Формирование исследовательских умений на уроках истории и обществознания.
Автор: Рудакова Марина Михайловна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Формирование исследовательских умений на уроках истории и обществознания. Раздел: среднее образование
Рудакова Марина Михайловна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №18»
Братск
Формирование исследовательских умений на уроках истории и обществознания
.
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения опреде-
лено
понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в
основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и
предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой
основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций»
Задача достижения новых результатов образования требуют от учителя использова-
ние современных инновационных образовательных технологий, методов и методических
приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых
знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и
строить умозаключения. Задача учителя – помочь ученикам освоить такие способы дей -
ствий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот вы -
бор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способно-
сти, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении
учебных исследовательских работ.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с реше-
нием обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая на-
личие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результа-
те объективно новых научных знаний.
Формы
организации
учебно–исследовательской
деятельности
на
уроках
могут
быть следующими:
•
урок–исследование, урок–лаборатория, урок–творческий отчёт, урок изобрета-
тельства, урок «Удивительное рядом», урок–рассказ об учёных, урок–защита исследова -
тельских проектов, урок–экспертиза, урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка
и анализ его результатов;
1
• домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе
разнообразные виды деятельности, позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяжённое во времени.
Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение учащи-
мися определёнными умениями.
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается
как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний
и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской
деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.
Умение выдвигать гипотезы – это формулирование возможного варианта решения
проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уров -
нем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы.
Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с тек-
стами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще
всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную
идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бег-
ло просматривать тексты.
Умение
давать
определение
понятиям
–
это
логическая
операция,
которая
направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
Умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством кото-
рой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида
умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное
умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследова -
ниях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико–дедуктивною мыш-
ления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять призна -
ки.
Умение классифицировать – это распределение объектов по группам в соответ-
ствии с основаниями, принципами деления.
Умение представлять и защищать свои идеи - это способность вести диалог, участ-
вовать в дискуссии, аргументировать свою позицию.
Итогами исследовательской деятельности следует считать не столько предметные
результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компе-
тентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения со -
трудничать в коллективе и самостоятельно работать, организовывать свою познавательную
деятельность; мотивированность на активное участие в жизни общества
2
Примеры заданий, направленных на формирование исследовательских умений :
1. Можете ли вы объяснить происхождение слова «уголовное» преступление?
Ответ: «уголовить» в старые времена означало лишить головы. Если человека
признавали виновным в особом злодеянии, то могли отрубить голову. «Уголовье» – общее
название поступков, за которые человек отвечал головой.
2. Основываясь на знаниях социальных аспектах труда, составьте примерный тру-
довой контракт. Выбор рабочего места осуществите самостоятельно, учитывайте интересы
и работника, и работодателя.
В сильных или разноуровневых классах можно предложить всем обсуждать одно
конкретное рабочее место, а потом сравнить результаты и выбрать самого коварного ди-
ректора» и «самого дорогого работника».
3. Каждый человек является не только объектом, но и участником проявлений соци -
ального контроля в обществе. Проанализируйте свой опыт общения. Опишите случаи,
когда именно вы оказывали «контролирующее» положительное влияние на других людей.
Материалы к ответу: среди подростков особенно важно мнение сверстников и
ориентация на поведение группы. Неформальные лидеры способны оказывать очень силь-
ное давление на окружающих. Педагоги обычно прикладывают много сил для направле-
ния этого влияния в конструктивное русло. Положительный опыт влияния на окружающих
повышает самооценку подростков, а анализ ситуации полезен для развития самостоятель-
ности и независимости.
Учащийся может определить, что именно он был инициатором поздравления од-
ноклассников с днем рождения, начала занятий спортом среди своих друзей, туристиче -
ских поездок, просмотра фильма. Именно он первым дал отпор местному хулигану, завел
правило брать на прогулку младшего брата, совмещать прогулку с походом по магазинам
за продуктами, сделал популярной новую прическу или аксессуар в одежде.
4. Работа в нарах или группах. Подготовьте презентацию об образе жизни наро-
дов, населяющих ваш край. Если в классе есть учащиеся разных национальностей, это по -
может распределить роли.
5. Проанализируйте обязанности членов своей семьи в течение одной недели. Вы -
явите, сколько времени уходит на выполнение разной домашней работы, сколько времени
используется на совместный или индивидуальный отдых. Как вы себе представляете рас -
пределение обязанностей в семье, которую вы создадите сами?
6. Робин Гуд отбирал деньги у богатых и раздавал их бедным. Восполняя потери,
богатые еще больше обирали бедных. Казалось бы, народ должен был ненавидеть Робин
Гуда – косвенного виновника увеличившегося бремени. Но он продолжал любить Робин
3
Гуда и ненавидеть шерифа Ноттингемского, который никак не мог разрешить для себя
этой загадки.
Помогите шерифу. Почему народ его не любил, отдавал предпочтение разбойнику?
Робин Гуд – выходец из английской аристократии.
7. Сказка.
Проанализируйте сказку о Чиполлино с точки зрения социолога. Как в ней показана
стратификация общества? Почему лук олицетворяет простой народ, а помидор – знатных
людей? Связаны как–то свойства овощей и фруктов с социальным расслоением людей?
Существуют ли более благородные и менее благородные сорта и виды в фауне?
8 . В 1995 г. российские археологи обнаружили под Смоленском большое количе -
ство кладов монет примерно 970–971 гг. Если клады сохраняются в земле, то это значит,
что люди, зарывая их, больше к ним не возвращаются. Почему не возвращаются? Не жела -
ют или не могут?
О чем свидетельствует большое число кладов одной эпохи или года?
Литература
1. Арцен М.Н. Учебно–исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч.
– 2005. - №6. – С.4
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М. «Вербум – М». 2001.
3. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образователь-
ный предел» [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. – 2003. - №10. – С. 35-40.
4. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении [Текст] / Т.А. Файн // Практика адми -
нистративной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 14-23.
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. [Текст] / И.Д. Чечель //
Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 24-30
4