Напоминание

Дискуссия "В чём смысл человеческой жизни?"


Автор: Брескаленко Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №24 имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия по литературе
Тема: Дискуссия "В чём смысл человеческой жизни?"
Раздел: полное образование





Назад





Конспект внеклассного мероприятия

(литература)

ВСТРЕЧА В ДИСКУССИОННОМ КЛУБЕ

В РАМКАХ ПРОЕКТА «ВИЗИТ К МИНОТАВРУ»

Тема:
«В чем смысл человеческой жизни?» Горе людям, не знающим смысла своей жизни. Б.Паскаль
Цель

мероприятия:
повышение интереса старшеклассников к классической литературе, воспитание культуры общения, формирование коммуникативных умений и навыков, расширение кругозора.
Оборудование:
1.Выставка книг и других материалов, которыми пользовались ученики при ответе на вопрос, поставленный в теме. 2.Плакат с рисунками учеников на тему мероприятия. 3.Карточки с высказываниями на тему мероприятия. 4.Красные и зеленые флажки для обратной связи. 5.Записи на доске.
Ведущий(учитель):
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний диалог проходит в рамках дискуссионного клуба «XXI век». Мы с вами совершим сегодня очередной визит к Минотавру в лабиринт многосложной, но все же прекрасной человеческой жизни и попробуем разобраться, для чего живет человек, как надо жить, чтобы считать свою жизнь наполненной смыслом. - Обратите внимание на эпиграф, который предлагается как аксиома, т.е. высказывание, не требующее доказательств. Блез Паскаль, известный вам физик, математик, религиозный философ и писатель, знал, о чем говорил. 1
Давайте поверим ему, что «горе людям, не знающим смысла своей жизни». Согласны? Ну что ж, тогда в путь! Хотя! Первый шаг в лабиринт вы уже сделали. Как вы думаете, когда? Учащиеся (примерные ответы): - Когда размышляли над предложенной темой. - Когда читали книги. - Когда рисовали свою жизнь и представляли ее как строительство. - Когда с нами что-то происходило, и это что-то порождало первые вопросы: «Почему? За что? Кто виноват?». Ведущий: Замечательно! Значит, вы уже вполне готовы к трудному пути в лабиринте. Мне вот только очень интересно, что имел в виду Уч. (называет имя), говоря о чем-то, что порождает первые вопросы? Не хотите ли вы нам рассказать об этом немного? Да? Пожалуйста! Уч. Это были самые первые шаги в «самостоятельную» жизнь. Может быть, это смешно, но укололся колючкой - больно! Почему? Придумали обидную кличку - больно! За что? Поссорился с другом - больно! Кто виноват? (Ученики поднимают зеленые и красные флажки. Зеленые - в поддержку, красные - сигнал несогласия). Ведущий. Мне очень понравилось, как ты говорил. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ. Я увидела тебя, т.е. твою искренность, твою чуткость. Интересно, что хотят сказать «красные»? «Красные» (примерные ответы): 1. Я думаю, это упрощенное понимание темы. Все гораздо сложнее. Ведь то, о чем говорил Уч. было в детстве ... А в детстве другие законы, к сожалению. 2. Я не согласен с тем, что для того, чтобы познать смысл жизни, надо обязательно пережить боль. Это как-то мрачно; ты пессимист? (возможна дискуссия). Ведущий: Мы не можем сейчас спорить до бесконечности, но я предлагаю в а м д л я р а з р я д к и п о с м о т р е т ь р и с у н к и т е х , к т о з а хо т е л и х 2
нарисоват ь (вывешивается плакат с наклеенными рисунками). Я прошу вас выбрать рисунок, который вам кажется интере сным, необычным, и мы поговорим с автором. Учащиеся (примерные ответы): 1. Мне очень понравился рисунок с огромным сердцем, в котором много маленьких сердечек и только одно слово «любовь» (поднимают много зеленых кружков, но есть и красные) 2. Я этим рисунком хочу сказать, что строю свою жизнь по законам любви. И смысл жизни вижу именно в этом. Любовь ко всему живому и неживому на Земле, ко всему миру. Вот, например, Сонечка Мармеладова. Что в ней главное? Способность любить и прощать. Да что Сонечка! Булгаковский Иешуа! Всех считал добрыми людьми и мучителей своих простил. 3. Я хочу возразить. Он – простил, они – распяли!!! Невозможно любить всех. Я уверен. И смысла в этом не вижу. Ты же не будешь любить, например, маньяков, террористов и т.п. (Много зеленых и красных кружков). К тому же у Достоевского кроме Сонечки есть Свидригайлов, который себя любил, а не других, а у Булгакова – жестокий прокуратор Понтий Пилат. Обсуждение. Ведущий: Серьезные аргументы! Давайте посмотрим на запись на доске:
«Жизнь

на Земле - училище любви. Только жизнь в любви есть

истинная

жизнь,

имеющая

смысл

и

цель».
Кто хочет прокомментировать? Учащиеся (примерные ответы): 1. Я согласна. Именно училище. Любви надо учиться. Надо учиться прощать и любить. 2. А я не согласен. Разве можно нашу современную жизнь считать училищем любви? Она, скорее, училище ненависти. Никто никого не любит. Многие говорят, что любят, а на самом деле это только слова. 3
Ведущий: Позвольте заметить: слишком категорично: никто, никого! Можно мне задать тебе вопрос? А что порождает ненависть? Ты не задумывался? (Много зеленых кружков). Учащиеся (примерные ответы): 1. Наверное, люди много хотят, а имеют мало. Завидуют. Ведущий: А чего они хотят? И хотят много? Учащиеся (примерные ответы):Много денег ... Дорогую машину, модные, красивые вещи… Ведущий: Вот видите, мы уже в гуще нашей жизни, мы не заметили, как оказались в центре лабиринта. Мы окунулись в сам процесс «физиологической» жизни человека. Пища, одежда, деньги, за которые можно все (или не все?) купить - вот что на первом плане ... Кстати, один философ говорил, что «смысл жизни не может быть почерпнут из самого процесса жизни, он должен возвышаться над жизнью». И очень кстати у нас есть еще один рисунок. Я его вам «загадаю», а вы найдете. Этот рисунок полная противоположность первому (Много зеленых флажков). Ученики (примерные ответы): 1. Это рисунок с огромным долларом. И вокруг него стена из кирпичей. Согласны? Так вот доллар дает нам пищу для тела, а сердце - пищу для души. И если человек питается только пищей для тела, его участь - служить телу, он раб тела. Кому служит, от того и получает (Красные флажки). «Красные » (Примерные ответы): 1. Может быть ты докажешь, что без пищи физической человек может жить? 2. Не в этом дело. Но надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Тоже известная истина. Хотя есть люди, которых называют солнцееды. Они, получается, не едят обычную человеческую пищу? 4
3. Если человеком правят только инстинкты, в таком теле душа не живёт. И тогда и пища духовная ему не нужна. 4. Ведущий: То есть, если я вас правильно поняла, все же вы цените духовные ценности выше? С вами, между прочим, согласен Т.Драйзер, который говорил, что «жизнь познается из книг и произведений искусства, может быть, еще в большей мере, чем из самой жизни». А поэтому мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями. Учащиеся (примерные ответы): 1. Мы сейчас говорили о теле и душе. Вот вам и Минотавр! В человеке всегда живут 2 разных «Я». Одно - воплощение души, другое - тела. Так вот из Библии я узнала, что душа бессмертна, она над телом. Потребности души всегда выше, важнее ... И еще: душе не нужна власть, не нужны материальные богатства. Она - часть божественной природы. Она служит Богу! И в этом смысл жизни. В служении Творцу. (Красные и зеленые флажки). 2. А я считаю, что нет смысла в разделении души и тела. Они одинаково важны для человека. Кто сказал, что в человеке должно быть всё прекрасно. И душа, и лицо, и одежда, и мысли? И вот это счастье, а человек, как утверждал Короленко, создан для счастья, как птица для полёта. Так что жизнь – это полёт! И в этом её смысл!!! 3. А вот Горький писал: «Летай иль ползай – конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…» Так что и полёт заканчивается как у всех. Ведущий: Я вижу, вы серьёзно подготовились к дискуссии. Да, жизнь – лабиринт, постоянный выбор! Куда идти? Как не пропасть в лабиринте, как найти выход? Как остаться человеком? Литература даёт нам немало подсказок. Сегодня я хочу вспомнить одну книгу, её лишь упоминают учебники литературы. Н.А. Островский «Как закалялась сталь». Павка Корчагин. Кто- нибудь слышал о таком герое? (1-2 человека). А как высоки и прекрасны его слова: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, 5
смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества". Разве это не полёт? Обсуждение. - Учащиеся (примерные ответы): 1. В книге С.Соловейчика «Пушкинские проповеди» я прочла, что смысл жизни состоит в том, чтобы оставить своей жизнью добрый след. Эта мысль мне очень близка. 2. Добрый след - это просто здорово. Но оставляют же люди и недобрый след на земле. Есть много других примеров и из жизни, и из литературы. Вот, например, Печорин. Сам о себе говорил, что он – топор в руках судьбы. Возьмите Кабаниху из «Грозы». Ну в чём смысл её жизни? Есть поедом домашних! 3. А ещё хуже – никакой след! Просто жил? И всё? Например, Обломов. Да, добрый, да, зла не делал, но и добра не делал! Или Плюшкин, дырка от бублика! 4. Мы с вами как-то незаметно, что называется, перешли на личности. Напомню одну библейскую истину: не судите и не судимы будете. Есть и другие источники, утверждающие похожие мысли. Например, У.Шекспир писал: Грехи других судить вы так усердно рвётесь, Начните со своих – и до чужих не доберётесь. Учитель. Раз уж мы от своих собственных умозаключений перешли к общеизвестным источникам, я предлагаю провести аукцион мудрых мыслей! «Аукцион»: Кто больше? (очень много самых разных высказываний). Обсуждение. Ведущий: - Уважаемые коллеги! Такой поток информации! Я предлагаю музыкальную паузу. Кстати музыка – это ведь не просто фон нашего разговора, но великое искусство, которое может нам помочь ощутить гармонию жизни с 6
её противоречивыми истинами, парадоксами, аксиомами и вечными вопросами. Поможет нам ученик 9а класса. (Исполняется песня под гитару «Есть только миг... ». А мы с вами подумаем, что же мы так ценим сегодня - короткий миг человеческой жизни? Или что-то другое. Ведущий: Ну, вот и поставлен заключительный аккорд. Давайте попробуем оценить, была ли польза от нашей сегодняшней встречи. У вас есть красные и зелёные флажки. Поднимите зелёные, если вы не зря потратили время, и красные – если тема не исчерпана. Ну вот, почти 50 на 50. Я благодарю вас за сегодняшний разговор и жду всех на следующей встрече в клубе «XXI век». Тема для обсуждения – «Наташи Ростовы XXI века». 7


В раздел образования