Проект "Месячник психологического здоровья обучающихся в ОУ"
Автор: Дьяконова Василиса Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОО "Харбалахская СОШ им.Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа" Населённый пункт: РС(Я), Таттинский улус,с Харбалах Наименование материала: статья Тема: Проект "Месячник психологического здоровья обучающихся в ОУ" Раздел: среднее образование
«Я стремлюсь стать цельным, гармонично-развитым, психологически здоровым,
крепким человеком»
Дьяконова Василиса Ивановна, педагог –
психолог МБОО «Харбалахская средняя общеобразовательная
школа им.Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа»
Актуальность темы проекта
В настоящее время, как никогда, остро встал вопрос о сохранении психологического
здоровья подрастающего поколения.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития
ребенка в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием
адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных
ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в
течение всей его жизни. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный
лексикон не так давно автором И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое
здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития
человека в процессе его жизнедеятельности.
Описание психологического здоровья невозможно без понятия «гармония», т.е.
своеобразного баланса между различными частями «Я» человека и место человека в
социальной среде. Это гармония между человеком и всем, что его окружает: семья,
родственники, одноклассники, сверстники, окружающие люди, социальная среда, то
есть жизнь в сельской местности и в непрерывном пространстве и постоянном
изменении. Ребенок в педагогическом процессе социально адаптируется и творчески
самореализируется как личность. В образовательном процессе ребенок входит в
культуру, в жизнь социума, развивается его творческие способности и возможности.
Преподавание психологии в школе «дает возможность на соответствующих
возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как
субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность,
самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути из достижения,
адаптироваться к жизни в сложных современных условиях»
Проблема.
В сегодняйшей сложной обстановке глобального кризиса
(социального,экономического,экологического.энергетического),когда произошли
серьезные изменения в идеалах, ценностных установках и даже в структурах,
обеспечивающих воспитание,обучение детей,видоизменяютя,определенным образом
смещаются акценты и намечаются новые тенденции развития ребенка при переходе к
взрослости. При этом обостряется необходимость в более четкой ориентации человека
в реально складывающихся ситуациях, в определении своих возможностей, в выборе
путей и средств действий, в эмоциональной разгрузке и пр.,что реально обеспечивается
возможностями современной психологической науки.
А жизнь, реальная жизнь настоятельно требует активизации практической
психологической деятельности, ее осуществления в процессе совместной работы
психологов с педагогами,семьями, средств массовой информации и пр.
Изменилась и сфера воздействия на детей мира взрослых.Сейчас ребенок получает
огромный поток информации и осваивает нормы общества не только (а зачастую не
столько) в контактах с конкретными взрослыми. Весь специально подаваемый ребенку
материал (от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был
и как бы ни старались родители и педагоги, находится в одном русле со значительно
большим потоком свободной информации, поступающей с экранов телевизора,
компьютера, книг, журналов, газет , разнопланового общения со сверстниками и
разными взрослыми.
В обществе возникло новое, более сложно структированное пространство
отношений, в которых функционирует растущий человек. И чрезвычайно важно
увидеть и понять ребенка, да и любого взрослого человека в его реальных связах и
дейсвтиях и помочь ему в выборе направлений их, в создании необходимых для его
нормального развития, в блокировании вредных.
Психолог – практик стал нужен стране как никогда, он нужен разным структурам
общества, государства, в частности, учреждениям образования.
Научная гипотеза (предположение)
Психическое здоровье – состояние психического благополучия; отсутствие
болезненных проявлений психики; адекватное регуляция поведения к условиям
окружающей действительности. /Уйул5а өлүөрэ – киһи уйулҕатынан эрэйдэммэккэ
нус – хас сылдьыыта,тулалыыр эйгэҕэ толору сөп түбэһэн быһыыланар кыахтааҕа./
Чэгиэн / здоровый ,крепкий/ киһи – здоровый человек.
Чөл туруктаах –Чөллөөх - цельный /толковый /
Уйулҕалаах – психологическое здоровье
Психическое состояние – указывает на устойчивость проявлений психики
индивида,из закрепленность и повторяемость в структуре его личности К.П.с
относятся проявления чувств (настроения,аффекты,эйфория,тревога,фрустрация и
др.),внимания (сосредоточенность, рассеянность),воли
(решительность,растерянность,собранность),
мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д.
Гармония –дьүөрэл (дьүөрэлэһии)
Проект представляет собой психологическое обеспечение,основанное на активных
методах социума “ученик+родитель+педагог”.Это форма специально организованного
общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования
коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки,
позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы.Отличительной
особенностью проекта является то,что одним из ведущих предпосылок, механизмом и
в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения
процессов общения.
В процессе проекта у обучающихся,педагогов и родителей происходит смена
внутренних установок, расширяются знания в области психологического здоровья,
социально адаптируются, появляется опыт позитивного отношения к себе и
окружающим людям,социуме.
Цель проекта: создание необходимых условий для гармоничного развития личности,
для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной
среде.
Задачи проекта:
I этап- организационно – подготовительный (//)
Расширение кругозора школьников старших классов в области психологии;
Диагностика и мониторинг психологического состояния психологического
здоровья обучающихся;
Разработка и внедрения образовательного курса «Я стремлюсь стать цельным,
гармонично-развитым, психологически здоровым, крепким человеком»;
Предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навыков в
области межличностных отношений и самопознания.
Ознакомление потенциальных абитуриентов с профессией психолога: создание
подпроекта «Юные помощники психолога».
Учебная деятельность:
-разработка рабочей программы по предметам.
-составление календарно – тематического плана.
Методическая деятельность:
-подбор учебной и методической литературы.
Техническая деятельность:
-оснащение кабинета ТСО (ММ-проектор, интерактивная доска, музыкальный
центр, моноблок)
-разработка, подбор видеотеки, слайдов, презентаций, кейсов.
II этап - Конструктивный ( //)
Повышение психологический компетенции всех участников проекта.
организация образовательной среды для всех участников учебно-
воспитательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
разработка и внедрение образовательного психологического месячника,
направленного на формирование у обучающихся, педагогов и родителей
коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим,
навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать
конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное
соблюдение ими педагогической этики, профилактика эмоционального
выгорания педагогов;
повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей,
обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских
отношений и современных форм организации;
III этап - Обобщающий этап ( //)
В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:
позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон
настроения)
позитивное восприятие мира;
высокий уровень развития рефлексии;
стремление улучшать качество основных видов деятельности;
успешное прохождение возрастных кризисов;
адаптированность к социуму (ребенок к семье и школе)
Реализация проекта осуществляется через:
психологический месячник.
профориентационная работа.
Психологический месячник
« Я стремлюсь стать цельным, гармонично-развитым, психологически здоровым,
крепким человеком».
Месячник психологического здоровья обучающихся, организуемые стали одной
из самых эффективных форм работы в школе.Детально отработана методика их
проведения,учитывающая возрастные особенности детей и ценностные ориентации
школы.
Предлагаемый проект психологического здоровья обучающихся должен
проводиться с учетом актуальных проблем и особенностей социума и нести
позитивную направленность на основе партнерских отношений и современных форм
организации. В период проведения месячника следует уделить особое внимание
обеспечению занятости и развивающего досуга детей и педагогов, родителей.
Предлагаемый мой проект представляет опыт работы психолога
общеобразовательной школы.
Для учащихся:
а) занятия с элементами тренинга по формированию социально – важных навыков:
- основы аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, умение
преодоления стресса;
-коммуникативные навыки;
-уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха;
- конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций;
-основы конфликтологии и конструктивного взаимодействия.
-овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем,
непосредственно касающихся жизни родителя.
б) классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы ( с участием
специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных организаций)
на темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-
родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и
противоположным полом.
Диагностическая работа проводится с целью раннего выявления эмоциональных
расстройств или проблем в усвоении социально принятых норм поведения,
психологического климата в классе с учетом особенностей условий микросоциума
Организация и проведение групповых развивающих занятий с 1 по 11 класс:
- уроки психологии или занятия с элементами тренинга по формированию
социально-важных навыков (умения преодолевать стрессовые ситуации, выбирать
конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций, выработки
мотивации достижения успеха и др.), развитию коммуникативных навыков и
конструктивного взаимодействия, уверенного поведения, обучение основам
аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции и др.;
- мероприятия с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних
дел, молодежных и других организаций, на актуальные для современных детей и
подростков темы (о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим,
детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и
противоположным полом и др.): классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции,
круглые столы и другие интерактивные формы;
- привлечение обучающихся к организации различных мероприятий и
составлению программ, в том числе, по формированию психологического здоровья.
- создание подпроекта «Юные помощники психолога» с целью ознакомления
потенциальных абитуриентов с профессией психолога.
Для педагогов:
-Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию
социально-психологического микроклимата в педколлективах, профилактику
синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста,
командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи
по методу Балинта и т.д.).
Для родителей:
- Информационно-просветительская работа: информирование об особенностях
протекания кризиса, проблемах взаимоотношений в семье, способах
конструктивного разрешения конфликтов в семье и другое;
- Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-
родительских отношений повышение ценности семейных отношений;
- Комплексная помощь семьям в кризисных ситуациях на основе
междисциплинарного взаимодействия со специалистами здравоохранения,
социального обеспечения, службой занятости и общественными организациями
социума и др.
План, организация и методы проекта.
Методики,использованные в проекте.
Для учащихся
классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы ( с участием
специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных организаций) на
темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-
родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и
противоположным полом.
(Примерная перечень тематики за 2014 – 2016 у.г.)
Классные часы на темы
психологического
здоровья
Мероприятия в классах.
Цель: Повышение активности самих
подростков, формирование у них
чувства ответственности за свою жизнь,
навыков самоорганизации и
самореализации.
«Славим руки матери»
Акции
«Радуга настроений»
Акция: «Подари улыбку школе»
фотовыставка
Акция: «Пожелание друзьям»
Акция: «Мы, Вас любим!» всем
вручили «Сердечки».
Акция: «Интервью»:
«Самая загадочная личность»
«Самая яркая личность»
« Тэрээбут оскуолабыт историятын
билээччи», «Мин дьиэ-кэргэним уонна
оскуолам»-интэриэһинэй кэпсээн
Акция: «Баҕа санаа» ”Дьол маьа”
«Дерево счастья»
Акция: «Эйэлээх олох чэчирээтин»-
дерево «Аал –луук мас»
Акция « Я и известные люди»
Акция. Слайды на темы музыкального
калейдоскопа «Колыбельные природы»
Акция: «Улыбка», «Подари улыбку
школе» фотовыставка
Акция «Мы за ЗОЖ»
Акция «Уголок дружбы»
«День добрых сюрпризов»
«Какой ты внимательный»
Ток-шоу
После кинопоказа
«Сэмэнчик» учащиеся
написали письмо «Крик
души».
«Оҕо кэмүскэллээх буоларыгар төрөппүт
оруола» на темы о ценности жизни,
позитивном отношении к себе и
окружающим, детско-родительских
взаимоотношениях, взаимодействии со
сверстниками и противоположным
полом.
Час психологии
«Эмоции» - показ фильма
Дебат
«Мин оло5у кэруум»Привлечение
обучающихся к организации различных
мероприятий, развитие форм
ученического самоуправления, групп
само- и взаимопомощи с целью
повышения активности самих
подростков.
Круглый стол
"Между нами девочками"
«Забор моей мечты»;
«Забор высказываний», где можно было
наблюдать позитивные высказывания,
акция объявлений
забор «Я выбираю дружбу!»
Забор
«Дорообо, саҥа оскуола!»
(«Здрвствуй, новая школа!»)
Развитие позитивного самовосприятия и
повышения позитивной самооценки…
Конкурсы
Конкурс рисунков «О жизни» (О
здоровой и радостной жизни).
Конкурс рисунков «Счастливое детство»
Конкурс плакатов « От улыбки станет
всем теплей»
Пескография
конкурс рисунков на песке
Сказкатерапия
Куклатерапия
Конкурс «Куукула – мин айымньым»
(Моя кукла-рукотворная)совместная
работа детей с родителями
Коллаж
« Дружба это …»
“Книга Радости”
«Цели должны быть
реальные!»
Индивидуальные
консультации с
администрацией школы
формирования у школьников чувства
ответственности за свою жизнь,
навыков самоорганизации и
самореализации
«Мое здоровье и мой
имидж»
«…чтобы помочь человеку
совершенствовать себя, делая себя
лучше и счастливее» Э.Шостром
Презентации школьников.
Фотомонтаж
Профориентационная
работа
Профориентационная работа с
делегациями
СВФУим.М.К.Аммосова.Институт
языков и культуры народов СВ РФ.
Профориентационная работа с
представителем РС(Я) Дальне-
Восточного региона Никоновым Г.Д.
(материалы)
«Юные помощники
психолога» игры
“Игры по станциям”
«Веселая перемена» - массовые игры
для детей в начальных классах.
Психологические игры
Групповое занятие «Мы вместе»
Шефство с учащимся школы с.
Дэбдиргэ «Ситиһиигэ үктэл»
Психологические игры в
начальной школе
Игра «Детство это…»
С целью повышения активности самих
подростков,
навыков самоорганизации и
самореализации.
«Учитель +ученик»
«Көрдөөх оонньуулар»- веселые
спортивные игры между командами
совместно с педагогами и школьниками
Урок разгрузка
«Бэйэни салайыныы».
МБУ Таттинский Центр «Тускул».
Почта “Доверия”
«Родитель+ребенок»
« Кыыс оҕо төрүт дьарыга - иис».
Кыыс ийэтин удьуордуур дьо5урун
арыйыы.
«Юные помощники психолога»
« Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое – то дело…Они
преданы этому делу, оно является чем – то очень ценным для них – это своего рода
призвание» А.Маслоу.
В старшем школьном возрасте учебная деятельнось вновь становится ведущей, но в
ней появляется профессиональный уклон,позволящий старшеклассникам осуществлять
професиональное самоопределение.
Цель: «Юные помощники» осознают свои особенности, познакомятся с миром эмоций
и учатся контролировать раздражительность, застенчивость; неуверенность в себе и т.д.
Эффект проекта в значительной степени зависит от доброжелательной творческой
атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и
личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.
Для педагогов
Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально-
психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома
профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного
взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу
Балинта и т.д.).
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности
межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство
целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские
контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь
формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива,
обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его
членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния
на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для
формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют
значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Педагогический тренинг для учителей начальных классов направлен на
развитие у них таких профессионально важных качеств, как эффективный
индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с
коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с
членами своей семьи. Тренинг помогает выработать и такие качества, как позитивное
отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника,
коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной
саморегуляции.
Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на
развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования
индивидуального развития ученика, актуализации личного опыта в общении с
учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.
Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления
объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает
большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое
явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер
общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива –
это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют
определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и
напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным
действиям.
Цель тренинга: изменение коллективного настроения, посредством группового
взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью
сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Акции
Баҕа санаа» ,”Дьол маьа”маһа. «Дерево
счастья»
Пожелания
Акции «День ободка»
«Эйэлээх олох чэчирээтин»-оригами птица
счастья
Диагностическая
работа в коллективе
школы.
Соционика.
Ток-шоу
"Аныгы подростокка сыһыан уратыта"
Цвет в жизни
человека .
Праздник цветка
«Синий цвет» – считается цветом
креативности, создает атмосферу
безопасности и доверия
«Красный цвет»
Флешмоб для
учителей.
«Давайте, разомнемся!»
Тренинг для молодых педагогов и КР
Конкурс «Психолог
года-2016»
Открытое занятие «Профилактика синдрома
эмоционального выгорания в
профессиональной деятельности»
Лекция
«Возрастные особенности»
«Учуутал уонна о5о икки ардыгар сыьыан»
Для родителей
Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских
отношений повышение ценности семейных отношений;
Коллаж
«Күн тэҥэ киһибит – күн күбэй ийэбит»
Саҥа оскуоланы көҕөрдүү үлэтэ
Круглый стол
"Школа молодого родителя"круглый стол с
элементами тренинга для родителей. Опыт
Мероприятия
Мероприятия для родителей психологические
тренинги:
“Сынньанабыт.Дуоһуйабыт.Иҥэринэбит”
Акции
Акции “День добрых сюрпризов”
(кырдьаҕас,кыаммат,соҕотох дьоҥҥо көмө
оҥоруу)
- «Кыайыы 70 сылын көрсө – мин бэлэҕим»
“Баҕа санаа» ,”Дьол маьа”
«Открытие катка»
Родконференция
«Куһаҕан дьаллыгы утары»
Цель – решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей
ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть
самим собой».
Задачи:
- Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних
переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста
- Формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка
- Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию
-Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус
которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных отношений.
- Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания.
В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким,
какой он есть. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в
том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в
общество.
В повседневной жизни родители детей сталкиваются с множеством проблем. С
одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и
образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие,
внутренние психологические проблемы. Именно это не позволяет им
оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном
и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому
одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с
ребенком.
Цель:способствовать установлению и развитию отношений партнерства и
сотрудничества родителя с ребенком.
Основные задачи:
- повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и
потребностей ребенка.
- помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно
оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять
оптимальные пути взаимодействия с ним.
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь
находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи.
Наибольшей популярностью пользуются: стол для рисования песком,
интерактивная доска для показа слайдов, на темы музыкального калейдоскопа
«Колыбельные природы»,медиатека, видеслайды., моноблок, музыкальный центр.
Кабинет психолога является прекрасным условием для работы с обучающихся, для
профилактики, коррекции.
Практическая значимость проекта:
Результат за 2015-2016 учебный год:
- Корякина Мотрена,11 класс - участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика
и психология».
- Охлокова Юлианна,9 класс – участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика
и психология», прошла заочный этап «Педагогическая звездочка».
- Попова Полина,11 класс – участие в улусной олимпиаде по предмету «Педагогика и
психология», прошла заочный этап «Педагогическая звездочка».
В результате участия в проекте «ЮПП» получают возможность приблизиться к
пониманию уникальности внутренного мира человека и неразрывной связи с внешним
миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое
будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.
Заключение
Накопленный опыт может занять определенное место в педагогическом процессе в
школе, ведь проект не только воспитывает и обучает, а дарит школьникам радость
творчества и обогащают духовный мир, создает гармонию, незабываемые моменты,
яркие впечатления, приносит удовольствие на всю жизнь.
Думаю, что данный проект принесет реальную пользу психологам школы в работе с
детьми, педагогами и родителями.