Автор: Копанева Нина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №58 Населённый пункт: город Киров Кировской области Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность младших школьников Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ с УИОП №58 города Кирова
Копанева Н. А.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
«Отличник народного просвещения»
Проектная деятельность младших школьников
Происходящие в наше время изменения в общественной жизни, требуют
развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих
дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы,
навыка самостоятельного продвижения в информационных полях,
формированию у обучающихся универсального умения ставить и решать
задачи для разрешения в жизни проблем – профессиональной деятельности,
самоопределения, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и
профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных
связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс и
способов ведения образовательной деятельности.
Проектная деятельность – одно из средств, которое поможет в решении
задач, поставленных перед школой.
Главная идея метода проектов – направленность учебно –
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат
называется проект, что в переводе обозначает замысел, план.
В широком смысле под проектом понимается обоснованная,
спланированная и осознанная деятельность , направленная на формирование
у учащихся определённой системы интеллектуальных и практических
умений.. Проектная деятельность включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей
сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником
задуманного результата.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно -
познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата.
Возможности проектной деятельности для развития личности и
социализации учащихся выявляются через анализ структуры деятельности
учителя и ученика, которая существенно отличается от их деятельности при
традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика
при использовании метода проектов
ученик учитель
определяет цель деятельности помогает определить цель деятельности
-
---------------------------------------------------------------------------------------------------
открывает новые знания
-----------------------
рекомендует источник получения
-
---------------------------------------------------
информации
----------------------------------
экспериментирует
----------------------------
раскрывает возможные формы
работы
--------------------------------------------------------------------------------------------
---------------
выбирает пути решения
-----------------------
содействует прогнозированию
результатов
---------------------------------------------------------------------------------------
--------------
активен-
---------------------------------------
создаёт условия для активности
ученика--------------------------------------------------------------------------------------------------------
субъект обучения--------------------------------- партнёр ученика
--------------
__________________________________________________________________
н
есёт ответственность за свою помогает оценить полученный результат,
деятельность
_________________________
выявить недостатки
_
Проектная деятельность оказывает большое влияние на разные группы
умений школьников:
- исследовательские
- социального взаимодействия
- оцёночные
- информационные
- презентационные
- рефлексивные
- менеджерские
Конечно, возрастные особенности учащихся начальных классов
накладывают определённые ограничения на организацию проектной
деятельности, но вовлекать младших школьников в проектную деятельность
следует обязательно. Иначе может быть нарушена преемственность в
развитии учебно - познавательной деятельности, а также и в
невозможности достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Образовательная программа начальной школы предусматривает работу
над проектами по всем изучаемым предметам: русский язык, литературное
чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
технология. Дети с удовольствием готовят презентации, выступления,
делятся своими находками, новыми знаниями с одноклассниками.
Достойную помощь детям в подготовке проектов оказывают и родители
Следует только предупредить, что их задача помогать, а не делать работу за
школьника.
Длительность выполнения проекта в начальной школе целесообразно
ограничить одним уроком, сдвоенными уроками или одной двумя неделями
урочно - внеурочных занятий, возможны и долгосрочные проекты.
Очень важен завершающий этап работы над проектом – презентация.
Со стороны учителя важно:
1) помочь школьнику произвести самооценку проекта
2) помочь учащимся оценить процесс проектирования
3) помочь детям подготовить проект к защите (презентации)
После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить
одноклассникам, слушателям выступления, родственникам, передать в
детский сад. Очень важно, чтобы дети почувствовали нужность их работы,
полезность и ощутили радость от того, что доставили удовольствие
другим.
Следует помнить об оценке выполненных проектов, которая должна
носить стимулирующий характер.
Темы проектов над которыми работали мои учащиеся очень
разнообразны. Назову только некоторые из них. Связанные с внеурочной
деятельностью: «Вятские потешки», «Снеговик или снежная баба».
«История посёлка Оричи», «Моя улица», « Вода- чудо природы». «Мои
родные в годы Великой Отечественной войны», «Насекомые-
предсказатели погоды» , «Времена года» и другие.
Особое место в нашей работе занимает долгосрочный творческий
проект «Времена года», над которым мы работали практически год. Почти
все дети стали участниками этого проекта; писали стихи, рассказы, делали
фотографии, рисовали рисунки, находили пословицы, поговорки,
народные приметы. Продуктом проекта стала книжка – раскладушка
«Времена года»
Проект был представлен на школьной конференции и высоко оценён
жюри и слушателями, стал победителем конкурса «Пою моё Отечество»
Участники проекта были отмечены Дипломами.
Проектная деятельность развивает интерес к познанию нового, к
изучению школьных предметов, к желанию заглянуть за пределы
материала учебника, стремление к расширению кругозора, стремление к
науке, к открытиям..