Автор: Ильина Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Богдановка детский сад "Ручеёк" Населённый пункт: Самарская область, Кинельский район, с. Богдановка Наименование материала: НОД Тема: "ПТИЦЫ" средний возраст Раздел: дошкольное образование
Составление описательных рассказов по теме «Птицы»
Средний дошкольный возраст.
Цель:
1.
Развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя яркие
отличительные признаки их внешнего вида и поведения, используя
модель сравнения по признакам в качестве плана рассказа.
2.
Обогащать представления о птицах (особенностях строения, месте
обитания, потребностях и способах их удовлетворения);
3.
Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
1.
Наблюдение за птицами на прогулке;
2.
Рассматривание иллюстраций;
3.
Чтение детской природоведческой литературы;
4.
Дидактические игры, направленные на подготовку детей к
составлению рассказов; рассказы воспитателя о птицах.
Материал к занятию: Ноутбук, экран, магнитофон.
Ход занятия:
Организация детей: Дети заходят в группу. Проводится этюд «Спасти
птенца» звучит музыка.
Далее воспитатель – (В), дети – (Д)
В.- Ребята, наступила весна, весело щебечут птицы. На деревьях набухают
почки, звонко капает капель. Но, что я слышу? Чей-то писк. Это маленький
птенец выпал из гнезда! Давайте подойдем к нему, попробуем ему помочь,
осторожно возьмём его в руки, послушайте, как тревожно бьется его сердце,
где-то рядом его гнездышко. Посмотрите по сторонам, вот оно, бережно
вернем птенчика в его гнездышко.
Игра «Да- нет».
В. - Дети, я загадала объект, с помощью игры «Да- Нет» попробуйте
догадаться, о чем мы сегодня будем беседовать.
Дети выясняют, что тема занятия «Птицы» и занимают места перед экраном.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором появляются
изображение разных птиц.
В.- Ребята, внимательно посмотрите на птичку и скажите, как её название?
Слайд 1.Звучит аудиозапись песни Чебурашки.
В.- Послушайте, ребята, вам знакома эта песенка?
На экране появляется изображение Чебурашки с пустой клеткой.
В.- Как вы думаете, что случилось у Чебурашки?
Д.- Клетка пустая, значит ему нужна птичка! Слайд 2.
Следующее изображение: Чебурашка и пеликан. Слайд 3.
В:(обращаясь к детям) Правильно, он выбрал птичку? Д.-(Нет, нельзя,
попугая нужно)
В: Может пеликан жить в клетке? Почему не может? Поможет ему выбрать
птичку. Какую птичку посоветуем взять?
В: Надо уговорить его не брать пеликана, а взять попугая. О чем надо
рассказать? (дети высказываются)
На экране появляется модель последовательности составления
сравнительных рассказов. Слайд 4.
В.- Надо ему рассказать все по порядку, чтобы он понял.
Давайте вспомним название признаков.
Д. - Размер, потом где живет; что ест; какой у неё клюв; ноги; крылья; какого
цвета перья;
Слайд 5. Попугай и пеликан.
В.- Нужно так рассказать ему про птиц, чтобы он понял. Попробуй, Арсений,
составить рассказ. Образец рассказа:
Чебурашка, не бери пеликана в клетку, а возьми попугая.
Пеликан — большая птица, а попугай — маленькая.
Пеликану в клетке будет тесно, а попугай в клетке летать сможет.
Пеликан живет у воды, а попугай может жить в клетке.
Пеликан ест только свежую рыбу, а попугай любит семечки, зерна, яблоки,
его можно накормить.
У пеликана клюв большой, длинный с мешком, ему удобно рыбу ловить. У
попугая клюв маленький, крепкий, чтобы зерна раскалывать, яблоки щипать,
попугай не умеет сам себе еду добывать.
У пеликана на ногах перепонки, он любит плавать. У попугая ноги короткие,
пальцы цепкие, ему удобно цепляться за прутья клетки.
У пеликана перья белые, а у попугая — разноцветные.
Возьми попугая, Чебурашка, ему будет хорошо жить у тебя, а ты будешь за
ним ухаживать.
Следующее изображение: Чебурашка и цапля. Слайд 6.
Дети, а теперь вы попробуйте уговорить Чебурашку. Кто будет уговаривать?
(Составление сравнительного рассказа детьми).
Слайд 7. Попугай и цапля.
Составление рассказов с детьми.
Слайд 8. Чебурашка и изображение рук. Пальчиковая игра «Пой-ка,
подпевай-ка…»
В.- Дети, Чебурашка устал выбирать себе друга и предлагает нам поиграть в
пальчиковую игру:
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Это - зяблик.
Это - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Слайд 9. Чебурашка и лебедь.
В.- Не убедили мы Чебурашку.
Слайд 10. Сравнение попугая и лебедя. Дети составляют рассказ.
Слайд 11. Изображение всех птиц.
В. - Не хочет Чебурашка брать в клетку попугайчика, какую же птичку мы
посоветуем ему взять? (Канарейку,щегла)
Слайд 12. Изображение Чебурашки и канарейки.
В.- Посмотрите, ребята, Чебурашка выбрал себе птичку! Теперь у него будет
друг!
Д.- Канарейка!
Слайд. 13. Знак прощания.
В.- До свидания Чебурашка, нам было очень интересно с тобой поиграть! А
мы пойдем покормим птиц на участке, где развешаны кормушки сделанные
своими руками.