Напоминание

Подвиг русской женщины в произведении В. Закруткина "Матерь Человеческая"


Автор: Селищева Людмила Анатольевна
Должность: директор, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Донское
Населённый пункт: с. Донское, Задонский район, Липецкая область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: Подвиг русской женщины в произведении В. Закруткина "Матерь Человеческая"
Раздел: среднее образование





Назад





Подвиг русской женщины в произведении

В. Закруткина «Матерь Человеческая».

Оборудование:
фонограмма песни «Ave, Maria» И.С.Баха – Ш.Гуно репродукции картин М.А.Савицкого «Партизанская мадонна» (Минская),Барталомео Мурильо «Мадонна в облаках»,М.А.Врубеля «Богоматерь с младенцем», М.А.Савицкого «Мать партизана»,книги и плакаты о войне.
Цель урока:
Показать на примере повести «Матерь человеческая» горькую, возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир… О, Владычица Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Из молитвы. Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря… В. Высоцкий.
I. Организационный момент. II. Слово учителя о теме урока. - Ребята, сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной Войне, о том горе, которое принесла она человечеству. Что же это был за народ? Что же это был за поход? Или зло с добром в этот год Понимали наоборот? Если б не в полях воронье Я бы, переживший войну, Так и не поверил в нее. Если бы чума, то дома Все-таки на прежних местах. Если люди сходят с ума, Все-таки не все и не так. И не выплакать горьких слез, И не пережить той беды. Превратилась сразу в погост Мать-Земля огромной страны. Боже, сколько же надо еще Потерять твоих сыновей, Чтобы пробудилось добро На большой планете людей… Чтоб заливистый детский смех Раздавался в каждой семье. Чтоб хватило счастья на всех И в большой, и в малой стране. Великая Победа… Какой ценой досталась она нашему народу? Кто ковал эту Победу? Ее приближали все: солдаты и матросы, старики и деды, ее приближали женщины.
Об одной из них сегодняшний наш рассказ.
( Записывается тема.) Домашним заданием вашим было познакомиться с повестью В. Закруткина «Матерь Человеческая», а также выучить стихотворения о войне. Давайте со стихотворений и начнем. - Учащиеся читают наизусть стихотворения.
- Какую же горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти мир, показал в своей повести Виталий Закруткин. -
Ребята делают сообщения о писателе и его творчестве.
- Слово учителя о создании повести. В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца… Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь т магистральной дороги…В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она,
придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…» - С чего начинается повесть? (Учащиеся вспоминают начало) - Почему автор, глядя на Мадонну, вспоминает о простой крестьянке?
(Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине, потому что и та, и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших… Но горе крестьянки кажется Закруткину масштабнее горя Пречистой…) - С древнейших времен сложился у человечества культ Матери и материнства. Матерь Божия, хранительница памяти и житейской мудрости, мать Спасителя человечества, принявшего на себя смертную муку за его грехи, молитвенницы перед Богом за нас, грешных. Поэтому у нее миллионы людей ищут защиту.
(
Записывается эпиграф
) - Каково вначале произведения этого образа у Закруткина? (Он противопоставляет ее Марии, но это только в начале, потому что автор создает словесную икону Женщины-Матери.(не зря же он дает главной героине имя Мария)) - Вспомним историю жизни Марии. (Ученик кратко рассказывает отрывок, когда героиня приходит в хутор и видит пепелище) - Почему она пересиливает свою боль, поднимается над героем и остается жить? (Она зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, что она не одна…Она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба)
Учащиеся рассказывают о том, как она хоронит своих
. - Какой эпизод в повести подтверждает мысль, что Мария, простая русская крестьянка преображается в Матерь Человеческую? (Ребята рассказывают эпизод с немцем Вернером Брахтом) - Вспомните, что думает Мария об уборке урожая?
Ты был первым.…Негоже и мне быть последней…
- Обратите внимание на то, что поет Мария. (Русские народные песни) - Вспомните, в какие еще моменты жизни Мария испытывает чувство, острое чувство материнства? (Когда находит голодных детей) - Когда она начинает ощущать себя матерью всех? (Когда стала матерью своего младшего сына, после рождения) - Что, какое горе помогло ей пережить? И кто? (Дети) Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь Человеческую. (Включаем музыку). Слова учителя под мелодию. - Что же помогло ей выжить?
Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком

Богоматери, она последовала ее примеру, став утешительницей и

заступницей, поистине Матерью Человеческой.


А теперь обратимся к репродукциям. Что их

связывает с образом Марии?
В их глазах читается особая скорбь и любовь и не только к младенцу, но и ко всему роду человеческому. В образе Марии слились воедино и заступница и просто женщина, и мать-земля русская, которая, если придет лихо, настанет пора, поднимет весь народ на защиту.
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру «Образ Марии в повести “ «Матерь Человеческая»”


В раздел образования