Здоровьесберегающие технологии обучающихся с ОВЗ начальной школы в условиях ФГОС
Автор: Хусаинова Рабига Гаварифовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Туймазинская коррекционная школа – интернат № 2 Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Туймазы Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии обучающихся с ОВЗ начальной школы в условиях ФГОС Раздел: среднее профессиональное
ФГОС
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее
время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость
среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в
том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и
здоровью
своих
детей,
отрицательного
влияния
окружающей
среды,
наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации
проблема здоровья детей
приобретает глобальный характер. Здоровье
детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются,
подолгу
сидят
на
месте,
у
них
возникает
гиподинамия
и
нарастает
статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает
необходимость
перерабатывать
все
больший
объем
зрительной
информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает
постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у
детей
отклонений
в
состоянии
здоровья
-
нарушения
осанки,
зрения,
повышения
артериального
давления,
накопления
избыточного
веса,
увеличивается
риск
возникновения
заболеваний
сердечно
-
сосудистой
системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Важную роль в
сохранении
здоровья
имеет
здоровый
образ
жизни,
основанный
на
достаточной
двигательной
активности,
рациональном
питании,
правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Вышеуказанные
факты
свидетельствуют
о
том,
что
необходима
специальная работа
по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
3
Здоровьесберегающие
технологии
являются
составной
частью
и
отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё,
что относится к образовательному учреждению - характер обучения и
воспитания,
уровень
педагогической
культуры
педагогов,
содержание
образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. -
имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Внедрение
в
учебный
процесс
здоровьесберегаюгцих
технологий
позволяет
добиться
положительных
изменений
в
состоянии
здоровья
обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии обучения - основополагающее
условие повышения качества образования в рамках перехода к стандартам
нового поколения.
Цель моей работы - показать значимость здоровьесберегающей технологии
в процессе учебной деятельности.
Задачи:
-здоровьесберегающая организация учебного процесса;
-здоровьесберегающая методика обучения;
-обеспечение здоровья учащихся;
-освоение
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность данной проблемы в том, что сохранение и укрепление
здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель
для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как
социальная среда, в которой дети находятся, нередко создает для них
психологические трудности. Специфика современного учебного процесса
обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами
подачи
информации,
исходным
функциональным
состоянием
и
4
адаптивностью
ученика,
характером
эмоционального
фона
и
другими
факторами.
Целью
здоровьесберегающих
технологий
обучения
является
обеспечение
школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни.
А цель современной коррекционной школы – подготовка детей к жизни.
Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут
им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в
сегодняшней
школе
может
быть
достигнуто
с
помощью
технологий
здоровьесберегающей
педагогики,
которые
рассматриваются
как
совокупность приемов и методов
организации учебно-воспитательного
процесса без ущерба для здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии дает возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От
жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
писал А.В.Сухомлинский.
Здоровье человека зависит :
на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на 10% - от возможностей медицины.
Здоровье
– это
состояние
физического
и
социального
благополучия
человека.Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система,
5
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий
для
сохранения,
укрепления
и
развитии
духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
младших школьников.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
включает:мониторинг состояния здоровья детей, своевременную помощь в
коррекции;
благоприятный
психо-эмоциональный
климат
для
комфортного
пребывания
детей
с
ОВЗ,
организация
рационального
учебно-
воспитательного
процесса,организация
рационального
двигательного
режима.
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроке или на за-
нятиях – это технологии сохранения и стимулирования здоровья, она
включает:дыхательную гимнастику; динамические паузы; развитие общей
и мелкой моторики; Су Джок терапия; «Сухой» бассейн
Коррекционно - развивающие технологии включают:
артикуляционную
гимнастику;
логоритмику;
игротерапию;
песочную
терапию; психогимнастику; релаксация;
Здоровьесберегающее обучение:
направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся;
опирается
на
- природосообразности,
преемственности,
вариативности,
прагматичности (практической ориентации);
достигается
через
-
учёт
особенностей
класса
(изучение
и
понимание
человека);
создание
благоприятного
психологического
фона
на
уроке;
использование
приёмов,
способствующих
появлению
и
сохранению
интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения
учащихся;
приводит
к
-предотвращению
усталости
и
утомляемости;
повышению
мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений;
6
педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все
условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся
и педагогов.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников,
целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
гигиенические условия в классе (кабинете);
число видов учебной деятельности, используемых учителем;
средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных
видов
учебной деятельности;
средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных
видов
учебной деятельности.
чередование видов преподавания;
использование
методов,
способствующих
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения учащихся;
умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы;
физкультминутки и физкультпаузы;
включение
в
содержательную
часть
урока
вопросов,
связанных
со
здоровьем и здоровым образом жизни;
наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
благоприятный психологический климат на уроке;
преобладающее выражение лица учителя;
момент
наступления
утомления
учащихся
и
снижения
их
учебной
активности;
темп и особенности окончания урока;
состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными
на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали
7
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили
их
творческую
активность,
замедлили
их
физическое
и
психическое
развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
По
словам
профессора
Н.
К.
Смирнова,
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии
—
это
системный
подход
к
обучению
и
воспитанию,
построенный
на
стремлении
педагога
не
нанести
ущерб
здоровью учащихся».
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия
обучения
ребенка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими
требованиями);соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным возможностям ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.
В
системе
образования
накоплен
определённый
опыт
реализации
здоровьесберегающих технологий.
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном
процессе
начальной
школы
является
технология
В.Ф.Базарного,
включающая
в
себя: основу
телесной
вертикали
и
телесно-моторную
активность,
использование
конторок,
режим
смены
динамических
поз,
реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное
утомление.
В.Ф.Базарный,
доктор
медицинских
наук,
руководитель
лаборатории
яизиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование
8
полутора
тысяч
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже
допустимого предела (расстояние «глаза – тетрадь – книга» составляло 20
см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные
нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические
компоненты
(работа
мышц)
остаются
вне
поля
зрения.
Такой
односторонний
подход
к
организации
урока
способствует
утомлению,
задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.
Реализация здоровьесберегающих технологий по В.Ф.Базарному
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья
детей,
я
приняла
во
внимание,
что
формирование
у
учащихся
тонко
координированных
зрительно-ручных
движений
облегчается
на
фоне
активизации функционального состояния организма, в том числе общего
чувства
равновесия
и
координации.
При
этом
одним
из
наиболее
эффективных методов такой активизации является периодическая смена
поз,
в
частности
перевод
детей
из
позы
сидя
в
позу
стоя.
Всё
это
достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на
стандартный стол.
Технология
– это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно
характеризующаяся
качественным
прилагательным
–
педагогическая.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,
методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При
котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов,
обид,
оскорблений,
обучение
его
средствам
психологической
защиты.
9
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4.
Обеспечение
такого
подхода
к
образовательному
процессу,
который
гарантировал
бы
поддержание
только
благоприятного
морально-
психологического климата в коллективе.
Что дают технологии В.Ф.Базарного?
1.Гарантированный,
фиксирующий
результат
улучшения
здоровья
учащихся.
2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4.Является
самым
эффективным
способом
профилактики
нарушений
в
развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно -
сосудистых
стрессов,
раннего
остеохондроза
и
атеро склероза,
плоскостопия и другой сугубо патологии.
Здоровьесберегающие
технологии
профессора
В.Ф.
Базарного
апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития
детей.
Виды здоровьесберегающих технологий по В.Ф. Базарному:
- пальчиковая гимнастика
- офтальмотренажёры
- Су Джок(точки здоровья)
- смена динамических поз
Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и
направленность
физических
нагрузок,
должны
быть
посильным
для
актуального состояния организма ребенка. Знание технологий, которые
позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе -
важная
составляющая
профессиональной
компетентности
современного
учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от
перегрузок
и
переутомления
на
уроках.
Благодаря
этому
у
детей
10
развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит
формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.
Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его
сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно
больше
внимания
именно
в
начальной
школе,
т.
к.
это
самое
благоприятное
время
для
выработки
правильных
привычек,
которые
в
соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережени
-
«Не
навреди!»
—
все
применяемые
методы,
приемы,
используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
-
Субъект-субъектные
взаимоотношения
—
учащийся
является
непосредственным
участником
здоровьесберегающих
мероприятий
и
в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие
эмоционального
напряжения
(вхождение
в
урок
необычным
способом, например речёвка, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу
хорошего
настроения,
отступления
от
темы
позволяют
снять
эмоциональное
напряжение.
Этот
прием
также
позволяет
решить
одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую
разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного
плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к
активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)
11
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Использование
игровых
технологий,
оригинальных
заданий
и
задач.
Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки –
соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой
форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на
скорость
записывают
слова.
Приемы
с
элементами
соревнования,
благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
Применение
игровых
технологий
на
уроках
в
комплексе
с
другими
приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию
на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть
индивидуальность детей.
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй,
одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт
школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается
задача
предупреждения
утомления
учащихся,
с
другой
—
появляется
дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого
ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому
высказыванию,
позитивная
реакция
учителя
на
желание
ученика
выразить
свою
точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной
деятельности, уместный юмор.
Для подготовки к уроку пользуюсь рекомендациями, которые связаны со
здоровьесберегающей педагогикой.
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса
и
доски,
наличие/отсутствие
монотонных,
неприятных
звуковых
раздражителей).
Норма
видов
учебной
деятельности
на
уровне
4-7
(опрос
учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,
12
ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков
утомляет
школьников.
Частая
же
смена
одной
деятельности
другой
потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
Средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных
видов
учебной деятельности – 7-10 минут.
На
уроке
должна
присутствовать
смена
поз
учащихся,
которые
соответствовали бы видам работы.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматери¬алов.
Темп
и
особенности
окончания
урока.
К
нежелательным
показателям
относятся:
неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы учащихся;
необходимость
торопливой,
практически
без
комментариев,
записи
домашнего задания.
Рефлексия.
Проведение
рефлексии
настроения
и
эмоционального
состояния
целесообразно
в
начале
урока
с
целью
установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки
с
изображением
лиц,
цветовое
изображение
настроения,
эмоционально-художественное
оформление
(картина,
музыкальный
фрагмент).
Рефлексия в конце урока помогает ребёнку осмыслить весь пройденный
путь и в зависимости от целенаправленности учителя ученик выразит своё
эмоциональное состояние, либо скажет о своей деятельности
Присутствие
оздоровительных
моментов:
физкультминутки,
минутки
релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20
минут урока по одной минуте.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного
наступления
утомления
и
снятия
у
них
мышечного
статического
напряжения,
я
провожу
физкультминутки.
Хотелось
бы
13
вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и
он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять
минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в
результате больше целой недели полусонных занятий»
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах,
который
обусловлен
физиологическими
потребностями
в
двигательной
активности детей.
Не нужно забывать и о дыхании.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во
время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях
относительного
мышечного
покоя.
Неправильное
дыхание
приводит
к
нарушению
деятельности
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем,
снижению
насыщения
крови
кислородом,
нарушению
обмена
веществ.
Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого и поверхностного,
частого и редкого, верхнего, среднего (грудное) и нижнего (брюшного)
дыхания
В связи с тем, что в класс у 90 процентов учащихся нарушено зрение,
уделяю в работе этому большое внимание, проводя физминутки для глаз,
использую по возможности офтольмолотренажёры
При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза.
Эффективность
физкультминуток
возрастает
при
выполнении
специального
комплекса
упражнений
гимнастики
для
глаз,
которые
проводятся педагогом.
Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например,
на
листе
ватмана
изображаются
какие-либо
цветные
фигуры
(овалы,
восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
2.Офтальмотренажёр.
Это
специальный
прибор,
подающий
световые
и
звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению
следовых
впечатлений
в
коре
головного
мозга,
оказывается
одним
из
14
факторов,
поддерживающих
утомляемость
школьников).
Одним
из
наиболее
эффективных
средств
снятия
таких
следовых
впечатлений
являются импульсивные цветовые вспышки.
3.
«Весёлые
человечки».
На
карточках,
которые
я
показываю
детям,
схематично
изображены
человечки,
выполняющие
различные
гимнастические
упражнения.
Размер
изображения
равен
2см.
Дети
повторяют движения человечка.
4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал
«Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91).
5.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
1)
Пирамидки.
Задания:
найди
глазами
две
одинаковые
пирамидки;
сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и
т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.;
сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как
быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В
первой группе пирамидок в 2 раза
больше, чем во
второй. Сколько
пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
2) Тарелки с разноцветными кружками . Задания: найди две одинаковые
тарелки;
найди
такую
тарелку,
где
есть
цвет,
который
в
других
не
повторяется.
3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик
закрепляет
только
одну
деталь
на
коврике)
После
составления
узора
варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько
кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
4) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе.
С
помощью
таких
приёмов
развиваются
зрительно-моторная
реакция,
чувство
локализации
в
пространстве,
стереоскопическое
зрение,
15
различительно-цветовая
функция.
Учитывается
также
материал
психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение
ко всему;
чёрный
–
в
небольшой
дозе
сосредотачивает
внимание,
в
большой
–
вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой - ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания
указанных
цветов
усиливает
дискомфорт,
сужает
кругозор,
вызывает
печаль, сон, депрессию.
Занимаясь
по
технологии
В.Ф.Базарного,
могу
сделать
вывод:
дети
отличаются
свободой
суждений,
наблюдается
повышенный
интерес
к
изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий
при проведении коррекционно-развивающей работы с обучающимися с
ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка
развивающей среды способствует повышению работоспособности детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений и навыков;
и в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях
ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии обучения – основополагающее
условие повышения качества образования в рамках перехода к стандартам
нового поколения. Изложенная разработка показывает, что внедрение в
обучение здоровьесберегающей технологии ведёт к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и
16
педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к
работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию,
становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема
учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается
простор для его педагогического творчества.
Основной целью моей работы в русле педагогики
здоровья стало
формирование
здоровьесберегающего
образовательного
пространства,
отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Правильная
организация
обучения
даёт
возможность
предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
В
заключение,
хочется
сказать:
«Чтобы
сделать
ребёнка
умным
и
рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература:
1.Базарный В.Ф. Нервно –психическое утомление учащихся в традиционой
школьной среде.
/Электронныйресурсhronolibris/lib_b/utoml00.html/
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва:
«Вано», 2004.
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки
физкультминуток,
гимнастических
комплексов,
подвижных
игр
для
младших школьников. М.,2005.
4.Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии
школьников) - СПб, Союз, 1997.
5. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов.
Ярославль:
«Академия
развития»,
1998.
6.Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
технологии
в
работе
учителя
и
школы. — М.: АРКТИ, 2003.
17
7.Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья.//Коррекционная
педагогика.
8.Теория
и
практика.-2013.-№4.-С.83-87.[Электронныйресурс].Режим
доступа shishkovalibrary/articles/items/a04.htm
9. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
11. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.
18