Напоминание

К В Н ( по развитию речи)


Автор: Юшта Анна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Кедровый Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: К В Н ( по развитию речи)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:
« Мероприятия для дошкольников

по развитию речи.»

г. Новосибирск.

Содержание:

1.КВН по развитию речи…………………….……….…стр3

2.Развлечение по развития речи

«Прогулка в лес»…………………..…………стр7

3.

Занятие-развлечение

по

развитию

речи,

с

использованием

метода

моделирования

«Пересказ

русской

народной

сказки

«заюшкина

избушка»………………………………………………...стр11

4.Предположения

об

эффективности

проведения

мероприятия…………………………………………….стр15
1

К В Н ( по развитию речи)

Возраст 5-6 лет.

Цель:
- активизация речевой деятельности детей разнообразными способами и методами; - совершенствовать умение употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы. - развитие связного речевого высказывания; - развитие восприятия, внимания, мышления. - формирование навыков сотрудничества, самостоятельности и инициативности. Ход мероприятия: Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Представляем команды «Знайки» и «Граммотеи» (приветствие) Капитан команды «Знайки»: Мы пришли сюда, чтобы не лениться на вопросы отвечать, думать и веселиться. Мы соперникам своим «Граммотеям» говорим: «С вами Мы сразимся и так просто не сдадимся!» Капитан команды «Граммотеи»: А мы команде «Знайки» шлём пламенный привет и от души желаем знать правильный ответ. (представляю жюри и напоминаю правила игры) А начнётся наша игра с разминки (я буду загадывать загадки о временах года, а вы должны по очереди отгадать, о каком времени года идёт речь) 2
Дел у меня не мало. Я белым одеялом Всю землю устилаю, В лёд реки превращаю, Белю поля, дома. Зовут меня… (зима) Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движением полна Зовут меня… (весна) Я соткана из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю. Купайтесь – приглашаю И любите меня за это (я лето) Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птицу к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь ёлочек и сосен (я осень) А какое же сейчас время года? ( весна) Следующее задание: Кто придумает больше определений о весне. Какая она? (ранняя, тёплая, ласковая, красная, солнечная, зелёная, шумная, добрая, дождливая). Затем каждая команда придумывает стихотворение о весне. А теперь задание капитанам: «Придумай рифму» (я называю словосочетание, капитаны придумывают слово в рифму) Ба-во-бы - на дворе стоят...(столбы) Ужу-жу-жу - молоко дадим…(ежу) Лу-лу-лу - стол стоит в…(углу) Ре-ре-ра - начинается…(игра) 3
Ар-ар - закипает…(самовар) Са-са-са - в лесу бегает…(лиса) Усь-усь-усь - на лугу пасётся…(гусь) Жюри подводят итоги. Физкультминутка «Жук» На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. Найди ошибку и скажи правильно предложение: 1. Кошка песенку учила. Маша хвостик свой ловила. 2. Воробей удил рыбу. Дед вспорхнул и сел на глыбу. 3. Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе. Далее задание на большее придумывание названий ягод с окончанием «ика» Молодцы! Много знаете ягод. А сейчас поиграем в игру «Полслова за вами»: Иг-ра; Вес-на; Зи-ма; Лож-ка; Кни-га; Коро-ва; Тет-радь; Бабу-шка; Моро- женое; Само-свал…вар…лёт…кат… А кто мне скажет, кем были взрослые дяди и тёти в детстве (детьми) Теперь задание о животных «Кто кем становится?» Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако. А теперь он не щенок, а взрослая (собака) Жеребёнок с каждым днём подрастал И стал (конём) «Кто кем был» Бык могучий великан в детстве был (телёнком) Толстый уволень баран в детстве был (ягнёнком) Этот важный кот Пушок - маленьким (котёнком) А отважный петушок – крохотным (цыплёнком) Будете и вы взрослыми, а пока в детстве нужно многому научиться. 4
Чтобы хорошо разговаривать, нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Поэтому следующее задание «Кто больше вспомнит скороговорок» «Скажи слова противоположные» Например: хорошо – плохо. Большой – маленький; трудно – легко; рано – поздно; новый – старый; день – ночь; добрый – злой; толстый – тонкий; жарко-холодно. «Найди обобщающее слово» Я буду называть группу слов-братьев, а вы должны выбрать, какое слово в этой группе лишнее и назвать одним словом эту группу слов. Например: Кровать, шкаф, пылесос, диван. Все эти предметы можно назвать одним словом «мебель». Лишним будет «пылесос», потому что мебелью не является. Итак: Ромашка, ландыш, берёза, тюльпан. (берёза) Январь, понедельник, вторник, среда. (январь) Ложка, тарелка, сахар, чашка. (сахар) Зима, весна, осень, четверг. (четверг) «Определите, о какой профессии идёт речь» Кто это? У него всегда должны быть очень чистые руки. Он приходит на помощь к детям и взрослым. У него есть халат, белая шапочка и градусник… Назовите действия, которые выполняет доктор. Вот молодцы! И про доктора вы всё знаете! Мы с вами прочитали много сказок. Вот у меня на картинках зарисованы эпизоды из сказок. Вам нужно узнать сказку, сказать её название и распознать тот эпизод, который вы видите на картинке. Мы думали и веселились. И даже спорили порой. Но очень сильно подружились За нашей умною игрой. Игра игрой сменяется Кончается игра. Но дружба не кончается. Ура! Ура! Ура! 5

Развлечение по развитию речи «Прогулка в лес».

Возраст детей 3-4 года.

Цель:
-Закреплять классификацию предметов; -Закреплять признаки времен года (по схемам), -Повторить названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; -Совершенствовать грамматический строй речи; -Упражнять в правильном произношении; развивать речь, -Развивать общую и мелкую моторику; -Воспитывать бережное отношение к близким, любовь к природе, заботу о животных.
Материалы и оборудования:
Схема для гимнастики глаз, схема модель описательных рассказов «Времена года», дидактические игры: «Соберём цветы в корзинки», «Чей хвост?», «Где живёт?», «Назови детеныша», «Украсим фартучки».
Ход мероприятия:
Воспитатель: (Дети заходят в зал, украшенный под лес). Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Жарко). - А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Весеннюю). - Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года? (Для зимы). - Кроссовки? (Для весны). - Ну, что оделись? (Да). Воспитатель: (использует схему для гимнастики глаз) Схема гимнастики для глаз: - Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной. Вот так и дошли до полянки. А на полянке пенёчки. Присядем, отдохнём, расскажем про весну. (Дети рассказывают по схемам и наводящим вопросам). Отдохнули?! (Да). Воспитатель: 6
Хорошо в лесу. Только солнышко спряталось за тучи. Давайте, позовем его. Хоровая за кличка «Солнышко-вёдрышко» Солнышко-вёдрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят, ягнят, Да, малых ребят. Воспитатель: Солнышко появилось, согрело землю, и расцвели цветы. Соберём цветы в корзинки (дети собирают цветы по цвету корзинок). Никто не ошибся? Давайте, проверим. Маша, какого цвета ты собрал цветы? (Синие). Почему ты их собрал в эту корзинку? (Потому что корзинка тоже синяя). Воспитатель: Ребятки, только мы собрали цветы, и пошёл дождь. Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик». Подвижная игра «Солнышко и дождик» «Смотрит солнышко в окошко, (Дети встают по кругу) Светит в нашу комнатку». (Идут по кругу) «Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте) Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте) Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши) Затем воспитатель открывает зонтик и говорит дождик идет, дети бегут под зонтик и прячутся от дождика. Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется. Воспитатель: Ой, посмотрите, за деревьями видны чьи-то хвосты. Кто это? Чей хвост? (Белка - беличий, заяц - заячий, волк - волчий, медведь - медвежий, лиса - лисий). Где живёт? (Белка - в дупле, заяц в норе, волк - в логове, медведь - в берлоге, лиса в норе). Назовите детеныша. (Белка - бельчонок, бельчата, заяц 7
- зайчонок, зайчата, волк волчонок, волчата, медведь - медвежонок, медвежата, лиса - лисёнок, лисята). Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела ворона. Это Каркуша. Давайте, расскажем про нее.(Можно взять игрушку или нарисованную.) Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (Дети указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки) Сорока-ворона. Кашку варила, Деток кормила. (Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет! (При этом большой палец не загибается) Воспитатель: Вот и вправду кашу варила, в фартучке. Ребятки, смотрите какой красивый у Каркуши фартучек, а у ее деток нет таких , давайте им поможем и сделаем такие же. (Дети украшают фартуки недостающими геометрическими фигурами). Воспитатель: Все дружно помогли Каркуше и её деткам, она очень довольна вашими подарками. А сейчас мы оставим Каркушу в лесу, а сами вернёмся в группу. Анализ занятия: - Понравилась вам прогулка в лес? (Да). - Что запомнилось больше всего? (Мне понравилось одеваться, А мне понравилось рассказывать про весну. Мне понравилось украшать фартуки для деток вороны). 8
- Во что бы вы хотели поиграть? (Я хочу ещё собирать цветы в корзинки. А, я хочу угадывать, кто спрятался за кустиком. Мне хочется поиграть с Каркушей). - О чём можете рассказать дома? (Я расскажу, как ходили гулять в лес. Я маме расскажу, как мы украшали фартуки для Каркуши. А мы дома тоже будем играть в «Сороку ворону»). 9

Занятие-развлечение по развитию речи, с использованием

метода моделирования «Пересказ русской народной сказки

«заюшкина избушка».

Возраст детей 3-4 года.

Цель:
- учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; -развивать память, логическое мышлении, образную речь; -упражнять в словообразовании; -закреплять понятие о сенсорных эталонах; -развивать мелкую моторику; -воспитывать нравственные качества; -развивать речевую инициативу, речевую с а м о с тоя т е л ь н о с т ь , -коммуникативные навыки.
Оборудование:
Плоскостной театр «Заюшкина избушка» наборы кругов на каждого ребенка разного цвета и размера, полоски для моделирования сказки, ширма.
Ход мероприятия:
Дети заходят в украшенный зал. Собрались все дети в круг Я- твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в сказку, а помогут нам в путешествии волшебные бусинки (надевает на шею каждому ребенку кружочки -бусинки разного цвет. ) Воспитатель приглашает детей пройти к центру зала, где висит занавес, закрыть глаза. Ширма убирается, Сказка начинается! Чтобы в сказку поиграть, Надо вам нас угадать! 10
(на столе выставлены две избушки- одна из белой бумаги- ледяная, а другая лубяная, кружки разной величины и цвета) Воспитатель: Из какой сказки эти две избушки? (ответы детей) Из какого материала они изготовлены? (лубяная- из дерева, ледяная изо льда и снега) А сейчас мы с вами определим, какие же животные живут в этой сказке ? А д л я э т о г о н у ж н о о т г а д а т ь з а г а д к у . Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет на фланелеграф картинки, изображающие персонажей данной сказки. По ходу отгадывания загадок, дети характеризуют каждого героя: (отвечают на вопросы: Какой по размеру? Какой по цвету? Какой по характеру?) 1. Маленький, Беленький, По лесочку Прыг, прыг, По снежочку Тык, тык.( заяц) Заяц - маленький, серый, трусливый, трудолюбивый, беззащитный, и т.д. 2. Рыжая, хитрая, Кур таскает. (лиса) Лиса- рыжая, среднего размера, хитрая, плутовка. 3. Дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (собака) Собака- среднего размера, черного цвета, добрая, игривая, веселая 4. Кто зимой холодной бродит, голодный (волк) В о л к - б о л ь ш о й с е р ы й . 5. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь) Медведь- большой, коричневый, добродушный, неповоротливый, н е у к л ю ж и й , к о с о л а п ы й . 6. Хвост с узорами, 11
Сапоги со шпорами. (петух) Петух- маленький, голосистый, пестрый, храбрый, добрый, смелый. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои волшебные бусинки. На какого героя похожа ваша бусинка? - Маленькая серая-на зайчика. - Большая серая- на волка -Большая коричневая- на медведя. -Оранжевая- на лису. -Яркая разноцветная- на петуха. Воспитатель: как называется сказка, в которой живут эти герои?( «Заюшкина избушка») Давайте с вами превратимся в зайчиков и поиграем на полянке. Физкультминутка. Жил – был зайчик- (подносят раскрытые ладошки к затылку) Длинные ушки. Отморозил зайчик (кулачки подносят к носам) Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик, (руками показывают маленький хвостик) И поехал греться К ребятишкам в гости ( прыгают) Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Заюшкина избушка»? Каждый из вас будет выполнять роль того героя, чья бусинка похожа на него. (Дети выбирают роль и рассказывают сказку по ролям воспитатель говорит слова автора и помогает детям.) 12
После слов : Испугалась лиса, соскочила с печи- да бежать. А заюшка с петухом слали жить да поживать.» воспитатель говорит: Жалко мне лису, домик растаял, друзей у неё нету, а ведь жить на свете без друзей тяжело. Хоть лиса и хитрая, думаю, что нужно ей помочь, тогда и она добрее будет, ведь не даром в народе говорят: «За добро всегда плати добром» Как же нам помочь лисе? Как по другому придумать окончание сказки? (ответы детей) Найти правильное решение нам помогут наши волшебные бусинки. Их нужно выложить в такой последовательности, как приходили на помощь к зайке его друзья. Дети за столами с помощью моделей выкладывают сказку, совместно пересказывая содержание, отвечая на вопросы. Вопросы воспитателя: Как начинается сказка? Что случилось в начале сказки? Кто первым пришел на помощь зайцу? Кто пришел за ним? Каким по счету пришел волк? Что было в сказке самым интересным и захватывающим? Кто помог выгнать лису? Как помог? и т.д. После того как модели разложены в правильной последовательности, принимаем решение, что лисе необходимо построить новый дом. Воспитатель: Какой дом мы можем построить для лисы? Из чего сроят дома?? (кирпичные, деревянные, каменные, бревенчатые) Какие бывают дома? (высотные, многоэтажные, одноэтажные, избушки, и т.д.) Воспитатель: Поскольку наша лиса живет в сказке, я предлагаю построить ей сказочный домик. Давайте вспомним, из чего состоит дом? ( стены, крыша, окна, двери) Дети выбирают фигурки, обозначающие части дома и прикрепляют их к панно. После того, как дом готов, под музыку в зал входит лиса, благодарит детей за новый дом и приглашает ребят поиграть в игру «Лиса и зайцы». 13
Воспитатель начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту: На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков) Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками) Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка (оббегает сидящих детей) Видит зайцев и говорит» Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где! » (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домишки) Игра повторяется по желанию детей несколько раз. После игры лиса прощается с детьми ещё раз благодарит за новый домик и угощает детей. Воспитатель берет угощение , прощается с лисой и уводит детей в группу. С н о в а з а р у к и в о з ь м е м с я , В круг веселый соберемся. Мы не будем огорчаться, Что уже пора прощаться.
Предположения об эффективности проведения мероприятия.
Данные мероприятия способствуют повышению эффективно сти воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Эффективному проведению мероприятия способствует: 1.Объеденение всех его составных частей вокруг главной цели. 2.Отбор художественного материала. 3.Выбор эмоционально выразительных средств. 4. Подбор исполнителей. 14


В раздел образования