Автор: Юшта Анна Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок" Населённый пункт: город Кедровый Томская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: К В Н ( по развитию речи) Раздел: дошкольное образование
Цель:
-
активизация
речевой
деятельности
детей
разнообразными
способами
и
методами;
-
совершенствовать
умение
употреблять
в
речи
существительные,
прилагательные и глаголы.
- развитие связного речевого высказывания;
- развитие восприятия, внимания, мышления.
-
формирование
навыков
сотрудничества,
самостоятельности
и
инициативности.
Ход мероприятия:
Всем! Всем! Всем!
Начинаем наш КВН. Представляем команды «Знайки» и «Граммотеи»
(приветствие)
Капитан команды «Знайки»:
Мы
пришли
сюда,
чтобы
не
лениться
на
вопросы
отвечать,
думать
и
веселиться. Мы соперникам своим «Граммотеям» говорим:
«С вами Мы сразимся и так просто не сдадимся!»
Капитан команды «Граммотеи»:
А мы команде «Знайки» шлём пламенный привет и от души желаем знать
правильный ответ.
(представляю жюри и напоминаю правила игры)
А начнётся наша игра с разминки (я буду загадывать загадки о временах года,
а вы должны по очереди отгадать, о каком времени года идёт речь)
2
Дел у меня не мало.
Я белым одеялом
Всю землю устилаю,
В лёд реки превращаю,
Белю поля, дома.
Зовут меня… (зима)
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна
Зовут меня… (весна)
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купайтесь – приглашаю
И любите меня за это (я лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птицу к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен (я осень)
А какое же сейчас время года? ( весна)
Следующее задание:
Кто придумает больше определений о весне. Какая она? (ранняя, тёплая,
ласковая, красная, солнечная, зелёная, шумная, добрая, дождливая).
Затем каждая команда придумывает стихотворение о весне.
А теперь задание капитанам: «Придумай рифму»
(я называю словосочетание, капитаны придумывают слово в рифму)
Ба-во-бы - на дворе стоят...(столбы)
Ужу-жу-жу - молоко дадим…(ежу)
Лу-лу-лу - стол стоит в…(углу)
Ре-ре-ра - начинается…(игра)
3
Ар-ар - закипает…(самовар)
Са-са-са - в лесу бегает…(лиса)
Усь-усь-усь - на лугу пасётся…(гусь)
Жюри подводят итоги.
Физкультминутка «Жук»
На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Найди ошибку и скажи правильно предложение:
1. Кошка песенку учила. Маша хвостик свой ловила.
2. Воробей удил рыбу. Дед вспорхнул и сел на глыбу.
3. Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе.
Далее задание на большее придумывание названий ягод с окончанием «ика»
Молодцы! Много знаете ягод.
А сейчас поиграем в игру «Полслова за вами»:
Иг-ра; Вес-на; Зи-ма; Лож-ка; Кни-га; Коро-ва; Тет-радь; Бабу-шка; Моро-
женое; Само-свал…вар…лёт…кат…
А кто мне скажет, кем были взрослые дяди и тёти в детстве (детьми)
Теперь задание о животных «Кто кем становится?»
Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако.
А теперь он не щенок, а взрослая (собака)
Жеребёнок с каждым днём подрастал
И стал (конём)
«Кто кем был»
Бык могучий великан в детстве был (телёнком)
Толстый уволень баран в детстве был (ягнёнком)
Этот важный кот Пушок - маленьким (котёнком)
А отважный петушок – крохотным (цыплёнком)
Будете и вы взрослыми, а пока в детстве нужно многому научиться.
4
Чтобы хорошо разговаривать, нужно выговаривать всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.
Поэтому следующее задание «Кто больше вспомнит скороговорок»
«Скажи слова противоположные» Например: хорошо – плохо.
Большой – маленький; трудно – легко; рано – поздно; новый – старый; день –
ночь; добрый – злой; толстый – тонкий; жарко-холодно.
«Найди обобщающее слово»
Я буду называть группу слов-братьев, а вы должны выбрать, какое слово в
этой группе лишнее и назвать одним словом эту группу слов. Например:
Кровать, шкаф, пылесос, диван. Все эти предметы можно назвать одним
словом
«мебель».
Лишним
будет
«пылесос»,
потому
что
мебелью
не
является.
Итак: Ромашка, ландыш, берёза, тюльпан. (берёза)
Январь, понедельник, вторник, среда. (январь)
Ложка, тарелка, сахар, чашка. (сахар)
Зима, весна, осень, четверг. (четверг)
«Определите, о какой профессии идёт речь»
Кто это? У него всегда должны быть очень чистые руки. Он приходит на
помощь к детям и взрослым. У него есть халат, белая шапочка и градусник…
Назовите действия, которые выполняет доктор.
Вот молодцы! И про доктора вы всё знаете!
Мы с вами прочитали много сказок. Вот у меня на картинках зарисованы
эпизоды из сказок. Вам нужно узнать сказку, сказать её название и распознать
тот эпизод, который вы видите на картинке.
Мы думали и веселились.
И даже спорили порой.
Но очень сильно подружились
За нашей умною игрой.
Игра игрой сменяется
Кончается игра.
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
5
Развлечение по развитию речи «Прогулка в лес».
Возраст детей 3-4 года.
Цель:
-Закреплять классификацию предметов;
-Закреплять признаки времен года (по схемам),
-Повторить названия животных и их детенышей, место их обитания,
цвет и форму;
-Совершенствовать грамматический строй речи;
-Упражнять в правильном произношении; развивать речь,
-Развивать общую и мелкую моторику;
-Воспитывать бережное отношение к близким, любовь к природе, заботу о
животных.
Материалы и оборудования:
Схема для гимнастики глаз, схема модель описательных рассказов «Времена
года», дидактические игры: «Соберём цветы в корзинки», «Чей хвост?», «Где
живёт?», «Назови детеныша», «Украсим фартучки».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
(Дети заходят в зал, украшенный под лес). Ребята, сегодня я предлагаю
отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что
такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Жарко). - А что мы
должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Весеннюю). - Из
обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года?
(Для зимы). - Кроссовки? (Для весны). - Ну, что оделись? (Да).
Воспитатель:
(использует схему для гимнастики глаз) Схема гимнастики для глаз:
- Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и
идем по зелёной. Вот так и дошли до полянки. А на полянке пенёчки.
Присядем, отдохнём, расскажем про весну. (Дети рассказывают по схемам и
наводящим вопросам). Отдохнули?! (Да).
Воспитатель:
6
Хорошо в лесу. Только солнышко спряталось за тучи. Давайте, позовем его.
Хоровая за кличка «Солнышко-вёдрышко»
Солнышко-вёдрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят, ягнят, Да,
малых ребят.
Воспитатель:
Солнышко появилось, согрело землю, и расцвели цветы. Соберём цветы в
корзинки
(дети
собирают
цветы
по
цвету
корзинок).
Никто
не
ошибся?
Давайте, проверим. Маша, какого цвета ты собрал цветы? (Синие). Почему
ты их собрал в эту корзинку? (Потому что корзинка тоже синяя).
Воспитатель:
Ребятки, только мы собрали цветы, и пошёл дождь. Давайте поиграем в игру
«Солнышко и дождик».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
«Смотрит солнышко в окошко,
(Дети встают по кругу)
Светит в нашу комнатку».
(Идут по кругу)
«Мы захлопаем в ладоши,
(Хлопают стоя на месте)
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!
(Ритмично притопывают на месте)
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
(Ритмично хлопают в ладоши)
Затем воспитатель открывает зонтик и говорит дождик идет, дети бегут под
зонтик и прячутся от дождика. Воспитатель говорит «Солнышко светит»,
игра повторяется.
Воспитатель:
Ой, посмотрите, за деревьями видны
чьи-то хвосты. Кто это? Чей хвост?
(Белка - беличий, заяц - заячий, волк - волчий, медведь - медвежий, лиса -
лисий). Где живёт? (Белка - в дупле, заяц в норе, волк - в логове, медведь - в
берлоге, лиса в норе). Назовите детеныша. (Белка - бельчонок, бельчата, заяц
7
-
зайчонок,
зайчата,
волк
волчонок,
волчата,
медведь
-
медвежонок,
медвежата, лиса - лисёнок, лисята).
Воспитатель:
Посмотрите, к нам прилетела ворона. Это Каркуша. Давайте, расскажем про
нее.(Можно взять игрушку или нарисованную.)
Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона»
(Дети указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по
ладони левой руки)
Сорока-ворона.
Кашку варила,
Деток кормила.
(Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и
большой пальцы)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе ничего нет!
(При этом большой палец не загибается)
Воспитатель:
Вот и вправду кашу варила, в фартучке. Ребятки, смотрите какой красивый у
Каркуши фартучек, а у ее деток нет таких , давайте им поможем и сделаем
такие
же.
(Дети
украшают
фартуки
недостающими
геометрическими
фигурами).
Воспитатель:
Все дружно помогли Каркуше и её деткам, она очень довольна вашими
подарками. А сейчас мы оставим Каркушу в лесу, а сами вернёмся в группу.
Анализ занятия:
- Понравилась вам прогулка в лес? (Да).
-
Что
запомнилось
больше
всего?
(Мне
понравилось
одеваться,
А
мне
понравилось рассказывать про весну. Мне понравилось украшать фартуки
для деток вороны).
8
- Во что бы вы хотели поиграть? (Я хочу ещё собирать цветы в корзинки. А, я
хочу
угадывать,
кто
спрятался
за
кустиком.
Мне
хочется
поиграть
с
Каркушей).
- О чём можете рассказать дома? (Я расскажу, как ходили гулять в лес. Я маме
расскажу, как мы украшали фартуки для Каркуши. А мы дома тоже будем
играть в «Сороку ворону»).
9
Занятие-развлечение по развитию речи, с использованием
метода моделирования «Пересказ русской народной сказки
«заюшкина избушка».
Возраст детей 3-4 года.
Цель:
- учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать
действующих
лиц
и
последовательность
действий,
благодаря
методу
моделирования;
-развивать память, логическое мышлении, образную речь;
-упражнять в словообразовании;
-закреплять понятие о сенсорных эталонах;
-развивать мелкую моторику;
-воспитывать нравственные качества;
-развивать
речевую
инициативу,
речевую
с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,
-коммуникативные навыки.
Оборудование: Плоскостной театр «Заюшкина избушка» наборы кругов на
каждого ребенка разного цвета и размера, полоски для моделирования сказки,
ширма.
Ход мероприятия:
Дети заходят в украшенный зал.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в сказку, а помогут нам в
путешествии
волшебные
бусинки
(надевает
на
шею
каждому
ребенку
кружочки -бусинки разного цвет. )
Воспитатель приглашает детей пройти к
центру зала, где висит занавес,
закрыть глаза.
Ширма убирается,
Сказка начинается!
Чтобы в сказку поиграть,
Надо вам нас угадать!
10
(на столе выставлены две избушки- одна из белой бумаги- ледяная, а другая
лубяная, кружки разной величины и цвета)
Воспитатель: Из какой сказки эти две избушки? (ответы детей)
Из какого материала они изготовлены?
(лубяная- из дерева, ледяная изо льда и снега)
А сейчас мы с вами определим, какие же животные живут в этой сказке ? А
д л я
э т о г о
н у ж н о
о т г а д а т ь
з а г а д к у .
Дети
отгадывают
загадки,
а
воспитатель
выставляет
на
фланелеграф
картинки, изображающие персонажей данной сказки. По ходу отгадывания
загадок,
дети
характеризуют
каждого
героя:
(отвечают
на
вопросы:
Какой по размеру? Какой по цвету? Какой по характеру?)
1. Маленький,
Беленький,
По лесочку
Прыг, прыг,
По снежочку
Тык, тык.( заяц)
Заяц - маленький, серый, трусливый, трудолюбивый, беззащитный, и т.д.
2. Рыжая, хитрая,
Кур таскает. (лиса)
Лиса- рыжая, среднего размера, хитрая, плутовка.
3. Дом сторожит,
живет под крылечком,
хвост колечком. (собака)
Собака- среднего размера, черного цвета, добрая, игривая, веселая
4. Кто зимой холодной
бродит, голодный (волк)
В о л к -
б о л ь ш о й
с е р ы й .
5. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
просыпается от сна. (медведь)
Медведь-
большой,
коричневый,
добродушный,
неповоротливый,
н е у к л ю ж и й ,
к о с о л а п ы й .
6. Хвост с узорами,
11
Сапоги со шпорами. (петух)
Петух- маленький, голосистый, пестрый, храбрый, добрый, смелый.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои волшебные бусинки.
На какого героя похожа ваша бусинка?
- Маленькая серая-на зайчика.
- Большая серая- на волка
-Большая коричневая- на медведя.
-Оранжевая- на лису.
-Яркая разноцветная- на петуха.
Воспитатель: как называется сказка, в которой живут эти герои?( «Заюшкина
избушка»)
Давайте с вами превратимся в зайчиков и поиграем на полянке.
Физкультминутка.
Жил – был зайчик- (подносят раскрытые ладошки к затылку)
Длинные ушки.
Отморозил зайчик (кулачки подносят к носам)
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик, (руками показывают маленький хвостик)
И поехал греться
К ребятишкам в гости ( прыгают)
Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Заюшкина избушка»?
Каждый из вас будет выполнять роль того героя, чья бусинка похожа на него.
(Дети выбирают роль и рассказывают сказку по ролям воспитатель говорит
слова автора и помогает детям.)
12
После слов : Испугалась лиса, соскочила с печи- да бежать. А заюшка с
петухом слали жить да поживать.» воспитатель говорит:
Жалко мне лису, домик растаял, друзей у неё нету, а ведь жить на свете без
друзей тяжело. Хоть лиса и хитрая, думаю, что нужно ей помочь, тогда и она
добрее будет, ведь не даром в народе говорят: «За добро всегда плати добром»
Как же нам помочь лисе? Как по другому придумать окончание сказки?
(ответы детей)
Найти
правильное
решение
нам
помогут
наши
волшебные
бусинки.
Их
нужно выложить в такой последовательности, как приходили на помощь к
зайке его друзья.
Дети
за
столами
с
помощью
моделей
выкладывают
сказку,
совместно
пересказывая содержание, отвечая на вопросы.
Вопросы
воспитателя:
Как
начинается
сказка?
Что
случилось
в
начале
сказки? Кто первым пришел на помощь зайцу? Кто пришел за ним? Каким по
счету пришел волк? Что было в сказке самым интересным и захватывающим?
Кто помог выгнать лису? Как помог? и т.д.
После
того
как
модели
разложены
в
правильной
последовательности,
принимаем решение, что лисе необходимо построить новый дом.
Воспитатель:
Какой дом мы можем построить для лисы? Из чего сроят
дома?? (кирпичные, деревянные, каменные, бревенчатые)
Какие бывают дома? (высотные, многоэтажные, одноэтажные, избушки, и
т.д.)
Воспитатель: Поскольку наша лиса живет в сказке, я предлагаю построить ей
сказочный домик.
Давайте вспомним, из чего состоит дом? ( стены, крыша, окна, двери)
Дети выбирают фигурки, обозначающие части дома и прикрепляют их к
панно.
После того, как дом готов, под музыку в зал входит лиса, благодарит детей за
новый дом и приглашает ребят поиграть в игру «Лиса и зайцы».
13
Воспитатель начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия
согласно тексту:
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки.
(дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели
зайки
на
лужок,
роют
лапкой
корешок.
(сидят,
делают
движения
руками)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит» Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где! » (лиса
догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домишки)
Игра повторяется по желанию детей несколько раз.
После игры лиса прощается с детьми ещё раз благодарит за новый домик и
угощает детей.
Воспитатель берет угощение , прощается с лисой и уводит детей в группу.
С н о в а
з а
р у к и
в о з ь м е м с я ,
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что уже пора прощаться.
Предположения об эффективности проведения мероприятия.
Данные
мероприятия
способствуют
повышению
эффективно сти
воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для
формирования личности каждого ребенка.
Эффективному проведению мероприятия способствует:
1.Объеденение всех его составных частей вокруг главной цели.
2.Отбор художественного материала.
3.Выбор эмоционально выразительных средств.
4. Подбор исполнителей.
14