Дидактические материалы по теме" Правописание глаголов" 4 класс
Автор: Асташина Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье Населённый пункт: село Приволжье, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Дидактические материалы по теме" Правописание глаголов" 4 класс Раздел: начальное образование
Дидактические задания по теме «Правописание глаголов» 4 класс
1.
Прочитай текст. Подумай, перед какими глаголами пропущена отрицательная
частица НЕ. Спиши текст, вставляя где нужно частицу НЕ.
Вставь пропущенные буквы в окончаниях глаголов. Укажи их спряжение.
Есть на свете суровый холодный край. Называ…т…ся он Крайний Север.
Свет…т там яркое тёплое солнце, шумит зелёный лес. Есть только ровная тундра.
Холодное синее море омыва…т этот студёный край. Зимой в тундре ду…т колючий
ветер. Даже летом люди ход…т там тепло одетыми.
2.
Замени выделенные глаголы и словосочетания глаголами, которые пишутся с
НЕ слитно.
Он возмущался.
Нельзя его принуждать.
Брат удивлялся.
Я чувствую себя не совсем хорошо.
Слова
Прочитай пословицы.
Кто сегодня …обман…т ( ), тому завтра …повер…т ( ).
Кто труда … боит…ся ( ), того лень …сторонит…ся ( ).
Конь вырвет…ся ( )- …воротишь, слово вырвет…ся ( ) …догонишь.
За двумя зайцами …погон…шься ( ), ни одного… пойма…шь ( ).
Вставь там, где нужно по смыслу частицу НЕ.
Объясни написание буквосочетаний –тся, -ться. Укажи форму глагола.
5.
Выпиши
отдельно:
1)
подлежащие
с
глаголами
–сказуемыми
в
3
лице;
2)
словосочетания с глаголами в неопределенной форме.
Например: Он хвалится (3 л.). Нечем хвалиться (неопр.ф.).
Трус и тени своей боит…ся.
Волков боят…ся, в лес не ходить.
От работы руки не отнимут…ся.
Лентяю и приподнят…ся лень.
Всякий человек по делу узнает…ся.
Умный любит учит…ся.
6.
Глаголы
в
скобках
поставь
в
форму
настоящего
времени,
запиши
рядом,
выдели личные окончания глаголов, укажи спряжение.
Гляжу:
(садился)……………………..
дятел
прямо
на
ствол,
(цеплялся)
……………………………..
за
него
о ст рыми
коготками,
( о п и р а л с я )
………………………………..
на
жёсткий
растопыренный
хвост
и
(колотил)
………………………………… по трухлявому стволу дерева клювом. Наверное,
выискал
в
гнилой
древесине
личинку
или
жука,
которые
деревья
(точили)
………………………………….., лес (портили)………………………………
7.
Определи спряжение и вставь букву в окончание.
(Задания
различаются
по
уровню
сложности.
Уже
даны
глаголы
в
неопределенной
форме:
А ) Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег
(сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы
(строить) стро…т гнёзда.
Б) (Неопределенную форму дети образуют сами:
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т
природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не
замет..шь, но песня его любого останов…т.
В) Журавли …. в начале апреля. Они …… на тёплую землю. Над полем….. солнце, ……..
жаворонки, …….утки – всё поёт, радуется весне. А журавли ждут, когда ….. тёплый ветер,
….. на болоте снег. Только тогда мы ………… весеннюю песню отважных птиц.
( Слова для справок: услыш.м, поду.т, прилета.т, лета.т, опуска.тся, раста.т, свет.т,
Г) (
В тексте используются глаголы – исключения:)
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное
стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать
их в одно место.
Д) Вставь пропущенные глаголы в форме настоящего времени.
______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок.
Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________
приближения весны. На реках скоро ______________ лёд.
8.
Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ.
Не вешать голову - не унывать.
Сидеть сложа руки- -------------------------------
Не смыкать глаз- -----------------------------------------
Пропустить мимо ушей- --------------------------------
Не повышать голос- ------------------------------------
9.
Выпиши из предложений глаголы с НЕ. Пиши НЕ слитно или раздельно.
Где (не)было начала, (не)будет и конца.
Лентяю всё (не)можется да (не)здоровится.
Дело лени (не)любит.
Кто поздно встаёт, у того хлеба (не)достаёт.
Нельзя дикого зверя (не)волить.
10. Прочитай
текст.
Вставь
подходящие
по
смыслу
глаголы,
которые
не
употребляются без частицы НЕ .
Футбольная команда 4 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а
вратаря Игоря всё нет и нет.
« Что с ним случилось?» - ---------------------------------- защита.
« Сорвать решающий матч! Как можно?» - -------------------- капитан.
« -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий.
«А может Игорь заболел. Ему всю неделю ----------------------------» - пытается защитить
своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
11. Прочитай текст. Вставь перед глаголами подходящую по смыслу частицу НЕ.
Запиши текст, раскрывая скобки.
Заблудился.
Петя пошел в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону
идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу и стал медлить. Он думал об
усталости и шел на гул, который звучал вдали. Петя (не)доумевал, что это могло быть.
Оказалось, впереди проходила дорога.
12. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши вопрос, укажи форму глагола.
Надо учит__ся (………………………………..)читать;
мальчик хорошо учит__ся (………………………………………);
кони быстро мчат__ся (………………………………………..);
здесь опасно так мчат__ся (……………………………………….);
ему
нельзя
купат__ся
(……………………………)
в
море,
а
он
купает__ся
(………………………………);
надо катат__ся (………………………………….) на лыжах;
ребята занимают__ся (…………………………………) физкультурой;
тепло одет__ся (…………………………………………);
Вова одевает__ся (……………………………………..) на прогулку.
Кто любит (…………………) трудит…ся, тому есть чем (……………...) гордит…ся.
Сонного не добудиш…ся (______________________), ленивого не дождёш…ся
( __________________________).
13. Прочитай текст. Выпиши глаголы с безударными окончаниями в два столбика:
1 спр., 2 спр.
Морская выдра обычно плава…т вдоль берега. В поисках пищи она ныря…т под воду.
Вынырн…т из воды, ляж…т на спину, а в лапах у нее морской еж или краб. Иногда она
принос…т со дна раковину моллюска и камень. Выдра кладет камень на грудь, крепко
сжима…т моллюска и ударя…т раковиной о камень. Колот…т раковину до тех пор, пока
она не тресн…т.
14. Запиши данные глаголы в форме 3-его ед. числа. Выдели окончания глаголов,
укажи спряжение.
Труд (лечить)_______________, а лень (калечить)________________________.
Мир (строить)__________________, а война (разрушать) __________________.
Лето (кормить)__________________, а зима (поедать)_____________________.
15. Запиши данные глаголы в форме 1-ого лица мн. числа, выдели окончания
глаголов, укажи спряжение.
(решать)_____________________________________задачу,
(решить)_____________________________________задачу,
(включить)___________________________________лампу,
(включать)___________________________________свет,
(выкрикнуть)_________________________________слово,
(выкрикивать)________________________________слово.
16. К данным фразеологизмам припиши близкий по значению глагол в том же
лице и числе.
Вставляют палки в колеса - ………………………………………….
Обведешь вокруг пальца - ……………………………………………
Выбьетесь из сил - ……………………………………………………..
Клюем носом - ………………………………………………………….
Гладите по головке - …………………………………………………..
Сложищь голову - ……………………………………………………
Зарубит на носу - ……………………………………………………
Слова для справок: обмануть, мешать, дремать, погибнуть, устать, помогать,
хвалить, запомнить.
17. Расположи глаголы в порядке усиления действия. Образуй форму 3 лица ед.
числа. Вставь пропущенные буквы, укажи спряжение.
Барабан.т, стуч.т. Хихика.т, хохоч.т, смеёт.ся. Говорит, шепч.т, крич.т.
Разруша.т, испорт.т, слома.т. Люб.т, обожа.т. Плач.т, хныч.т, рыда.т.
Одобря.т, превознос.т, хвал.т.
18. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом напиши антонимы в том же лице
неопределенную форму и укажи спряжение.
1)
Заунывный ветер гон..т стаю туч на край небес.Ветер по морю гуля..т и кораблик
подгоня..т.
2)
Легко дыш..т..ся в лесу. Ты вдыха..шь запах хвои.
3)
Воды
реки
держ..т
гигантская
плотина.
Эта
стальная
громада
удержива..т
миллионы тонн воды.
4)
С высоты зорко смотр..т на землю орел. Он высматрива..т добычу.
20. Вставь пропущенные буквы, укажи спряжение глаголов.
Когда попада__ш__ в пустыню, тебя сразу поража__т это фантастическое дерево. Дерево
выгляд__т необычно. На ветках нет листьев. Ветер кача__т ветки, снос__т их вбок, а по
песку двига__т__ся узорчатая тень. Побеги саксаула зелены и сочны. Если надав__ш__ на
побег, на тебя брызн__т солёная влага.
Через некоторое время побеги опада__т. Опавшие веточки внос__т в землю много соли.
(По Г. Проскуряковой)
21. Составь
4
распространённых
предложения
с
однородными
сказуемыми,
выраженными
глаголами
настоящего
времени.
В
качестве
подлежащих
используй существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей.
Слова
для
справок: грохотать,
лепетать,
журчать,
клокотать,
греметь,
хлестать, плескать, барабанить, стучать, шуметь, звенеть, бормотать.
Пример проверочной работы на основе текста по теме « Правописание глаголов».
Майская гроза.
Навстречу солнцу ползет темная туча. По ней красными зигзагами мелька…т молния
Слышат…ся
далекие
раскаты
грома.
Теплый
ветер
гуля…т
по
траве,
гнет
деревья,
поднима…т пыль. Сейчас брызн…т майский дождь и начнет…ся гроза.
А тучи уже заволокли небо. Темне…т. Первые крупные и тяжелые брызги стали ложит…
ся
на
землю.
Ветер
утиха…т.
Шумит
только
дождь.
Сверка…т
молния.
Раздает…ся
раскатистый удар.
Вот гром утиха…т, и раскаты его слышат…ся издалека. Солнце снова показывает…ся из-
за облаков, залива…т лес и поле греющим светом. Грозная туча уход…т. В теплом воздухе
пахн…т черемухой и ландышами.
Задания по тексту.
1.
Прочитай текст. Выпиши глаголы с безударными окончаниями в две группы:
1 спр., 2 спр.
2.
Найди глаголы с буквосочетаниями –тся, -ться. Выпиши отдельно:
1) подлежащие с глаголами – сказуемыми в 3 лице;
2) словосочетания с глаголами в неопределенной форме.
3.
Выпиши глаголы из первой части с безударными личными окончаниями. Определи
их вид. Образуй от них глаголы другого вида с помощью приставки.
Образец: несу (несов.вид) – вынесу (сов.вид)
4.
Выпиши глаголы из третьей части. Поставь их в форму 3 лица мн. числа. Дополни
каждый глагол частицей НЕ. Запиши.
5.
Глаголы
второй
части
поставь
в
форму
1
лица
мн.
числа.
Запиши,
выдели
окончание, укажи спряжение.