Напоминание

"Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века или "Почему всё происходит как всегда"


Автор: Шулакова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы
Населённый пункт: г. Белая Холуница
Наименование материала: Конспект урока в 10 классе
Тема: "Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века или "Почему всё происходит как всегда"
Раздел: полное образование





Назад





Учитель истории КОГОБУ СШ с УИОП г.Белой Холуницы

Шулакова Наталья Геннадьевна

Урок в 10 классе по истории.

Тема урока «Модернизация российской цивилизации в 1 четверти 18 века

или «Почему всё происходит как всегда».
Прежде чем революция произойдёт в делах, она должна произойти в умах. К. Маркс. № п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент. Учащимся предлагается поверить наличие необ- ходимых инструментов и материалов для урока, также у каждого должен быть набор из 3-х карто- чек, которые приведены в Приложении. 2. Целеполагание. Постановка проблемы. Предлагает записать в тетрадях тему урока и эпи- граф к ней. А сейчас видя перед собой тему урока и эпиграф попробуйте определить к какому результату мы сегодня должны прийти. В случае если обучаю- щиеся затрудняются сразу сформулировать цель урока можно предложить им следующие допол- нительные вопросы: 1. Какой царь правил в России в начале 18 века? 2. Как вы считаете правление Петра 1 было удач- ным для России? Проанализировав тему урока и эпиграф приходят к выводу, что в конце урока долж- ны узнать почему в России в начале 18 века не до конца использовала свой шанс начать движение по капиталистическому пути раз- вития, почему общество продолжало суще- ствовать по инерции и почему импульс от реформ, как круги на воде растёкшись по России медленно погасли, импульс исчез. Пётр 1.
3. Но если всё было успешным, то почему после мощного импульса петровских преобразова- ний общество постепенно погружается в со- стояние стагнации (замирает в своём разви- тии) и даже откатывается назад? Да, так как была выиграна Северная война, Россия стала морской державой появилась собственная промышленность, построена европейская столица Санкт-Петербург. Таким образом, цель нашего урока выяс- нить: почему успешные преобразования Петра 1 стали неудачной попыткой модер- низации российского общества. 3. Мотивация. Почему эта тема очень важна для вас, хотя на первый взгляд мало касается нашей сегодняшней жизни? Через полтора года вы станете взрослыми и буде- те самостоятельно решать большие и маленькие вопросы и дела. Какие-то из них станут вашим успехом, а какие-то поражением. А может сло- житься так, что успешно начатая жизнь, яркие победы в начале жизненного пути затем исчезнут. Почему? А потому что они могут быть результа- том удачного стечения обстоятельств. Удача – очень капризная категория. Постоянного успеха в жизни вы будете добиваться только тогда, когда тщательно обдумаете и подготовите своё дело, полностью сформируете его образ в уме и научи- тесь из самых сокрушительных поражений извле- кать зёрна своих будущих побед. Обратимся ещё раз к эпиграфу урока – на примере сегодняшней темы мы узнаем почему очень важно реально оценивать свои возможности и способности для Возможные варианты ответа.  Понятие «модернизация» важно для сегодняшней жизни, потому что идёт модернизация российского общества и модернизация российского образования.  С этим понятием нам ещё предстоит не раз встретиться на уроках истории.
достижения успеха. А когда вы осознаете эту простую истину, то удача всегда будет на вашей стороне. Помните древнюю мудрость: «Везёт го- товому к победе!» 4. Актуализация зна- ний. Работа с понятием «модернизация» Тема сегодняшнего урока не является для вас но- вой, с понятием вы сталкивались на уроках исто- рии мировых цивилизаций и обществознания. 1. Что такое модернизация? 2. Какие способы проведения модернизации вы знаете? 3. По отношению к политике правящей власти какой вариант мы можем назвать путь «свер- ху», а какой «снизу»? (оформление схемы на доске и в тетрадях). 4. Как осуществляется каждый из этих вариан- тов? 5. Какой вариант по вашему мнению лучше? 6. Какой вариант осуществляется в России? 7. Как должна проходить модернизация в России по вашему? От английского «modern» - современный. Модернизация – это разрушение основ тра- диционного общества осовременивание ци- вилизации. Модернизация «сверху» или модернизация «снизу»
МОДЕРНИЗАЦИЯ

РЕФОРМЫ

(сверху)

РЕВОЛЮЦИЯ

(снизу)

Преимущества

Проблемы

Бескровный вариант

Крайняя жесто-

кость

Наличие плана

преобразований

Стихийные преоб-

разования

Сохранение суще-

ствующей власти

Падение династий
Первый Первый Удачно, так как государственная власть контролирует все преобразования?
Мотивация с опережением. Таким образом, возникает первое противоречие с темой урока. Назовите причины модернизации в России в на- чале 18 века?  Что происходит со странами, не имеющими выхода к морям, предположите, опираясь на карту «Мир в 20 веке».  Но, говорить, что у России в начале 18 века не было выхода к морю, значит – лукавить? В ка- ком море был российский порт.  Что не устраивает?  Вспомните, выход в какое море пытался завое- вать Пётр Первый?  Почему после Азовских походов решает вое- вать со Швецией? После поражения под Нарвой Пётр впервые заду- мывается над планом реформирования россий- ского общества, но об этом мы будем говорить на следующих уроках. Мы назвали причину изменений реформ, но не все реформы можно назвать модернизацией. До- кажем, что в России начала 18 века прошла имен- но модернизация. Вернёмся ещё раз к понятию «Модернизация» - это разрушение основ тради- ционного общества.  Необходимость завоевать выход к морю, иначе страна может превратиться в по- луколонию, потерять экономическую не- зависимость.  Это слаборазвитые страны Экваториаль- ной Африки и Латинской Америки.  Белое море, порт в Архангельске.  Короткий период навигации.  Азовское, для торговли с Востоком.  Война на один фронт, выход в Балтий- ское море позволяет торговать с более развитой Европой 5. Изучение нового материала. Вспомним основные признаки традиционного и индустриального общества.
Выполните задание на карточке 1. Проверьте правильность выполнения работы (правильные ответы записаны учителем на дос- ке).
Признаки аграрного и модернизированного

общества
Традиционное обще- ство Модернизированное об- щество  монархия  отсутствие систе- мы образования  основной вид дея- тельности – сель- ское хозяйство  всесилие церкви  преобладание сельских поселе- ний  индустриализация  урбанизация  рост знаний о приро- де и обществе  демократизация госу- дарственной власти  секуляризация Мы вспомнили, признаки модернизированного общества, а теперь с помощью учебника и карточки №2 докажем, что в России имела место именно «модернизация». Учебник. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XYII – XIX в.: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных Выполняют задание на Карточке № 1, срав- нивают свой вариант с правильным отве- том. Обучающиеся делятся на 5 вариантов и на-
учреждений/Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 1995. Карточка №2 и задание по учебнику ( см. Прило- жение). Учащиеся работают только с той частью табли- цы, которая касается государства.  Какой вывод можно сделать подводя итог на- шей работе с таблицей? Вернёмся к теме урока, смотрите сами – способ выбран верный, налицо признаки успешной мо- дернизации, почему в теме заявлена неудача? Учитель подводит итог.  Потому что вместе с государством должно из- мениться всё общество, каждая личность должна понять необходимость осовременива- ния. Какими качествами должна обладать лич- ность? (Вместе с учащимися заполняет часть таблицы «Личность, общество», вариант оформления приведён в Приложении).  Учитывал ли Петр состояние общества на мо- мент проведения модернизации?  Было ли что-то сделано для изменения созна- ния общества и личности?  Почему после ускоренного развития начала 18 века произошло замедление и откат назад?  А теперь подумайте так ли плох способ модер- ходят подтверждение своего признака в учебнике. Время работа 3 минуты.  В России налицо признаки успешной модернизации. Высказывают свои предположения.  Нет.  Ничего.  Потому что революции в умах не произошло, общество было не готово к переменам
низации с помощью революции?  Положительные стороны этого способа модернизации: готовность общества к преобразованиям, появление социально- го слоя, заинтересованного в преобразо- ваниях – буржуазии 6. Подведение итогов урока. Подводя итог сегодняшнего урока, хочется отме- тить, что Пётр – не единственный правитель, ко- торый нарушил естественный ход исторического развития России. Посмотрите Карточку № 3. (см. Приложение).  Чем опасны для страны кардинальные измене- ния существующего строя?  В заключении хочется сказать – мы живём в эпоху перемен и мы хотим быть успешными. Но добиться успеха мы сможем только тогда, когда будем готовы к изменениям. Предупре- ждён, значит вооружён.  Загубленные человеческие жизни;  Уничтожение интеллектуальной элиты нации;  Оскудение российской земли. 7. Рефлексия. Что вас удивило сегодня на уроке? 8. Сообщение до- машнего задания. Творческое домашнее задание. 1 вариант – «Предположите, что было с истори- ей России без Петра 1» 2 вариант – «Что было с историей России, если у Петра появился достойный преемник».
Приложение
Карточка №1

Признаки аграрного и модернизированного общества
Секуляризация, преобладание сельских поселений, всесилие церкви, демократизация государственной власти, рост знаний о природе и обществе, основной вид деятельности – сельское хозяйство, отсутствие системы образования, урба- низация, монархия, индустриализация. Какие из названных понятий относятся к традиционному обществу, какие – к модернизированному?
Карточка № 2

Признаки модернизации в России в начале 18 века.
Признак модерни- зации Проявление признака в России
государство
Урбанизация Стр. 34 Индустриализация Стр. 32 (последний абзац) - 33 Демократизация го- сударственной вла- Стр.35
сти Рост знаний о при- роде и обществе Стр. 94 Секуляризация Стр.74 Мобильная, легко адаптирующаяся к новым условиям личность Отсутствие священ- ного трепета перед властью Принятие ценно- стей капиталисти- ческого общества: труд, умеренность. богатство Вывод: модернизация оказалась неудачной, потому что общество оказалось не готово к восприятию перемен.

Карточка № 2

Признаки модернизации в России в начале 18 века.
Признак модерни- зации Проявление признака в России
государство
Урбанизация  Увеличение числа городов;  Увеличение числа городского населения;  Организация городского самоуправления. Индустриализация  Резкое увеличение числа мануфактур;  Тяжёлая промышленность;  Политика протекционизма. Демократизация го- сударственной вла- сти  Отмена местничества, Табель о рангах.  Вымирание Боярской Думы, Ближняя канцелярия.  Уничтожение приказов, Коллегии Рост знаний о при- роде и обществе  Открытие профессиональных школ;  Открытие Академии Наук;  Развитие науки; Секуляризация  Церковью управляет чиновник;  Деятельность служителей церкви – это часть государственной службы;  Поборы с церквей.
Личность, общество.
Мобильная, легко адаптирующаяся к новым условиям личность
Крепостное право

Отсутствие священ- ного трепета перед властью
Абсолютная монархия
Принятие ценно- стей капиталисти- ческого общества: труд, умеренность. богатство
Патриархальное сознание
Вывод: модернизация оказалась неудачной, потому что общество оказалось не готово к восприятию перемен.

Карточка № 3

Надломы исторического развития России

988 г. – принятие

христианства

14 век – собирание

земель вокруг Москвы

Нач. 18 века – попытка

модернизации

Двоеверие

Кровопролитны

е войны

Стагнация

капитализма

Тоталитаризм

1917 г. –

революция



В раздел образования