Автор: Лебедева Наталья Анатольевна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: п. Коврово, Зеленоградский район, Калининградская область Наименование материала: конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: "Пищевые цепочки в лесу" Раздел: дошкольное образование
Конспект непрерывно - образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
Тема: «Пищевые цепочки в лесу»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Воспитатель: Лебедева Наталья Анатольевна, МАДОУ детский сад «Солнышко»
Цель: Расширение кругозора детей о жизни животных леса.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные:
- Дать знания о том, что животные леса по виду корма делятся на травоядных,
хищников и всеядных.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений
и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
- Познакомить с новой настольно-печатной игрой.
Развивающие:
- Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия.
- Стимулировать познавательный интерес детей.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса»,
открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.
Материал: посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими
грибами, мелкими животными; картины с животными леса и карточки схемы с кормом
для животных; игровизоры с перфокартами, карты для проверки правильности
выполнения; картина леса с цепочкой питания животных; настольная игра «Пищевые
цепочки»; фланелеграф с фигурками травы, зайца и волка.
Этапы НОД:
1
.
Организационный момент
- Ребята, послушайте загадку:
Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)
сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это особенный
прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и животных. (дети слушают
1
и отгадывают загадку)
Постановка проблемного вопроса.
Воспитатель: Как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья,
птицы, звери и насекомые? Докажите свое мнение.
Дети отвечают.
2 . Показ посылки
(Рассматривание посылки)
Воспитатель: Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на ней написано «Корм
для животных». Хотите узнать, какая пища в этой посылочке? Давайте заглянем
(открываю коробку)
-Ребята достанем что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист дуба,
шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и называют.)
3 . Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами корма
Воспитатель: Вы знаете, какие животные этим питается в лесу?
-Сейчас я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.
Педагог делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и
мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят
хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для
роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха.
Педагог говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для
отдельных животных. (показывает образец).
•
Цветок- бабочка- синица- сова;
•
Дуб, желуди- мыши- лисица.
4. Упражнение «Интерактивный плакат»
•
Игра «Чем питаются?»
•
Воспитатель: Дети, лесные звери приготовили вам задание. Скажите на какие
группы можно разделить животных по способу питания.
( травоядные, хищные, всеядные)
Травоядные животные это те, которые питаются… растениями, семенами и
плодами растений,
Хищные животные это те, которые питаются… другими животными
А каких животных называют всеядными? (Это те животные, которые питаются и
растительной пищей и животными).
- Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите карточки с изображением
животного, которое вам понравилось. (Дети выбирают картинки).
2
5. Физминутка
- А сейчас немного отдохнем
По таинственной дороге
Шли таинственные ноги,
Как они шли?
(по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-еженному) Отвечают
Выполняют упражнения по тексту
Проверка задания
- Дети, а сейчас перечислите, кто нарисован у вас на карточках. (Лось волк сова,
белка заяц, лиса,еж, кабан)
- А теперь будьте внимательны! Сейчас вы животных травоядных поведете
дорожкой к зеленому столику, хищники - к красному, всеядные животные - к
синему столику.
- Костя, каких животных провел к зеленому столику? Почему?
- Почему медведя не провел к красному?
- Давайте проверим по карточкам, кто относится к травоядным, к хищникам,
всеядным.
6. Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»
- А сейчас, я вам предлагаю поиграть на интерактивной доске …
Игра "Пищевые цепочки в лесу".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и
животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
•
растения - гусеница - птицы
•
растения - мышка - сова
•
растения - заяц - лиса
•
насекомые - ежи
•
грибы - белки - куницы
•
лесные злаки - лось - медведь
•
молодые побеги - лось - медведь
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь выполните задание по - труднее.. Вы
на столах видите картинки, которые лежат на тарелочках. Ваша задача:
составить пищевые цепочки и рассказать, как связаны между собой растения и
животные.
Взаимопроверка
Воспитатель: А теперь поменяйтесь столами и проверьте, верно ли сделали
задание ваши товарищи.
- Ребята, вы умнички, все верно составили!
Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После
выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения,
дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.
Вопросы детям:
3
- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?
- Если исчезнут деревья?
- Если пропадут цветы?
Дети объясняют к чему приведет нарушение «цепочек».
Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки»
человека. Дети выдвигают свои версии.
Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в
любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый
умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
7. Закрепление.
- Как может человек использовать растения леса?
- А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие
знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья,
не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не
сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.)
- А как человек может использовать животных леса?
Педагог. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или
лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение.
Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких
людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые
подсказывают нам правила общения с животными.
8. Итог занятия: Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу».
– Кто останется голодным, если пропадут все животные? Деревья? Цветы?
– Можно ли включить человека в пищевые цепочки?
Дети придумывают правила, как сохранить живые цепочки в лесу:
! Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи
бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
! Беречь деревья. Они кормят лесных жителей.
! Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным.
! Не обижать животных.
! Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Растения и животные
связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Если нарушается хоть одно звено в
пищевой цепи, страдает последующее. Все лесные жители зависят друг от друга.
Животные не могут жить без растений, так как они ими питаются и устраивают с
помощью них жильё: птицы строят гнёзда на деревьях, звери норы под
деревьями, пнями.
Воспитатель: А что человеку даёт лес? ( Орехи, ягоды, грибы, лекарственные
растения, чистый, свежий воздух, древесину. строительный материал, здоровье,
красоту, наслаждение).
- А как человек может помочь лесу? (подкармливать животных и птиц зимой.
4
вывешивать скворечники, соблюдать правила поведения в лесу: не сорить, не
разводить костры, не брать из леса животных, не разорять птичьи гнёзда.
муравейники)
- Ребята, мне было очень интересно сегодня с вами, надеюсь, что вы будете
соблюдать правила, которые мы с вами составили. До скорой встречи!
5