Автор: Коновалова Надежда Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Солодушинская СОШ" Населённый пункт: село Солодушино Волгоградская область Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 1 класс Тема: Перенос слов. Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Солодушинская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
Конспект урока
по русскому языку в 1 классе
Тема урока: «Перенос слов»
(Урок с применением технологии проблемного диалога)
Подготовила учитель начальных классов
Коновалова Надежда Ивановна
Урок русского языка. 1 класс.
УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 1 класс
Тема: «Перенос слов»
Технологическая карта урока
Цели деятельности
учителя
1) познакомить учащихся с правилами переноса, организуя
самостоятельное наблюдение за языковым материалом;
упражняться в переносе слов; 2) развивать внимание,
восприятие, мышление; 3) воспитывать культуру общения,
чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при
работе в команде.
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объём освоения и уровень овладения
компетенциями):
научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с
одной строки на другую; определять способы переноса;
переносить слова по слогам;
получат возможность научиться: наблюдать за слоговой
структурой различных слов; анализировать модели слов,
сопоставлять их по количеству слогов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного
опыта, приобретённая компетентность):
Познавательные – использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления; освоения способов решения
проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих
действий, овладевают способностью понимать учебную задачу
урока и стремятся её выполнять.
Личностные : развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; овладение начальными навыками
адаптации
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,
работа в парах
Образовательные
ресурсы
Учебник В.П.Канакиной «Русский язык» 1 класс
Проектор, экран, презентация, книги, памятки.
Сценарий урока.
№
п/
п
Этап урока
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1
Оргмомент.
Мотивация.
Постановка
цели.
- Прозвенел
звонок.
Начинается урок.
- Встаньте так,
чтобы я поняла,
что вы готовы к
уроку. Подарите
друг другу
улыбку.
- А теперь все
внимание на
меня. Я
приглашаю вас к
новым знаниям в
изучении такой
сложной науки,
как русский язык
и хочу пожелать
успехов в
сегодняшней
работе.
- Садитесь.
Поднимите руку
тот, кто хотел бы
сегодня на уроке
русского языка
получить новые
знания. А теперь
сядьте правильно
и красиво тот,
кто готов начать
работу.
Организует
деятельность
учащихся на
создание
рабочей
обстановки.
Дети
проявляют
психологическ
ую готовность
к
познавательно
й
деятельности.
РУУД:
-самоорганиза
ция и
организация
своего рабочего
места
ЛУУД:
-осмысление
внутренней
позиции
ученика на
уровне
положительно
го отношения к
уроку
2
Повторение:
Задание:
Организует
Учащиеся
ПУУД
*Минутка
чистописания
*Словарная
работа.
разбейте записи
на 2 группы,
выберите и
запишите в
тетради только
буквы.
- Что общего в
написании этих
букв? (проверьте
себя по образцу).
(Учитель
показывает
карточки с
каллиграфически
ми написаниями
букв )
но с пе сить
ре х ва ж сло
- Как вы
определяли, что
нужно писать?
- Из слогов
составьте слова.
Это и есть тема
нашего урока.
Игра.
«Расколдуйте»
слова. Уберите
лишний слог и
запишите
полученные
слова, поставьте
ударение.
Составьте слово
из оставшихся
слогов.
певонал - пенал
каранродаш -
карандаш
тетнарадь -
тетрадь
ворона
- Какое слово
лишнее?
Почему?
- А когда
человека
деятельность
по
повторению
пройденного
материала.
погружаются в
самостоятельн
ую работу,
дают
индивидуальн
ую оценку
своей
деятельности.
Дети
называют: 1
группа -
буквы и 2
группа –
слоги,
так как слог
обязательно
имеет 1
гласную.
Дети
записывают:
с э х ж
У этих букв
есть
одинаковый
элемент -
полуовал.
Ученики
составляют
цель урока
«Переносить
слова»
Дети
составляют и
записывают
слова
певонал -
пенал
каранродаш -
карандаш
тетнарадь-
тетрадь
Получается
слово
«ворона».
Лишнее слово
«ворона», т.к.
оно не
относится к
школе.
логические
- анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.
- синтез –
составление
целого из
частей, в том
числе
самостоятель
ное
достраивание с
восполнением
недостающих
компонентов.
называют
«вороной»?
Вспомните
выражение
«считать ворон
на уроке». Как
понимаете?
3
Постановка
проблемы
урока.
- Для чего нужны
слова?
- Выберите
подходящее по
смыслу слово,
пропущенное в
предложении.
На парте
лежит
красивый
На уроках
нужен
простой
Петя весь
урок считал
Создаёт
проблемную
ситуацию.
- Слова
нужны, чтобы
называть
предметы,
действия…
- Выбранные
слова не
умещаются на
строке.
- Что делать?
- Можно
писать сразу
на другой
строчке.
- Можно
написать
мельче и
уместить на
этой строчке.
Учащиеся
сталкиваются
с проблемой:
возникает
необходимост
ь в переносе
слова.
РУУД:
-
целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено и того,
что ещё
неизвестно.
КУУД:
- умение
слушать и
вступать в
диалог,
- умение
выражать свои
мысли полно и
точно,
- учёт разных
мнений и
умение
обосновывать
своё.
4
Составление
плана
решения
проблемы
Иногда
возникает
необходимость
слова
переносить.
- Что такое
перенос? Слово
это произошло
от слова
переносить.
Можно
переносить что-
то с одного места
на другое, можно
перенести
заболевание,
встречу на
другой день.
Создаёт
условия для
организации
деятельности
по
планированию
.
Учащиеся
обсуждают
план по
поиску
решения
проблемы.
ПУУД
общеучебные
- поиск и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационн
ого поиска.
- Как же
переносить
слова?
- Где можно
понаблюдать за
переносом слов?
Возможно, ответ
найдём в книгах.
Понаблюдаем за
тем, как
переносят слова
в книгах нашей
классной
библиотечки.
5
Групповая
работа по
поиску
образцов.
Каждый ряд
получает
ксерокопию
страницы книги
и инструкцию по
поиску.
Через некоторое
время итоги
работы
обсуждаются.
Какие слова
нашли?
Как они были
перенесены?
Создаёт
условия для
организации
работы в
группе. Дети
получают
ксерокопии
страниц книг,
изучают
памятку,
выписывают
слова,
которые были
перенесены с
одной строки
на другую.
Собирают
информацию
(дети
получают
ксерокопии
страниц книг,
изучают
памятку,
выписывают
слова, которые
были
перенесены с
одной строки
на другую),
анализируют,
делают
выводы.
- Слова
перенесены по
слогам.
ПУУД
логические
-анализ
объектов с
целью
выделения
признаков,
подведение под
понятия,
выведение
следствий.
- обучение
работе с
разными
видами
информации.
6
Составление
памятки.
Чтобы
информацию,
полученную в
ходе вашей
работы «не
растерять»
зафиксируем
выводы в
памятке.
Конкретизиру
ет выводы,
вносит
необходимые
коррективы.
Дети создают
конечный
продукт
деятельности
на уроке:
«ПАМЯТКА.
Перенос
слов».
ПУУД
-подведение
под понятия,
выведение
следствий;
-построение
логической
цепи
рассуждений.
-
структурирован
ие знаний
7
Игра-
закрепление
(в группах)
(физминутка)
Дополнение
памятки.
Предлагаю
поиграть!
Каждый из вас
до начала урока
на перемене
получил цветной
бейджик с
буквой.
Разобьёмся на
команды по
цветам.
Составим слова.
В каждой
команде есть
участник, на
бейджике
которого написан
знак переноса.
Где он может
найти себе
место.
Слова для игры:
РЯБИНА – РЯ-
БИ-НА
КОНЬКИ –
КОНЬ-КИ
СУББОТА –
СУБ-БО-ТА
(можно
предложить
провокационный
ход: разделите
для переноса
слово «КРАБ»).
Организует
игру в
больших
группах -
упражнение
творческого
характера.
Учащиеся
переносят
полученные
знания в
схожую
ситуацию.
ЛУУД:
-
формирование
установки на
здоровый образ
жизни.
ПУУД:
-
самостоятельно
е создание
способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера.
КУУД:
- умение
договариваться,
находить общее
решение.
Мы уже знаем о
том, как
переносить
слова. Почему не
получается
разделить для
переноса слово
«краб»?
Зафиксируем
этот факт в
нашей памятке.
Срочно помогите
Пете!!!
Текст письма:
Ребята!
Здравствуйте! В
нашей сказочной
школе был урок
русского языка.
И вот что
случилось…
Мы изучали
перенос,
Вот как слова я
перенёс:
«Едва» я перенёс
е-два
И получил за это
«два»;
«Укол» я перенёс
у-кол
И получил за это
«кол»;
«Опять» я
перенёс о-пять;
Теперь наверно
будет «пять»?
Будет ли у меня
пятёрка?
Помогите
разобраться.
- Ребята,
наверное, вы
умеет наблюдать
и делать выводы.
- Кто заметил,
чем схожи слова
Организует
работу по
дополнению
памятки.
Дети в итоге
игры
получают
новые
сведения о
запрете
переноса слов,
состоящих из
одного слога.
- В этих
словах есть
слог,
состоящий из
одной буквы,
зайка пытался
отделить одну
букву от слова
и получал
плохие
отметки за это.
- Вывод:
нельзя
отрывать одну
букву от слова,
даже если это
слог.
РУУД:
-
целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено и того,
что ещё
неизвестно.
ПУУД
логические
-анализ
объектов с
целью
выделения
признаков,
подведение под
понятия,
выведение
следствий.
- построение
логической
цепи
рассуждений.
- умение
структурироват
ь знания
(создание
памятки)
ЛУУД:
- ученик
научится (или
получит
возможность
научиться)
проявлять
познавательну
ю инициативу.
8
Самостоятель
ная работа с
проверкой.
- Как вы думаете,
как хорошо вы
усвоили тему
урока?
- Предлагаю
поработать в
парах.
(в учебнике с. 38
упр. 4)
- Запишите
слова, разделив
чёрточкой для
переноса.
Посовещайтесь
с соседом по
парте.
Сверьте работу с
образцом.
Организует
работу в
парах.
Осуществляет
индивидуальн
ую коррекцию
действий
учащихся.
Дети
контактируют
друг с другом
на уровне
учебного
сотрудничеств
а,
согласования
действий с
партнёром.
Осуществляют
контроль
своей
деятельности
по заданному
образцу.
РУУД контроль
в форме
сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном с
целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона.
КУУД:
-
взаимоконтрол
ь и
взаимопомощь
по ходу
выполнения
задания.
9
Итог урока.
Рефлексия.
- Вы хорошо
поработали!
- А теперь игра
«Аквариум».
Ловите
(хлопните в
ладоши) тех
рыбок, слова на
которых нельзя
перенести.
Слова для игры:
соль, море,
осьминог,
кораллы, скат,
волна и др.
- Повторим по
памятке правила
переноса слов.
- Оцените свою
работу на уроке.
Если вы
работали с
увлечением, вам
было интересно,
понятно, то свой
лепесток вы
прикрепите к
улыбающемуся
цветку на доске.
Если вы
работали, но
Создаёт
условия для
рефлексии
пережитого на
уроке.
Учащиеся
дают
самооценку
своей
деятельности
на уроке.
ПУУД:
- рефлексия
способов и
условий
действия ,
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельности
ЛУУД:
-формирование
адекватной
позитивной
осознанной
самооценки.
было не всё
понятно, то свой
лепесток вы
прикрепите к
удивленному
цветку.
Если вам было
неинтересно и
непонятно, то
ваш лепесток
надо прикрепить
к грустному
цветку.
- Спасибо за
урок!