Школьная библиотека в условиях современного образования
Автор: Алексеева Людмила Николаевна Должность: педагог-библиотекарь Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20" Населённый пункт: г. Абакан Наименование материала: статья Тема: Школьная библиотека в условиях современного образования Раздел: дополнительное образование
ОБРАЗОВАНИЯ
Одним
из
важных
направлений
развития
современного
общества
является
его
глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и
деятельности
общества
вопросы
использования
информационно-коммуникационных
технологий
в
работе
библиотек
образовательных
учреждений
приобретает
особую
значимость. Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
и в связи
с введением
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования
ключевым
направлением
является
создание
в образовательных организациях единой информационно-образовательной среды.
Время диктует новые правила профессиональной деятельности, и такие показатели,
как
количество
мероприятий,
число
читателей
и
выдача
книг
уже
не
являются
определяющими в оценке деятельности библиотеки. От нас ждут умения работать с
электронными
документами,
с
современной
техникой,
владения
компьютерной
грамотностью, навыками аналитической и проектной работы.
Все это выводит на первый план следующие задачи:
-накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов
в различных форматах;
-внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем, позволяющих
оперативно и полно находить необходимую информацию;
-квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей;
-обучение пользователей поисково-аналитической деятельности.
Комплексный
подход
в создании
цифровой
школы
дает
ряд
положительных
результатов:
отказ
от бумажного
документооборота,
оперативный
детализированный
мониторинг деятельности школы администратором, своевременный контроль за ребенком
со стороны
родителей
(за успеваемостью,
посещаемостью,
питанием,
пользованием
библиотекой).
По каким же стратегическим направлениям должна развиваться реформируемая
школьная
библиотека
и какие
тактические
шаги
следует
предпринять
педагогу-
библиотекарю?
Мотивацией
введения
указанной
должности
явилось
обострившееся
в последние
годы
противоречие
между
современными
потребностями
читателя
и возможностями библиотеки. Год от года положение в школьных библиотеках только
осложнялось. Причинами отрицательной динамики явились:
слабая подготовка библиотекарей к работе с интернет-технологиями;
недостаточная
оснащенность
школьных
библиотек
специа льным
оборудованием;
отсутствие доступа в сети к фондам библиотек;
общая недооценка учителями и руководителями школ роли библиотек в инфор-
мационном пространстве.
Школьные библиотекари в последнее время стали заложниками рутинной работы,
связанной с заказом, доставкой, выдачей учебников. Именно эта функция технического
работника стала основной.
В век информатизации печатное слово перестает быть единственным источником
информации
для поколения,
использующего
интерактивные
технологии.
Происходит
трансформация текста на бумаге в изображение, цвет, звук. Интернет стал для подростков
единственным местом, где они получают свободный доступ к знаниям, сами выступают
создателями контента. Однако в бурном потоке информации учащимся порой сложно
разобраться с ее ценностными критериями.
Библиотеки
по своей
сущности
должны
стать
лидерами
в этом
направлении,
обеспечить
эффективный
доступ
не только
к бумажным,
но
и к электронным
информационным
ресурсам,
стать
навигаторами
в цифровом
информационном
пространстве.
В условиях
современного
мира
обязанности
библиотеки
выглядят
следующим образом:
1. Планомерное комплектование библиотеки традиционными и электронными ре-
сурсами
в соответствии
с профилем
образовательного
учреждения.
Создание
электронного
каталога. Электронный каталог обеспечивает круглосуточный свободный
доступ к ресурсам сети всем пользователям библиотечной системы – учителям, учащимся,
руководителям системы образования. Электронный каталог дает возможность быстро
формировать
статистические
отчеты,
а также
прогнозировать
потребности
и обеспеченность учебными изданиями учебных дисциплин для руководителей органов
управления образования на основе точного анализа фондов библиотек образовательных
учреждений;
обеспечивает
межведомственный
и межрегиональный
обмен
на основе
интеграции информационных систем и ресурсов.
2. Онлайновое справочно-библиографического обслуживание, то есть предоставле-
ние доступа к удаленным библиографическим и полнотекстовым российским и мировым
ресурсам. Многие библиотеки с удовольствием начинают пополнять свои фонды «онлай-
новыми» материалами, создавая «онлайновую» коллекцию материалов (баз данных, бан -
ков
информации)
в помощь
проектно-исследовательской
работе
учителей
и учащихся.
При этом необходимо соблюдать нормы авторского права.
3.
Оказание
сервисных
услуг
пользователям
(помощь
в поиске
информации,
сканирование
документов,
электронная
доставка
документов,
создание
электронных
презентаций,
копирование
информации
на flash-карты,
CD
и т.
д.).
Ориентация
на внедрение
современных
услуг позволит
школьной
библиотеке
не только
демонстрировать
свою
значимость
в школе, но
и укреплять
положение
в социуме,
повышать
авторитет
в глазах
родителей,
что
при благоприятном
развитии
событий
способно привести к дополнительным инвестициям в школьную библиотеку. Услуги могут
предоставляться
и непосредственно
в библиотеке,
и
в онлайновом
режиме
через
сайт
школы или библиотеки.
4.
Обучение
пользователей
информационной
грамотности.
Среди
наиболее
актуальных проблем, активно обсуждаемых мировым профессиональным сообществом
как библиотекарей, так и педагогов – проблема диагностики состояния информационной
культуры личности и измерения уровня информационной грамотности. Вероятнее всего,
именно
школьную
библиотеку
провозгласят
центром
информационной
подготов ки
учащихся.
На педагога-библиотекаря
как специалиста
по информационным
ресурсам
в соответствии с ФГОС будет возложена обязанность по управлению широким спектром
ресурсов,
обеспечению
доступа
к ним,
формированию
у читателей
информационной
культуры, комплекса знаний, умений и навыков по взаимодействию с информационной
средой.
Для достижения
действительно
нового
качества
работы
и информационного
обслуживания
пользователей
наряду
с технологическими
нововведениями
необходимы
организационные изменения в работе библиотеки и школы.
Основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фондах,
а количество
и разнообразие
источников
информации,
доступ
к которым
может
предоставить
библиотека.
В наиболее
успешных
школах
библиотека
–
э т о
информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное
место для интеллектуальных инноваций учеников и учителей.
В связи с массовым распространением сети Интернет, в ней появилось много служб
облегчающих поиск и просмотр любого документа по желанию пользователя. К одной из
таких служб относятся электронные библиотеки, где можно не покидая собственного дома
просмотреть библиотечные каталоги, хотя получить через Интернет любую книгу или
журнал
пока
нельзя.
Существует
возможность
не
только
посетить
сайты
обычных
библиотек и познакомиться с полным каталогом библиотечного фонда, но и загрузить
целиком на свой компьютер статьи, журналы, книги в электронном варианте. Виртуальные
библиотеки
стали
систематизированными
каталогами
и
тематическими
собраниями
литературы.
Итак,
педагогическая
деятельность
педагога-библиотекаря
как
вид
профессиональной деятельности – это системные педагогические усилия направленные
на личностное
развитие
человека,
на обеспечение
социальной
адаптации
в новом
информационном мире.
Список литературы
1 . Понкратова, В.Н. Новая должность: педагог-библиотекарь / В.Н. Понкратова,
Ж.П. Осипова // Народное образование. – 2011. – № 10. – С. 159–165.
2. Хахалева, Н.И. О новом «Порядке учета документов, входящих в состав библи-
отечного фонда» / Н.И. Хахалева // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 20–23.
3 . Ястребцева, Е.Н. О новом статусе «педагог-библиотекарь» и о том, что делать
и как работать школьной библиотеке / Е.Н. Ястребцева // Библиотека в школе. – 2011. –
№ 17. – С. 18–24.
4 . Об
образовании
в
Российской
Федерации :
федер.
закон
от
29.12.2012
№ 273 ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справ.-правов. система. – Режим
доступа: base.consultantcons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984.