Автор: Бутова Алена Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ детский сад №34 г.Ельца Населённый пункт: Липецкая область, город Елец Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Не полная семья: особенности воспитания" Раздел: дошкольное образование
Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд
функций,
а
именно
обеспечивать
процесс
полоролевой
социализации,
развивать
самосознание
ребенка,
моделировать
образ
будущей
семьи,
формировать жизненные ценности и ориентиры, способствовать успешной
социализации
и
идентификации,
развивать
когнитивную
компетентность
ребенка, развивать его стрессоустойчивость.
Неполная семья указана как особый тип семьи в общей классификации
семей,
где
в
качестве
основания
выбрана
структура
семейной
группы.
Неполной называется семья:
· разведенная (причина образования такой семьи – расторжение брака);
·
внебрачная
(семья
образовалась
вследствие
рождения
ребенка
при
незарегистрированном браке);
· осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);
· распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей
родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания
родителей).
Обобщая
мнения
специалистов,
можно
выделить
типичные
ошибки,
возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье:
1.Гиперопека - это тот случай, когда ребёнок и проблемы, связанные с ним,
выдвигаются на первое место. Утрированные любовь и забота принимают
чрезмерные
формы
и
оборачиваются
на
практике
психологическими
отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют
у них заниженную самооценку, подавляют их самостоятельность.
2.Отстранённость
матери
от
собственно
воспитательного
процесса
и
чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребёнке («чтоб он был не
хуже чем другие»). Впоследствии такой ребёнок начинает требовать всё
больше,
но,
поскольку
мать
уже
не
в
силах
выполнять
возрастающие
запросы, возникают конфликты.
3.
Запрещение
контактов
ребёнка
с
отцом,
вплоть
до
настойчивого
«искоренения» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины при
этом даже пытаются воспитать у дочерей в целом отрицательное отношение к
мужчинам.
4.
Двойственное
отношение
к
ребёнку,
проявляющееся
то
в
приступах
чре змерной
любви,
то
во
вспышках
раздражения,
когда
н а
ребёнкевымещается боль за собственные беды и разочарования. Такой стиль
воспитания чреват впоследствии развитием у ребёнка невроза.
5. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у
него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга
оказывается в роли домашнего надзирателя. На этом фоне ребёнок, противясь
чрезмерному давлению, становится пассивным или начинает «бунтовать»,
нередко перенося центр жизни и интересов на улицу.
6.
Практическая
отстранённость
матери
от
ухода
за
ребёнком
и
его
воспитания. Причины такого материнского поведения различны: начиная от
безответственности, избытка примитивных интересов, недоброжелательного
отношения
к
ребёнку,
вплоть
до
крайних
случаев
-
алкоголизма,
беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм
социального поведения матери. Что делать?
Итак, что же предпринять родителю, самостоятельно растящему ребенка,
чтобы помочь ребенку и себе быть счастливыми и благополучными?
·
Обеспечьте
себе
внешнюю
поддержку.
Старайтесь
общаться
с
теми
людьми, которые поддерживают ваше решение самостоятельно вырастить
ребенка. Общайтесь с другими самостоятельными родителями – у многих из
них
есть
обширный
опыт
решения
«типовых»
проблем
в
такой
семье.
Принимайте комплименты – вы делаете большое, важное дело.
· Будьте поддержкой самому себе. Ребенку не будет лучше оттого, что вы
ругаете себя за ошибки. Отмечайте любые свои успехи, хвалите себя за все
достижения, которых у вас наверняка немало. Свои трудности и неудачи
просто принимайте к сведению – в следующий раз вы сделаете по-другому.
Помните, что ошибки есть у всех, просто не все в этом признаются. Не стоит
мучить себя размышлениями о том, «что было бы, если бы» - история не
знает
сослагательного
наклонения.
Вполне
вероятно,
что
вы
сделали
наилучший выбор из возможных на тот момент.
· Признавайте ваши чувства по отношению к вашему партнеру – отцу или
матери ребенка. Вероятно, вы разгневаны; скорее всего, для вашего гнева
есть все основания. Бросить своего ребенка, даже не родившегося (а уж тем
более
родившегося)
–
безответственный
поступок.
Возможно,
вы
также
опечалены из-за расставания с человеком, которого вы любили. Не стоит
подавлять эти чувства, делая вид, что их нет. В то же время очень важно
нетранслировать эти чувства ребенку. При возможности стоит обратиться за
профессиональной
психологической
помощью
к
психотерапевту
или
семейному
психологу,
который
поможет
вам
осознать
и
выразить
свои
чувства так, чтобы не было необходимости выливать их на ребенка (или
раздражаться из-за того, что ребенок похож на второго родителя).
· Для ребенка принципиально важно знать, что оба его родителя были в чем-
то «хорошими», ведь ребенок – плод их обоих. Любая тайна и отрицание
(«твой
папа
был
летчиком
и
погиб
на
задании»
–
традиционная
ложь
советских
времен;
объявление
второго
родителя
умершим,
скрывание
информации о нем) действуют на ребенка разрушительно. Подозревая ложь
или существенные недомолвки, он может предполагать худшее; не имея
возможности
поговорить
открыто
о
тайне
своего
появления
на
свет,
он
испытывает хроническую тревогу, что не способствует психологическому
благополучию.
Если
вам
есть
что
сказать
хорошего
о
другом
родителе,
ребенку
необходимо
рассказать
об
этом.
«Мама
была
красивая»;
«папа
хорошо пел и играл на гитаре». Если отсутствующий родитель поступал
безответственно или даже жестоко, для ребенка это лучше преподнести как
слабость, неспособность быть родителем (что, в общем, недалеко от истины):
«Папа был красивый и талантливый, но слишком молодой и слабый, он
побоялся, что у него не хватит сил на семью». Когда ребенок подрастет, он
наверняка сумеет составить собственное суждение о поступке своего второго
родителя (и, скорее всего, будет чувствовать гнев), а маленькому ребенку
необходима вера в то, что оба человека, создавшие его, хоть в чем-то были
достойны любви.
·
Постарайтесь
воздержаться
от
высказываний
вроде
«все
мужчины
безответственны» или «все женщины корыстны», какого бы пола ни был ваш
ребенок. Если девочка вырастает с ощущением, что все женщины корыстны и
вероломны, она, либо не сможет принять в себе женщину, получив вечный
внутренний конфликт (и будет стараться «не быть как эти бабы», во всем
подражая мужчинам), либо в пику отцу будет оправдывать его негативные
ожидания. Девочка, выросшая с ощущением, что мужчинам верить нельзя,
так
как
они
безответственны
и
инфантильны,
зачастую
будет
выбирать
именно таких мужчин – потому что они, в отличие от «положительных» и
надежных молодых людей, оправдывают ее ожидания относительно того,
каким должен быть мужчина.
· Обязательно привлекать ребёнка ко всем домашним делам, за счет этого в
нем
будет
развита,
самостоятельность,
которая
как
никогда,
повлияет
на
всюдальнейшую жизнь. Главное, не торопите их, и не нервничайте, ведь, Вы
тоже, когда-то учились мыть посуду, самостоятельно одеваться и т.п.;
·
Никогда
не
забывать
о
себе,
своем
поведении
и
общих
взглядах
на
окружающий мир. Ваше, постоянное депрессивное состояние, непременно
отложиться на будущей адекватности и личности ребенка. Если это все же
произошло,
то
уже
ни
один
психолог,
не
сможет
оказать
требуемую
поддержку и моральную помощь, так как психика и мировоззрение уже будут
сформированы на уровне подсознания;
·
Ограничивайте
требования
к
себе,
будьте
по
возможности,
как
можно
дольше со своим ребёнком. Если у Вас мальчик, а Вы, одинокая мама, то не
забывайте о том, что, ему требуются, настоящие мужские игры.
Например: войнушки, сбор из конструктора: самолетов, машин, танков и т.п.
Ну, а если у Вас девочка, и Вы одинокий отец, то ни в коем случае, не
приводите, шумные мужские компании. Играя с дочерью, одновременно,
воспитывайте в ней, будущую современную леди, заботливую и хорошую
хозяйку.