Напоминание

Роль лингвистических сказок при изучении грамматики


Автор: Демина Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "ОШ" г. Ясногорск
Населённый пункт: г. Ясногорск Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль лингвистических сказок при изучении грамматики
Раздел: среднее образование





Назад





1. Грамматика как наука о человеке
Человек создал язык для общения с себе подобными. Говорящий, мыслящий, чувствующий человек - главное действующее лицо в мире и в языке. Его осмысление мира, его отношение к другим людям выражается в избираемых им языковых и речевых средствах. Лингвистика все увереннее приближается к признанию текста основным своим объектом. Ведь язык су- ществует ради коммуникации, и осуществляется коммуникация в текстах - разной формы, разного объема и назначения, письменных и устных, спонтан- ных и подготовленных. Грамматическая наука - часть филологии, это не свод парадигм, правил и запретов, а ключ к строю языка, к строю текстов, к строю человече- ской мысли. Изучение языка только с проникновением в его человечески зна- чимые социальные, культурные, экспрессивные смыслы может сделать его привлекательным объектом и вместе с тем орудием развития интеллекта и вкуса. Роль говорящего с ее меняющейся пространственно-временной пози- цией, способами познания и коммуникативными намерениями, с богатством оценок и реакций, освещает внутренний мир текста и одушевляет граммати- ку. Поиски очеловеченного представления языковой системы, раздвигая гра- ницы грамматической компетенции, поднимают грамматику на уровень современных гуманитарных задач, способствуя «раскрытию того духовного мира, который скрывается за словом» (Л. В. Щерба).
2.

Возможности коммуникативной грамматики
Одна из серьезных проблем сегодняшней школы - резкое падение ин- тереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь фор- ма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, со- держанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ре- бенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в значи- мый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел донести до дру- гого. Если идти по этому пути, то многое приходится как бы открывать за- ново, выходя за рамки привычного понимания нашего предмета. К сожале- 2
нию, на практике изучение грамматики русского языка иногда сводится к све- дениям типа: «В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми»; «Числительные, состоящие из одного слова, - простые»; «Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом» и т.д. Неужели именно это и обеспечивает русскому языку «и великолепие, и жи- вость, и крепость, и нежность, и краткость, и выразительность?» Очень мно- гие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы часто недооцениваем самого слова, а тем более если это слово - грамматиче- ский термин. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнооб- разные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотива- цию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, зани- мательные истории, стихи, грамматические сказки и кроссворды, презента- ции и проекты благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фан- тазии, зрительной памяти. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материа- ла, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлека- тельной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости препо- давания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассу- ждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школь- ников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, «жи- вого» урока неприемлема.
3.

Как мыслят школьники в своей учебной деятельности: форму-

лами, стихами, логическими категориями, зрительными или слуховыми

представлениями?
Школьники мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логи- ческое мышление преобладает над образным - это аналитический, «мысли- тельный» склад ума; у других преобладает образное мышление; у третьих об- разный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии - это гармонический склад ума. 3
Большинство людей обладают мышлением, основные компоненты ко- торого развиты относительно равномерно. У меньшинства (по некоторым данным, у 21% людей) один вид мышления резко преобладает над другим. Человек с гармонически развитым умом может успешно овладевать любыми учебными предметами, было бы желание (мотивация): его умствен- ные возможности не ставят никаких преград. Но одностороннее развитие ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе. К учащимся 5-6 классов относятся школьники 10 - 12-летнего возрас- та. По данным физиологов, примерно к девятилетнему возрасту интеллект че- ловека сформирован уже на 90 % . Известно, что в последние годы более 15 % детей рождаются либо с признаками выраженного дефекта в формирова- нии коры головного мозга, либо в состоянии, требующем немедленной невро- логической помощи. У трети детей - повышенная утомляемость, непоседли- вость, двигательная расторможенность, раздражительность. Особое внимание следует уделить уровню развития логического мышления у учащихся, тому, умеют ли они вычленять признаки воспринима- емого предмета, выделять среди них существенные, группировать предметы по этим признакам. Если нет, то у них возникает много трудностей в обуче- нии. Они не увидят смысловых частей в лингвистических определениях. Бу- дут плохо запоминать слова, так как неумение группировать материал, кото- рый подлежит заучиванию, снижает в 20-25 раз количество удерживаемого в памяти и длительность его сохранения. Если ребята плохо вычленяют в пред- мете существенные признаки, они не смогут хорошо их описывать, правиль- но рассуждать о них, т.е. будет страдать их устная и письменная речь. Если на логическое мышление учеников мы чаще всего обращаем внимание, то вооб- ражение детей оказывается вне нашего поля зрения. Мы обычно не знаем, умеют ли дети мысленно представлять себе прочитанное, и не тренируем их в этом. А постоянные упражнения на воображение помогают ребятам хорошо запоминать тексты; дети с развитым воображением - прекрасные рассказчи- ки, им легко писать сочинения.
4.

Каково речевое развитие учеников?
Его можно характеризовать с помощью объема словаря, среднего чис- ла слов в предложении, объема связного высказывания и т.п. Рассмотрим эти показания по исследованиям М.Р. Львова. Словарь школьника 7-10 лет к концу этого возрастного периода - 7-12 тысяч слов, при этом на 1000 слов текста ученик IV класса употребляет 14 аб- страктных существительных, ученик V класса - 21. 4
Среднее число слов в предложении (считая служебные слова) - 6-8, а самое большое предложение в сочинениях пятиклассников - 37 слов, при этом в одном простом предложении в среднем 6-7 слов, в сложном - 10-11 слов. Простые предложения в письменных сочинениях пятиклассников со- ставляют примерно 80%, а сложные - 20% всех употребляемых учениками предложений. У старшеклассников это соотношение меняется и составляет 40% простых и 60% сложных предложений. Известна роль установки на время, прочность запоминания (до следу- ющего урока, на месяц, навсегда). Эксперименты показывают также, что, если создана установка на точность воспроизведения прослушанного расска- за, дети 10-11 лет воспроизводят до 31% содержания рассказа совершенно точно. Сочинению ровесника, по данным психологов, подражает более 88% пятиклассников.
5.

Возрастные особенности учащихся 5-6 классов
У учащихся 5-6 классов в связи с преобладанием конкретного типа мышления возникают определенные трудности при попытке осознать теоре- тический, абстрактный материал учебника. Трудности для учеников в этом возрасте часто возникают там, где приходится работать без опоры на нагляд- ность. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Как правило, учащиеся данной возрастной груп- пы заучивают правила, не понимая самой сути того, что выучили, а главное - для чего. Успешно проходит стадия формирования определенных практиче- ских навыков (орфографических, пунктуационных) в результате многократ- ного выполнения упражнений разного плана, однако и в этом случае возни- кает опасность «механического» запоминания, которое опирается прежде всего на внешние признаки слова, а не на его лексическое и грамматическое значение. Ошибки возникают, как правило, из-за того, что учащиеся, «вызуб- рившие» правило, наученные видеть орфограммы и объяснять их правописа- ние, не чувствуют свой родной язык, не видят или не хотят видеть закономер- ностей, действующих в нем. Свою задачу я вижу в том, чтобы учитывать особенности восприятия детьми подаваемого материала, помочь им в «узна- вании» родного языка, дать им шанс полюбить его. Ориентируясь на знания о возрастных особенностях учащихся 5-7 классов, учитель может попробовать «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а ча- сто даже визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом не только увеличивается интерес к урокам русского языка вследствие любви де- тей ко всему необычному, сказочному. Грамматические сказки, являясь «про- 5
водником» между учеником и учебником, помогут формированию абстракт- ного типа мышления, если учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника. Кроме того, наглядно изображая то или иное грамма- тическое или орфографическое правило, учитель может дать ориентиры и в орфографии, и в пунктуации.
6.

Целесообразность использования лингвистических сказок
Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использо- вать следующим образом: - в качестве дидактического материала; - как средство, помогающее организовать объяснение нового матери- ала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка); - как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистиче- ских сказок при прохождении той или иной темы). Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся поч- ки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. А пожинать ре- зультаты своих творческих поисков учитель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок. Итак, сказка повышает эффектив- ность урока на всех этапах изучения материала. В данной работе показано то, как можно использовать сказки на лингвистическую тему при изучении морфоло- гии в 5-7 классах. Составленное мною тематическое планирование включает в себя использование лингвистических сказок. Сказку на лингвистическую тему учитель использует как средство, по- могающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, наце- ливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослу - шать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу. Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как язы- ковые понятия передаются в образах сказочных героев. Так, при изучении темы «Синтаксис» в 5 классе одним из основных героев цикла уроков может стать добрый волшебник Синтаксис, который помогает словам с помощью одному ему известных заклинаний соединяться в слова и предложения; для 6
того чтобы передвигаться по стране Грамматике, нужно знать священные за- коны Пунктуации, книги, хранящейся высоко в горах в замке Синтаксиса. А на склонах этой горы приютились помощники Синтаксиса - Члены предложе- ния.
7.

Актуальность данной темы в литературе
В литературе, ориентированной на формирование интереса к урокам русского языка, большое внимание уделяется лингвистическим сказкам. В книге «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык», автором-соста- вителем которой является В.В. Волина, в доступной и увлекательной форме рассказывается об истории зарождения языка и письменности. Раздел «Весе- лая грамматика» включает в себя большое количество грамматических сказок и стихов различных авторов (О. Высотской, Л. Успенского, Е. Мережинской, А. Тетивкина, отрывки из передачи «Радио-няня»), что может помочь читате- лям не только изучить основные правила русского языка, но и полюбить этот предмет. В книге Д.Э. Розенталя «А как лучше сказать?: Книга для учащихся старших классов» в занимательной форме описывается путешествие в разные области языка - его лексику, грамматику, стилистику, орфоэпию. Вот как, например, начинает автор раздел «Что скажет грамматика?»: «Наше путеше- ствие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действительно без- брежна), а узкие тропинки, порой весьма запутанные, когда встает вопрос: а как выбраться отсюда, какой путь кратчайший? С тем же стремлением найти для себя точные ориентиры, подобрать верный компас мы оправляемся дальше - в страну Грамматики. Нам придется сначала пробираться через лабиринты Частей Речи, где нас ждет немало ко- варных опасностей сбиться с пути, прежде чем мы выйдем на широкие про- сторы Синтаксиса, где имеются свои подъемы и спуски, где нас подстерегают подводные камни, которые нужно умело обходить. Во многих случаях компасом может служить наше собственное язы- ковое чутье, но не всегда, и тогда на помощь мы призовем справедливые пра - вила грамматики». (с. 34) Из данного отрывка вполне можно сделать вывод о том, что Д.Э. Ро- зенталь построил свою книгу, основываясь на привлекательности для созна- ния читателя формы сказки. «Сказочность» является обрамлением увлека- тельных, но вполне реалистичных рассказов о русском языке. Следует отме- тить и то, что книга адресована учащимся старших классов средней школы, но это не умаляет актуальности сказочной формы повествования. 7
Талантливым создателем лингвистических рассказов является автор книги «Слово о словах» Л.В. Успенский.
8.

Система лингвистических сказок на уроках русского языка
Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наибо- лее важной для формирования орфографических навыков, является морфоло- гия. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвое- ния материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-7 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в та- кой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческо- го потенциала учащихся. В начале 5 класса я прошу детей принести общую тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную Страну Морфологию. Эта тетрадь используется для записи ска- зок и иллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы эле- мент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистиче- ский материал, над которым работает учитель, «сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а за- крепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний, полученных учащимися ранее. В этом случае можно говорить о за- креплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучае- мой темы и, конечно, возможностей использования сказки при изучении дан- ной темы. Как показывает опыт, наиболее продуктивной является сказка, в которой совмещаются элементы уже известного лингвистического материала (происходит «узнавание» известного через яркие образы, создаваемые в сказке) и нового, которое необходимо запомнить. Сказка, как уже было сказа- 8
но выше, может послужить не только для повышения уровня теоретической подготовки учащихся, но и для формирования практических навыков. Итак, приступая к изучению темы «Морфология», я приглашаю своих учеников в путешествие по Объединенному Королевству Грамматики, состоя- щему из двух отдельных государств: Синтаксиса и Морфологии. Первая сказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают части речи. Я предлагаю ребятам открыть «сказочную» тетрадь, приглашая их в гости к Сказке. Сообщаю о том, что королева Мор- фология собирает все слова на бал. Для этого им нужно выбрать себе подхо- дящий костюм, и они отправляются в волшебное путешествие по Морфоло- гическому морю. Морфологическое море выполнит в дальнейшем функцию опорной схемы морфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побывать слова, представляют собой три этапа данного разбора. На первом этапе определяем, какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; на втором - узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем - решаем, каким членом предложе- ния является данное слово. Морфологическое море находится перед глазами учащихся на экране, по морю плавает корабль, на который помещается то или иное слово. Учащиеся зарисовывают море в своих тетрадях, я приглашаю их в пу- тешествие по морю, вместе выполняем морфологические разборы слов. Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужить вспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбора различных частей речи. Учащиеся могут не только воспроизводить сказки, услышанные от учителя на уроке, и перерисовывать «сказочные» рисунки в тетрадь. Учи- тель должен стимулировать детей к осознанному творчеству. Так, например, при изучении темы «Имя существительное» можно предложить учащимся дифференцированное задание, по группам: 1) составить рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказа- тельство свои примеры); 2) тот, кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику; 3) для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку про суффиксы -ЧИК, - ЩИК, нарисовать ее героев.
9. «Сказочные» проекты, презентации
9
При работе над тем или иным орфографическим правилом или освое- нием новых знаний о грамматике русского языка можно привлекать учащихся к
проектной
деятельности, к созданию
презентаций.
На мой взгляд, подоб- ный вид деятельности привлекает ребят к обращению словесных образов в материальные, видимые и осязаемые, задействует их любовь к фантазирова- нию. Вероятно, целесообразно предлагать учащимся создавать подобные ра- боты в конце изучения темы, когда материал уже освоен и необходимо орга- низовать повторение. Можно не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический мате- риал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для авторов. Получая творческие домашние задания, каждый ребёнок стремится к тому, чтобы его работа увлекла одноклассников и вошла в сбор- ник «Сказочное путешествие в Морфологию». Хочу познакомить вас с грам- матическими сказками из этого сборника.
«Копилка» грамматических сказок

Самостоятельные части речи

1.

Имя существительное
Как появились имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Прогрессивные реформы (единственное и множественное число). Всё об имени существительном. Падежи-путешественники.
2.

Глагол
Как появился глагол. Условное наклонение и частица Бы. Как появились совершенные и несовершенные глаголы. Три брата (прошедшее, настоящее и будущее время). Верные друзья (изъявительное, условное, повелительное наклоне- ние).
3.

Имя прилагательное
Неразлучные друзья (имя существительное и имя прилагательное). Знакомство существительных и прилагательных. Спор друзей (качественные, относительные и притяжательные при- лагательные). Словесный портрет Прилагательного. Спор между суффиксами прилагательных. 10

4.

Имя числительное
Как в Морфологии появились Числительные. Значение Числительных. Встреча Существительных и Числительных. Количественное Числительное.
5.

Наречие
Как в Морфологии появилось Наречие. Образование словосочетаний «прилагательное + наречие». Спор Наречия с Существительным. Значение Наречий. Спор между Наречиями (о-е после шипящих на конце наречий).
6.

Местоимение
Как появились разряды Местоимений. Семья Местоимений. Спор друзей (вопросительные и относительные местоимения).
7.

Причастие
Прилагательное и Причастие – неразлучные друзья. Обособление Причастного оборота. Маскарад (о причастном обороте). Королевский бал.
8.

Деепричастие
Сказка о Деепричастиях. О родстве душ (признаки глагола и наречия у деепричастий). Дружная семья (признаки деепричастия). Деепричастный оборот.
Служебные части речи

1.

Предлог
Назначение предлогов. Разряды Предлогов. Предлог и его братья (значения предлогов). Семья Предлогов. Меткие предлоги.
2.

Союз
Как появились сочинительные и подчинительные союзы. Храбрые союзы (сочинительные союзы). Всё о Союзах. 11
Спор Союзов (соединительные, разделительные и противительные союзы). То же и так же о Союзах.
3.

Частица
Отрицательные Частицы. Семья Частиц (разряды частиц). Значения Частиц. Всё о Частицах.
Междометие


Особая часть речи. Лесная сказка (с использованием междометий). Удивительная история о междометиях.
10. Заключение
На мой взгляд, использование лингвистических сказок на уроках рус- ского языка является эффективным. Естественно, что даже единичное ис- пользование сказочного материала способно повысить интерес к урокам рус- ского языка, однако если ребенок погружается на уроке в атмосферу сказоч- ности, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшеб- ной стране, где живут сказочные герои, меняется не просто отношение к самому предмету, меняется и восприятие родного языка. Через использование системы лингвистических сказок приходит и возможность более успешного формирования орфографических и пунктуационных навыков, увеличения теоретического багажа учащихся.
Знакомство Существительных и Прилагательных

и
Давным-давно посреди дремучих лесов стоял прекрасный замок, в кото- ром жили Имена прилагательные. Они были очень выразительны и загадоч- ны, любили изменяться, переходя из рода в род, от единственного числа ко множественному, путешествуя по падежам. Общаясь, они задавали одни и те же вопросы: какой? чей? Одно из Прилагательных по прозвищу Прекрасный отправилось в путе- шествие на поиски других имён. Он шёл долгое время, преодолевая на своём пути непроходимые леса, быстрые реки, бескрайние равнины. И вот вдалеке 12
показался старинный замок. Подойдя поближе, Прекрасный увидел, что за- мок окружён множеством однообразных предметов. Оказавшись внутри зам- ка, он увидел такую же серую и невзрачную картину. Но когда Прекрасный приблизился к одному из предметов, то этот предмет сразу стал отличаться от других – это была изящная хрустальная ваза. Прекрасный был очень гибким, он подскакивал то к одному, то к другому предмету, и они становились цвет- ными. Все предметы, относящиеся к Имени существительному, поняли, что их жизнь станет ярче, красочнее, разнообразнее, если они соединятся с Именем прилагательным. Прекрасный тоже понял, что лучше обозначать признак какого-то предмета, а не жить самому по себе. После этого Существительные и Прилагательные стали жить рядом в одном замке. Чурюкин Кирилл, 6 класс Королевский бал Королева причастий устроила бал в честь окончания изучения темы «Причастия» в 7 классе. Приставки, суффиксы, окончания с нетерпением ждали праздника. Вечер обещал быть неожиданным, тем более что на улице выпал первый снег. Наряды придворных дам и кавалеров были необычны, в честь наступления зимы многие из них облачились в белые шелка. Сначала перед великой королевой причастий предстали первые кавалеры двора – суф- фиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т-. Королева сказа- ла им: 13
- Я приветствую вас, мои преданные воины. Именно благодаря вам чис- ленно увеличивается доблестная армия причастий. Имея таких кавалеров, как не гордиться мне словообразовательным талантом своего народа! В великолепных, шитых золотом, белых атласных костюмах появились глаголы на -ать-, -ять-, а с ними преданные вельможи -н- и –нн-. - Мы приготовили для вашего величества танец, достойный показать в самом лучшем лицее России. Заиграла музыка. Из свиты глаголов на -ать-, -ять- вышла буква а. - Я великая подсказка! – закричала буква а. – Это выдумка, не сказка. Если в суффиксах глаголов вы увидите меня, то в причастиях, конечно, тоже будет буква а. - И я-я, - пропела буква я из свиты глаголов на –ять. Описать великолепие бала королевы причастий не хватит и 10 школь- ных тетрадей. Здесь и дом страдательных причастий с суффиксами -енн-, -нн-, а также дом любящего одиночество –н-. В замечательных нарядах предстали дома полных и кратких прича- стий. Перед двором любимец королевы – кавалер ордена Грамматики, осле- пительный красавец не. И, конечно же, старый князь – Причастный оборот. - Как Ваше здоровье, князь? – спросила у него её величество. - По дороге к Вам я встретил Прилагательное, спешившее куда-то. Как сказала моя племянница, ответственная ученица, оно готовится устроить свой бал по случаю успешного окончания темы в 6 классе. Так быстро, как Прила- гательное, я, пожалуй, уже не проскочу, возраст не тот. Однако бодр, могу лю- бому учителю помочь проверить тетради! - Веселитесь, веселитесь, мои дорогие, - сказала королева, обращаясь к своим подданным. – Я благодарна своему талантливому народу за то, что учит людей грамотно говорить и писать. После этих слов она взмахнула рукой, и зал наполнился восхититель- ной музыкой. Веселью не было конца до самого утра! Ермакова Екатерина, 7 класс 14


В раздел образования