Автор: Смирнова Наталия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1420 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Проект Тема: Цветущая весна Раздел: дошкольное образование
Название проекта: «Цветущая весна»
Тип проекта : информационно- творческий
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе
образования,
это
способ
воздействия
на
чувства
детей,
их
сознание,
взгляды
и
представления.
Дети
испытывают
потребность
в
общении
с
природой.
Они
учатся
любить
природу,
наблюдать,
сопереживать,
понимать,
что
наша
Земля
не
сможет
существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от
болезней.
Мы
должны
беречь
и
сохранять
их,
уметь
правильно
пользоваться
их
лечебными свойствами Большинство современных детей редко общается с природой.
Экологическое
образование
начинается
со
знакомства
с
объектами
ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке
можно
найти
интересные
для
наблюдений
природные
объекты:
деревья,
травы,
насекомых,
птиц.
Огромную
роль
в
экологическом
образовании
детей
дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагоги
считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании
окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе
детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
учится
прогнозировать
результат,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом
развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная
возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания
окружающего мира.
Цель проекта : показать красоту весенней цветущей природы, формирование знаний о
растительном мире, расширение и уточнение представления детей о растениях луга, леса,
сада.
Задачи проекта:
-Расширять
и
систематизировать
знания
детей
о
растениях
сада
и
луга.
- Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих в лесах и на
л у г а х
.
-Познакомить
детей
с
садовыми
цветами.
Дать
элементарные
знания
о
селекции.
-Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря
детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии
с
и х
з н а ч е н и е м
и
ц е л ь ю
в ы с к а з ы в а н и я .
-Учить отображать в продуктивной деятельности знания, полученные на занятиях и
наблюдениях.
-В о с пит ы ват ь
люб о в ь
к
т руд у
и
же ла ние
у ха живат ь
за
р а с т е н и я м и .
-Развивать
мелкую
моторику,
учить
аккуратному
выполнению
р а б о т.
-Воспитывать
экологическую
культуру
у
детей
дошкольного
возраста
.
-Включить
родителей
в
процесс
экологического
воспитания
дошкольников.
-Развивать
познавательную
активность,
творческие
способности,
воображение,
м ы ш л е н и е ,
ф а н т а з и ю ,
к о м м у н и к а т и в н ы е
н а в ы к и .
-Учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Продолжительность проекта: 2 недели
Предполагаемый результат:
-Повысить уровень овладения монологической речью, обогатить словарь детей.
-Усовершенствовать умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы,
антонимы,
способность
сочинять
оригинальные
рассказы,
пересказ
литературных
произведений.
-Полностью сформировать знания о месте произрастания разных видов растений, о их
п о л ь з е ,
о
с п о с о б а х
и х
в ы р а щ и в а н и я
и
у х о д а
з а
н и м и .
-Накопить опыт передачи различных образов в изобразительной деятельности.
-Развить
интегративное
качество
«способность
управлять
своим
поведением
и
планировать свои действия» во время коллективной работы.
-Повысить заинтересованность родителей в разнообразном по содержанию и формам
сотрудничестве.
Участники проекта:
*воспитанники и родители воспитанников подготовительной группы «Радуга»
*воспитатели высшей кв. категории Стрижак Н. М., Смирнова Н.Н.
*помощник воспитателя Прудникова С.Ю.
Предварительная работа:
-р а с с мат р и ва н и е
и л л ю с т р а ц и й
ц в е ту щ и х
р а с т е н и й
с а д а ,
л у г а ,
л е с а .
-чтение
художественных
произведений
о
природоведческого
характера,
слушание
музыкальных произведений, заучивание стихов и загадок, пословиц, примет.
-просмотр электронных презентаций по теме, изучение экологических знаков.
-выращивание
рассады
цветущих
растений
сада
и
высаживание
их
на
клумбу.
Э т а п ы
р а б о т ы
н а д
проектом:
1
этап: Подготовительный
-
подбор и изучение литературы
по
теме проекта;
-
и зу ч е н и е
о п ы т а
р а б о т ы
педагогов других дошкольных
учреждений
по
теме
проекта
на
сайтах Интернета;
-
п о д б о р
н а г л я д н о г о
и
демонстрационного
материала;
-подготовка рекомендаций для родителей воспитанников по теме проекта;
-составление
электронных
презентаций
на
тему
«Цветущая
весна»,
«Размножение
растений», «Экологическая тропа».
2 этап: Основной
А). Беседы и НОД с детьми
НОД по формированию целостной картины мира «Весна пришла»
Цель:
Расширять
знания
детей
о
цветущих
растениях
весной.
Проведение
НОД
в
естественных условиях (во время утренней прогулки).
Задачи:
-Дать детям представление о цветущих растениях, научить определять их по описанию.
-Развивать память, моторику рук.
-Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.
Предварительная
работа:
наблюдение
природы
весной,
чтение
рассказов,
стихотворений
о
весне,
рассматривание
иллюстраций
весенних
цветов,
насекомых.
Рисование в альбомах для раскрашивания.
НОД по
художественному творчеству
(лепке) «Подсолнух»
Программное содержание: Продолжать учить детей лепить из пластилина, используя
ранее усвоенные способы лепки- пластилинография. Закреплять умение детей сочетать в
поделке
пластилин
и
природный
материал.
Развивать
воображение
и
фантазию.
Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал: Листы картона, пластилин, тыквенные семечки, семечки подсолнуха, тонкие
веточки деревьев, дощечки для лепки.
НОД по
художественному
творчеству
(р
исование) «Ландыши
расцвели»
Программное
содержание : Продолжа
т
ь
знакомить
детей
с
цветущими растениями родного края (мать-и-мачеха, сон-трава, ландыш). Объяснять: где
растет, характерные особенности, значение этих растений для человека.
Особое
внимание
обратить
на
то,
что
все
эти
растения
находятся
под
охраной.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Иллюстрации раннецветущих растений, листы бумаги, пастель, гуашь,
кисти, баночки с водой.
НОД
по
развитию речи «Золотой
луг»
Программное содержание:
-
Довести до детей содержание и
художественную форму рассказа
в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от 3
лица.
- Учить подбирать определения и сравнения; упражнять в согласовании существительных
с прилагательными в роде и числе.
- Развивать у детей слуховое внимание.
- Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.
Материалы:
Текст
рассказа
М.
Пришвина
«Золой
луг»,
иллюстрация
одуванчика,
гербарий
одуванчика, схема рассказа.
НОД по
познанию
(конструирование из бумаготкани) «Анютины глазки»
Программное содержание:
-Закрепить
представления
детей
о
ткани-
ситце,
его
характерных
особенностях
и
свойствах; закрепить знания о блоке «бумаго- ткань», его особенностях.
-Закрепить навыки детей вырезывать детали аппликации из бумаго- ткани, составлять из
отдельных частей целостную композицию.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета, комбинаторные способности,
эстетический вкус.
Оборудование: образец
выполнения
работы,
кусочки
ткани-
ситец,
блоки
«бумаго-
ткань», клей, ножницы, клеенки.
НОД
по формированию целостной
картины мира «Лекарственные
растения»
Программное содержание:
-
Обобщение представлений о
лекарственных растениях, о
способах их сбора и
употреблении;
- совершенствование грамматического строя речи;
- совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно - подчиненных
предложений);
- закрепление правильного произношения и дифференциации в свободной речевой
деятельности всех ранее поставленных звуков.
- развитие связной речи, речевого слуха, слухового и зрительного внимания, развитие
тактильных ощущений, обоняния.
- воспитание стремления к познанию природы, взаимовыручки.
Материалы:
электронная
презентация
«Растения-
лекари»,
иллюстрации
с
изображением
лекарственных
растений,
иллюстрации
с
изображением
правильного
сбора,
подготовки
к
употреблению
и
способах
хранения
лекарственных
растений,
художественное слово.
НОД по художественному творчеству (аппликация) «Весенний ковер»
Программное содержание: Закрепить умение создавать части коллективной композиции.
Упражнять
в
симметричном
расположении
изображений
на
квадрате
и
полосе,
в
различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета,
ритма)
и
эстетическое
восприятие.
Воспитывать
любовь
к
природе
и
бережное
отношение к ней.
Оборудование: картон бледно-зеленого цвета для ковра, ножницы, бумага разного цвета
для цветов, зелёная – для листьев, клей, салфетки, сюжетные картинки с изображением
различных цветов.
НОД по
художественному творчеству (рисование) «Бабочки над лугом»
Цель: развивать у детей творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.
Задачи:
- Закрепить у детей навыки и приёмы рисования цветными карандашами, масляными
мелками, маркерами. Закрепить умение выполнять работу методом мозаики.
-Развивать
у
детей
творческие
способности,
воображение,
фантазию;
развивать
наблюдательность.
-Воспитывать аккуратность, формировать у детей представление о прекрасном, интерес к
окружающему миру.
Материалы
и
оборудование:
маркеры,
цветные
карандаши,
масляные
мелки,
набор
разрезных картинок, плотная бумага, иллюстрации с изображением бабочек, фонограмма
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
НОД по развитию речи «Разгадай- ка»
Цель: Закрепить представления о цветущих растениях.
Задачи:
-Уточнение и расширение представлений о цветущих растениях.
-Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
-Учить
детей
отвечать
полным
ответом,
словообразованию,
образовывать
слова
из
разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: кроссворд.
Предварительная работа: чтение рассказов природоведческого характера, заучивание
стихотворения о растениях, беседы о цветущих растениях, рассматривание иллюстраций
с изображением цветов.
НОД по познанию
(опытно-
экспериментальная
деятельность)
«Юные знатоки растений»
Цель: опытным путем доказать, что растению необходимы для жизни и развития
солнечный свет, вода, благоприятная почва, постоянный уход. Проанализировать дневник
наблюдений за растениями в период экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: в течение месяца провести с детьми ряд экспериментов с
комнатными растениями: «Может ли растение дышать?»,«Что выделяет растение?», «На
свету и в темноте», «Что потом?»
Б).
Игровая
деятельность
с
детьми
*Дидактические игры:
«Части растения», «Собери
цветок», «Испорченный
телефон», «Назови лишнее
слово», Последовательность событий.
*Сюжетные игры: «Магазин цветов», «Цветочная ярмарка (выставка)», «День рождения
растения».
*Подвижные игры: «Я садовником родился», «Красочки», «1-2-3 к растению беги».
В). Работа с родителями
-Оформление стенда «Учим правильно вести себя в природе», «Осторожно! Опасные
растения!»
3 этап: Заключительный
Подведение итогов:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
- расширены знания детей о растениях сада, леса и луга, обобщен и обогащен опыт детей
в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. В
период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если
к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растений, то к концу – более 10. В
ходе
экспериментальной
деятельности
у
детей
развивали
воображение,
мышление,
сформировали
навыки
элементарной
исследовательской
деятельности.
Научились
работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и
научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Детям понравилось ухаживать за растениями, они стали более трудолюбивыми. Дети
стали бережнее относиться к растениям
.