Лабораторная работа "Изучение закона Бойля- Мариотта"
Автор: Пьянова Людмила Владимировна Должность: учитель физики Учебное заведение: ГБОУ лицей № 64 Приморского района Населённый пункт: г. Санкт - Петербург Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Лабораторная работа "Изучение закона Бойля- Мариотта" Раздел: полное образование
Технологическая
карта
урока
Тема урока:
«Практическое изучение изотермического процесса.»
Предмет: физика, 10 класс
Технические ресурсы:
интерактивная доска;
комплект лабораторного оборудования для исследования газовых законов;
цифровая лаборатория «Архимед»;
виртуальный эксперимент (диск……..)
Этапы урока:
Этап
Цель
Педагогические
технологии
ИКТ-ресурсы
1.Организационный
Учащиеся выбирают вариант выполнения исследования процесса для работы в малых
группах.
Технология
проблемного обуче-
ния
Презентация:
Слайд 1
2.Постановка цели
Формирование цели задания, в которой указать направление исследования: учащимся
необходимо не только убедиться в справедливости закона, но сравнить и проанализиро-
вать различные способы исследования.
Технология разви-
вающего обучения
3.Актуализация знаний
Мобилизация теоретических знаний учащихся, для их активного включения в экспери-
ментальную исследовательскую деятельность.
Технология развива-
ющего обучения
Презентация:
Слайды 2 - 4
4.Практическая
работа
Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний через выпол-
нение практической работы.
Технология
коллек-
тивного
обучения,
технология
рефлек-
сивного анализа ре-
шения задач.
Презентация: слайды 5-12,
Лицензионный диск «Открытая
физика, С 1», модель изотерми-
ческого процесса
5.
Рефлексия:
подведе-
ние итогов
Формирование умений и навыков публичного выступления с кратким отчётом о проде-
ланной работе; совершенствование навыков анализа, сравнения и обобщения получен-
ных результатов.
Технология критиче-
ского мышления
Презентация:
Слайды 13-14
6.Домашнее
задание
Суммирование в группах всего изученного материала; формулирование собственных
вопросов на будущее, оценивание собственных результатов.
Технология
рефлек-
сивно-оценочная.
Презентация:
Слайд 15
Урок практического применения знаний.
«Практическое изучение изотермического процесса.»
Цели урока:
1. Добиться более высокого уровня усвоения теоретического материала в ходе экспериментальной работы уча-
щихся.
2.Исследовать изотермический процесс с помощью различных средств: от виртуального до классического.
3.Способствовать развитию умственной самостоятельности в процессе выполнения лабораторной работы,
умений анализировать и сравнивать полученные результаты , делать выводы не только о практической значи-
мости каждого способа, но также понимать, что их использование определяется конкретными условиями.
Анализ деятельности учителя и учащегося на уроке.
Этап урока
Деятельность учителя
Копия слайда из презентации учи-
теля
Деятельность ученика
1.Организационный
.
Учитель обозначает тему урока и опреде-
ляет его цели .
Слайд 1
Учащиеся выбирают вариант вы-
полнения исследования процесса для
работы в малых группах, рассажи-
ваются по местам.
2.Постановка цели
Формирование
цели
задания,
в
которой
ука-
зать
направление
исследования:
учащимся
необходимо не только убедиться в справедли-
вости закона, но
сравнить и проанализиро-
вать различные способы исследования.
На предыдущих уроках мы с вами позна-
комились с тремя изопроцессами, с тре-
мя
газовыми
законами,
использовали
данные законы при решении задач .
Сегодня,
используя
различные
средства
(приборы и материалы) мы будем вместе
с вами проверять справедливость одного
из них, а именно, закона Бойля – Мариот-
та. Нам предстоит выяснить, как влияет
выбор средств на полученный результат
и насколько важно, что бы
этот выбор
всегда
максимально
приближал
нас
к
цели.
На столах с оборудованием ле-
жит
описание
работы
и
бланк
отчёта.
1.Выбор оборудования для ре-
шения практической задачи.
2.Деление класса на группы.
3.Актуализация
знаний
Мобилизация теоретических знаний учащихся,
для их
активного
включения в эксперимен-
тальную исследовательскую деятельность.
Повторение.
На этом уроке для решения практической
задачи – исследование изотермического
процесса мы будем использовать уже из-
вестный вам метод - метод рефлексивно-
го анализа., который поможет нам к каж-
дому этапу практической работы подойти
осознанно. Итак, тема урока……(вопросы
для повторения.)
1.
На интерактивной доске
Слайд 2.
Учащиеся
отвечают
на
вопро-
сы.
Фронтальная беседа.
Каково требование задачи, ко-
торую
нам
предстоит
сегодня
решить? Изучить
изотермиче-
ский процесс, доказать, что PV
= const .
1.Какой
процесс
называется
изотермическим? Определение
процесса.
2.Какой
закон
описывает
дан-
ный процесс? В чём суть этого
«Изучение
изотермического
процес-
са». Практическая работа.
1.Анализ задачи.
Требование и условие задачи.
1.Определяем требование задачи.
Изучить изотермический процесс, т.
е. доказать, что PV = const
2.Определим условие задачи, т. е. чёт-
ко оговариваем условие эксперимен-
та: m=const u
T =const ; два состояния системы и из-
мерение параметров P и V .
2.Выбор
средств
решения
задачи.
Переходим к выбору средств , необхо-
димых для решения нашей задачи.
Хотя я и говорила о том, что нам сего-
дня
предстоит
выполнять
экспери-
мент различными средствами, но сего-
дня этот выбор я сделала за вас. По-
смотрите ещё раз внимательно все ли
вы находитесь на своих местах.
Слайд 3.
Слайд 4.
закона?
3.Какие условия должны выпол-
няться, чтобы , изотермический
процесс был бы реализован?
Попробуем
сформулировать
условие и требование к прак-
тической задачи.
Повторяем все основные этапы
решения физических задач ме-
тодом рефлексивного анализа.
4.Практическая
работа
Обучение
способам
продуктивной
деятельно-
сти, способам добычи знаний через выполнение
практической работы.
3.Составление плана решения задачи.
План решения.
1.Использовать
либо
процесс
расшире-
ния, либо сжатия при Т =const и m=const.
2.Измерить в двух состояниях макроско-
Слайд 5.
Продолжаем
обсуждать
этапы
технологии рефлексивного ана-
лиза.
Работа в группах.(4)
Каждая
группа
получает
зада-
ние.
1.Первый вариант (6человек).
пические параметры P и V .
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
2.Второй вариант (6 человек)
3.Третий вариант (6 человек)
4.Четвёртый вариант (4 челове-
ка)
5. В помощь учителю 2 челове-
ка, два эксперта (из учащихся,
способных оказывать помощь в
организации и проведении ра-
бот )
Учащиеся приступают к рабо-
те,
им
предстоит
изучить
короткую
инструкцию,
спла-
нировать
эксперимент,
вы-
полнить измерения.
1.Каждая
группа
составляет
план решения задачи, исходя из
имеющегося оборудования.
2.Краткое описание плана.
3.Учащиеся выполняют экспери-
мент.
4.Записывают
полученный
ре-
зультат в тетрадях и на доске.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
5. Рефлексия: подве-
дение итогов
Формирование
умений
и
навыков
публичного
выступления с кратким отчётом о проделан-
ной работе; совершенствование навыков ана-
лиза,
сравнения
и
обобщения
полученных
ре-
зультатов.
4.Решение задачи (выполнение экспери-
мента)
Эксперт оценивает результаты, получен-
ные на одном и том же оборудовании, от-
бирает лучший, распределяет обязанно-
сти в группе после проведения опытов:
1. два ученика отчитываются у доски;
2. два - рассчитывают погрешности;
3. один – заполняет отчёт
6.Общий вывод – сравнительная харак-
теристика
различных
методов
реше-
ния экспериментальной задачи.
Учитель подводит итоги урока совместно
с учащимися.
1.
Все ли цели и задачи, которые мы
ставили перед собой на уроке –
достигнуты?
Слайд 13.
Слайд 14.
Устный отчёт каждой группы по
плану.
Первый
ученик записывает на
доске полученные результаты
Второй ученик (по плану) отчи-
тывается о проделанной работе.
Результаты,
полученные
в
ходе практической работы,
анализируется и сравнива-
ются, учащиеся делают со-
ответствующие выводы.
2.
Что
показалось
важным,
значи-
мым для каждого из вас?
3.
Вам осталось обсудить и записать
общий вывод, в котором я попро-
шу вас перечислить достоинства и
недостатки вашего способа иссле-
дования по сравнению с другими
способами.
Учитель
выставляет
оценки
активно
участвующим в работе учащимся в элек-
тронный журнал.
6.Домашнее
задание
Суммирование в группах всего изученного ма-