Подвиг русской женщины в произведении В. Закруткина "Матерь Человеческая"
Автор: Селищева Людмила Анатольевна Должность: директор, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Донское Населённый пункт: с. Донское, Задонский район, Липецкая область Наименование материала: Методическая разработка урока литературы Тема: Подвиг русской женщины в произведении В. Закруткина "Матерь Человеческая" Раздел: среднее образование
Оборудование: фонограмма песни «Ave, Maria» И.С.Баха – Ш.Гуно
репродукции картин М.А.Савицкого «Партизанская мадонна»
(Минская),Барталомео Мурильо «Мадонна в облаках»,М.А.Врубеля
«Богоматерь с младенцем», М.А.Савицкого «Мать партизана»,книги
и плакаты о войне.
Цель урока: Показать на примере повести «Матерь человеческая»
горькую, возвышенную судьбу женщины, которая способна своей
самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир…
О, Владычица Царица
Небесная!
Ты мне упование и
прибежище,
покров и заступление
и помощь.
Из молитвы.
Материнства не взять у
Земли,
не отнять, как не
вычерпать моря…
В. Высоцкий.
I.
Организационный момент.
II.
Слово учителя о теме урока.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной
Войне, о том горе, которое принесла она человечеству.
Что же это был за народ?
Что же это был за поход?
Или зло с добром в этот год
Понимали наоборот?
Если б не в полях воронье
Я бы, переживший войну,
Так и не поверил в нее.
Если бы чума, то дома
Все-таки на прежних местах.
Если люди сходят с ума,
Все-таки не все и не так.
И не выплакать горьких слез,
И не пережить той беды.
Превратилась сразу в погост
Мать-Земля огромной страны.
Боже, сколько же надо еще
Потерять твоих сыновей,
Чтобы пробудилось добро
На большой планете людей…
Чтоб заливистый детский смех
Раздавался в каждой семье.
Чтоб хватило счастья на всех
И в большой, и в малой стране.
Великая Победа… Какой ценой досталась она нашему народу? Кто
ковал эту Победу? Ее приближали все: солдаты и матросы, старики и
деды, ее приближали женщины.
Об одной из них сегодняшний наш рассказ. ( Записывается тема.)
Домашним заданием вашим было познакомиться с повестью В.
Закруткина «Матерь Человеческая», а также выучить стихотворения
о войне. Давайте со стихотворений и начнем.
- Учащиеся читают наизусть стихотворения.
- Какую же горькую и возвышенную судьбу женщины, которая
способна своей самоотверженной любовью спасти мир, показал в
своей повести Виталий Закруткин.
- Ребята делают сообщения о писателе и его творчестве.
- Слово учителя о создании повести.
В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «я своими глазами
увидел все, что натворили гитлеровцы. Горы слегка присыпанных
снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы,
заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома,
городские кварталы, сожженные от начала до конца… Ранней
осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по
степи, удаляясь т магистральной дороги…В полдень мы въехали в
черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На
хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из
руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет
четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая
лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она,
придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди
развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в
кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст.
Поселилась в уцелевшем погребе…»
- С чего начинается повесть?
(Учащиеся вспоминают начало)
- Почему автор, глядя на Мадонну, вспоминает о простой
крестьянке?
(Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине, потому
что и та, и другая лишились своих детей, преданных мученической
казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии,
чтобы сохранить память о погибших… Но горе крестьянки кажется
Закруткину масштабнее горя Пречистой…)
- С древнейших времен сложился у человечества культ Матери и
материнства. Матерь Божия, хранительница памяти и житейской
мудрости, мать Спасителя человечества, принявшего на себя
смертную муку за его грехи, молитвенницы перед Богом за нас,
грешных. Поэтому у нее миллионы людей ищут защиту.
( Записывается эпиграф )
- Каково вначале произведения этого образа у Закруткина?
(Он противопоставляет ее Марии, но это только в начале, потому
что автор создает словесную икону Женщины-Матери.(не зря же он
дает главной героине имя Мария))
- Вспомним историю жизни Марии.
(Ученик кратко рассказывает отрывок, когда героиня приходит в
хутор и видит пепелище)
- Почему она пересиливает свою боль, поднимается над героем и
остается жить?
(Она зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, что она не
одна…Она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем
сталкивает ее судьба)
Учащиеся рассказывают о том, как она хоронит своих .
- Какой эпизод в повести подтверждает мысль, что Мария, простая
русская крестьянка преображается в Матерь Человеческую?
(Ребята рассказывают эпизод с немцем Вернером Брахтом)
- Вспомните, что думает Мария об уборке урожая?
Ты был первым.…Негоже и мне быть последней…
- Обратите внимание на то, что поет Мария.
(Русские народные песни)
- Вспомните, в какие еще моменты жизни Мария испытывает
чувство, острое чувство материнства?
(Когда находит голодных детей)
- Когда она начинает ощущать себя матерью всех?
(Когда стала матерью своего младшего сына, после рождения)
- Что, какое горе помогло ей пережить? И кто?
(Дети)
Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не
может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось ее
преображение в Матерь Человеческую.
(Включаем музыку). Слова учителя под мелодию.
- Что же помогло ей выжить?
Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком
Богоматери, она последовала ее примеру, став утешительницей и
заступницей, поистине Матерью Человеческой.
А теперь обратимся к репродукциям. Что их
связывает с образом Марии?
В их глазах читается особая скорбь и любовь и не только к
младенцу, но и ко всему роду человеческому.
В образе Марии слились воедино и заступница и просто женщина, и
мать-земля русская, которая, если придет лихо, настанет пора,
поднимет весь народ на защиту.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Образ Марии
в повести “ «Матерь Человеческая»”