Автор: Степанова Людмила Петровна Должность: педагог-воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа №538 имени С.В. Гришина Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Зимующие птицы" Раздел: дошкольное образование
Проект
«Зимующие птицы – наши друзья»
(старшая группа)
Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Вид:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно-практикоориентированный проект: дети собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
3. по срокам реализации – краткосрочная (1 месяц) .
Установочные цели:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а
затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной деятельности.
Основная цель проекта - нравственное воспитание:
1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг
другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником
познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к
окружающему миру.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе,
животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других
людей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Cхема осуществления проекта «Зимующие птицы – наши друзья"
1. Развитие речи
• «Беседа о птицах».Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину
их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными
ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к
птицам.
• Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать
представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать
уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при
наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить
взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в
зимнюю бескормицу.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе
жизни, питании, характере, внешнем виде.
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не
может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• Заучивание скороговорок о зимующих птицах.
• Заучивание дразнилок о птицах.
• Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных
примет.
2. Игровая деятельность
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Развитие творческого воображения.
• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный
образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида
деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить
имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они
совершают.
• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по
признаку «зимующие-перелетные».
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по
сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить
имитировать их голоса( 10) .
• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-
вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-
ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей,
два воробья, три воробья и т. д.)
• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.
• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей,
закрепление названий птиц.
• Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода
элепатии.
• Д/и «Кто больше подберет действий (признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их
признаках и выполняемых действиях.
Художественная литература
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»:
знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение
поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему,
желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»,
С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова
«Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении
стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам,
эстетические чувства.
Экологическое воспитание
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать
желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру,
внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой,
познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время
года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним
особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить
с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать
воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания
этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц
в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье
вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в
каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
ИЗО
• Рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки
рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать
разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить
рисунок деталями.
• Рисование «Сорока-белобока»: продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя
характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птицы –
птица, сидящая на ветке, с головой, повернутой назад (птица оглянулась) ; упражнять в
произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета .
• Рисование «Синички»: учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из
отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью,
не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и
просохшие части цветными фломастерами .
• Рисование «Совушка-сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным
способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные
особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать
технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель +
чёрная капиллярная или гелевая ручка) .
• Рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от
общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные
признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа .
• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной
игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения .
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски
снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками .
• Кружковая работа «Наши друзья – птицы»: развивать образное и пространственное мышление,
побуждать детей к творчеству и самостоятельности. Воспитывать у детей любовь к природе,
развивать наблюдательность, учить передавать красоту цветов с натуры.
Ручной труд
• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.
Трудовое воспитание
• Труд в природе – чистка кормушек
• Труд в природе – покормить птиц
Наглядная информация.
• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»
• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья»
Работа с родителями Домашние задания:
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид,
окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим
крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Презентация итогов работы по проекту:
Проведение открытого занятия на тему «Репортаж с места события».
Используемая литература и другие источники.
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
5. razumnikistihi_pro_odegdu_obuv.html
6. literastixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
7. deti-
77.3dnpubl/nabljudenija_na_progulke/vtoraja_mladshaja_gruppa/oznakomlenie_detej_s_prirodoj/2
-1-0-1
8. razumnikistihi_pro_zimu.html
9. lit.peoplespoetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
10. butuziciigry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-
let.html
11. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж,
2007г.
maamdetskijsad/proekt-zimuyuschie-pticy-nashi-druzja.html