Напоминание

Образовательная креативная среда как информационно-инновационная система


Автор: Игнатова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №81"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Образовательная креативная среда как информационно-инновационная система
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Образовательная креативная среда как информационно – инновационная система. В словаре С. И. Ожёгова среда определяется как 1- Вещество, заполняющее пространство, а также тела окружающие что – нибудь. 2- 2. –Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. 3- 3 – окружающие социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Из рабочей среды. В нашей среде. (стр.620) 4- В качестве примера приводится выражение - « среда заела кого – нибудь» (о невозможности расти, развиваться из – за благоприятного окружения) (стр.620) По С. И. Ожёгову образовательный, значит содействующий образованию, просвещению (образовательные экскурсии стр.349.) Таким образом, образовательную среду мы можем определить как обстановку, совокупность условий, предметов, объектов природного и искусственного характера, людей связанных общностью этих условий, в которых находится человек, и которые содействуют определённым образом его образованию и просвещению Если мы говорим об образовательной среде, то это означает, что мы имеем в виду её образовательные возможности. Стихийно сложившаяся такая среда может обладать незначительным образовательным потенциалом. В этом случае человек её изменяет в направлении расширения и усиления этих возможностей, продумывает стратегию, тактику, способы целенаправленного образовательного воздействия среды. Среда не бывает абсолютно пассивна. Она всегда функционирует, так как является подсистемой другой системы и особенно в том случае, если в ней находятся субъекты взаимодействия и функционирует даже тогда, когда она статична. Достигается это, прежде всего, за счёт информационности к5ак отдельных компонентов, так; и среды в целом, за счёт информационности, как отдельных компонентов, так и среды в целом, а тем более, если среда носит образовательный характер. Образование насквозь проникнуто информационными процессами. Без них нет образования. Образовательная среда информационна, по сути, и информационна всегда. Другое дело, что степень этой информационности мы можем менять и касается это, прежде всего искусственной среды. Поэтому можно говорить об информационной образовательной среде как совокупности объектов, предметов, процессов, условий, в которых находится или может находиться человек и которые оказывают или могут оказать на него информационное образовательное воздействие в соответствии со своим целевым предназначением. Образовательная среда, как правило, искусственна, её человек создаёт целенаправленно для образовательного воздействия. Поэтому такая среда по существу и, как правило, является искусственной целесообразной информационной системой по своей сути. Если степень информационности среды можно сделать высокой и информационность выступает как доминирующая функция, то такая среда выступает как информационная образовательная среда, а по существу как информационная образовательная система. Если осмыслить более глубоко понятие среды, то можно увидеть, что среда как таковая по отношению к человеку играет роль внешней системы. Сама же она находится в иерархичном подчинении и соподчинении с другими, более общими системами. Итак, среда – это внешняя по отношению к нам система и, как правило, имеющая большое количество связей и каналов взаимодействия с нами. Если каналов взаимодействия с системой мало, они единичны, то мы говорим, что это взаимодействующая система. Если каналов нашего взаимодействия много с внешней по
2 отношению к нам системой, и это взаимодействие носит для нас полифункциональный и часто судьбоносный характер, то мы говорим, что это среда нашей жизнедеятельности. Как частный случай это может быть образовательная система и поскольку она внешняя по отношению к нам, то мы говорим, что это образовательная среда. Таким образом, всё относительно, по отношению к одним объектам, среда выступает как среда, по отношению к другим она является системой невысокого уровня, например, микросистемой. Отсюда вытекает, что среда может быть микро -, макро- и мегасредой, а поскольку она состоит из совокупности условий, то она может выступать как микро -, мез -, макро- и мегафактор. С другой стороны среда может выступать как микро -, мезо -, макро - и мегасистема. В социальной педагогике воспитание определяется через изменение условий жизнедеятельности и тем самым задание определённой направленности деятельности и жизнедеятельности человека, т.е. изменения самого человека. Будучи целенаправленно используемой человеком для достижения определённых целей и решения задач (в нашем случае образовательных) среда может быть использована и как определённое средство, например, образовательное, воспитательное, педагогическое и т.д. В этой связи интересен подход Г.М. Коджаспировой и А .Ю. Коджаспирова к определению понятий среда педагогическая и среда воспитания. « Среда педагогическая -специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу»(2.с.142). Итак, среду педагогическую авторы трактуют как систему условий. «Среда воспитания – совокупность природных и социально –бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности» (2.с142) Здесь подчёркивается роль условий. Рассмотрим более подробно, особенности той или иной среды. Какой среда должна быть, чтобы в ней превалировало креативное начало? Ясно, что образовательная среда может быть предметно или личностно организованной, демократичной или авторитарной, стихийно самоорганизующейся или искусственно целенаправленно создаваемой. Среда как океан хаоса и порядка содержит в себе элементы простой образовательной деятельности и креативности. Необходимо только задать определённые условия (образовательные, социокультурные и др.), чтобы в среде активизировались элементы, источники, родники творчества и они при определённых условиях, специально созданных или спонтанно, стихийно возникающих активизировали творческое начало и сделали его непрерывным атрибутом, превалирующим началом жизнедеятельности обучающихся. Важно, что бы эти начала творчества были, прежде всего, в самой среде, чтобы вызовы среды провоцировали ( в хорошем смысле слова) на творчество других, создавая ситуации и примеры ( образцы) творчества, зажигали их креативное начало. Создание нового - это информационный процесс(1). Сама информация, её количество и есть степень новизны процесса. В процессе комбинаторики информационных начал, процессов, источников рождается новое, и креативные действия становятся потребностью, жизненной необходимостью человека, а
3 информационно – инновационная система начинает выступать как ядро не просто образовательной, а креативной образовательной среды. Литература 1. ДроньМ.И. Изучение педагогики как обьект информационных инноваций(с.100- 103) 2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних пед учеб. заведений.(176с) 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка 4. Ерёмина О. Образовательная среда 5. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе.


В раздел образования