Напоминание

"Пищевые цепочки в лесу"


Автор: Лебедева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: п. Коврово, Зеленоградский район, Калининградская область
Наименование материала: конспект занятия для детей подготовительной группы
Тема: "Пищевые цепочки в лесу"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непрерывно - образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Пищевые цепочки в лесу»
Возраст воспитанников: 6-7 лет Воспитатель: Лебедева Наталья Анатольевна, МАДОУ детский сад «Солнышко»
Цель:
Расширение кругозора детей о жизни животных леса.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные: - Дать знания о том, что животные леса по виду корма делятся на травоядных, хищников и всеядных. - Формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. - Познакомить с новой настольно-печатной игрой. Развивающие: - Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. - Стимулировать познавательный интерес детей. Воспитательные: - Воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе. - Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
рассматривание альбома «Животные нашего леса», открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.
Материал:
посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных; игровизоры с перфокартами, карты для проверки правильности выполнения; картина леса с цепочкой питания животных; настольная игра «Пищевые цепочки»; фланелеграф с фигурками травы, зайца и волка.
Этапы НОД:

1

.

Организационный момент
- Ребята, послушайте загадку: Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес) сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и животных. (дети слушают 1
и отгадывают загадку) Постановка проблемного вопроса. Воспитатель: Как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые? Докажите свое мнение. Дети отвечают. 2 . Показ посылки (Рассматривание посылки) Воспитатель: Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на ней написано «Корм для животных». Хотите узнать, какая пища в этой посылочке? Давайте заглянем (открываю коробку) -Ребята достанем что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и называют.) 3 . Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами корма Воспитатель: Вы знаете, какие животные этим питается в лесу? -Сейчас я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом. Педагог делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха. Педагог говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. (показывает образец). • Цветок- бабочка- синица- сова; • Дуб, желуди- мыши- лисица. 4. Упражнение «Интерактивный плакат» • Игра «Чем питаются?» • Воспитатель: Дети, лесные звери приготовили вам задание. Скажите на какие группы можно разделить животных по способу питания. ( травоядные, хищные, всеядные) Травоядные животные это те, которые питаются… растениями, семенами и плодами растений, Хищные животные это те, которые питаются… другими животными А каких животных называют всеядными? (Это те животные, которые питаются и растительной пищей и животными). - Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите карточки с изображением животного, которое вам понравилось. (Дети выбирают картинки). 2
5. Физминутка - А сейчас немного отдохнем По таинственной дороге Шли таинственные ноги, Как они шли? (по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-еженному) Отвечают Выполняют упражнения по тексту Проверка задания - Дети, а сейчас перечислите, кто нарисован у вас на карточках. (Лось волк сова, белка заяц, лиса,еж, кабан) - А теперь будьте внимательны! Сейчас вы животных травоядных поведете дорожкой к зеленому столику, хищники - к красному, всеядные животные - к синему столику. - Костя, каких животных провел к зеленому столику? Почему? - Почему медведя не провел к красному? - Давайте проверим по карточкам, кто относится к травоядным, к хищникам, всеядным. 6. Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу» - А сейчас, я вам предлагаю поиграть на интерактивной доске … Игра "Пищевые цепочки в лесу". Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу. Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: • растения - гусеница - птицы • растения - мышка - сова • растения - заяц - лиса • насекомые - ежи • грибы - белки - куницы • лесные злаки - лось - медведь • молодые побеги - лось - медведь Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь выполните задание по - труднее.. Вы на столах видите картинки, которые лежат на тарелочках. Ваша задача: составить пищевые цепочки и рассказать, как связаны между собой растения и животные. Взаимопроверка Воспитатель: А теперь поменяйтесь столами и проверьте, верно ли сделали задание ваши товарищи. - Ребята, вы умнички, все верно составили! Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга. Вопросы детям: 3
- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые? - Если исчезнут деревья? - Если пропадут цветы? Дети объясняют к чему приведет нарушение «цепочек». Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии. Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных. 7. Закрепление. - Как может человек использовать растения леса? - А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.) - А как человек может использовать животных леса? Педагог. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными. 8. Итог занятия: Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу». – Кто останется голодным, если пропадут все животные? Деревья? Цветы? – Можно ли включить человека в пищевые цепочки? Дети придумывают правила, как сохранить живые цепочки в лесу: ! Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. ! Беречь деревья. Они кормят лесных жителей. ! Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным. ! Не обижать животных. ! Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Растения и животные связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Если нарушается хоть одно звено в пищевой цепи, страдает последующее. Все лесные жители зависят друг от друга. Животные не могут жить без растений, так как они ими питаются и устраивают с помощью них жильё: птицы строят гнёзда на деревьях, звери норы под деревьями, пнями. Воспитатель: А что человеку даёт лес? ( Орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый, свежий воздух, древесину. строительный материал, здоровье, красоту, наслаждение). - А как человек может помочь лесу? (подкармливать животных и птиц зимой. 4
вывешивать скворечники, соблюдать правила поведения в лесу: не сорить, не разводить костры, не брать из леса животных, не разорять птичьи гнёзда. муравейники) - Ребята, мне было очень интересно сегодня с вами, надеюсь, что вы будете соблюдать правила, которые мы с вами составили. До скорой встречи! 5


В раздел образования