Напоминание

"Мы открываем Югру"


Автор: Лейсли Нелли Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы открываем Югру"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»
«Мы

открываем

Югру»

программа

элективного курса

9 КЛАСС
Образовательная область:
филология
Учебная дисциплина:
литература
Вид программы:
общеобразовательная

(межпредметная)
Ступень образования:
основная
. Нижневартовск 2016 г. Автор: Лейсли Н.Г., учитель русского языка и литературы, Отличник народного просвещения РФ
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................... 3 ЦЕЛИ КУРСА .................................................................................................................................. 3 ЗАДАЧИ КУРСА ............................................................................................................................. 3 ПЛАН КУРСА .................................................................................................................................. 9 ТЕМА №1. Особенности традиционных культур коренных народов Севера ........................... 9 ТЕМА №2.Духовная культура народов ЮГРЫ ........................................................................... 9 ТЕМА №3. Материальная культура коренных народов Севера ................................................. 9 ТЕМА №4. Мифология ханты и манси как духовная основа религиозных верований ......... 10 ТЕМА №5. Шаманизм в культуре народов Севера .................................................................... 10 ТЕМА №6. Фольклор коренных народов Севера ....................................................................... 10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ................................................................................................................ 11 ТЕМА №1. Особенности традиционных культур коренных народов Севера ......................... 11 ТЕМА №2. Духовная культура народов ЮГРЫ ......................................................................... 11 ТЕМА №3.Материальная культура коренных народов ЮГРЫ ................................................ 11 ТЕМА №4.Мифология ханты и манси как духовная основа религиозных верований ........... 11 ТЕМА №5. Шаманизм в культуре народов Севера .................................................................... 12 ТЕМА №6. Фольклор коренных народов Севера ....................................................................... 12 ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ......................................................................................... 13 ТЕМА №2. Духовная культура народов ЮГРЫ ......................................................................... 13 ТЕМА №3. Материальная культура коренных народов ЮГРЫ ............................................... 13 ТЕМА №4. Мифология ханты и манси как духовная основа религиозных верований ......... 13 ТЕМА №5. Шаманизм в культуре народов Севера .................................................................... 13 ТЕМА №6. Фольклор коренных народов ЮГРЫ ....................................................................... 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................................................................... 14 ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ........................................................................................... 15 ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ .................................................................................................................. 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................. 17
3
ВВЕДЕНИЕ
Программа элективного курса разработана на основе имеющейся учебной литературы, рекомендованной Департаментом образования и науки ХМАО по региональному компоненту. Предметом данного элективного курса являются основы своеобразия духовной культуры коренных жителей Югры.
ЦЕЛИ КУРСА:
 формировать представления учащихся о духовной культуре коренных народов Югры;  изучить самобытность и уникальность духовной сферы народов ханты и манси;  формировать бережное отношение к культуре и традициям коренного населения Югры.
ЗАДАЧИ КУРСА:
 познакомить учащихся с историей происхождения коренных народов Севера и особенностью языка;  познакомить с истоками зарождения духовной культуры ханты и манси;  раскрыть религиозные представления коренного населения Югры;  познакомить с иерархией главных божеств в верованиях ханты и манси;  познакомить с основами религиозных верований ханты и манси, определяющих их жизнеустройство;  проследить, как язычество проявлялось в сказаниях и легендах народов ханты и манси;  познакомить с творчеством современных литераторов и художников, рассказывающих о жизни коренных народов Севера.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Элективный курс обеспечивает: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы родного края для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
4 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

элективного курса

Планируемые результаты изучения элективного курса:

Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и
др.)

Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
5
Предметные результаты:

в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора ханты и манси, произведений писателей Югры; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; —
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям национальной культуры, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своё отношение к ней; —
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные моно- логические высказывания разного типа; вести диалог; —
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По завершении изучения элективного курса «Духовная культура коренных народов Севера» школьники должны усвоить следующие понятия: культура, мировоззрение, жизнеустройство, духовность, религиозные представления, самобытность, иерархия божеств, язычество, фольклор, сказания, легенды. Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса:  - умение работать с архивными документами;  - умение вести поиск нужной информации;  -умение творчески представлять результаты работы;  -умение грамотно оформлять работы, представленные в жанре реферата, очерка, сочинения, буклета, презентации;  -умение подготовить публичную защиту итоговой работы;  -Умение работать в группе. Российская земля сегодня – это страна контрастов. Примером этого контраста является Югорская земля, где рядом с охотничьими угодьями ханты и манси построены современные развитые города. Часть культурной жизни коренного народа Севера уходит прямо на наших глазах. Смысл технического процесса должен заключаться не в том, чтобы разрушать традиционные культуры, а в том, чтобы обеспечить в их рамках существование человека. Чтобы культурные традиции малых народов не ушли в небытие, необходимо уже в школе формировать у учащихся интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуре коренного населения Югры как основе гуманитарного, экологического и духовного образования, так как изучение местных традиций, быта и фольклора способствует развитию духовной культуры человека. Элективный курс для учащихся 9-х классов так и называется «Духовная культура коренных народов Югры». Опрос учащихся, родителей показал, что люди плохо представляют себе культуру коренных жителей Югры, но считают необходимым и важным ее изучение. Мировоззрение ханты и манси всегда было глубоко экологичным. За многие века обитания в суровых таёжных районах обские угры создали самобытную духовную культуру. Эта культура выработала целую систему правил – запретов и
7 предписаний, которые должен соблюдать каждый человек. Они же составляют основу мировоззрения коренного населения Югры. Ханты и манси создали уникальную культуру, в том числе богатое устное народное творчество – фольклор. Среди них имеются мифические сказания о возникновении на земле людей, животных, растительного мира; песни, посвященные духам предков; сказки; загадки; пословицы, поговорки. Материалом для этих произведений служила окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи. Устное народное творчество отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, мировоззрение, нравы, обычаи. Религия и фольклор народов ханты и манси были тесно переплетены, что свойственно обществу далекого прошлого. Их мифология была первой попыткой объяснить мир и человека. Язычество, вера в духов пронизывали всю религию северных народов. Это и нашло отражение в устном народном творчестве. Изучение духовной культуры коренных народов Югры должно стать предметом национальной гордости, который нужно знать и уважать, так как это наша история. Элективный курс «Духовная культура коренных народов Югры» находится в межпредметной связи с уроками литературы, истории, географии, на которых изучается региональный компонент, но данный элективный курс глубоко изучает раздел духовной культуры коренных народов Севера, не включенный для изучения ни в один из указанных учебных предметов. А вместе с тем он содержит ценные знания для формирования патриотических чувств и бережного отношения к культуре, истории родного края. В программе элективного курса рассматриваются особенности традиционных культур коренного населения Югры, мифологические представления ханты и манси о возникновении жизни на Земле, религиозные верования и языческий пантеон, материальная культура северных народов и особенности устного народного творчества. В данных курс также входит тема, изучающая творчество современных литераторов и художников, раскрывающих самобытность Югорской земли и его народа через сказки, легенды, загадки, пословицы, игры и приметы. Всё это представляет собой уникальный материал для расширения кругозора об истории и культуре народов ханты и манси.
8 Данный элективный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к культурному наследию своего края. По типу элективный курс относится к межпредметным курсам, цель которого интеграция знаний учащихся о природе и обществе, а также активизация познавательной деятельности школьников. Курс рассчитан на 36 часов. Наиболее эффективными методами и приёмами изучения материала являются: беседа, экскурсии, исследовательская деятельность, запись фольклорных текстов, рассматривание предметов культа и быта, обсуждение, творческая работа.
9
ПЛАН КУРСА

ТЕМА №1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР

КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
1. Введение в курс «Духовная культура коренных народов Севера». Актуальность изучения темы. 2. Расселение и язык коренных народов Севера. 3. Краткое введение в историю культуры коренных народов Севера.
ТЕМА №2.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГРЫ
1. Мифологические представления ханты и манси о возникновении жизни на Земле. 2. Представление коренного населения о мире: а) вера в духов; б) языческие ритуалы и обряды. 3. Языческий пантеон: а) главные божества в религиозных представлениях ханты и манси; б) иерархия главных божеств; в) божества – покровители Югорской Земли. 4. Два философских взгляда на устройства жизни на Земле: а) горизонтальное устройство мира; б) вертикальное устройство мира; в) связь между слоями жизненного пространства.
ТЕМА №3. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
1. Образ жизни ханты и манси; 2. Жилище и одежда; 3. Домашняя утварь; 4. Хозяйственный календарь народов Севера; 5. .Приметы; 6. Финно-угорская система исчисления.
10
ТЕМА №4. МИФОЛОГИЯ ХАНТЫ И МАНСИ КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА

РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
1. Мифологическая картина мира обских угров. 2. Основные мотивы мифологических сказаний.
ТЕМА №5. ШАМАНИЗМ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
1. Духи верхнего, среднего и нижнего миров. 2. Шаманы как хранители традиций.
ТЕМА №6. ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
1. Жанры устного народного творчества; 2. Сказочные сюжеты; 3. Легенды, сказки, мифы; 4. Малые жанры устного народного творчества; 5. Современные писатели ХМАО; 6. Хантыйские игры.
11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА №1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР

КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Раскрытие понятия «духовная культура». Специфика социальной организации отдельных групп ханты и манси. Этнографические группы коренного населения Югры. Язык ханты и манси. Письменность и литературный язык. История происхождения ханты и манси.
ТЕМА №2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГРЫ
Роль верований в жизни ханты и манси. Космология ханты и манси. Три мира в веровании ханты и манси: небесный, земной, подземный. Традиционные верования. Главные божества: Нуми – Торум, Корс - Торум, Косяр - Торум, Сяхыл – Торум, Этнось – ойка, Хотал – эква, менквы, духи. Божества- покровители: медведь, лось, лягушка, деревья, огонь. Духи личные, семейные, родовые, общественные. Обряды и ритуалы. Шаманство. Рождение и смерть. Иерархия божеств. Вертикальное и горизонтальное устройство мира. Связь между слоями жизненного пространства. Мир-сусне-хум – культурный герой.
ТЕМА №3.МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ

ЮГРЫ
Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства. Символы: лук, стрела. Приметы. Образ жизни ханты и манси. Особенности создание чума. Домашняя утварь. Предметы обязательного домашнего обихода. Специфика одежды: одежда женская, мужская, детская. Женские украшения, талисманы, обереги. Хозяйственный календарь народов Севера. Система исчисления в жизни ханты и манси.
ТЕМА №4.МИФОЛОГИЯ ХАНТЫ И МАНСИ КАК ДУХОВНАЯ

ОСНОВА РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Миф. Сказания о возникновении земли, создание людей. Появление пищи, огня, одежды, животных. Появление собаки на земле. Наказание людей богом. Нравственные аспекты мифологии. Религиозные мотивы мифологии.
12
ТЕМА №5. ШАМАНИЗМ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
Шаман и его роль в жизни народов ханты и манси. Обязанности и права шамана. Проведение ритуалов и обрядов. Предметы религиозного культа. Духи верхнего, среднего и нижнего миров.
ТЕМА №6. ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Фольклор. Жанры устного народного творчества. Хантыйские сказки. Сказочные сюжеты. Легенды о хантыйских традициях. Легенды о жилище. Легенды о животных. Легенды о сотворении мира. Загадки. Мансийские пословицы. Хантыйские пословицы. Хантыйские детские игры.
13
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА №2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГРЫ
1 занятие: Жизнеустройство мира в понимании народов Севера. 2 занятие: Традиционные обряды и праздники в жизни коренных народов Севера. 3 занятие: Иерархия главных божеств ханты и манси
ТЕМА №3. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ

ЮГРЫ
1 занятие: Оленеводство, рыболовство и охота. 2 занятие: Традиционное жилище и одежда
ТЕМА №4. МИФОЛОГИЯ ХАНТЫ И МАНСИ КАК ДУХОВНАЯ

ОСНОВА РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
1 занятие: Устройство мира в мифологии ханты и манси. 2 занятие: Мифы и легенды: основные мотивы.
ТЕМА №5. ШАМАНИЗМ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
1 занятие: Шаман и колдун. Обрядовые инструменты.
ТЕМА №6. ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ
1 занятие: Сказки ханты и манси. 2 занятие: Мифы и легенды. 3 занятие: Посещение музея этнографии. 4 занятие: Творчество современных писателей и художников Югры: Айпин Е.Д., Анисимкова М.К., Мазин В.А., Смирнов Н.П., Райшев Г., Фанталов А., Ермаков С.Н.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование

темы

Количество часов

контроль
теория практика всего 1. Особенности традиционных культур коренных народов Югры 1 - 1 тезисы 2. Духовная культура народов Севера 8 3 11 тест 3. Материальная культура коренных народов Югры 4 2 6 таблица 4. Мифология ханты и манси как духовная основа религиозных верований 3 2 5 буклет 5. Шаманизм в культуре народов Севера 1 1 2 мини- сочинение 6. Фольклор коренных народов Югры
3
4 7 творческие работы 7. Итоговое занятие
-
2 2 защита Итого 20
14

34

15
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Зачёт 2. Реферат 3. Выступления по теме 4. Круглый стол 5. Сообщение 6. Фотоальбом 7. Презентация 8. Творческая деятельность: а) литературное произведение (сказка, очерк, рассказ) б) иллюстрация к произведению в) художественное произведение: картина о жизни ханты и манси по личным впечатлениям
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ:
1. Представление ханты и манси о жизни на Земле. 2. Горизонтальное устройство мира. 3. Вертикальное устройство мира. 4. Иерархия главных божеств. 5. Особенности устройства жилища. 6. Специфика одежды. 7. Духи верхнего (небесного) мира. 8. Духи среднего (земного) мира. 9. Духи нижнего (подземного) мира. 10. Роль шаманов в жизни ханты и манси. 11. Фольклор коренных народов Севера. 12. Творчество хантыйских и мансийских литераторов. 13. Творчество профессиональных художников ХМАО. 14. Духи-покровители народов Севера. 15. Обряды и национальные праздники ханты и манси. 16. Этнографические музеи ХМАО.
16
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Для каждой практической работы выработаны критерии оценивания, по которым ученик самостоятельно может оценить качество своей работы. Учащимся предлагается вести дневник самооценки, для фиксирования личных достижений по основным темам курса. Оценка складывается из самооценки ученика, взаимооценки учащихся и оценки учителя. Защиту проекта оценивает экспертная комиссия, состоящая из учителей предметников, учащихся старших классов. По окончании курса выдаются сертификаты различного цвета: красный – «отлично», синий – «хорошо», желтый – «удовлетворительно».
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бауло

А.В.
Культовая атрибутика березовских хантов. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. - 92 с. 
Бауло А.В.
Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004а. – 160 с. 
Бауло А.В.
Домашние (семейные) святилища северных хантов // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2004б. - № 1. – С. 89 – 101. 
Бахрушин С.В.
Остяцкие и вогульские княжества в XVI - XVII вв. - Л.: Изд-во ин-та народов Севера, 1935. - 92 с. 
Гемуев

И.Н.
Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск: Наука, 1990. - 232 с. 
Гемуев И.Н., Бауло А.В.
Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. - 240 с. 
Гемуев

И.Н.,

Бауло

А.В.
Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2001. - 160 с. 
Гемуев И.Н., Сагалаев А.М.
Религия народа манси. Культовые места XIX - начало XX в. - Новосибирск: Наука, 1986. - 190 с. 
Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И.
Легенды и были таежного края. - Новосибирск: Наука, 1989. - 175 с. 
Гондатти Н.Л.
Следы языческих верований у инородцев Северо- Западной Сибири. - М., 1888. - 91 с. 
Грачева Г.Н.
Палеоэтнографические исследования в Арктике // КСИА. – 1990. – Вып. 200. – С. 21 – 26. 
Дмитриев-Садовников Гр.
Экскурсия по р. Сосве и др. в 1919 г. Дневник экспедиции // Лукич. – 2000. – Ч. 4. – С. 6 – 60. 
Ерныхова

О.Д.
Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 1933 – 1934 гг. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. – 160 с. 
Карьялайнен К.Ф.
Религия югорских народов / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во ТГУ, 1995. - Т. 2. - 282 с.
18 
Кастрен М.А.
Путешествие по Лапландии, северной России и Сибири (1838 - 1844, 1845 - 1849) // Магазин землеведения и путешествий. - М., 1860. - Т. VI, ч. II. - 436 с. 
Лапина М.А.
Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - 115 с. 
Легенды

Казыма.
Культовая атрибутика казымских хантов в фондах Гос. музея природы и Человека / Бауло А.В., Лазарева С.В., Федорова Н.В. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 58 с. 
Лехтисало Т.
Мифология юрако-самоедов (ненцев) / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - 136 с. 
Луконин В.Г.
Культура сасанидского Ирана. - М.: Наука, 1969. - 218 с. 
Мурашко О.А., Кренке Н.А.
Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке. По археолого-этнографическим коллекциям Музея антропологии МГУ. – М.: Наука, 2001. – 155 с. 
Народы Севера
Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. - Томск: Изд-во ТГУ, 1986. - 225 с. 
Окно
в мифологическое время. Сибирский шаманизм XIX – XXI вв. Каталог выставки. – Москва: Трилистник, 2003. – 128 с. 
Очерки
истории Югры. – Екатеринбург: Изд-во Волот, 2000. – 408 с. 
Перевалова

Е.В.
Северные ханты: этническая история. - Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 414 с. 
Ромбандеева Е.И.
История народа манси (вогулов) и его духовная культура. - Сургут: Северный дом, 1993. - 208 с. 
Сынские ханты
/ Аксянова Г.А., Бауло А.В., Перевалова Е.В., Рутткаи Э., Соколова З.П., Солдатова Г.Е., Талигина Н.М., Тыликова Е.И., Федорова Н.В. – Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2005. – 352 с.
19 
Успенская С.С.
Образ Ем вош ики в фольклоре и верованиях казымских хантов // Материалы V Югорских чтений. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – С. 39 – 55. 
Федорова Н.В.
Блюдо со львами: пять жизней за тысячу лет // Вестник УрО РАН. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 2. – С. 107 – 115. 
Финш О., Брэм А.
Путешествие в Западную Сибирь. - М., 1882. - 540 с. 
Чернецов В.Н.
Быт хантов и манси по рисункам 19 века // СМАЭ. - 1949. - Т. 10. - С. 7 - 33. 
Чернецов В.Н., Мошинская В.И.
В поисках древней родины угорских народов // По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. - М., 1954. – С. 163 – 192. 
Шмидт

А.В.
Жертвенные места камско-уральского края // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. – Л., 1932. – Т. XIII. – Вып. 1-2. – 48 с. 
Шульц Л.
Салымские остяки (из материалов к этнографии южных остяков) // Зап. Тюменского общ-ва научного изучения местного края. – Тюмень: Гостипография, 1924. - Вып. 1. – С. 166 – 200.


В раздел образования