Условия протекания и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
Автор: Крутых Валентина Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ "Основная общеобразовательная школа №16" Населённый пункт: г. Соликамск, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: Условия протекания и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории Раздел: среднее образование
Условия протекания и формы организации исследовательской
деятельности учащихся на уроках истории
( из опыта работы учителя истории МАОУ «Основная общеобразовательная
школа № 16» г. Соликамска
Крутых Валентины Владимировны )
Исследовательская
деятельность
обучающихся
занимает
прочные
позиции
в
современном
образовании как
одно
из
важных
направлений
ФГОС. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся,
свидетельствует
о
том,
что
образование
должно
стать
личностно-
ориентированным,
направленным
на
организацию
разноуровневой
познавательной деятельности учащихся.
Достижение этой цели происходит через организацию исследовательской
деятельности учащихся на уроках истории, задачи которой заключаются в
усво ении
программного
материа ла
и
в
привитии
у ч а щ и м с я
исследовательских навыков.
Исследовательская
деятельность
учащихся
на
уроке
истории
может
протекать
как
индивидуальная,
коллективная
и
групповая.
К
индивидуальной деятельности
относятся
сообщения,
которые
готовят
отдельные учащиеся, может быть, только один ученик. При подготовке своего
вопроса ученик должен собрать информацию, то есть, пользуясь методом
поиска, он будет искать информацию в библиотеках, в архиве, в музейных
фондах,
в
Интернете.
Будет
работать
с
текстами,
составляя
конспект,
оформлять
библиографические
ссылки,
составлять
библиографические
списки. Всему этому надо научиться. А затем ему нужно выступить со своим
докладом перед классом, быть готовым ответить на вопросы. Остальные
учащиеся должны уметь дать рецензию, т.е. анализирют сообщение, отметить
положительные
и
отрицательные
стороны,
оценить
самостоятельную
деятельность ученика.
Исследовательская деятельность может быть коллективной . При этом
способе класс может исследовать одну и ту же проблему, имеющую форму
вопроса.
Учащиеся
осмысливают
проблему,
затем
выстраивают
предположения, высказывают, обсуждают их и делают общие выводы.
Групповая
исследовательская
деятельность
предполагает
разделение
класса на группы. Каждая группа получает своё исследовательское задание.
Выдвигается
гипотеза
исследования
или
исследовательская
проблема.
В
группе
идет
сбор
данных,
подготавливается
и
оформляется
сообщение.
Следующий
этап
–
выступление
с
сообщением
каждой
группы
(представителей
групп)
по
своему
направлению
исследования.
Затем
происходит
обсуждение
исследовательской
проблемы,
переосмысление
результатов исследования, полученных в отдельных группах. Подтверждается
или переформулируется гипотеза. И, наконец, выстраиваются общие выводы
и
заключения.
При
различных
условиях
протекания
исследовательской
деятельности они всегда строятся на взаимосвязи учителя и учащихся. Ниже
рассматривается
протекание
исследовательской
деятельности
как
коллективной и как групповой.
Каковы формы организации исследовательской деятельности на уроках
истории? Наиболее часто применяемая форма – исследование
исторических
документов . Носителем новой информации на уроках истории является текст
исторического документа. Уже на первых этапах изучения истории ученики
знакомятся
с
историческими
документами,
которыми
сопровождаются
материалы параграфов. Исторические документы, анализируемые на уроках
истории
в
5-7
классх,
представляют
собой
отрывки
из
древних
мифов,
повестей, летописей, сказаний, житий святых. Учащиеся должны научиться
определять к какому из этих типов относится документ, анализировать
текст документа, оценивать его, выражать свою позицию по отношению
к тексту.
На уроке по теме «Куликовская битва» в 6 классе с целью закрепления и
углубления
темы
учащимся
было
предложено
исследовать
отрывки
документов. Класс был разбит на три группы, каждая группа получила свое
задание. Изучение документа началось с ознакомления с текстом. Учитель
кратко охарактеризовал какие документы предстоит исследовать. В беседе с
учениками определяется к какому типу исторических документов относится
текст каждой группы.
I группа – отрывок из литературной повести «Задонщина» конца XIV века,
автор которой неизвестен.
II
группа
-
отрывок
из
летописной
повести
«Сказание
о
Мамаевом
нашествии», написанной сразу же после битвы, автор неизвестен.
III группа - отрывок из повести в стихах «Наша древняя столица», автор Н.П.
Кончаловская; повесть была написана к 800-летию Москвы, в 1947 году.
Исследование
проходило
по
вопросам,
ответы
на
которые
ученики
должны были найти в исторических документах:
1. Определить тип документа.
2. Какими словами автор показывает величие Куликовской битвы?
3. С каким природным явлением автор сравнивает битву?
4. Как автор описывает мужество и храбрость русских воинов?
Затем произошло обсуждение вопросов, обобщение и подведение итогов
исследования.
Исторические
документы,
которыми
сопровождаются
учебники
в
старших классах можно отнести к официальным (постановления, протоколы,
приказы) и неофициальным (биографии, письма, дневники, воспоминания). В
учебнике по «Истории России» для 9 класса (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)
почти к каждому параграфу приводятся документы. Это облегчает работу
учителя при организации исследовательской деятельности учащихся.
На уроке в 9 классе «Изменения в политической системе в СССР (1953 –
середина 60х г.г.)» ученики изучают деятельность Н.С. Хрущева. В учебнике
приводятся воспоминания современников о нем. Трем группам учащихся
предлагается
прочитать
эти
документы
и
определить,
какую
оценку
деятельности Хрущева дают его современники: В.М. Молотов – соратник
Сталина,
Д.Ф.
Устинов
–
министр
обороны,
поэт
А.
Т.
Твардовский.
Исследование документов в каждой группе происходит по вопросам:
1.
О каком типе исторических документов идет речь?
2.
Кто автор воспоминаний?
3.
Какую оценку деятельности Хрущева они дают?
4.
Какие слова находят в правоте своей оценки?
5.
Выскажите свое отношение к личности этого деятеля.
Исследуя воспоминания,
ученики учатся сопоставлять разные точки
зрения, давать свою оценку, развивают критическое мышление.
Урок в 9 классе «Советский тыл в Великой Отечественная войне». В
качестве домашнего задания ученики изучают условия работы подростков в
годы войны и женские профессии в годы войны. По вариантам класс делится
на две группы. Для выполнения этих заданий ученики должны опросить
людей
старшего
поколения,
своих
бабушек
и
дедушек,
записать
их
воспоминания,
высказать
свою
оценку
исторически
достоверным
обстоятельствам жизни тружеников тыла.
Также ученикам предлагается
исследовать
проблему:
почему
мы
говорим
о
героизме
не
только
тех
советских людей, кто сражались с врагом на фронте, но и тех, кто трудились в
тылу? Через выполнение такого рода исследовательских заданий ученики не
только дают свою оценку данному факту, учатся критически мыслить, но как
бы изнутри наблюдают исторические события.
Таким образом, исследование исторических документов и воспоминаний
дают
новые,
более
углубленные
знания
по
истории
ученикам,
развивает
критическое
мышление,
знакомит
с
методами
анализа
исторической
информации. Такая форма организации исследовательской деятельности с
учащимися учителями истории применяется очень активно.
Еще
одной
из
форм
организации
исследовательской
деятельности
учащихся является работа с вещественными источниками .
В нашей школе уже пять лет действует школьный краеведческий музей,
большую часть экспонатов которого собрали сами ученики. При изучении
таких тем, как «Культура России», «Быт и обычаи» организуются экскурсии в
музей или часть экспонатов выставляется на уроке. В этом случае ученики
могут непосредственно видеть (наблюдать) предмет, даже потрогать его, что
усиливает их познавательные интнресы, формирует конкретные понятия о
предметах, назначение которых они даже не знают. Например, что такое
«ухват», «корчага», «ботало», «чеботы», «кокошник»?
Исследовательская
деятельность
с
вещественными
источниками
заключается в том, что ученики должны уметь описывать предмет (вещь),
определять его характерные черты, оценивать его полезность, оценивать его
как часть культурных достижений.
Исследовательские
задания
при
изучении
вещественных
источников
могут звучать так: «Описать…», «Нарисовать…», «Сделать сообщение…».
Если это был урок-экскурсия в музей, то исследовательское задание может
быть таким:
1.
Подготовьте рассказ об одном из экспонатов музея.
2.
Сравните увиденные предметы прошлого с настоящими.
3.
Какие реликвии хранятся у вас в семье? Организуйте выставку
семейных реликвий.
При исследовании вещественных источников происходит «оживление»
истории,
углубляются
исторические
знания,
развиваются
творческие
способности
и
мышление
учащихся,
происходит
приобщение
их
к
культурным
достижениям
своего
народа.
Развиваются
новые
навыки
и
умения исследовательской деятельности.
История
относится
к
образовательной
области,
где
сочетается
федеральный
и
национально-региональный
компоненты
содержания
образования. Поэтому часто исследовательская работа школьников на уроке
истории
связано
именно
с
краеведением.
Отсюда
еще
одной
формой
оранизации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
является исследование краеведческого материала .
Город Соликамск имеет уникальную историю, в 1970 году он возведен в
ранг исторических городов России. Учащиеся должны знать даты, события,
факты,
участников,
результаты
событий
из
истории
своего
города.
Исследовательские
задачи
на
уроках
по
истории
города
заключаются
в
выработке умений:
Проводить поиск необходимой информации об истории города в
одном или нескольких источниках;
Формулировать гипотезу исследования;
Уметь описывать исторические события и их участников;
Уметь
оформить
собранную
информацию
в
виде
доклада,
реферата;
Определять свое собственное отношение к проблемам прошлой и
современной истории города.
Уроки
краеведения
нередко
представляет
собой
исследование,
завершающее изучение большой темы. Ниже описывается урок, Которым
можно завершить тему «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.» в 9
классе.
Тема урока: «В труде, как в бою!» (Трудовой подвиг соликамцев в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.). Урок проходит как ученическая
конференция.
Познавательная
цель
урока:
развивать
исследовательские
навыки и умения:
работать
с
архивными
материалами,
справочниками,
газетными
публикациями;
систематизировать и оформлять их;
выступать с докладом;
участвовать в обсуждении;
оценивать выступления одноклассников.
В начале урока с помощью учителя идет обсуждение исследовательской
проблемы: оцените, в чем состоял
трудовой подвиг соликамцев в годы
Великой Отечественной войны.
Формулируется гипотеза: Военная история города Соликамска доказывает,
что не только боевой, но и трудовой подвиг советских людей принес победу в
войне с фашистской Германией.
После вступительного слова учителя заслушиваются выступление учащихся
с
подготовленными
в
качестве
домашнего
задания
сообщниями,
которые
готовились в группах:
О соликамском целлюлозно-бумажном комбинате;
О сользаводе;
О соликамском магниевом заводе;
О заводе «Урал».
При подготовке к уроку учащимся была предложена памятка, в
которую входили следующие пункты:
1. Трудности перехода на выпуск военной продукции, трудности быта на
данном предприятии.
2. Контингент работников предприятия.
3.
Движение
за
перевыполнение
планов,
за
овладение
смежными
профессиями.
4. Какую продукцию давали фронту.
В
конце
занятия
идет
обобщение
исследуемого
материала
с
помощью
учителя,
обсуждение
исследовательской
проблемы,
проверка
гипотезы и подтверждение её, оценка исследований учениками и учителем.
Учащимся предлагается творческое домашнее задание(по выбору):
1. Записать воспоминания «Медали за доблестный труд в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945г.г.» в моей семье.
2. Подобрать газетный материал по теме «Трудовой подвиг соликамцев в
годы
Великой
Отечестнной
войны
1941-1945»,
(работа
с
каталогом
в
школьной библиотеке).
Таковы некоторые формы организации исследовательской деятельности
учащихся
на
уроках
истории. Развитие
ученического
исследования,
применение его в качестве основы при построении образовательных
технологий дает возможность обучающимся осваивать не сумму готовых
знаний, а методы освоения нового, учит их самостоятельно добывать
знания.
Список используемой литературы
1 .
Бартенева
Н.П.,
Дворникова
О.Л.
Научно-исследовательская
деятельность учащихся // Преподавание истории в школе. – 2005, №3
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе
исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. – Рига, 1995
3 . Леонтович
А.В.
Исследовательская
деятельность
–
стержень
работы
школы//Педагогические советы. – 2004, №9
4. Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя
истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009, № 5