Напоминание

НОД "Умники и умницы"


Автор: Лозовая Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №235"
Населённый пункт: uород Саратов
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД "Умники и умницы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект итоговой НОД в старшей группе.

Тема
: интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Цель.
Создать условия для активизации мыслительной и речевой деятельности детей.
Задачи.
Образовательные. 1. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. 2. Упражнять детей в умении отсчитывать предметы с заданным числом в пределах десяти в прямом и обратном порядке. Закрепить знание цифр от одного до десяти, математических знаков плюс, минус, равно, не равно). 3. Закреплять умение читать математические выражения. 4. Закреплять знание литературных жанров, умение называть литературные произведения и их авторов по прослушанным отрывкам. 5. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, отгадывать звуковые ребусы. 6. Учить отгадывать загадки. 7. Закреплять знание растительного и животного мира, явлений общественной жизни. 8. Закреплять знание жанров музыкальных произведений (марш, песня, танец). 9. Закреплять знание геометрических фигур. 10. Закреплять знание жанров живописи (портрет, пейзаж). Развивающие. 1. Развивать логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки. 2. Развивать умение работать в подгруппах, уметь выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его. Воспитательные. 1. Способствовать поддержанию положительных эмоций на протяжении всей образовательной деятельности . 2. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Образовательные области:
«Познание», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Формы организации:
подгрупповая.
Оборудование:
муляж «Дерева знаний», эмблемы команд, шары и конверты с заданиями, карточки с математическими выражениями, набор цифр от 1 до 10, два набора плоских геометрических фигур, кукла Баба Яга, карточки с математическими ребусами, репродукции картин с изображением пейзажа, портрета, натюрморта, «Черный ящик», баночка с водой, семена цветов, аудиозапись песни, марша, танца.
Предшествующая работа:
реализация программы в старшей группе по всем видам деятельности. Воспитатель вместе с детьми заходит в зал. Дети делятся на две команды и рассаживаются за столы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Ведущий: Дети у нас сегодня в детском саду проходит интеллектуальная игра «Умники и умницы». В нашей игре участвуют две команды - команда «Солнышко» и команда «Звездочка». Ведущий представляет капитанов команд и участников игры, которые поочередно произносят девиз своей команды. Девиз команды «Солнышко»: Отчего так много света? Отчего так хорошо? Наши знания, как солнце,
Дарят всем свое тепло. Девиз команды «Звездочка»: Мы - команда «Звездочка» Сверкаем и искримся. Покажем наши знания, И с «Солнышком» сразимся. Команды рассаживаются за столы напротив друг друга. Ведущий представляет членов жюри и объясняет участникам правила игры: ведущий задает вопросы по очереди каждой команде и за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Ведущий: Дети, посмотрите какое необычное дерево – это «Дерево знаний». Вместо листочков у него шары с заданиями для нашей игры. Давайте снимем первый шар и прочитаем задание. Наш первый конкурс называется
«Эрудиты».
Право первой отвечать на вопрос, предоставляется команде отгадавшей загадку: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга). 1.Отгадайте загадку и покажите карточку с цифрой или математическим знаком обозначающим ответ. Правильный ответ появится на экране. Пять цветочков у Наташи, И еще один дал Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет один и пять? (Слайд c цифрой, обозначающей ответ) Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала Сколько вместе кошек стало? (Слайд c цифрой, обозначающей ответ) Я – знак и этим я горжусь. Я для сложения гожусь. Я – добрый знак соединенья И в том мое предназначенье. (Слайд) Я тоже очень добрый знак- Ведь не со зла я отнимаю, А роль свою лишь исполняю. (Слайд) Вопрос сразу для обеих команд. Очко получает та команда, которая быстрее на него ответит. На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне? 2. Прочитайте математические выражения: 5>2, 3<4, 9=9, 5+1=6, 8-1=7 3.Назовите и вставьте пропущенные числа. 1 3 5 7 9 4. Для того, чтобы выполнить следующее задание предлагаю каждой команде встать вокруг своего стола, собрать по образцу картинку из геометрических фигур и перечислить используемые геометрические фигуры. Дети выполняют задание.

Жюри оценивает результаты конкурса. Ведущая: - Наш второй конкурс называется
«Темная лошадка».
В этом конкурсе вас ждет сюрприз, потому, что вести его будет сказочный персонаж. - Отгадайте, кто это: Бабусю знает целый свет, Ей от роду триста лет. Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба Яга). Из-за ширмы появляется Баба Яга (кукла). Баба Яга:- Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам прилетела, все самое лучшее надела, и вопросы очень трудные приготовила. Живу я в сказке и вопросы мои будут о сказочных волшебных предметах. 1. На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе) 2. Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой) 3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет) 4. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка) 5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы) 6. Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка) 7. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода) 8. В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа) Баба Яга: - Да, вижу - читать вы любите, а вот детских писателей вы знаете? А назвать сможете? Ведущая: - Дети знают не только детских писателей, но и литературные жанры. Баба Яга: - Не может такого быть, вы просто хвастаетесь. Ведущая:- Посмотри Б.Я., как дети справятся с очередным заданием. 1. Прослушайте отрывок из литературного произведения, определите его название, автора, жанр. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Н. Носов «Мишкина каша» А. Барто «Помощница» К. Чуковский «Телефон» Е. Чарушин «Про Томку» В. Драгунский «Что я люблю» После каждого правильного ответа на экране появляется слайд с портретом писателя. Баба Яга: - И откуда интересно вы все знаете, ведь читать то не умеете, даже буквы, наверное, не знаете! Ведущая: - Наши дети знают буквы, звуки и умеют читать. Сейчас мы тебе это покажем. 1. Разгадать звуковой ребус. По первым звукам изображений на картинках составить одно слово. (Задание выполняется на магнитных досках двумя участниками от каждой команды)  сова, облако, кот. (Сок).  молоток, аист, корабль. (Мак) 2. Заменить в полученных словах одну букву так, чтобы получилось новое слово.  Сок- ток Мак -лак Ведущая: -Следующий конкурс мы с вами проведем в необычном месте. Отгадайте загадку и догадайтесь, где он будет проходить. Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели, В чем ходили, разглядели. Даже мамонт здесь стоит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в... (музей) Ведущая: - Предлагаю вам отправиться в музей, а по дороге немного поиграть.
Физминутка
Руки вверх и руки вниз. Ты давай-ка, не ленись! Взмахи делай чётче, резче, Тренируй получше плечи. Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать На одной ноге стою, А другую подогну. И теперь попеременно Буду поднимать колени. Отдохнули, посвежели И теперь пошли в музей мы. 1 Рассмотрите репродукции картин и назовите жанры живописи, к которым они относятся (портрет, пейзаж, натюрморт). 2.Прослушайте загадку и определите, о каком виде декоративного искусства идет речь (правильный ответ на экране). Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные, Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы. (Филлимоновская игрушка). (Слайд) Эта народная роспись - алых ягод россыпь. Отголоски лета в зелени травы. Рощи, перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой, золотой листвы. (Хохломская роспись). (Слайд) Команды отвечают по очереди. Жюри оценивает результаты конкурса. Ведущая: - Давайте вернемся в детский сад. Команды возвращаются за столы. Следующий конкурс называется
«Черный ящик».
1. В черном ящике находится то, что может долго спать в земле до тех пор, пока его не польет дождь и не согреет солнце. 2. В черном ящике находится то, без чего не могут жить человек, животные, растения. Это не имеет формы, цвета, запаха, может быть теплой и холодной, жидкой и твердой, и даже подниматься вверх.
«Музыкальная пауза»
Ведущая: Определите жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и ответе, что мы будем делать под эту музыку? (Команды по очереди отвечают на вопросы и выполняют соответствующие движения).
Конкурс капитанов.

Назовите:  Название планеты, на которой мы живем.  Название страны, в которой вы живете.  Столицу нашей родины.  Фамилию президента нашей страны.  Название города, в котором мы живем.  Название реки, на которой расположен наш город. Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы. Жюри оценивает результаты конкурса. Ведущий: -Наш последний конкурс называется
«Заморочки из бочки».
(Слайд с изображением бочки). Из этой необычной бочки мы будем доставать вопросы. Если вы буде правильно на них отвечать, то на экране появиться картинка с правильным ответом. 1. Как называется макет планеты Земля? 2. У кого больше четырех ног? 3. Назовите самое большое млекопитающее  в море  на суше 1. Самую большую птицу 2. Самую маленькую птицу 3. Какого цвета книга, в которую заносят исчезающие виды растений и животных? 4. Как называется прибор, с помощь которого астрономы изучают космические объекты? 5. Как называется прибор для измерения времени? 6. Где переходят дорогу, если нет светофора? На экране после каждого ответа появляются картинки с правильными ответами. Жюри оценивает результаты конкурса. Ведущая: Наша интеллектуальная игра «Умники и умницы» подошла к концу. Участники каждой команды показала свои знания, смекалку, сплоченность и дружбу. Именно эти качества помогут им набираться дальнейших знаний в подготовительной группе и готовиться к поступлению в школу. Жюри подводит итоги игры, награждает победителей и участников.


В раздел образования