Напоминание

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе через систему интегрированных уроков


Автор: Курмашова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №58"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: презентация
Тема: Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе через систему интегрированных уроков
Раздел: начальное образование





Назад





Тема :

«Интегрированный урок,

как один из видов здоровьесберегательных

технологии в начальной школе».
Учитель начальных классов МБОУСОШ №58 Курмашова Ирина Викторовна Н.Новгород 2012г.
-1-

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества .» В.А.Сухомлинский
В настоящее время состояние здоровья школьников крайне неблагополучно. Это подтверждается статистическими данными, демонстрирующими рост заболеваемости детей и подростков в школьный период по соматичечким, нервно-психическим заболеваниям, нарушениями осанки и зрения. За время школьного обучения большинство детей приобретают те или иные нарушения здоровья, которых до этого у них не было. Следовательно, приходится признать, что в самой школе, в организации процесса обучения присутствуют те причины, которые могут вызывать столь значительные негативные изменения в здоровье детей. Чтобы идти в ногу с новейшими достижениями науки, то есть дать ученику как можно больше знаний, школьные программы усложняются, насыщаются новыми сведениями, при этом появляются и новые предметы, однако, сроки получения образования не меняются.
В Федеральном законе «Об образовании»,
устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Но, к сожалению, декларируемое законодательное право каждого обучающегося на обеспечение условий для сохранения здоровья в образовательном учреждении чаще всего не подкреплено практически. В этой ситуации самым простым и доступным в решении проблем влияния школьных факторов риска для педагогической системы является формирование у школьников, начиная с младших классов, мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья. Однако, в целом, наше образовании не было ориентировано на решение проблемы воспитания у детей приоритета здоровья как одной из важнейших ценностей. Поэтому очень радует, что
Федеральный

государственный

образовательный стандарт
направлен на формирование здорового образа жизни, которое должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что проблема здоровья учащихся включает в себя не только медицинские, но и значимые педагогические аспекты. Сформировать у человека многие устойчивые мотивы жизнедеятельности, и в том числе и мотивацию к сохранению здоровья, можно лишь в результате воспитания.
Прослеживая из года в год динамику обучения качества знаний учащихся, учителя нашей школы пришли к выводу, что из года в год снижается успеваемость детей, а значит снижается качество образования. Почему 5 – 10 лет назад мы работали также, а успеваемость была выше, Причин этого две. В первую очередь сами дети. Посмотрите, какими мы получаем детей, приходящих в школу. Для многих из них характерна повышенная конфликтность, гипо- или гипер активность, нервозность, наличие страхов, а также агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Многие из них не имеют навыков межличностного общения со взрослыми, не имеют навыков гигиены и культуры здоровья. Если раньше таких детей было 1-2 в классе, то сейчас их 7-8. Отклонения в здоровье имеют 50-60% детей. Поэтому наши существующие методы и формы работы преподавания предмета просто не срабатывают на современном поколении. Отсюда и падение качества успеваемости по причине учителя. Наряду с обучающей программой во многих школах сейчас внедряются ещё и оздоровительно-развивающая программа, которая позволяет вместе с физическим развитием ребёнка, развивать его логику, мышление, память. Без этих компонентов ученик не может усвоить учебный материал, как бы мы с вами не старались. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Тем не менее, для повышения качества обучения
урок
остаётся, по- прежнему, основной и главной формой организации учебного процесса. Традиционная схема уроков, ежедневное повторение одних и тех же этапов, в одном и том же порядке, однообразные формы и методы обучения не срабатывают на современном поколении детей. Не зря, наверное, государство предлагает нам сегодня новый учебный базисный план в
ФГОС
, где в первую очередь говорится сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Обычный школьный урок сегодня даёт учителю безграничные возможности для творчества. Но надо ещё сделать так, чтобы он оказался ещё и полезным для здоровья , а не наносил ущерба здоровью.
Поэтому
проблема интеграции
обучения и воспитания в начальной школе важна современна как для теории, так и для практики.
Её

актуальность
продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. . Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» Знания, полученные в результате интегрированного обучения, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. Я выбрала для себя, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов повышения мотивации к уроку, формирование УУД без вреда здоровью, одновременно пропагандируя здоровый образ жизни- это система интегрированных уроков. Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности. Ещё И.Г.Песталоци утверждал, « что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.» А К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.
Основой разработки интегрированных уроков, на мой взгляд, является интегративно – тематический подход, обоснованный Г.Ф.Федорцом. при таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается направленность познавательных интересов учащихся. Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса.
Цель:
формировать культуру здоровья учащихся в процессе развивающего обучения, используя систему интегрированных уроков.
Задачи:
- создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира; - активизировать знания учащихся, полученные по предмету русский язык в практической ситуации; - приобщить учащихся к систематической заботе о своём здоровье; - развивать элементы общечеловеческой культуры, навыки коллективной работы, творчества. Способствовать развитию речи ребёнка.
Анализируя программу, выделим сначала преимущества

интегрированных уроков:


1. Формируют целостную картину мира 2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах. 3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя. 4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. 5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности. 6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса. 7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника. 8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление. 9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности. 10.Формируют познавательный интерес учащихся. 11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. 12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне. 13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. 14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся. 16.Способствуют повышению мотивации учения. 17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.
Структура
интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.




Закономерности интегрированного урока:
1) Весь урок подчинён авторскому замыслу; 2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока); 3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; 4) Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; 5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; 6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; 7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
Система создания интегрированных наук.
- Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. - На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин. - Третий этап – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

Особенность и новизна моей разработки
в том, что в ней одновременно сочетаются интеграция двух предметов: дети получают знания по русскому языку на примере знаний об окружающем мире, а использование здоровьесберегательных технологий позволят сделать урок полезным для здоровья и в физическом плане и в психологическом. Именно не один урок, система интегрированных уроков, позволяет достичь высокого качества уровня знаний, повысить мотивацию к уроку без нанесения вреда здоровью. Для успешного овладения учебной задачи на уроках русского языка, на первых этапах урока я опираюсь на развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной, поэтому формой урока выбирается путешествие по планете Здоровья с использованием частично-поискового метода или созданием проблемной ситуации. Это способствует поддержанию интереса к заданиям по русскому языку в течении всех уроков. Доброжелательная обстановка, готовность помочь друг другу способствует активизации умственной деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то игровые моменты должны быть основой организации обучения на данных уроках. А тематический урок помогает внедрить темы окружающего мира и Здоровья в урок русского языка. При подборе учебного материала учитываются индивидуальные особенности детей и применяется дифференцированный подход. В результате чего, все дети справляются с предложенными заданиями Положительные результаты уроков достигаются также сменой одного вида деятельности другим. Применение ноутбуков, мультимедийного проектора, использование яркой наглядности помогает достижению целей урока. Обратную связь обеспечивают сигнальные карточки, блокноты с буквами. Моментам рефлексии помогает «цветик – семицветик» или цветок «здоровья».


Ожидаемые результаты:
- Стабилизация состояния здоровья школьников. - Укрепление физического развития и физической подготовленности. - Снижение психологического напряжения обучающихся. - Проявление у ребят навыков заботы о собственном здоровье. - Проявление поведенческих установок на здоровый образ жизни. - Увеличение числа семей, активно занимающихся спортом в школе и в других учреждениях. - Повышение интереса к уроку русского языка. - Повысится качество обучения по данному курсу. - сформировать навык применения полученных знаний по русскому языку в окружающем мире.
Диагностические работы по русскому языку, проведённые анкеты показывают высокий уровень обученности данных детей и повышенный интерес к уроку русского языка. А значит, выбранные методы и приёмы работы были эффективны и целесообразны. Дети получают не только новые знания по русскому языку, но новые знания о своём здоровье, учатся применять полученные знания в жизни. (Приложение №1,) Благодаря обучению в «Центре здоровьесберегающих педагогических технологий» в ННГАСУ, и экспериментальной площадки кафедры здоровьесбережения НИРО под руководством О.С.Гладышевой, я создала комплексную программу по сохранению здоровья учащихся на основе интегрированных уроков русского языка и окружающего мира и получила через 4 года очень хорошие результаты. Приложение №1
Результаты опроса детей: «Мой самый любимый предмет в школе».


Результаты обученности детей предмету

русский язык и окружающий мир

с 2008 по 2011 учебный год

Год,

класс

предмет

Кол-во

учащихся

%успев.

%качества,

на «4» и «5»
2008 – 2009 г. 4 класс Русский язык 28 100% 22чел., 79% Окружающий мир 28 100% 21 чел., 76% 2009 – 2010 г. 2 класс Русский язык 26 100% 21 чел., 82% Окружающий мир 26 100% 24 чел., 89% 2010 – 2011 г. 3 класс Русский язык 26 100% 21 чел.,82,3% Окружающий мир 26 100% 24 чел., 89%


В раздел образования