта,
что
делает
возможным
реализацию
больших
и
сложных
музыкально – этнографических театрализованных постановок на сцене. Это эстетически
развитая
личность,
обладающая
художественным
вкусом.
В
плане
формирования
личностных качеств – это коммуникативный, свободно и раскованно чувствующий себя на
сцене человек, с быстрой реакцией, психологически устойчивый.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В работе используются
все виды деятельности, развивающие личность: игра,
познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды
деятельности
должны
быть
разнообразными,
социально-значимыми,
направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность
должна
соответствовать
возможностям
отдельных
личностей,
рассчитана
на
выдвижение
детей,
владеющих
умениями
ее
организовывать
и
осуществлять;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение
труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
принцип воспитывающего характера;
научности;
связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности
овладения
знаниями
и
умениями
(достигается
реализацией
всех
вышеперечисленных принципов).
Для
каждого
вида
творчества
существует
своя
технология,
при
этом
можно
выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное
формирование
у
детей
положительной
мотивации
к
творческой
деятельности;
получение
ими
новой
информации,
новых
знаний
при
решении
конкретных
практических задач;
обогащение
чувственным
опытом
и
опытом
мыслительной
и
практической
деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях
межличностного общения;
приобретение умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство
возникает
у
детей:
на
первом
этапе
в
ходе
учебной
игры,
на
втором
этапе
в
ходе
концертных
выступлений,
на
третьем
этапе
в
результате
осознанного
стремления
к
самосовершенствованию и мастерству.
Музыкально – игровые, обрядовые композиции исполняются
коллективно, что
ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
Формы организации учебной деятельности:
1.
групповая;
2.
концертная;
3.
конкурсная;
Основной вид занятий - практический
Используются следующие методы обучения:
объяснительный;
познавательный;
частично-поисковый.
Педагогические приемы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации
деятельности
(приучение,
упражнение,
показ,
подражание,
требование);
стимулирования
и
коррекции
(поощрение,
похвала,
соревнование,
оценка,
взаимооценка и т.д.);
сотрудничества,
позволяющего
педагогу
и
воспитаннику
быть
партнерами
в
увлекательном процессе образования.
Методы проведения занятия:
словесные, наглядные, практические, чаще всего
сочетание их.
Техническое оснащение занятий
Библиотека и методические пособия по народному творчеству.
Кабинеты для занятий, оборудованные необходимыми музыкальными инструментами
(фортепиано,
баяны,
балалайка,
гармошка,
шумовые
народные
инструменты)
и
атрибутами.
Концертные костюмы для разных возрастных групп.
Основные составляющие занятий:
1.
Воспитательный
момент
(правила
хорошего
тона,
этикет).
Дети
учатся
быть
вежливыми: приходя в студию, здороваются с педагогом и товарищами, учатся как
можно
чаще
употреблять
“волшебные”
слова
“спасибо”,
“пожалуйста”.
Своим
личным
примером
педагоги
учат
ребят
быть
внимательными,
добрыми
и
вежливыми в общении друг с другом. Хорошей традицией в подготовительных
группах стало поздравление ребят с днем рождения.
2.
Организация рабочего места. Педагоги приучают детей к чистоте и аккуратности.
3.
Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос
и
исполнение
фрагмента
или
всей
обрядовой
композиции
к
концертному
выступлению.
4.
Изложение нового материала.
5.
Практическая работа (80 % урочного времени).
6.
Подведение
итогов,
анализ
и
оценка.
Подведение
итогов
предусматривает
рефлексию, коллективный анализ исполняемых номеров.
7.
Приведение в порядок кабинета после занятия.
Перечисленные
элементы
не
обязательно
использовать
на
каждом
занятии.
Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе
средств
обучения,
импровизируя
по
своему
усмотрению.
Главное,
чтобы
обучение
становилось для детей источником радости, доставляло им удовольствие и моральное
удовлетворение.
Большое место в программе отводится региональному этническому компоненту.
Знакомство с народными традициями, народным костюмом, традиционными народными
праздниками не проходит бесследно. Оно дает детям чувство гордости за мудрость и
талантливость
своих
предков,
оставивших
нам
в
наследство
столь
значительные
памятники
истории
и
культуры;
делает
их
сопричастными
за
настоящее
народного
творчества; порождает чувство ответственности за будущее своей малой Родины.
Работа с родителями
Основные педагогические задачи:
а) формировать активную педагогическую позицию родителей:
- вызвать интерес к процессу
воспитания, желание добиться успеха; породить
уверенность
в
своих
силах
(индивидуальные
беседы,
консультации,
родительские
собрания);
- привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и Студии
в
целом
(открытые
занятия
и
мероприятия,
совместные
творческие
дела,
помощь
в
укреплении
материально-технической
базы,
инициативы
со
стороны
родительского
актива).
б ) оказывать
профессиональную
помощь
родителям
и
сотрудничать
с
ними
в
воспитании ребенка:
-
добиться
доверительных
отношений
между
родителями
и
воспитателями,
отношений партнерства;
-
способствовать
педагогическому
просвещению
родителей
(информировать
о
новых психолого-педагогических теориях, знакомить с литературой по данному вопросу,
обсуждать
результаты
анкетирования
и
тестирования,
привлекать
к
решению
педагогических ситуаций)
в) распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания:
(подготовка семейных ансамблей к фестивалям и конкурсам)
г) искоренять негативные тенденции:
- пропуск занятий по вине родителей;
- завышенные требования к ребенку со стороны родителей;
- наказание детей запретом идти в студию.
В основе работы с родителями лежат следующие принципы:
- терпимость и уважение к родителям разного уровня образования и культуры;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- принцип тактичного, деликатного изучения семьи.
Перечень родительских собраний
Организационные собрания
Знакомство
с
родителями;
анкетирование;
знакомство
родителей
со
структурой
студии и программой занятий; требования и нормы поведения; расписание занятий;
Тематические собрания
Помощь родителей в обучении детей ремеслам (повязки, украшения кушаки);
Об искоренении негативных тенденций со стороны родителей;
Вопросы воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Текущие (промежуточные) собрания
О проведении праздников и концертов ;
Экстренные вопросы;
Поездки и экскурсии.
Итоговые собрания
Анализ результатов обучения и перспективы развития.
Совместные творческие дела
- День открытых дверей.
- Экскурсии : по Дворцу детского творчества, в концертные залы г. Рязани.
-
Праздники,
концерты, чаепития :
новогодний утренник, праздник пап и мам (23
февраля и 8 марта), итоговые вечера.
- Прогулки на природу, игры на свежем воздухе .
Формы подведения итогов
Итоговый и промежуточный контроль:
Учащиеся
начального
этапа
показывают
выученный
материал
на
творческих
открытых занятиях;
Дети 2 этапа обучения, в конце I полугодия показывают фрагмент обряда, выступая
перед воспитанниками из других творческих объединений Дворца детского творчества, а в
конце учебного года принимают участие с музыкально-игровой композицией в отчетном
концерте студии;
Группы 3этапа в течение года показывают выученный репертуар в соответствии
учебному
плану
на
концертных
площадках
и
принимают
участие
в
фестивалях
и
конкурсах разного уровня, получая оценку своей деятельности.
Постоянный контроль:
Контроль
посещаемости.
Обеспечение
четкого
контроля
над
посещаемостью
учащихся с регистрацией сведений в журнале посещаемости на каждом занятии.
Устные оценки каждого ребенка и группы в целом.
а) Критерии оценки.
оценивается наблюдательность и фантазия;
оценивается интерес к специальной литературе по народному творчеству;
оценивается свободное владение техническими приемами;
оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;
оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
оценивается степень участия в коллективных формах работы.
б) Формы контроля
В той или иной мере используем все виды контроля:
устный контроль;
практический контроль;
наблюдение.
Оценочные формы детей:
-
оценка педагога;
-
оценка студийцев;
-
самооценка;
-
участие в концертах
Стимулы: похвала, поддержка, награждение грамотой, ценным призом.
Список литературы.
1.
Актуальные проблемы художественного воспитания детей проблемы художественного
Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного
возраста: Сборник. М., 1983.
2.
Аникин В.П. Детский фольклор
// Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное
поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
3.
Антипова Л. Концертно – исполнительская практика и сценическое
воплощение
фольклора. - М., 1993.
4.
Бекина С.И., Ломова Т.П.- Музыка и движение – М.: Музыка, 1984.
5.
Большой энциклопедический словарь. СПб. : «Норинт», 2000.
6.
Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-певческих коллективов.
– М., 1984.
7.
Возрастная и педагогическая психология/ Ред. Гализо. – М.: Просвещение, 1984.
8.
Воспитание в начальной школе: Сб. мат-лов Всероссийского семинара, / Под ред. А.Д.
Кувшинковой, В.В. Маскина. Рязань , 2003.
9.
Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области». Рязанский областной
центр народного творчества, Рязань, 1992г.
10. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Часть 2.М.:1999 г.
11. Ерошенков
И.Н.
Работа
клубных
учреждений
с
детьми
и
подростками:
Учебное
пособие. - М.: Просвещение, 1982. - 160с.
12. Калугина Н.И. Сценическое
воплощение песенного фольклора //
Народная песня
звучит. – М., 1982.
13. Киселева
Т.Г.,
Красильников
Ю.Д.
Основы
социально-культурной
деятельности:
Учебное пособие. - М.: МГУК, 1985. - 136с.
14. Климов А.А. Основы русского народного танца. Изд. 3-е. – М.: 2004.
15. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –М., 1998.
16. Куприянова
Л.Е.
Активизация
творческой
деятельности
младших
школьников,
осваивающих песенный фольклор // Проблемы детского музыкально образования. Сб.
трудов РАМ им. Гнесиных, вып.131. – М., 1994.
17. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных
факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.
18. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
19. Мир детства и традиционная культура.- М., 1995 – 1996.-вып.1-2.
20. Музыка. Программа/ Сост. Т.В. Овчинникова. М.: Просвещение, 1986.
21. Мухлинин М.А. Игровой фольклор и детский досуг: Методическое пособие._ М.,
ВНМЦ,1987.
22. Народная
педагогика
воспитания
детей,
подростков,
молодежи.
Материалы
VII
Виноградовских Ч.1-2. – Екатеринбург, 1993.
23. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М., Линка - пресс,
2000, 224 с.
24. Обряды и обрядовые праздники. – Академия наук, 1988.
25. О детском голосе / Под. Ред. Н. Орловой. – М.: Просвещение, 1966.
26. Пономарев Я.В. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
27. Попова Т.Н. Основы русской народной музыки.- М. : Музыка, 1977.
28. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре.- М., Музыка. 1985.
29. Проблемы и перспективы эстетического развития детей и подростков во внешкольной
работе / Научн. Ред. О. Белогрудов. – Пермь, 1990.
30. Развитие творческой активности личности ребенка. – М., 1995.
31. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова.- М.:
Гардарики, 2001. - 413 с.
32. Русское
народное
творчество
и
обрядовые
праздники
в
детском
саду.
Ред.А.В.
Орлова.- Владимир, 1995.
33. Скрытник
Т.
И.
Традиционные
танцы
как
источник
изучения
при
создании
сценической
композиции
//Репертуар
художественной
самодеятельности:
современность традиций. – М., 1983.
34. Специфика учебно – воспитательной работы в фольклорных творческих коллективах:
Методическое пособие. – М.:ВНМЦ НТ и КПР, 1984.
35. Стулова Г.Н. Проблема регистров певческого голоса младших школьников. - М., 1979.
36. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. Б.В. Горбунов, А.Е. Ефимов,
Е.А. Ефимова. Рязанский этнографический вестник. Рязань 1994 г.
37. Учите детей петь: Песни упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет./сост.
Орлова Т. М., Белкина С. И.- М., Просвещение , 1987.
38. Фольклор в школе . В 3-х частях / Под общей редакцией Л. Шаминой. – М., 1993.
39. Формирование
репертуара
детского
народно-хорового
коллектива:
Методические
рекомендации. – М.: ВНМЦ, 1984.
40. Хрестоматия
музыкального
сопровождения
уроков
народно
–
сценического
танца
.вып.1-2. Сост. Е Мускина. С.Пб., 1998.
41. Черемисина Н.А. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М.: Русский
язык, 1992.
42. Школа русского фольклора. Обучение в младших
классах. Под общей редакцией
профессора М.Г. Картавцевой, Москва, 1994г.
43. Шацкая А.Н. Музыка в школе. – М.: Академия педагогических наук., 1963.
44. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагог.- М., 1996.
45. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве
// Музыкальная фольклористика. Вып. 3. – М., 1986.
46. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов./ Сост.
Г.М. Науменко. - М.: 1998.
47. Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы 7 чтений, посвященных памяти Г.С.
Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору/ Составитель С.Г.
Айвазян. –М.: Институт Наследия, 2003.-224 с
Литература для детей
1.
Аникин В.П. Детский фольклор
// Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное
поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
2.
Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-певческих коллективов.
– М., 1984.
3.
Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области». Рязанский областной
центр народного творчества, Рязань, 1992г.
4.
Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. Б.В. Горбунов, А.Е. Ефимов,
Е.А. Ефимова. Рязанский этнографический вестник. Рязань 1994 г.
5.
Фольклор в школе . В 3-х частях / Под общей редакцией Л. Шаминой. – М., 1993.
6.
Школа русского фольклора. Обучение в младших
классах. Под общей редакцией
профессора М.Г. Картавцевой, Москва, 1994г
7.
Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве
// Музыкальная фольклористика. Вып. 3. – М., 1986.
8.
Щуров В.М. «Южнорусская песенная традиция». Исследование,1997г.
9.
Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов./ Сост.
Г.М. Науменко. - М.: 1998.
10. Этнография и фольклор Рязанского края. Рязанский этнографический вестник. Рязань.
1996 г.