Напоминание

Современные методы воспитания


Автор: Ольховская Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: Современные методы воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания.
Методы воспитания.

1.Как взаимосвязаны между собой методы и приемы воспитания.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. - Метод воспитания – это совокупность общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. - Метод воспитания –это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. А.С.Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива – важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Прием воспитания – отдельный элемент метода или составная его часть. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания – целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми ( наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.
2.Основные факторы, обуславливающие выбор методов воспитания.
Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность различных методов воспитания. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Об этом утверждал еще А.С.Макаренко, когда говорил, что сам по себе метод не может быть ни хорош, ни плох. На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Какой-то отдельный метод может применяться и изолированно от других методов и приемов воспитания, но обязательно должен ими подкрепляться, взаимодействовать с ними. Таким образом, общими условиями (факторами), определяющими выбор методов воспитания, являются:  цели и задачи;  содержание воспитания;  возрастные особенности воспитанников;  уровень сформированности коллектива;  индивидуальные и личностные особенности воспитанников;  условия и средства воспитания;  уровень педагогической квалификации;  время воспитания;  ожидаемые последствия. 1
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания.
3.Что означает оптимальный выбор методов воспитания.
Существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального в данном случае метода. Правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости, понимания причин, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу. Рассмотрим некоторые основные причины, обуславливающие выбор методов воспитания. 1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов. 2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания, разработанные с учетом психических и физиологических особенностей воспитанников каждой возрастной категории. 3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. В любом коллективе существуют определенные этапы формирования и развития внутренних отношений, вместе с этим должны изменяться или частично трансформироваться и методы воспитания. 4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого и, соответственно, индивидуальный выбор методов воспитания, имеющих наибольший успех применительно к конкретному человеку. 5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. В зависимости от их наличия и доступности выбираются и методы воспитания. 6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы. Наиболее верное решение может быть принято при условии знания и понимания педагогом большого количества различных методов, наличия у него значительного опыта воспитания, развитость интуиции. Другими словами, выбор оптимального в данном случае метода напрямую зависит от квалификации педагога. 7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога. При выборе метода нужно учитывать все эти и другие, узко специализированные факторы. Важно ставить перед собой реальные достижимые цели, доводить до конца все задуманные действия, соблюдать логичное и поэтапное применение выбранного метода. Завершенность в любом начатом деле является хорошим примером для воспитанников и повышает авторитет педагога.
4.Характеристика основных методов воспитания.

Метод убеждения и самоубеждения
предпо лагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов. Беседа - обмен знаниями. Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ. 
Метод внушения воздействует
на эмоциональную сферу и предполагает формирование у чело века необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. 
Метод требования
формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и кос венные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные 2
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания. воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование-игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога. Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. 
Упражнение
- многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Упражнение в учебном процессе как воспитание настойчивости, выдержки и даже целеустремленности присутствует у всех педагогов. Но результат упражнения как метода воспитания - это устойчивые качества личности - навыки и привычки. Проблемное задание помогает проявить устойчивые качества личности в противоречивых ситуациях. Поручение дает возможность формирования положительных привычек. 
Стимулирование
- метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах. Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей. 
Метод мотивации
способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Презентация, про смотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ', танца, исполнение номера. 
Метод

коррекции
поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррекции поведения создаются условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с обще принятыми нормами, самоанализа последствий по ступка. Положительный пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения воспитанников. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль и психологические и педагогические тренинги также способствуют коррекции поведения, тому, что ребенок сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки. 
Анализ деятельности
и общения также способствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме КТД, коллективного анализа, рефлексии и презентации. 
Метод организации
деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях еще называют методом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализации метода. Когда в какой-либо ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы или испытания. В результате у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность. Соревнование формирует качества конкурентно-способной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. Один из приемов метода воспитывающих ситуаций - сочинение, не только литературное, но и словотворчество, сочинение сказок, сценариев и др. Воспитанник самостоятельно или совместно с другими детьми решает проблему, допустим, постановки спектакля. 3
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания. 
Метод

дилемм
заключается в совместном об суждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:, социальные роли и справедливость. Рефлексия как процесс размышления обучающегося о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком само го себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.
5.Классификация методов воспитания.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Сферы личности

Методы

воспитания

Формы и приемы
Интеллектуальная Убеждение и самоубеждение Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация Эмоциональная Внушение Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ Волевая Требование Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж Упражнение Проблемное задание, поручение Мотивационная Стимулирование Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание. Соревнование Мотивация Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой Саморегуляционная Коррекция поведения Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра Анализ деятельности и общения КТД, КА, рефлексия, презентация Предметно- практическая Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра Экзистенциальная Метод д и л е мм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух з о л в ы б р а т ь меньшее) Рефлексия, дискуссия 4
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.
Метод убеждения в воспитании
- это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Убеждения - это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога. Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у ребенка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции. Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений и более мягкое, требование в виде обращения. Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица - социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием. Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный 5
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания. эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети. Для подростков и юношей используются диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. В конечном итоге убеждение - это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К.Д. Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше. Убеждению соответствует самоубеждение -- метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
6.Практическая работа. Схема классификации методов воспитания.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
(Классификация В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной) Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Методы стимулирования поведения и деятельности Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут. Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример. Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности. Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры. Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников. 6
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания.
Классификация методов воспитания.
П.И. Пидкасистый выделяет три основных метода воспитательного воздействия, которые представлены в таблице.
Метод

убеждения

Метод упражнения

Метод педагогической

оценки
-суждение педагога -пример педагога 1.ПООЩРЕНИЕ: -аргументация педагога -просьба -одобрение -мнение, высказанное педагогом -показ-инструкция -похвала (развернутая форма одобрения) -сообщение об обще- принятом в культуре -специальный тренинг -материальный предмет -раскрытие смысла происшедшего -игра с этико- психологическими правилами -благодарность -диалог педагога с детьми -традиционные правила -присвоение звания -дискуссия -приказ к действию (особые случаи) 2.НАКАЗАНИЕ: -обмен впечатлениями -неодобрение -совет, рекомендация -замечание и другие
Классические концепции воспитания

А.С.Макаренко

Основные идеи теории воспитательного коллектива:
 Разновозрастные отряды.  Советы командиров.  Самоуправление.  Педагогика параллельного действия.  Система перспективных линий.  Создание отношений ответственной зависимости.
Януш Корчак

Основная идея: «Воспитатель должен любить детей».
7
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания.  «Нельзя мерить детей на взрослый аршин».  «Проступок ребенка по-своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит».  «Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания, пустое общение. Оно пагубно для детей».  «Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румян - цем стыда и тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек».
В.А. Сухомлинский

Основные направления научной и практической деятельности:
 Развитие учения о коллективе.  Разработка методики работы с отдельной личностью.  Воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности.  Разработка основ школоведения.
И.П. Иванов

Концептуальная идея воспитательной системы:
«Воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике»
Формула системы
Ц С М Ф ПУ Р (цель) (содержани е) (метод ы) (формы ) (педагогические условия) (результат) Воспитание общественно актив- ных и творческих людей. Общественная активность (улуч- шение окружающей жизни). Рассказ, разъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуа- КТД (коллективные творческие дела), игры, беседы, экскурсии, кружки. 1. Включение каждого ребенка в совместную деятельность. 2.Отношения педагогов к воспи- Какого человека воспитала сис-
Современные концепции воспитания

Е.В.Бондаревская

Цель воспитания – «человек культуры»
Содержательный анализ «человека культуры»: 8
Ольховская Татьяна Владимировна Современные методы воспитания.  Личность свободная, способ- ная к самоопределению  Личность гуманная  Личность духовная  Личность творческая  Наличие практической подготовки к жизни  Способность к культурной идентификации Необходимые условия для воспитания Исключить авторитарные методы и формы работы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение. Гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений. Побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей . Создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность. Готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира; воспитывать бережное отношение к своему психическому и физическому здоровью). Способствовать осознанию школьника его принадлежности к определенной культуре, интериоризация её ценностей. 9


В раздел образования