Тема двойственности в романе Р.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Автор: Сидорова Ольга Евгеньевна Должность: бакалавр филологии Учебное заведение: БФУ им.Канта Населённый пункт: г. Калининград Наименование материала: статья Тема: Тема двойственности в романе Р.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" Раздел: среднее профессиональное
Тема двойственности в романе Р.Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту»
Творчество Рея Брэдбери изучалось в работах литературоведов 20 века
и в основном рассматривалось в рамках антиутопических идей, фэнтези и
научной фантастики, а также в художественно-стилистическом аспекте. А в
наше
время,
когда
роман
приобрел
куда
большую
актуальность,
данное
произведение фактически не рассматривается. Футурология данного романа
делает его близким к современности.
Мы
предполагаем
рассматривать
данное
произведение
в
парадигме
двойственности,
проходящей
через
всю
структуру
романа.
Это
двойственность хронотопа (лес и город), двойственность художественных
образов и мира главного героя и противопоставление друг другу образов и
идей для обозначения авторской концепции.
Также мы выделяем несколько этапов пути главного героя, с точки
зрения тематики, проблематики и идейного смысла романа. Он включает в
себя 10 стадий:
1. Конфликт-раздвоение;
2. Внутренняя борьба;
3. Выбор;
4. Отрывание от прошлого, сжигание мостов (метафорически и буквально);
5.
Переход
границы
между
материальным
и
духовным
мирами
(образ
пересечения реки);
6. Новое рождение;
7. Полудикое состояние, представленное в образе оленя;
8. Очеловечивание;
9. Пробуждение сознания и пробуждение памяти;
10. Подготовка к несению идей для Нового Мира.
Также
парадигма
двойственности
представлена
в
романе
двумя
образами будущего: гибель цивилизации и выбор главного героя в пользу
сохранения культуры. Открытый финал произведения – это вопрос о выборе
самого читателя.
Цивилизация, по Брэдбери, противопоставлена культуре, она гибельна
и лишена будущего. В его фантастических предсказаниях важна не форма,
рисующая читателю новые технологии и общество будущего, а то новое, что
несут с собой люди-книги, живые носители Слова. С ними также связана
ключевая тема романа – тема памяти.
Материальное
у
Брэдбери
противопоставляется
духовному,
город
–
лесу,
где
живут
люди-книги.
Эта
коллизия
определяет
всю
сущность
художественных
образов
и
главной
идеи
романа
о
главенстве
живого
воплощения культуры над мертвой цивилизацией, духовных ценностей над
материальными
благами.
Так,
река
отделяет
город
от
леса,
разделяя
худ оже с т ве н н ы й
м и р
р ома н а
н а
д ва
п р о с т р а н с т ва .
Д а н н о е
противопоставление
определяет
двойственность
художественных
образов,
противопоставленных
друг
другу:
пустая
и
бездуховная
Милдред
противостоит
Клариссе,
проводнице
Монтэга,
воплощающей
в
себе
духовное начало, образ зеркал в финале романа (необходимых, чтобы каждый
мог
познать
себя)
противостоит
образу
телестен,
уводящих
людей
от
реальности и самих себя. Брандмэйстер Бити, анализирующий книги одним
лишь умом, противостоит людям-книгам, прожившим и воплотившим их в
самих
себе.
Спокойствие-безразличие,
свойственное
жителям
города,
противопоставляется спокойствию-умиротворению Клариссы и людей-книг.
Продолжая
тему
двойственности,
следует
отметить
также
противопоставление живого и механического, живого и мертвого, причем,
данная
оппозиция
в
романе
приобретает
особые
черты.
Различные
механизмы,
представленные
в
романе
описываются
через
оксюморон:
«мертвые
и
живые
одновременно».
Почти
любое
техническое
средство,
приспособление или даже любой предмет наделены у Брэдбери чертами
живых существ через прием олицетворения (шланг больничного аппарата
похож на змею, пьющую влагу, огонь жадно пожирает бумагу, рука Монтэга,
обретя собственный разум, сама собой тянется к книге и прячет ее, в то время
как
книга
трепещет,
как
живое
существо,
испытывая
боль
от
огня,
механический пес действует по четкой программе, но в то же время выглядит
мыслящим и чувствующим в своей манере). И в то же время сами люди
мертвы, бездушны, лишены индивидуальности. Так, жена Монтэга, Милдред,
описывается как мраморная порода, кукла с пустым взглядом, а пожарные
напоминают собой безликую массу.
Помимо
двойственности
центрального
персонажа
произведения,
конфликт-раздвоение
также
представляется
читателю
через
названия
его
частей, где наличествуют два объекта. Так, первая часть романа называется
«Очаг
и
саламандра»,
где
образ
саламандры
связан
с
пожарными,
чьим
символом является данное мифическое существо, а образ очага – с семьей
Макмеллан и Клариссой.
Вторая часть, «Сито и песок» относит нас к детским воспоминания
Монтэга, где старший брат шутки ради попросил его принести ему песок в
решете. Этот образ также двойственен: ведь помимо пустого просыпания
песка в песочнице, Монтэг также пытается просеять знания из книг, читая
Библию и силясь понять скрытый в ней смысл.
Но уже в третьей части, «Огонь горит ярко», раздвоение исчезает, как
из поступков и мыслей героя, так и из названия.
Ключевым
средством
выразительности
для
Брэдбери
становится
метафора. Именно она позволяет самому автору и его читателям заново
переосмыслить актуальные темы и проблемы через призму художественных
образов и хронотоп фантастического будущего. Автор помогает читателю
увидеть нарастающую в мире проблему, как бы со стороны, через принцип
отстранения, столь популярный среди фантастов всех времен.
Таким
образом,
фантастика
показывает
сегодняшнему
читателю
возможные
пути
развития
будущего
в
качестве
мотивации
или
же
предупреждения. В этом – предназначение научной фантастики, в этом же
Брэдбери видел свое собственное предназначение и предназначение своего
романа «451 градус по Фаренгейту».
Исследовав
роман
Рэя
Брэдбери
«451
градус
по
Фаренгейту»,
мы
пришли
к
выводу,
что
данное
произведение,
безусловно,
является
футурологическим,
так
как
относится
к
жанру
научной
фантастики
и
содержит в себе образ вероятного будущего человечества, включая сюда
новые технологии (часть из которых была предсказана автором), образ и
стиль жизни людей, культуру, законы, государственные учреждения и многое
другое.
Некоторые
критики
считают
роман
«451
градус
по
Фаренгейту»
антиутопией.
В
этой
позиции
есть
доля
правды,
так
как антиутопия
описывает
государство,
в
котором
возобладали
негативные
тенденции
развития.
В
то
же
самое
время
другие
исследователи
относят
данное
произведение к жанру романа-предупреждения. Данная точка зрения кажется
нам
более
логически
обоснованной
и
верной,
так
как
Рэй
Брэдбери
описывает в своем романе не цельную структуру общества, как это принято в
романах-антиутопиях,
а
лишь
отдельные
разрушительные
тенденции,
которые отчасти уже воплотились в нашем современной обществе в той или
иной
мере.
Роман-антиутопия
по
традиции
включает
в
себя
описание
общественного порядка и устройства государственного аппарата, в то время
как роман Брэдбери основан не на описании структуры общества будущего, а
на судьбе личности в условиях разрушающегося мира. Таким образом, можно
сделать
вывод
о
принадлежности
данного
произведения
к
научной
фантастике и футурологическому типу романа, но не о его связи с жанром
антиутопии.
В
финале
романа
духовность
переходит
во
внефизиче ское
существование, исчезает форма книги, но остается суть, гибнет город, но
сохраняется культура человечества. В романе два образа будущего: гибель
цивилизации
и
выбор
главного
героя
в
пользу
сохранения
культуры.
Открытый финал произведения – это вопрос о выборе самого читателя.
Таким образом, Брэдбери, используя футурологические образы, прием
отстранения и множество метафор рисует перед читателем возможные пути,
по которым может пойти человечество. Автор позволяет читателю взглянуть
на мир в гротескном преувеличении и посмотреть на него со стороны, чтобы
лучше понять и осознать пути его развития и возможные решения как уже
существующих, так и еще только зарождающихся в нем проблем.
Список литературы.
1.
Абрамович, Г.А. «Введение в литературоведение»./ М.: Просвещение,
1994. 167 с.
2.
Адмони, В.Г. «Структура предложения и строение художественного
литературного
произведения.
Текст».
/
В.Г.
Адмони
//
Лингвистика
текста: М.: МГПИИЯ им. М. Тереза, 1974. 156с
3.
Арнольд
И.В.
Стилистика
современного
английского
языка.
М.:
Прогресс, 1960. 256 с.
4.
Арнольд И.В. «Стилистика. Современный английский язык: Учебник
для вузов». — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384
с.
5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс/теория метафоры. / М.: Русский
язык, 1990. 358 с.
6.
Баранов
А.Н.
О
типах
сочетаемости
метафорических
моделей
//
Вопросы языкознания. 2003. №2. 96 с.
7 . Брандис
Е.П.
Научная
фантастика
и
художественное
познание
действительности // Художественное творчество. Л, 1983.
8.
Бритиков
А.
Советская
научная
фантастика
//
Жанрово-стилевые
искания современной советской прозы. / М., Cлово// 1971.
9.
Брэдбери Р. «О скитаниях вечных и о Земле» / Р.Брэдбери. - Москва,
1987. 655 с.
10.
Брэдбери
Р.
«Дзен
в
искусстве
написания
книг»/Москва,
2014//издательство «Эксмо».