Напоминание

Условия протекания и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории


Автор: Крутых Валентина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Основная общеобразовательная школа №16"
Населённый пункт: г. Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Условия протекания и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад





Условия протекания и формы организации исследовательской

деятельности учащихся на уроках истории

(
из опыта работы учителя истории МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 16» г. Соликамска Крутых Валентины Владимировны ) Исследовательская деятельность обучающихся занимает прочные позиции в современном образовании как одно из важных направлений ФГОС. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно- ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Достижение этой цели происходит через организацию исследовательской деятельности учащихся на уроках истории, задачи которой заключаются в усво ении программного материа ла и в привитии у ч а щ и м с я исследовательских навыков. Исследовательская деятельность учащихся на уроке истории может протекать как индивидуальная, коллективная и групповая. К
индивидуальной
деятельности относятся сообщения, которые готовят отдельные учащиеся, может быть, только один ученик. При подготовке своего вопроса ученик должен собрать информацию, то есть, пользуясь методом поиска, он будет искать информацию в библиотеках, в архиве, в музейных фондах, в Интернете. Будет работать с текстами, составляя конспект, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографические списки. Всему этому надо научиться. А затем ему нужно выступить со своим докладом перед классом, быть готовым ответить на вопросы. Остальные учащиеся должны уметь дать рецензию, т.е. анализирют сообщение, отметить положительные и отрицательные стороны, оценить самостоятельную деятельность ученика. Исследовательская деятельность может быть
коллективной
. При этом способе класс может исследовать одну и ту же проблему, имеющую форму
вопроса. Учащиеся осмысливают проблему, затем выстраивают предположения, высказывают, обсуждают их и делают общие выводы.
Групповая
исследовательская деятельность предполагает разделение класса на группы. Каждая группа получает своё исследовательское задание. Выдвигается гипотеза исследования или исследовательская проблема. В группе идет сбор данных, подготавливается и оформляется сообщение. Следующий этап – выступление с сообщением каждой группы (представителей групп) по своему направлению исследования. Затем происходит обсуждение исследовательской проблемы, переосмысление результатов исследования, полученных в отдельных группах. Подтверждается или переформулируется гипотеза. И, наконец, выстраиваются общие выводы и заключения. При различных условиях протекания исследовательской деятельности они всегда строятся на взаимосвязи учителя и учащихся. Ниже рассматривается протекание исследовательской деятельности как коллективной и как групповой. Каковы формы организации исследовательской деятельности на уроках истории? Наиболее часто применяемая форма –
исследование

исторических

документов
. Носителем новой информации на уроках истории является текст исторического документа. Уже на первых этапах изучения истории ученики знакомятся с историческими документами, которыми сопровождаются материалы параграфов. Исторические документы, анализируемые на уроках истории в 5-7 классх, представляют собой отрывки из древних мифов, повестей, летописей, сказаний, житий святых. Учащиеся должны
научиться

определять к какому из этих типов относится документ, анализировать

текст документа, оценивать его, выражать свою позицию по отношению

к тексту.
На уроке по теме «Куликовская битва» в 6 классе с целью закрепления и углубления темы учащимся было предложено исследовать отрывки документов. Класс был разбит на три группы, каждая группа получила свое задание. Изучение документа началось с ознакомления с текстом. Учитель
кратко охарактеризовал какие документы предстоит исследовать. В беседе с учениками определяется к какому типу исторических документов относится текст каждой группы. I группа – отрывок из литературной повести «Задонщина» конца XIV века, автор которой неизвестен. II группа - отрывок из летописной повести «Сказание о Мамаевом нашествии», написанной сразу же после битвы, автор неизвестен. III группа - отрывок из повести в стихах «Наша древняя столица», автор Н.П. Кончаловская; повесть была написана к 800-летию Москвы, в 1947 году. Исследование проходило по вопросам, ответы на которые ученики должны были найти в исторических документах: 1. Определить тип документа. 2. Какими словами автор показывает величие Куликовской битвы? 3. С каким природным явлением автор сравнивает битву? 4. Как автор описывает мужество и храбрость русских воинов? Затем произошло обсуждение вопросов, обобщение и подведение итогов исследования. Исторические документы, которыми сопровождаются учебники в старших классах можно отнести к официальным (постановления, протоколы, приказы) и неофициальным (биографии, письма, дневники, воспоминания). В учебнике по «Истории России» для 9 класса (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) почти к каждому параграфу приводятся документы. Это облегчает работу учителя при организации исследовательской деятельности учащихся. На уроке в 9 классе «Изменения в политической системе в СССР (1953 – середина 60х г.г.)» ученики изучают деятельность Н.С. Хрущева. В учебнике приводятся воспоминания современников о нем. Трем группам учащихся предлагается прочитать эти документы и определить, какую оценку деятельности Хрущева дают его современники: В.М. Молотов – соратник Сталина, Д.Ф. Устинов – министр обороны, поэт А. Т. Твардовский. Исследование документов в каждой группе происходит по вопросам:
1. О каком типе исторических документов идет речь? 2. Кто автор воспоминаний? 3. Какую оценку деятельности Хрущева они дают? 4. Какие слова находят в правоте своей оценки? 5. Выскажите свое отношение к личности этого деятеля. Исследуя воспоминания, ученики учатся сопоставлять разные точки зрения, давать свою оценку, развивают критическое мышление. Урок в 9 классе «Советский тыл в Великой Отечественная войне». В качестве домашнего задания ученики изучают условия работы подростков в годы войны и женские профессии в годы войны. По вариантам класс делится на две группы. Для выполнения этих заданий ученики должны опросить людей старшего поколения, своих бабушек и дедушек, записать их воспоминания, высказать свою оценку исторически достоверным обстоятельствам жизни тружеников тыла. Также ученикам предлагается исследовать проблему: почему мы говорим о героизме не только тех советских людей, кто сражались с врагом на фронте, но и тех, кто трудились в тылу? Через выполнение такого рода исследовательских заданий ученики не только дают свою оценку данному факту, учатся критически мыслить, но как бы изнутри наблюдают исторические события. Таким образом, исследование исторических документов и воспоминаний дают новые, более углубленные знания по истории ученикам, развивает критическое мышление, знакомит с методами анализа исторической информации. Такая форма организации исследовательской деятельности с учащимися учителями истории применяется очень активно. Еще одной из форм организации исследовательской деятельности учащихся является
работа с вещественными источниками
. В нашей школе уже пять лет действует школьный краеведческий музей, большую часть экспонатов которого собрали сами ученики. При изучении таких тем, как «Культура России», «Быт и обычаи» организуются экскурсии в музей или часть экспонатов выставляется на уроке. В этом случае ученики
могут непосредственно видеть (наблюдать) предмет, даже потрогать его, что усиливает их познавательные интнресы, формирует конкретные понятия о предметах, назначение которых они даже не знают. Например, что такое «ухват», «корчага», «ботало», «чеботы», «кокошник»? Исследовательская деятельность с вещественными источниками заключается в том, что ученики должны уметь описывать предмет (вещь), определять его характерные черты, оценивать его полезность, оценивать его как часть культурных достижений. Исследовательские задания при изучении вещественных источников могут звучать так: «Описать…», «Нарисовать…», «Сделать сообщение…». Если это был урок-экскурсия в музей, то исследовательское задание может быть таким: 1. Подготовьте рассказ об одном из экспонатов музея. 2. Сравните увиденные предметы прошлого с настоящими. 3. Какие реликвии хранятся у вас в семье? Организуйте выставку семейных реликвий. При исследовании вещественных источников происходит «оживление» истории, углубляются исторические знания, развиваются творческие способности и мышление учащихся, происходит приобщение их к культурным достижениям своего народа. Развиваются новые навыки и умения исследовательской деятельности. История относится к образовательной области, где сочетается федеральный и национально-региональный компоненты содержания образования. Поэтому часто исследовательская работа школьников на уроке истории связано именно с краеведением. Отсюда еще одной формой оранизации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории является
исследование краеведческого материала
. Город Соликамск имеет уникальную историю, в 1970 году он возведен в ранг исторических городов России. Учащиеся должны знать даты, события, факты, участников, результаты событий из истории своего города.
Исследовательские задачи на уроках по истории города заключаются в выработке умений:  Проводить поиск необходимой информации об истории города в одном или нескольких источниках;  Формулировать гипотезу исследования;  Уметь описывать исторические события и их участников;  Уметь оформить собранную информацию в виде доклада, реферата;  Определять свое собственное отношение к проблемам прошлой и современной истории города. Уроки краеведения нередко представляет собой исследование, завершающее изучение большой темы. Ниже описывается урок, Которым можно завершить тему «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.» в 9 классе. Тема урока: «В труде, как в бою!» (Трудовой подвиг соликамцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.). Урок проходит как ученическая конференция. Познавательная цель урока: развивать исследовательские навыки и умения:  работать с архивными материалами, справочниками, газетными публикациями;  систематизировать и оформлять их;  выступать с докладом;  участвовать в обсуждении;  оценивать выступления одноклассников. В начале урока с помощью учителя идет обсуждение исследовательской проблемы: оцените, в чем состоял трудовой подвиг соликамцев в годы Великой Отечественной войны. Формулируется гипотеза: Военная история города Соликамска доказывает, что не только боевой, но и трудовой подвиг советских людей принес победу в войне с фашистской Германией.
После вступительного слова учителя заслушиваются выступление учащихся с подготовленными в качестве домашнего задания сообщниями, которые готовились в группах:  О соликамском целлюлозно-бумажном комбинате;  О сользаводе;  О соликамском магниевом заводе;  О заводе «Урал». При подготовке к уроку учащимся была предложена памятка, в которую входили следующие пункты: 1. Трудности перехода на выпуск военной продукции, трудности быта на данном предприятии. 2. Контингент работников предприятия. 3. Движение за перевыполнение планов, за овладение смежными профессиями. 4. Какую продукцию давали фронту. В конце занятия идет обобщение исследуемого материала с помощью учителя, обсуждение исследовательской проблемы, проверка гипотезы и подтверждение её, оценка исследований учениками и учителем. Учащимся предлагается творческое домашнее задание(по выбору): 1. Записать воспоминания «Медали за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» в моей семье. 2. Подобрать газетный материал по теме «Трудовой подвиг соликамцев в годы Великой Отечестнной войны 1941-1945», (работа с каталогом в школьной библиотеке). Таковы некоторые формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Развитие

ученического

исследования,

применение его в качестве основы при построении образовательных

технологий дает возможность обучающимся осваивать не сумму готовых

знаний, а методы освоения нового, учит их самостоятельно добывать

знания.


Список используемой литературы

1 .
Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Преподавание истории в школе. – 2005, №3 2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. – Рига, 1995 3 . Леонтович А.В. Исследовательская деятельность – стержень работы школы//Педагогические советы. – 2004, №9 4. Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009, № 5


В раздел образования