Автор: Степанова Людмила Петровна Должность: педагог-воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа №538 имени С.В. Гришина Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: День толерантности Раздел: начальное образование
«НАРОДОВ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Пояснительная записка.
Каждый человек должен сознавать, что он представитель народа,
имеющего свою историю, и в то же время гражданин России и всего мира.
Такое внеклассное мероприятие дает возможность строить
воспитательный процесс с учетом многовекового культурного наследия
народов, проживающих на территории России, реализовать связь времен, не
нарушая целостности развития личности ребенка, помогая ей оценивать
вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру, так как
народное искусство рассматривается частью духовной культуры российского
общества.
Внеклассное мероприятие «Народов дружная семья» - коллективное
творческое дело, способствующее воспитанию толерантности,
познавательного интереса к изучению обычаев и традиций других народов,
ведь в школе обучаются дети семи национальностей.
Это мероприятие позволит познакомится с культурой представителей
всех национальностей, проживающих на территории нашей страны. В ходе
мероприятия будут представлены Россия, Украина, Армения, Грузия,
Азербайджан.
Мы убедились: подобные мероприятия развивают познавательный
интерес и формируют творческую активность.
Чтец 1: Любим мы встречать гостей
Разных стран и волостей.
Проходите, не стесняйте.
Будьте все как дома –
Школа № 538
Многим вам знакома.
Чтец 2: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки идем!
Чтец 3: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Чтец 4: Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
Где мы учимся и строим,
Песни весело поем!
Чтец 5: Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю.
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Чтец 6: Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Чтец 7: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Ведущий 1: Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку культуры своей
Родины, изучать ее, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было
переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину
старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и
доброе слово – делают семью богатой.
Ведущий 2: А наша школьная семья действительно богатая на
национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и грузинские,
украинские, татарские, азербайджанские.
Ведущий 1: Все они сейчас собрались
В этом школьном зале,
Чтоб принять участие
В народном фестивале.
Ведущий 2: Украина песнями славится,
Городами светлыми, новыми,
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле – красавица!
Ведущий 1: Гостей Украины встречайте ( идет зрительный ряд…,
исполняется украинская песня, танец «Гопак»)
Ведущий 2:Вековая страна…Страна камней… Армения. Принято считать,
что историю пишут люди, однако это не так – время пишет историю перьями
веков и в каждом поколении живущих оставляет на ее камнях свою запись.
Ведущий 1: Мы любим края горного простор,
Как много снега на вершинах гор.
Отрада в родниках, в ключах его.
Шатер из снега на плечах его.
(Звучит стихотворение на армянском языке, затем оно же с русским
переводом)
Ведущий 2: Грузия – одна из древнейших очагов цивилизации. Долгий
тернистый путь прошел грузинский народ за годы своего существования.
Множество испытаний вынесла древняя страна, но вновь и вновь
возрождалась культура этого края.
( видеоряд, танец «Лизгинка», исполнение грузинского произведения )
Ведущий 1: Своих друзей могу понять я
Всех, кто отсюда вдалеке.
Ведь разговор народы-братья
Ведут на русском языке.
(идет зрительный ряд, исполняется русский народный танец )
Ведущий 2: «Я русский человек, но как родного брата, пойму украинца,
грузина обниму»,- говорит поэт и так его устами великий, древний говорит
народ.
Нам русским – братья все,
Кто вместе с нами
Дорогой мира и добра идет!
Чтец: Мы русские.
В крови у нас не дремлет
Священный зов работать и творить
Еще не раз мы сможем нашу Землю
Гагаринской улыбкой озарить!
Грузины, белорусы, украинцы,
Узбек, казах, киргиз или якут.
Мы- русские! Недаром за границей
Нас всех сегодня русскими зовут!
( идет видеоряд, исполняется песня «Моя Россия»)
Литература:
1.
В.А.Сапегина «Классные часы в начальной школе»;
2.
И.Агапова, М.Давыдова «Патриотическое воспитание в школе»;
3.
Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших
школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С.
65-72.
4.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание
толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. //
Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
5.
Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. /
Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006.
- № 4. – С. 92-96.
6.
Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся
старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - №
4. – С. 96-102.
7.
Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный
руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.