Кружок оригами как способ развития детей дошкольного возраста
Автор: Антипина Лариса Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ №24 "Весняночка" Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Наименование материала: Статья Тема: Кружок оригами как способ развития детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Раздел образования: дошкольное образование
Автор: Антипина Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №24 «Весняночка»
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, республика Марий Эл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Кружок оригами как способ развития детей дошкольного
возраста»
Кружок оригами как способ развития детей
дошкольного возраста
Складывать фигурки животных, цветов и птиц из бумаги детей учили с
древних пор. Мудрецы Японии создали искусство оригами, которое несет
в себе эстетику, развивающий и обучающий смысл.
«Оригами» значит «сложенная бумага», создание образов путем
складывания неразрывного бумажного листа. Изначально самураи
использовали фигурки оригами в качестве тайных посланий: на
внутренней стороне писали секретные сообщения. Позже, с
распространением бумаги, оригами стало доступно многим.
Неслучайно в семьях страны восходящего солнца обучали детей
бумажному мастерству. Создание бумажных поделок – журавликов,
кошек, бабочек – развивает мелкую моторику, отвечающую за развитие
речи. Кроме того, учась складывать по линиям сгиба, переворачивать и
соединять края листа, ребенок улучшает двигательные возможности рук
и становится лучше подготовленным к освоению техники письма.
Создание кружка оригами в современных детских садах – способ
вовлечения детей в творческий процесс и залог развития и подготовки к
школе.
Как организовать занятия для дошкольной группы?
Преподавание оригами строится на основе общих факультативных
занятий и тематической совместной деятельности, при этом идеальный
вариант – деление обучающихся на две группы. Новички – те, кто
только знакомится и осваивает оригами, и ребята, которые уже
самостоятельно воспроизводят изученные формы и сделать фигурки.
В малых группах занятия персонализированы, каждому дошкольнику
уделяется максимальное внимание. Обучение конструированию из
бумаги – процесс, который занимает от года до нескольких лет.
На подготовительном этапе изучения дошкольниками оригами
воспитатель отрабатывает с детьми основные техники: складывание
листа, линию сгиба, понятие центра, углов и сторон. Дети на занятиях
учатся отличать геометрические фигуры, знакомятся с понятием
симметрии.
Как правило, в группе для новичков первичная задача воспитателя –
заинтересовать и побудить к творческо-познавательной деятельности. К
методам, которые используют на этом этапе, относят демонстрацию
наглядных примеров, рассказы и сказки.
Воспитатель заранее готовится к проведению занятия. Для создания
наглядного примера лучше использовать цветную двухстороннюю
бумагу. Разноцветные оригами вызывают интерес, яркие
фигуры приятнее держать в руках.
Начало занятия – это введение-сказка. Дети после предшествующих
активных игр постепенно настраиваются на спокойное восприятие,
рассказы будят воображение, погружая в процесс творчества.
«Лягушка-путешественница мечтала побывать в теплых странах и
увидеть далекие края. Она взяла зонтик и отправилась в захватывающее
путешествие. А как это произошло?Да очень просто. В домике из
кувшинок на большом пруду, где жила лягушка, однажды вечером стало
очень страшно. Тук-тук-тук, – кто-то стучал по зеленой крыше. Лягушка
спряталась, вслушиваясь в звуки за окном. Шагов не было слышно, а
звук все повторялся. Тук.
Набравшись храбрости, она открыла маленькую зеленую дверцу из
листочка, но никого не увидела. На голову ей упали большие капли
дождя. Тук-тук-тук, – стучал дождь и звал к большим приключениям.
Лягушка нахмурилась, а дождь усилился, и вода потекла за порог
домика. Быстрее, быстрее, лягушка запрыгнула обратно и стала искать
по углам свой зонтик-одуванчик».
После введения воспитатель предлагает группе сделать из бумаги
оригами главного героя рассказа. От занятия к занятию воспитатель
рассказывает новые сказки или использует метод сериального рассказа,
когда интерес детей подкреплен ожиданием продолжения историй с
любимыми героями.
Для закрепления материала, ребята выполняют задание: самостоятельно
создать пройденную фигуру оригами, впоследствии изучить новую
форму и технику. После освоения техник, дети самостоятельно
складывают фигуры с использованием схем.
Во второй группе, когда уже интерес у детей привит, используют
выставки оригами и создание подарков для родителей, приуроченные к
праздничным датам: дню матери, 23 февраля или 8 марта. Стимулом
освоения оригами в продвинутой группе выступает элемент
соревнования и дополнительные занятия с родителями.
Польза и значение занятий оригами
Конструирование из бумаги учит ребенка быть аккуратным и
последовательным в своих действиях, что формирует культуру труда и
умение добиваться целей.
Дети, изучающие оригами, развивают память и совершенствуют
логическое и творческое мышление, умеют концентрироваться на
поставленных задачах.
Среди положительных аспектов авторы методической
литературы выделяют:
– формирование художественного вкуса,
– развитие восприятия формы, цвета и размера,
– подготовку к школе путем улучшения памяти и мелкой моторики,
– знакомство с геометрическими фигурами в основе точных наук и
архитектуры,
– обогащение творческого опыта и развитие воображения.
Таким образом, занятия оригами играют значительную роль в
дальнейшем развитии детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
Выгонов, В. В. Оригами для малышей / В. В. Выгонов, И. В. Захарова. –
Москва: Издательский Дом МСП, 2006. 126 с.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких:методическое пособие для
воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 64 с., ил., + цв.вкл
Михайленко, Л. «Оригамские» сказки / Михайленко Л., Романова Л //
Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 103–107.
Громова Ю.В.Оригами – средство развития творческого воображения
дошкольников с особыми образовательными потребностями
//Образовательная среда. 2016. № 5. С. 67-70.