Напоминание

"Конкурс педагогического мастерства "Учитель Года" как эффективный способ формирования профессиональной компетентности учителя"


Автор: Пичугина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Кожевниково, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурс педагогического мастерства "Учитель Года" как эффективный способ формирования профессиональной компетентности учителя"
Раздел: полное образование





Назад





Конкурс педагогического мастерства «Учитель Года»

как эффективный способ формирования профессиональной

компетентности учителя

(из опыта работы)
Автор: Пичугина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» Кожевниковского района Томской области
Аннотация к статье:
Среди многообразия профессиональных педагогических конкурсов особенно востребован конкурс «Учитель года», в котором мне довелось быть участником, победителем и призёром на разных этапах конкурсных испытаний. Участие, а затем и осуществление наставнической деятельности в рамках вышеназванного конкурса позволяют с д е л а т ь определённые выводы о предназначении данного конкурса, его содержании, методике, организации проведения. Возможно, данная статья, содержащая личный опыт, поможет молодым специалистам отважиться и принять участие в столь прекрасном педагогическом состязании. Сегодня государство диктует новые требования к личности педагога как ключевой фигуре инновационных изменений в сфере образования. В связи с этим требуется поиск форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Сегодня существует немало конкурсов для педагогов, всем хорошо известных, таких как «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», организуется масса дистанционных конкурсов. Любое профессиональное состязание – это один из способов стимулирования тех, кто стремится к самосовершенствованию. Конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, а учительская профессия тем и хороша, что человек находится в постоянном поиске. Хотелось бы более подробно остановиться на популярном конкурсе педагогического мастерства – «Учитель года», поскольку участвуя в нём дважды в разный период своего становления как педагога (в 28 лет и в 43 года соответственно), а затем и осуществление наставнической деятельности в рамках вышеназванного конкурса позволяют с д е л ат ь о п р е д е л ё н н ы е выводы о предназначении данного конкурса, его содержании, методике проведения. Возможно, данная статья, содержащая личные впечатления,
поможет молодым специалистам отважиться и принять участие в столь прекрасном педагогическом состязании. Как правило, любой конкурс, а особенно всероссийского уровня, содержит определённые этапы: муниципальный, региональный, федеральный. Даже участие в каком-либо одном этапе подарит вам массу положительных эмоций, что, согласитесь, немаловажно. Но, безусловно, не это является самым главным моментом при подготовке и участии в подобного рода конкурсах. Конкурс «Учитель года» - это хорошая школа педагогического мастерства, направленная на выявление образцов эффективной педагогической деятельности, демонстрацию лучших профессионально- личностных качеств участников, повышение квалификации участников конкурсной программы. Позвольте поделиться секретами успешного участия во избежание некоторых ошибок. Во-первых, с самого начала настройтесь на приобретение позитивного опыта: Вы, бесспорно, приобретёте новых друзей, которые, возможно, станут Вашими единомышленниками в нашем общем благородном деле обучения и воспитания детей. Например, участвуя в 2000 году в конкурсе «Учитель года» в Архангельской области (г. Северодвинск) я приобрела истинных друзей-коллег, которые и до сих пор рядом со мной, несмотря на огромные расстояния, разлучившие нас со временем («Ура» дистанционному общению!). Именно их поддержка и доброжелательность помогли мне стать призёром и муниципального, и регионального этапов в то время. До сих пор вспоминаю те счастливые мгновения и их глаза, светящиеся счастьем и радостью за меня! Во-вторых, потрудитесь над портфолио. В настоящее время портфель Ваших достижений, как правило, размещается на Вашем личном сайте. Продумайте, кстати, и свой сайт. Сейчас существует масса программ, в рамках которых можно создать сайт самому (например, мой личный сайт создан с помощью конструктора сайтов «Wix»). Требования к сайту педагога можно найти в сети Интернет. В-третьих, получив конкурсные документы, очень внимательно, тщательно изучите их. Не поленитесь сделать это и 3, и 10 раз. Поверьте, вчитываясь каждый раз в критерии и требования, Вас будут посещать приятные мысли (а, может, и «родится» открытый урок). В-четвёртых, не пренебрегайте помощью коллег, особенно опытных, с приличным стажем работы. Не «тяните» конкурсное ярмо в одиночку – Вам надо беречь свои силы и эмоции – соревнования предстоят нешуточные! Помните: одна голова – хорошо, а 2-3-4 – ещё лучше! Но, с другой стороны, не позволяйте «ломать» себя, если с чем-то не согласны в ходе конкурса (я имею в виду поддержку коллег), найдите возможность обязательно сказать об этом. В-пятых, изучите материалы участников конкурса прошлых лет. Сейчас много информации в Интернете; сделайте путешествия на
образовательные сайты коллег из различных педагогических сообществ – это поможет Вам собраться с мыслями и узнать наверняка, что от Вас требуется. И, наконец, последнее – не отчаивайтесь, если что-то пойдёт не так. Как говорит одна моя хорошая знакомая: «Не корову продаём» (это шутка, конечно, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды). Да и какой солдат не мечтает стать генералом… Помните: члены жюри и эксперты не знают, какие Вы замечательные и первоклассные педагоги – докажите им обратное! Во всех субъектах конкурсной деятельности (участниках, членах жюри, организаторах, сопровождающих, педагогических коллективах конкурсных площадок) просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли, стимулируется мотивация саморазвития. Поэтому конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности педагогов и коллективов образовательных организаций. К положительным сторонам конкурса «Учитель года» на основании своего опыта могу отнести: • развитие собственной активной жизненной п о з и ц и и , коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; • внедрение новых педагогических технологий в муниципальную и региональную системы образования (например, в рамках муниципального, а затем и регионального этапов конкурса «Учитель года – 2015» я ознакомила участников с технологией «Резонанса», предназначенной для работы с одарёнными детьми. Знаю, что элементы данной технологии теперь используют мои коллеги не только в Томской области) • развитие профессиональных компетенций, а также творческого потенциала, приобщение к педагогической проектно-исследовательской деятельности; • создание благоприятной мотивационной среды для дальнейшего профессионального становления. С уверенностью могу сказать, что в процессе конкурса приобрела не только новых друзей, но и реализовала давно задуманные проекты, среди которых образовательный долгосрочный проект «Книжная гавань: школа сотрудничества детей и взрослых», который успешно реализуется не только в стенах нашего образовательного учреждения, но и в школах района. Конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту. Готовясь к профессиональному состязанию, педагог всесторонне анализирует свою деятельность, приводит в систему свои педагогические наработки, совершенствует свое профессиональное мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт. В 2016 году моя коллега стала участницей данного конкурса на муниципальном этапе и попросила оказать наставническую помощь в ходе
подготовки конкурсной программы. Конечно, я не смогла (да и не хотела) отказать ей в методической, консультационной помощи. Итогом нашей совместной деятельности стала победа моей подопечной в районном конкурсе «Учитель года-2016». Считаю это и своей маленькой победой на большом педагогическом пути, любимом пути! Фрагмент отзыва победителя участника конкурса «Учитель Года- 2016» Дементьевой Н.В. о наставнике в рамках конкурсных испытаний Пичугиной Н.В.: На протяжении испытаний со мной рядом были коллеги, друзья, чью помощь и переживания я чувствовала постоянно. Среди таких людей – Пичугина Наталья Валентиновна, чью консультационно-методическую поддержку я с уверенностью могу назвать наставнической. Прежде всего, могу охарактеризовать Наталью Валентиновну как грамотного специалиста, владеющего богатым арсеналом современных педагогических методов, форм, приёмов. Умеет быстро разбирать проблемные ситуации, находит оптимальный путь выхода из них – это очень ценное качество педагога-наставника. Компетентность, коммуникабельность и доброжелательность – отличительные черты характера Пичугиной Н.В., эти качества очень помогали мне в работе с ней. Для удобства наша совместная работа была заранее спланирована, всё было продумано до мелочей, с учётом всех требований конкурса. Помощь в оформлении педагогического портфолио, ценные советы для представления профессионального опыта, методическая помощь в разработке конкурсного урока, и, наконец, дружеское участие Натальи Валентиновны – всё это принесло положительный результат. Хочется сказать огромное спасибо замечательному педагогу – Пичугиной Наталье Валентиновне!


В раздел образования