Автор: Брескаленко Галина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ гимназия №24 имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова Населённый пункт: г. Ставрополь Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия по литературе Тема: Дискуссия "В чём смысл человеческой жизни?" Раздел: полное образование
Тема:
«В чем смысл человеческой жизни?»
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Б.Паскаль
Цель
мероприятия: повышение
интереса
старшеклассников
к
классической
литературе,
воспитание
культуры
общения,
формирование коммуникативных умений и навыков, расширение
кругозора.
Оборудование:
1.Выставка книг и других материалов, которыми пользовались
ученики
при
ответе
на
вопрос,
поставленный
в
теме.
2.Плакат с рисунками учеников на тему мероприятия.
3.Карточки с высказываниями на тему мероприятия.
4.Красные и зеленые флажки для обратной связи.
5.Записи на доске.
Ведущий(учитель):
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний диалог проходит в
рамках
дискуссионного
клуба
«XXI
век».
Мы
с вами
совершим
сегодня
очередной визит к Минотавру в лабиринт многосложной, но все же прекрасной
человеческой жизни и попробуем разобраться, для чего живет человек, как надо
жить, чтобы считать свою жизнь наполненной смыслом.
-
Обратите внимание на эпиграф, который предлагается как аксиома, т.е.
высказывание, не требующее доказательств. Блез Паскаль, известный вам
физик, математик, религиозный философ и писатель, знал, о чем говорил.
1
Давайте поверим ему, что «горе людям, не знающим смысла своей жизни».
Согласны? Ну что ж, тогда в путь! Хотя! Первый шаг в лабиринт вы уже
сделали. Как вы думаете, когда?
Учащиеся (примерные ответы):
- Когда размышляли над предложенной темой.
- Когда читали книги.
- Когда рисовали свою жизнь и представляли ее как строительство.
- Когда с нами что-то происходило, и это что-то порождало первые
вопросы: «Почему? За что? Кто виноват?».
Ведущий:
Замечательно! Значит, вы уже вполне готовы к трудному пути в
лабиринте. Мне вот только очень интересно, что имел в виду Уч. (называет
имя), говоря о чем-то, что порождает первые вопросы? Не хотите ли вы нам
рассказать об этом немного? Да? Пожалуйста!
Уч. Это были самые первые шаги в «самостоятельную» жизнь. Может быть,
это смешно, но укололся колючкой - больно! Почему? Придумали обидную
кличку - больно! За что? Поссорился с другом - больно! Кто виноват?
(Ученики поднимают зеленые и красные флажки. Зеленые - в поддержку,
красные - сигнал несогласия).
Ведущий. Мне очень понравилось, как ты говорил. «Заговори, чтобы я тебя
увидел», - говорил Сократ. Я увидела тебя, т.е. твою искренность, твою
чуткость. Интересно, что хотят сказать «красные»?
«Красные» (примерные ответы):
1. Я думаю, это упрощенное понимание темы. Все гораздо сложнее. Ведь то, о
чем говорил Уч. было в детстве ... А в детстве другие законы, к сожалению.
2.
Я
не
согласен
с
тем,
что
для
того,
чтобы
познать
смысл
жизни,
надо
обязательно пережить боль. Это как-то мрачно; ты пессимист?
(возможна дискуссия).
Ведущий:
Мы не можем сейчас спорить до бесконечности, но я предлагаю
в а м
д л я
р а з р я д к и
п о с м о т р е т ь
р и с у н к и
т е х ,
к т о
з а хо т е л
и х
2
нарисоват ь (вывешивается
плакат
с
наклеенными
рисунками). Я
прошу
вас
выбрать
рисунок,
который
вам
кажется
интере сным,
необычным, и мы поговорим с автором.
Учащиеся (примерные ответы):
1. Мне очень понравился рисунок с огромным сердцем, в котором много
маленьких сердечек и только одно слово «любовь» (поднимают много
зеленых кружков, но есть и красные)
2. Я этим рисунком хочу сказать, что строю свою жизнь по законам любви.
И
смысл
жизни
вижу
именно
в
этом.
Любовь
ко
всему
живому
и
неживому на Земле, ко всему миру. Вот, например, Сонечка Мармеладова.
Что в ней главное? Способность любить и прощать. Да что Сонечка!
Булгаковский Иешуа! Всех считал добрыми людьми и мучителей своих
простил.
3. Я хочу возразить. Он – простил, они – распяли!!! Невозможно любить
всех. Я уверен. И смысла в этом
не вижу. Ты же не будешь любить,
например,
маньяков, террористов
и
т.п.
(Много
зеленых
и
красных
кружков). К тому же у Достоевского кроме Сонечки есть Свидригайлов,
который себя любил, а не других, а у Булгакова – жестокий прокуратор
Понтий Пилат. Обсуждение.
Ведущий:
Серьезные аргументы! Давайте посмотрим на запись на доске:
«Жизнь
на Земле - училище любви. Только жизнь в любви есть
истинная
жизнь,
имеющая
смысл
и
цель».
Кто
хочет
прокомментировать?
Учащиеся (примерные ответы):
1.
Я
согласна.
Именно
училище.
Любви
надо
учиться.
Надо
учиться
прощать и любить.
2.
А
я
не
согласен.
Разве
можно
нашу
современную
жизнь
считать
училищем любви? Она, скорее, училище ненависти. Никто никого не
любит. Многие говорят, что любят, а на самом деле это только слова.
3
Ведущий:
Позвольте заметить: слишком категорично: никто, никого!
Можно мне задать тебе вопрос? А что порождает ненависть? Ты не
задумывался? (Много зеленых кружков).
Учащиеся (примерные ответы):
1. Наверное, люди много хотят, а имеют мало. Завидуют.
Ведущий: А чего они хотят? И хотят много?
Учащиеся (примерные ответы):Много денег ... Дорогую машину, модные,
красивые вещи…
Ведущий:
Вот видите, мы уже в гуще нашей жизни, мы не заметили, как оказались в
центре
лабиринта.
Мы
окунулись
в
сам
процесс
«физиологической»
жизни человека. Пища, одежда, деньги, за которые можно все (или не
все?) купить - вот что на первом плане ... Кстати, один философ говорил,
что «смысл жизни не может быть почерпнут из самого процесса жизни,
он должен возвышаться над жизнью». И очень кстати у нас есть еще один
рисунок.
Я
его
вам «загадаю»,
а
вы
найдете.
Этот
рисунок
полная
противоположность первому (Много зеленых флажков).
Ученики (примерные ответы):
1. Это рисунок с огромным долларом. И вокруг него стена из кирпичей.
Согласны? Так вот доллар дает нам пищу для тела, а сердце - пищу
для души. И если человек питается только пищей для тела, его участь -
служить телу, он раб тела. Кому служит, от того и получает (Красные
флажки).
«Красные » (Примерные ответы):
1.
Может
быть
ты
докажешь,
что
без
пищи
физической
человек
может жить?
2.
Не в этом дело. Но надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Тоже
известная истина. Хотя есть люди, которых называют солнцееды. Они,
получается, не едят обычную человеческую пищу?
4
3.
Если человеком правят только инстинкты, в таком теле душа не живёт.
И тогда и пища духовная ему не нужна.
4.
Ведущий: То есть, если я вас правильно поняла, все же вы цените
духовные ценности выше? С вами, между прочим, согласен Т.Драйзер,
который
говорил,
что
«жизнь
познается
из
книг
и
произведений
искусства, может быть, еще в большей мере, чем из самой жизни». А
поэтому мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями.
Учащиеся (примерные ответы):
1. Мы сейчас говорили о теле и душе. Вот вам и Минотавр! В человеке всегда
живут 2 разных «Я». Одно - воплощение души, другое - тела. Так вот из Библии
я узнала, что душа бессмертна, она над телом. Потребности души всегда выше,
важнее ... И еще: душе не нужна власть, не нужны материальные богатства.
Она - часть божественной природы. Она служит Богу! И в этом смысл жизни. В
служении Творцу. (Красные и зеленые флажки).
2. А я считаю, что нет смысла в разделении души и тела. Они одинаково важны
для человека. Кто сказал, что в человеке должно быть всё прекрасно. И душа, и
лицо,
и
одежда,
и
мысли?
И
вот
это
счастье,
а
человек,
как
утверждал
Короленко, создан для счастья, как птица для полёта. Так что жизнь – это
полёт! И в этом её смысл!!!
3. А вот Горький писал: «Летай иль ползай – конец известен: все в землю лягут,
всё прахом будет…» Так что и полёт заканчивается как у всех.
Ведущий: Я вижу,
вы серьёзно подготовились к дискуссии. Да, жизнь –
лабиринт, постоянный выбор! Куда идти? Как не пропасть в лабиринте, как
найти
выход?
Как
остаться
человеком?
Литература
даёт
нам
немало
подсказок. Сегодня я хочу вспомнить одну книгу, её лишь упоминают учебники
литературы. Н.А. Островский «Как закалялась сталь». Павка Корчагин. Кто-
нибудь слышал о таком герое? (1-2 человека). А как высоки и прекрасны его
слова: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и
прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая,
5
смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире -
борьбе за освобождение человечества".
Разве это не полёт? Обсуждение.
- Учащиеся (примерные ответы):
1. В книге С.Соловейчика «Пушкинские проповеди» я прочла, что смысл
жизни состоит в том, чтобы оставить своей жизнью добрый след. Эта
мысль мне очень близка.
2. Добрый след - это просто здорово. Но оставляют же люди и недобрый
след на земле. Есть много других примеров и из жизни, и из литературы.
Вот, например, Печорин. Сам о себе говорил, что он – топор в руках
судьбы. Возьмите Кабаниху из «Грозы». Ну в чём смысл её жизни? Есть
поедом домашних!
3. А ещё хуже – никакой след! Просто жил? И всё? Например, Обломов.
Да, добрый, да, зла не делал, но и добра не делал! Или Плюшкин, дырка
от бублика!
4. Мы с вами как-то незаметно, что называется, перешли на личности.
Напомню одну библейскую истину: не судите и не судимы будете. Есть
и
другие
источники,
утверждающие
похожие
мысли.
Например,
У.Шекспир писал:
Грехи других судить вы так усердно рвётесь,
Начните со своих – и до чужих не доберётесь.
Учитель. Раз уж мы от своих собственных умозаключений перешли к
общеизвестным
источникам,
я
предлагаю
провести
аукцион
мудрых
мыслей!
«Аукцион»:
Кто
больше?
(очень
много
самых
разных
высказываний).
Обсуждение.
Ведущий:
-
Уважаемые
коллеги!
Такой
поток
информации!
Я
предлагаю
музыкальную паузу. Кстати музыка – это ведь не просто фон нашего разговора,
но великое искусство, которое может нам помочь ощутить гармонию жизни с
6
её противоречивыми истинами, парадоксами, аксиомами и вечными вопросами.
Поможет нам ученик 9а класса. (Исполняется песня под гитару «Есть только
миг... ». А мы с вами подумаем, что же мы так ценим сегодня - короткий миг
человеческой жизни? Или что-то другое.
Ведущий:
Ну, вот и поставлен заключительный аккорд. Давайте попробуем оценить, была
ли
польза
от нашей сегодняшней встречи. У вас есть красные и зелёные
флажки. Поднимите зелёные, если вы не зря потратили время, и красные – если
тема не исчерпана. Ну вот, почти 50 на 50. Я благодарю вас за сегодняшний
разговор и жду всех на следующей встрече в клубе «XXI век».
Тема для обсуждения – «Наташи Ростовы XXI века».
7