"Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века или "Почему всё происходит как всегда"
Автор: Шулакова Наталья Геннадьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы Населённый пункт: г. Белая Холуница Наименование материала: Конспект урока в 10 классе Тема: "Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века или "Почему всё происходит как всегда" Раздел: полное образование
Тема урока «Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века
или «Почему всё происходит как всегда».
Прежде чем революция произойдёт в делах,
она должна произойти в умах.
К. Маркс.
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный
момент.
Учащимся предлагается поверить наличие необ-
ходимых инструментов и материалов для урока,
также у каждого должен быть набор из 3-х карто-
чек, которые приведены в Приложении.
2.
Целеполагание.
Постановка
проблемы.
Предлагает записать в тетрадях тему урока и эпи-
граф к ней.
А сейчас видя перед собой тему урока и эпиграф
попробуйте определить к какому результату мы
сегодня должны прийти. В случае если обучаю-
щиеся затрудняются сразу сформулировать цель
урока можно предложить им следующие допол-
нительные вопросы:
1.
Какой царь правил в России в начале 18 века?
2.
Как вы считаете правление Петра 1 было удач-
ным для России?
Проанализировав тему урока и эпиграф
приходят к выводу, что в конце урока долж-
ны узнать почему в России в начале 18 века
не до конца использовала свой шанс начать
движение по капиталистическому пути раз-
вития, почему общество продолжало суще-
ствовать по инерции и почему импульс от
реформ, как круги на воде растёкшись по
России медленно погасли, импульс исчез.
Пётр 1.
3.
Но если всё было успешным, то почему после
мощного импульса петровских преобразова-
ний общество постепенно погружается в со-
стояние стагнации (замирает в своём разви-
тии) и даже откатывается назад?
Да, так как была выиграна Северная война,
Россия стала морской державой появилась
собственная промышленность, построена
европейская столица Санкт-Петербург.
Таким образом, цель нашего урока выяс-
нить: почему успешные преобразования
Петра 1 стали неудачной попыткой модер-
низации российского общества.
3.
Мотивация.
Почему эта тема очень важна для вас, хотя на
первый взгляд мало касается нашей сегодняшней
жизни?
Через полтора года вы станете взрослыми и буде-
те самостоятельно решать большие и маленькие
вопросы и дела. Какие-то из них станут вашим
успехом, а какие-то поражением. А может сло-
житься так, что успешно начатая жизнь, яркие
победы в начале жизненного пути затем исчезнут.
Почему? А потому что они могут быть результа-
том удачного стечения обстоятельств. Удача –
очень капризная категория. Постоянного успеха в
жизни вы будете добиваться только тогда, когда
тщательно обдумаете и подготовите своё дело,
полностью сформируете его образ в уме и научи-
тесь из самых сокрушительных поражений извле-
кать зёрна своих будущих побед. Обратимся ещё
раз к эпиграфу урока – на примере сегодняшней
темы мы узнаем почему очень важно реально
оценивать свои возможности и способности для
Возможные варианты ответа.
Понятие «модернизация» важно для
сегодняшней жизни, потому что идёт
модернизация российского общества и
модернизация российского образования.
С этим понятием нам ещё предстоит не
раз встретиться на уроках истории.
достижения успеха. А когда вы осознаете эту
простую истину, то удача всегда будет на вашей
стороне. Помните древнюю мудрость: «Везёт го-
товому к победе!»
4.
Актуализация зна-
ний.
Работа с понятием
«модернизация»
Тема сегодняшнего урока не является для вас но-
вой, с понятием вы сталкивались на уроках исто-
рии мировых цивилизаций и обществознания.
1.
Что такое модернизация?
2.
Какие способы проведения модернизации вы
знаете?
3.
По отношению к политике правящей власти
какой вариант мы можем назвать путь «свер-
ху», а какой «снизу»? (оформление схемы на
доске и в тетрадях).
4.
Как осуществляется каждый из этих вариан-
тов?
5.
Какой вариант по вашему мнению лучше?
6.
Какой вариант осуществляется в России?
7.
Как должна проходить модернизация в России
по вашему?
От английского «modern» - современный.
Модернизация – это разрушение основ тра-
диционного общества осовременивание ци-
вилизации.
Модернизация «сверху» или модернизация
«снизу»
МОДЕРНИЗАЦИЯ
РЕФОРМЫ
(сверху)
РЕВОЛЮЦИЯ
(снизу)
Преимущества
Проблемы
Бескровный вариант
Крайняя жесто-
кость
Наличие плана
преобразований
Стихийные преоб-
разования
Сохранение суще-
ствующей власти
Падение династий
Первый
Первый
Удачно, так как государственная власть
контролирует все преобразования?
Мотивация с
опережением.
Таким образом, возникает первое противоречие с
темой урока.
Назовите причины модернизации в России в на-
чале 18 века?
Что происходит со странами, не имеющими
выхода к морям, предположите, опираясь на
карту «Мир в 20 веке».
Но, говорить, что у России в начале 18 века не
было выхода к морю, значит – лукавить? В ка-
ком море был российский порт.
Что не устраивает?
Вспомните, выход в какое море пытался завое-
вать Пётр Первый?
Почему после Азовских походов решает вое-
вать со Швецией?
После поражения под Нарвой Пётр впервые заду-
мывается над планом реформирования россий-
ского общества, но об этом мы будем говорить на
следующих уроках.
Мы назвали причину изменений реформ, но не
все реформы можно назвать модернизацией. До-
кажем, что в России начала 18 века прошла имен-
но модернизация. Вернёмся ещё раз к понятию
«Модернизация» - это разрушение основ тради-
ционного общества.
Необходимость завоевать выход к морю,
иначе страна может превратиться в по-
луколонию, потерять экономическую не-
зависимость.
Это слаборазвитые страны Экваториаль-
ной Африки и Латинской Америки.
Белое море, порт в Архангельске.
Короткий период навигации.
Азовское, для торговли с Востоком.
Война на один фронт, выход в Балтий-
ское море позволяет торговать с более
развитой Европой
5.
Изучение нового
материала.
Вспомним основные признаки традиционного и
индустриального общества.
Выполните задание на карточке 1.
Проверьте правильность выполнения работы
(правильные ответы записаны учителем на дос-
ке).
Признаки аграрного и модернизированного
общества
Традиционное обще-
ство
Модернизированное об-
щество
монархия
отсутствие систе-
мы образования
основной вид дея-
тельности – сель-
ское хозяйство
всесилие церкви
преобладание
сельских поселе-
ний
индустриализация
урбанизация
рост знаний о приро-
де и обществе
демократизация госу-
дарственной власти
секуляризация
Мы вспомнили, признаки модернизированного
общества, а теперь с помощью учебника и
карточки №2 докажем, что в России имела место
именно «модернизация».
Учебник. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История
России, конец XYII – XIX в.: Учебное пособие
для 10 класса общеобразовательных
Выполняют задание на Карточке № 1, срав-
нивают свой вариант с правильным отве-
том.
Обучающиеся делятся на 5 вариантов и на-
учреждений/Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.:
Просвещение, 1995.
Карточка №2 и задание по учебнику ( см. Прило-
жение).
Учащиеся работают только с той частью табли-
цы, которая касается государства.
Какой вывод можно сделать подводя итог на-
шей работе с таблицей?
Вернёмся к теме урока, смотрите сами – способ
выбран верный, налицо признаки успешной мо-
дернизации, почему в теме заявлена неудача?
Учитель подводит итог.
Потому что вместе с государством должно из-
мениться всё общество, каждая личность
должна понять необходимость осовременива-
ния. Какими качествами должна обладать лич-
ность? (Вместе с учащимися заполняет часть
таблицы «Личность, общество», вариант
оформления приведён в Приложении).
Учитывал ли Петр состояние общества на мо-
мент проведения модернизации?
Было ли что-то сделано для изменения созна-
ния общества и личности?
Почему после ускоренного развития начала 18
века произошло замедление и откат назад?
А теперь подумайте так ли плох способ модер-
ходят подтверждение своего признака в
учебнике. Время работа 3 минуты.
В России налицо признаки успешной
модернизации.
Высказывают свои предположения.
Нет.
Ничего.
Потому что революции в умах не
произошло, общество было не готово к
переменам
низации с помощью революции?
Положительные стороны этого способа
модернизации: готовность общества к
преобразованиям, появление социально-
го слоя, заинтересованного в преобразо-
ваниях – буржуазии
6.
Подведение итогов
урока.
Подводя итог сегодняшнего урока, хочется отме-
тить, что Пётр – не единственный правитель, ко-
торый нарушил естественный ход исторического
развития России. Посмотрите Карточку № 3. (см.
Приложение).
Чем опасны для страны кардинальные измене-
ния существующего строя?
В заключении хочется сказать – мы живём в
эпоху перемен и мы хотим быть успешными.
Но добиться успеха мы сможем только тогда,
когда будем готовы к изменениям. Предупре-
ждён, значит вооружён.
Загубленные человеческие жизни;
Уничтожение интеллектуальной элиты
нации;
Оскудение российской земли.
7.
Рефлексия.
Что вас удивило сегодня на уроке?
8.
Сообщение до-
машнего задания.
Творческое домашнее задание.
1 вариант – «Предположите, что было с истори-
ей России без Петра 1»
2 вариант – «Что было с историей России, если у
Петра появился достойный преемник».
Приложение
Карточка №1
Признаки аграрного и модернизированного общества
Секуляризация, преобладание сельских поселений, всесилие церкви, демократизация государственной власти, рост
знаний о природе и обществе, основной вид деятельности – сельское хозяйство, отсутствие системы образования, урба-
низация, монархия, индустриализация.
Какие из названных понятий относятся к традиционному обществу, какие – к модернизированному?
Карточка № 2
Признаки модернизации в России в начале 18 века.
Признак модерни-
зации
Проявление признака в России
государство
Урбанизация
Стр. 34
Индустриализация
Стр. 32 (последний абзац) - 33
Демократизация го-
сударственной вла-
Стр.35
сти
Рост знаний о при-
роде и обществе
Стр. 94
Секуляризация
Стр.74
Мобильная, легко
адаптирующаяся к
новым условиям
личность
Отсутствие священ-
ного трепета перед
властью
Принятие ценно-
стей капиталисти-
ческого общества:
труд, умеренность.
богатство
Вывод: модернизация оказалась неудачной, потому что общество оказалось не готово к восприятию перемен.
Карточка № 2
Признаки модернизации в России в начале 18 века.
Признак модерни-
зации
Проявление признака в России
государство
Урбанизация
Увеличение числа городов;
Увеличение числа городского населения;
Организация городского самоуправления.
Индустриализация
Резкое увеличение числа мануфактур;
Тяжёлая промышленность;
Политика протекционизма.
Демократизация го-
сударственной вла-
сти
Отмена местничества, Табель о рангах.
Вымирание Боярской Думы, Ближняя канцелярия.
Уничтожение приказов, Коллегии
Рост знаний о при-
роде и обществе
Открытие профессиональных школ;
Открытие Академии Наук;
Развитие науки;
Секуляризация
Церковью управляет чиновник;
Деятельность служителей церкви – это часть государственной службы;
Поборы с церквей.
Личность, общество.
Мобильная, легко
адаптирующаяся к
новым условиям
личность
Крепостное право
Отсутствие священ-
ного трепета перед
властью
Абсолютная монархия
Принятие ценно-
стей капиталисти-
ческого общества:
труд, умеренность.
богатство
Патриархальное сознание
Вывод: модернизация оказалась неудачной, потому что общество оказалось не готово к восприятию перемен.