Напоминание

Проект "Месячник психологического здоровья обучающихся в ОУ"


Автор: Дьяконова Василиса Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОО "Харбалахская СОШ им.Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа"
Населённый пункт: РС(Я), Таттинский улус,с Харбалах
Наименование материала: статья
Тема: Проект "Месячник психологического здоровья обучающихся в ОУ"
Раздел: среднее образование





Назад





Проект: «Месячник психологического здоровья обучающихся в СОШ»

«Чөл туруктаах, уйулҕалаах, чэгиэн киһи буоларга дьулуһабын»

«Я стремлюсь стать цельным, гармонично-развитым, психологически здоровым,

крепким человеком»


Дьяконова Василиса Ивановна, педагог – психолог МБОО «Харбалахская средняя общеобразовательная школа им.Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа»
Актуальность темы проекта
В настоящее время, как никогда, остро встал вопрос о сохранении психологического здоровья подрастающего поколения. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Описание психологического здоровья невозможно без понятия «гармония», т.е. своеобразного баланса между различными частями «Я» человека и место человека в социальной среде. Это гармония между человеком и всем, что его окружает: семья, родственники, одноклассники, сверстники, окружающие люди, социальная среда, то есть жизнь в сельской местности и в непрерывном пространстве и постоянном изменении. Ребенок в педагогическом процессе социально адаптируется и творчески самореализируется как личность. В образовательном процессе ребенок входит в культуру, в жизнь социума, развивается его творческие способности и возможности. Преподавание психологии в школе «дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути из достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях»
Проблема.
В сегодняйшей сложной обстановке глобального кризиса (социального,экономического,экологического.энергетического),когда произошли серьезные изменения в идеалах, ценностных установках и даже в структурах, обеспечивающих воспитание,обучение детей,видоизменяютя,определенным образом смещаются акценты и намечаются новые тенденции развития ребенка при переходе к взрослости. При этом обостряется необходимость в более четкой ориентации человека в реально складывающихся ситуациях, в определении своих возможностей, в выборе путей и средств действий, в эмоциональной разгрузке и пр.,что реально обеспечивается возможностями современной психологической науки. А жизнь, реальная жизнь настоятельно требует активизации практической психологической деятельности, ее осуществления в процессе совместной работы психологов с педагогами,семьями, средств массовой информации и пр. Изменилась и сфера воздействия на детей мира взрослых.Сейчас ребенок получает огромный поток информации и осваивает нормы общества не только (а зачастую не столько) в контактах с конкретными взрослыми. Весь специально подаваемый ребенку материал (от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был
и как бы ни старались родители и педагоги, находится в одном русле со значительно большим потоком свободной информации, поступающей с экранов телевизора, компьютера, книг, журналов, газет , разнопланового общения со сверстниками и разными взрослыми. В обществе возникло новое, более сложно структированное пространство отношений, в которых функционирует растущий человек. И чрезвычайно важно увидеть и понять ребенка, да и любого взрослого человека в его реальных связах и дейсвтиях и помочь ему в выборе направлений их, в создании необходимых для его нормального развития, в блокировании вредных. Психолог – практик стал нужен стране как никогда, он нужен разным структурам общества, государства, в частности, учреждениям образования.
Научная гипотеза (предположение)

Психическое здоровье
– состояние психического благополучия; отсутствие болезненных проявлений психики; адекватное регуляция поведения к условиям окружающей действительности. /Уйул5а өлүөрэ – киһи уйулҕатынан эрэйдэммэккэ нус – хас сылдьыыта,тулалыыр эйгэҕэ толору сөп түбэһэн быһыыланар кыахтааҕа./
Чэгиэн
/ здоровый ,крепкий/ киһи – здоровый человек.
Чөл туруктаах
–Чөллөөх - цельный /толковый /
Уйулҕалаах
– психологическое здоровье
Психическое состояние
– указывает на устойчивость проявлений психики индивида,из закрепленность и повторяемость в структуре его личности К.П.с относятся проявления чувств (настроения,аффекты,эйфория,тревога,фрустрация и др.),внимания (сосредоточенность, рассеянность),воли (решительность,растерянность,собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д. Гармония –дьүөрэл (дьүөрэлэһии) Проект представляет собой психологическое обеспечение,основанное на активных методах социума “ученик+родитель+педагог”.Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы.Отличительной особенностью проекта является то,что одним из ведущих предпосылок, механизмом и в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения. В процессе проекта у обучающихся,педагогов и родителей происходит смена внутренних установок, расширяются знания в области психологического здоровья, социально адаптируются, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям,социуме.

Цель проекта:
создание необходимых условий для гармоничного развития личности, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде.
Задачи проекта:

I этап-
организационно – подготовительный (//)  Расширение кругозора школьников старших классов в области психологии;  Диагностика и мониторинг психологического состояния психологического здоровья обучающихся;  Разработка и внедрения образовательного курса «Я стремлюсь стать цельным, гармонично-развитым, психологически здоровым, крепким человеком»;  Предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навыков в области межличностных отношений и самопознания.  Ознакомление потенциальных абитуриентов с профессией психолога: создание подпроекта «Юные помощники психолога».  Учебная деятельность: -разработка рабочей программы по предметам. -составление календарно – тематического плана.  Методическая деятельность: -подбор учебной и методической литературы.  Техническая деятельность: -оснащение кабинета ТСО (ММ-проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, моноблок) -разработка, подбор видеотеки, слайдов, презентаций, кейсов.
II этап -
Конструктивный ( //)  Повышение психологический компетенции всех участников проекта.  организация образовательной среды для всех участников учебно- воспитательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);  разработка и внедрение образовательного психологического месячника, направленного на формирование у обучающихся, педагогов и родителей коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;  повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение ими педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов;  повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей, обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации;
III этап
- Обобщающий этап ( //) В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:  позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения)  позитивное восприятие мира;  высокий уровень развития рефлексии;  стремление улучшать качество основных видов деятельности;  успешное прохождение возрастных кризисов;
 адаптированность к социуму (ребенок к семье и школе)
Реализация проекта осуществляется через:
 психологический месячник.  профориентационная работа.
Психологический месячник

«Чөл туруктаах, уйулҕалаах, чэгиэн киһи буоларга дьулуһабын»

«
Я стремлюсь стать цельным, гармонично-развитым, психологически здоровым, крепким человеком».

Месячник психологического здоровья обучающихся, организуемые стали одной из самых эффективных форм работы в школе.Детально отработана методика их проведения,учитывающая возрастные особенности детей и ценностные ориентации школы. Предлагаемый проект психологического здоровья обучающихся должен проводиться с учетом актуальных проблем и особенностей социума и нести позитивную направленность на основе партнерских отношений и современных форм организации. В период проведения месячника следует уделить особое внимание обеспечению занятости и развивающего досуга детей и педагогов, родителей. Предлагаемый мой проект представляет опыт работы психолога общеобразовательной школы.
Для учащихся:
а) занятия с элементами тренинга по формированию социально – важных навыков: - основы аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, умение преодоления стресса; -коммуникативные навыки; -уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха; - конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций; -основы конфликтологии и конструктивного взаимодействия. -овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя. б) классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы ( с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных организаций) на темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско- родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом. Диагностическая работа проводится с целью раннего выявления эмоциональных расстройств или проблем в усвоении социально принятых норм поведения, психологического климата в классе с учетом особенностей условий микросоциума Организация и проведение групповых развивающих занятий с 1 по 11 класс: - уроки психологии или занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков (умения преодолевать стрессовые ситуации, выбирать конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций, выработки мотивации достижения успеха и др.), развитию коммуникативных навыков и конструктивного взаимодействия, уверенного поведения, обучение основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции и др.; - мероприятия с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных и других организаций, на актуальные для современных детей и подростков темы (о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим,
детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом и др.): классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы и другие интерактивные формы; - привлечение обучающихся к организации различных мероприятий и составлению программ, в том числе, по формированию психологического здоровья. - создание подпроекта «Юные помощники психолога» с целью ознакомления потенциальных абитуриентов с профессией психолога.
Для педагогов:
-Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу Балинта и т.д.).
Для родителей:
- Информационно-просветительская работа: информирование об особенностях протекания кризиса, проблемах взаимоотношений в семье, способах конструктивного разрешения конфликтов в семье и другое; - Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско- родительских отношений повышение ценности семейных отношений; - Комплексная помощь семьям в кризисных ситуациях на основе междисциплинарного взаимодействия со специалистами здравоохранения, социального обеспечения, службой занятости и общественными организациями социума и др.
План, организация и методы проекта.
 Методики,использованные в проекте.
Для учащихся
классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы ( с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных организаций) на темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско- родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом. (Примерная перечень тематики за 2014 – 2016 у.г.) Классные часы на темы психологического здоровья Мероприятия в классах. Цель: Повышение активности самих подростков, формирование у них чувства ответственности за свою жизнь, навыков самоорганизации и самореализации. «Славим руки матери» Акции «Радуга настроений» Акция: «Подари улыбку школе» фотовыставка Акция: «Пожелание друзьям»
Акция: «Мы, Вас любим!» всем вручили «Сердечки». Акция: «Интервью»: «Самая загадочная личность» «Самая яркая личность» « Тэрээбут оскуолабыт историятын билээччи», «Мин дьиэ-кэргэним уонна оскуолам»-интэриэһинэй кэпсээн Акция: «Баҕа санаа» ”Дьол маьа” «Дерево счастья» Акция: «Эйэлээх олох чэчирээтин»- дерево «Аал –луук мас» Акция « Я и известные люди» Акция. Слайды на темы музыкального калейдоскопа «Колыбельные природы» Акция: «Улыбка», «Подари улыбку школе» фотовыставка Акция «Мы за ЗОЖ» Акция «Уголок дружбы» «День добрых сюрпризов» «Какой ты внимательный» Ток-шоу После кинопоказа «Сэмэнчик» учащиеся написали письмо «Крик души». «Оҕо кэмүскэллээх буоларыгар төрөппүт оруола» на темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом. Час психологии «Эмоции» - показ фильма Дебат «Мин оло5у кэруум»Привлечение обучающихся к организации различных мероприятий, развитие форм ученического самоуправления, групп само- и взаимопомощи с целью повышения активности самих подростков. Круглый стол "Между нами девочками" «Забор моей мечты»; «Забор высказываний», где можно было наблюдать позитивные высказывания, акция объявлений забор «Я выбираю дружбу!» Забор «Дорообо, саҥа оскуола!» («Здрвствуй, новая школа!») Развитие позитивного самовосприятия и повышения позитивной самооценки… Конкурсы Конкурс рисунков «О жизни» (О здоровой и радостной жизни). Конкурс рисунков «Счастливое детство» Конкурс плакатов « От улыбки станет
всем теплей» Пескография конкурс рисунков на песке Сказкатерапия Куклатерапия Конкурс «Куукула – мин айымньым» (Моя кукла-рукотворная)совместная работа детей с родителями Коллаж « Дружба это …» “Книга Радости” «Цели должны быть реальные!» Индивидуальные консультации с администрацией школы формирования у школьников чувства ответственности за свою жизнь, навыков самоорганизации и самореализации «Мое здоровье и мой имидж» «…чтобы помочь человеку совершенствовать себя, делая себя лучше и счастливее» Э.Шостром Презентации школьников. Фотомонтаж Профориентационная работа Профориентационная работа с делегациями СВФУим.М.К.Аммосова.Институт языков и культуры народов СВ РФ. Профориентационная работа с представителем РС(Я) Дальне- Восточного региона Никоновым Г.Д. (материалы) «Юные помощники психолога» игры “Игры по станциям” «Веселая перемена» - массовые игры для детей в начальных классах. Психологические игры Групповое занятие «Мы вместе» Шефство с учащимся школы с. Дэбдиргэ «Ситиһиигэ үктэл» Психологические игры в начальной школе Игра «Детство это…» С целью повышения активности самих подростков, навыков самоорганизации и самореализации. «Учитель +ученик» «Көрдөөх оонньуулар»- веселые спортивные игры между командами совместно с педагогами и школьниками Урок разгрузка «Бэйэни салайыныы». МБУ Таттинский Центр «Тускул». Почта “Доверия” «Родитель+ребенок» « Кыыс оҕо төрүт дьарыга - иис». Кыыс ийэтин удьуордуур дьо5урун арыйыы.

«Юные помощники психолога»

«
Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое – то дело…Они преданы этому делу, оно является чем – то очень ценным для них – это своего рода призвание» А.Маслоу. В старшем школьном возрасте учебная деятельнось вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон,позволящий старшеклассникам осуществлять професиональное самоопределение. Цель: «Юные помощники» осознают свои особенности, познакомятся с миром эмоций и учатся контролировать раздражительность, застенчивость; неуверенность в себе и т.д. Эффект проекта в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.
Для педагогов
Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально- психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу Балинта и т.д.).  Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.  Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.  Педагогический тренинг для учителей начальных классов направлен на развитие у них таких профессионально важных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает выработать и такие качества, как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.  Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации личного опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.  Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют
определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.  Цель тренинга: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы. Акции Баҕа санаа» ,”Дьол маьа”маһа. «Дерево счастья» Пожелания Акции «День ободка» «Эйэлээх олох чэчирээтин»-оригами птица счастья Диагностическая работа в коллективе школы. Соционика. Ток-шоу "Аныгы подростокка сыһыан уратыта" Цвет в жизни человека
.
Праздник цветка «Синий цвет» – считается цветом креативности, создает атмосферу безопасности и доверия «Красный цвет» Флешмоб для учителей. «Давайте, разомнемся!» Тренинг для молодых педагогов и КР Конкурс «Психолог года-2016» Открытое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Лекция «Возрастные особенности» «Учуутал уонна о5о икки ардыгар сыьыан»
Для родителей
Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских отношений повышение ценности семейных отношений; Коллаж «Күн тэҥэ киһибит – күн күбэй ийэбит» Саҥа оскуоланы көҕөрдүү үлэтэ Круглый стол "Школа молодого родителя"круглый стол с элементами тренинга для родителей. Опыт Мероприятия Мероприятия для родителей психологические тренинги: “Сынньанабыт.Дуоһуйабыт.Иҥэринэбит” Акции Акции “День добрых сюрпризов” (кырдьаҕас,кыаммат,соҕотох дьоҥҥо көмө оҥоруу) - «Кыайыы 70 сылын көрсө – мин бэлэҕим» “Баҕа санаа» ,”Дьол маьа” «Открытие катка» Родконференция «Куһаҕан дьаллыгы утары»
 Цель

решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой».  Задачи: - Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста - Формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка - Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию -Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных отношений. - Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. В повседневной жизни родители детей сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Цель:способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Основные задачи:
-
повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
-
помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
-
научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
-
формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
-
формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;
-
создать условия для эмоционального сближения членов семьи. Наибольшей популярностью пользуются: стол для рисования песком, интерактивная доска для показа слайдов, на темы музыкального калейдоскопа «Колыбельные природы»,медиатека, видеслайды., моноблок, музыкальный центр. Кабинет психолога является прекрасным условием для работы с обучающихся, для профилактики, коррекции.
Практическая значимость проекта:


Результат за 2015-2016 учебный год:
- Корякина Мотрена,11 класс - участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика и психология». - Охлокова Юлианна,9 класс – участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика и психология», прошла заочный этап «Педагогическая звездочка». - Попова Полина,11 класс – участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика и психология», прошла заочный этап «Педагогическая звездочка». В результате участия в проекте «ЮПП» получают возможность приблизиться к пониманию уникальности внутренного мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.
Заключение
Накопленный опыт может занять определенное место в педагогическом процессе в школе, ведь проект не только воспитывает и обучает, а дарит школьникам радость творчества и обогащают духовный мир, создает гармонию, незабываемые моменты, яркие впечатления, приносит удовольствие на всю жизнь. Думаю, что данный проект принесет реальную пользу психологам школы в работе с детьми, педагогами и родителями.


В раздел образования