Автор: Цветкова Евгения Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: ВОЙНА В ПОВЕСТИ В. ШЕФНЕРА "СЕСТРА ПЕЧАЛИ" Раздел: среднее образование
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Тема войны в советской литературе
5
1.1 Великая Отечественная война в художественной литературе
5
1.2 Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне 7
1.2.1 Первый период - 1941-1945 гг.
7
1.2.2 Второй период – 1950 – 1960 гг.
9
1.2.3 Третий период – 1960 – 1980 гг.
10
Глава 2. Война в повести Вадима Шефнера «Сестра печали»
13
2.1
Вадим
Шефнер
–
один
из
замечательных
поэтов
советской
литературы
13
2.2 «Сестра печали» - самая честная книга о войне
16
2.2.1 Тема любви в повести
19
2.2.2 Война в повести В. Шефнера
23
Заключение
27
Список литературы
29
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная литература пристально всматривается в героические
эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших
реальных
достижений,
показывает
высокий
нравственный
потенциал
человека.
Современная
литература
сделала
многое
для
сбережения
культурного
наследия
прошлого,
для
развития
исторической
памяти
у
нового
поколения.
Тема
морали,
нравственных
исканий
активно
разрабатывается
нашей
литературой.
Но
особенно
значительны
здесь
достижения в прозе о войне.
Именно
война
с
ее
трагизмом
и
героизмом,
с
ее
нечеловечески
тяжелой
повседневностью,
с
предельной
поляризацией
добра
и
зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в
которых,
наиболее
ярко
высвечиваются
его
основные
качества,
дает
художникам
слова
богатейший
материал
для
освещения
нравственных,
этических
проблем.
Мир
не
должен
забывать
ужасы
войны,
разлуку,
страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими,
преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и
мужестве солдат, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность
всех живущих на Земле.
Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им
необходимо
показать
значимость
борьбы
и
победы,
истоки
героизма
русских
людей,
их
нравственную
силу,
идейную
убежденность,
преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до
современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в
один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной
жизни.
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла
настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется
рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Книги о
3
войне
похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем
воспитания
–
учат
молодое
поколение
любви
к
Родине,
стойкости
в
испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их
значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы
войны и мира в наши дни.
В
современных
произведениях
война
показана
без
напыщенного
героизма,
так
как
она
была
для
нашего
народа
невиданного
тяжёлой,
трудной, кровавой. Одно из таких произведений – повесть «Сестра печали»
Вадима Шефнера.
Рядом с Шефнером в современной литературе некого поставить. Он
один из замечательных Поэтов. Чувство юмора и восприятие мира не знает
равных. У автора свой, особый взгляд на эту войну.
С первых до последних дней войны Вадим Шефнер, замечательный
поэт и прозаик, потомственный петербуржец, был на фронте. Его повесть
«Сестра печали», рассказывающая о большой любви и большой войне,
принадлежит к золотым страницам русской прозы. Это книга о войне, о
тягостном ожидании и предчувствии ее. А еще о дружбе, молодости и
конечно любви... Грустная повесть о трагедии, которая не только унесла
жизни миллионов, но и разрушила души целого поколения.
Цель данной работы
- показать специфику изображения войны в
повести Вадима Шефрена «Сестра печали».
Объект
работы
- литература
о
Великой
Отечественной
войне.
Предмет – текст повести Вадима Шефрена «Сестра печали».
Задачи:
1. Рассмотреть этапы развития литературы о Великой Отечественной
войне.
2. Рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно.
3. Проанализировать текст повести В.Шефнера «Сестра печали».
Работа
состоит
из
введения,
двух
глав,
заключения
и
списка
литературы.
4
ГЛАВА 1. ТЕМА ВОЙНЫ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время
не
снижает
интереса
к
этой
теме,
обращая
внимание
сегодняшнего
поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества
советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Слово писателя на
войне
и
о
войне
трудно
переоценить.
Меткое,
разящее,
возвышающее
слово,
стихотворение,
песня,
яркий
героический
образ
бойца
или
командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова
и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение
Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот
почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим
золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в
истории мирового искусства не было такого количества различного рода
произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема
войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной
битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом.
Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах
Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную
землю.
В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали
такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой
опыт
и
талант,
всю
свою
кровь,
если
это
понадобится,
отдать
делу
священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были
оправданны.
Каждый
третий
из
ушедших
на
фронт
писателей
-
около
четырехсот человек - с войны не вернулся. Это большие потери. Может
5
быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из
которых
стали
фронтовыми
журналистами,
приходилось
заниматься
не
только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю
- воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель
не
слышал
так
отчетливо
сердце
народа
-
для
этого
ему
надо
было
прислушаться
к
своему
сердцу.
Чувство
общности,
объединившее
сражающийся против захватчиков народ, вело в бой. Георгий Суворов,
писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый
век мы прожили как люди, и для людей».
Когда гремели пушки, музы не молчали. «Нет большей чести для
советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой
задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение
оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы». На
протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни
побед
-
наша
литература
стремилась
как
можно
полнее
раскрыть
моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине,
советская
литература
воспитывала
и
ненависть
к
врагу.
Любовь
и
ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были
неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе
высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных
лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с
народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская
литература, в сущности, стала литературой одной темы - темы войны, темы
Родины.
Писатели
дышали
одним
дыханием
с
борющимся
народом
и
чувствовали
себя
«окопными
поэтами»,
а
вся
литература
в
целом,
по
меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души
народа».
Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент
творческих
поисков
современной
советской
прозы.
Без
этих,
ставших
6
классическими,
традиций,
в
основе
которых
лежит
ясное
понимание
решающей
роли
народных
масс
в
войне,
их
героизма
и
беззаветной
преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что
достигнуты советской «военной» прозой сегодня.
К произведениям, написанным о войне по горячим следам, каждый год
прибавляет новые романы, повести и стихотворения. Пишут их авторы,
которые сами были участниками войны, и авторы, у которых она отобрала
детство.
Чем
больше
проходит
времени,
тем
суровее,
правдивее,
беспощаднее литература наша видит минувшую войну, её кровь, грязь,
голод и жестокость.
1 . 2
Э ТА П Ы
РА З В И Т И Я
Л И Т Е РАТ У Р Ы
О
В Е Л И К О Й
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Во
время
Великой
Отечественной
Войны
и
после
нее
в
русской
литературе возник целый пласт, посвященный военным реалиям. Это были
произведения
разных
лет,
от
написанных
в
окопах
стихотворений,
до
повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди
получили возможность осознать происходившее.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только
стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и
очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма
разнообразны
публицистические
жанры:
статьи,
очерки,
фельетоны,
воззвания, письма, листовки.
Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:
1.2.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП – 1941-1945 гг.
В 1941-1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы
своими
произведениями
поддержать
патриотический
дух
народа,
7
объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Именно
в этот период создаются произведения, которые пробуждают у читателя
чувство ненависти к врагу и верности Родине. Девиз времени «Убей его!»
(врага), пронизал эту литературу – отклик на трагические события в жизни
страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла
знать той страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне.
Литература, появлявшаяся в эти годы, может быть названа литературой
народного самоспасения. Без сомнения, первое место занимает поэзия.
Стихотворения К. Симонова, А. Твардовского, А.Ахматовой, Б. Пастернака
и многих других находят отклик и понимание в сердцах советских солдат и
тружеников тыла. Особое место занимает газетный очерк как отражение
фронтовых событий. Многие писатели начинают использовать именно этот
жанр.
Первый
этап
литературы
о
Великой
Отечественной
войне
заканчивается
вместе
с
военным
временем.
Литература
этого
периода
должна была вызвать чувства патриотизма, дать уверенность в победе,
сздать
героические
образы,
достойные
восхищения
и
подражания.
С
замиранием сердца читали о подвигах Зои Космодемьянской (Поэма «Зоя»
М. Алигер), молодогвардейцев (роман «Молодая гвардия» А. Фадеева),
подвиги вымышленных персонажей, которые были близки форонтовикам и
узнаваемы – Василий Тёркин, Егор Дремов и многие другие.
Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала
поэма
А.Т.Твардовского
«Василий
Теркин».
«Молодая
гвардия»
А.А.Фадеева о подвиге и гибели юных красногвардейцев трогает душу
нравственной
чистотой
героев,
но
вызывает
недоумение
лубочным
описание
жизни
молодежи
до
войны
и
приемами
создания
образов
фашистов. Эти романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и
поцелуях – излишне ликующие и триумфальные.
Литература
первого
этапа
по
своему
духу
была
необъективной,
описательной, неаналитичной.
8
1.2.2 ВТОРОЙ ЭТАП – 1950 – 1960 гг.
Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1950-
1960 гг. Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них
звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под впечатлением
грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный
победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются
только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский
же солдат изображается былинным чудо-богатырем («Падение Берлина»).
Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и
правду о войне. «Мы не умели воевать, не жалели людских сил», — говорит
В. Астафьев.
После
парадных,
хвалебных
произведений
литература
приходит
к
изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться
на человечность. Именно в этот период создаются такие произведения, как
«Живые
и
мёртвые»
К.
Симонова,
«Они
сражались
за
Родину»
М.
Шолохова, «Горячий снег» Ю. Бондарева. Авторы пытаются взглянуть на
недавние
события
с
точки
зрения
масштабности
происходящего,
но
недоговаривают жуткой правды о войне.
«Судьба человека» М. Шолохова — это произведение, посвященное
изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и
смерти.
Герой
М.
Шолохова
воплощает
стремление
к
жизни,
которое
должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все
испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением
возрождающейся жизни, весны. В целом прекрасный рассказ, но автор
утаил
правду
о
том,
куда
попадали
бывшие
военнопленные
после
возращения домой, хотя сам Шолохов утверждал: «Писатель должен уметь
прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была». Но это не его
вина, а вина времени и цензуры. Об этом позже скажет Твардовский:
9
И до конца в живых изведав
Тот крестный путь полуживым -
Из плена плен - под гром победы
С клеймом проследовать двойным.
Писатели
начинают
осмысливать
опыт
войны
с
позиций
общечеловеческих
ценностей,
на
уровне
борьбы
жизни
и
смерти.
Отчетливо
проявляются
толстовские
традиции
изображения
войны
как
противоестественного
человеческой
природе
события.
Основной
проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот
момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании
человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно
бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не
выиграть. И многие, многие другие «аксиомы», вбитые в голову простых
людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться надо
было о вечном.
В целом, литература второго этапа, его идея, стала более объективной.
1.2.3 ТРЕТИЙ ПЕРИОД - 1960 -1980 гг.
Настоящая
правда
о
войне
писалась
в 1960-1980-е
гг .,
когда
в
литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей
и бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода
назвали «Лейтенантской прозой» (В. Шефнер «Сестра печали», Г. Бакланов
«Навеки
девятнадцатилетние»,
К.Воробьев
«Убиты
под
«Москвой»,
В.
Гроссман «Жизнь и судьба», В. Тендряков «День, вытеснивший жизнь»).
Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в
литературу
в
пропахших
порохом
шинелях
с
сержантскими
и
лейтенантскими
погонами?
Прежде
всего
-
продолжение
классических
традиций
русской
советской
литературы.
Традиций
М.
Шолохова,
А.
Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без
10
опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя
классические
традиции
советской
литературы,
писатели-фронтовики
не
просто
механически
их
усваивали,
но
и
творчески
развивали.
И
это
естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное
взаимовлияние традиций и новаторства.
Уступая
писателям
старшего
поколения
в
литературном
опыте
и
«широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное
преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и
были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными
участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. Это были
люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и
до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в
атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили
своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками
чувствовали
металлическую
дрожь
раскалённого
пулемёта,
вдыхали
чесночный
запах
немецкого
тола
и
слышали,
как
остро
и
брызжуще
вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин.
Вот это преимущество - непосредственное знание войны позволило
писателям
среднего
поколения
дать
картину
войны
чрезвычайно
ярко,
высветив
мельчайшие
подробности
фронтового
быта,
точно
и
сильно
показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели
своими
глазами
и
что
сами
пережили
за
четыре
года
войны.
Именно
глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых
книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали
откровением, какого ещё не знала наша литература о войне.
Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И
писали
они
войну
не
ради
самой
войны.
Характерная
тенденция
литературного
развития
1960-1980-х
годов,
ярко
проявившаяся
в
их
творчестве,
заключается
в
усилении
внимания
к
судьбе
человека
в
её
сопряжённости
с
историей,
к
внутреннему
миру
личности
в
её
11
нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный
мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное,
ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие
их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.
В
произведениях
этого
периода,
по
сравнению
с
книгами
предшествующего
десятилетия,
усилился
трагический
акцент
в
изображении войны. Книги эти несли заряд жестокого драматизма, нередко
их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными
героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона,
полка,
независимо
от
того,
нравилось
это
или
не
нравило сь
неудовлетворённым
критикам,
требующим
масштабно
широких
картин,
глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной
иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление,
рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них
была суровая и героическая солдатская правда.
Помимо
этого
появление
таких
произведений
было
вызвано
усилившимися
в
общественном
мнении
требованиями
объективно,
в
полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к
войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в
руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и
некоторые
другие
общественно-исторические
«узлы»,
привлёкшие
пристальный
интерес,
начиная
с
середины
1960-х
годов
и
особенно
в
период перестройки.
Таким образом, третий период можно назвать «перестроечным». Свою
задачу
писатели
видели
в
резком
пересмотре
всех
итогов
войны.
Героический флёр полностью снимается, становится ясно, что война ничего
хорошего не приносит.
ГЛАВА
2.
ВОЙНА
В
ПОВЕСТИ
ВАДИМА
ШЕФНЕРА
«СЕСТРА
ПЕЧАЛИ
12
2.1 ВАДИМ ШЕФНЕР - ОДИН ИЗ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПОЭТОВ
СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Шефнер Вадим Сергеевич - русский литератор, биография которого
началась в год, когда Российская империя вступила в Первую мировую
войну, покинул этот мир уже в начале третьего тысячелетия. Значительная
часть его творчества пришлась на советскую эпоху. Но ортодоксальным
советским писателем он никогда не был. Вадим Шефнер не противостоял
официозной
литературе
и
не
шёл
на
конфликт
с
номенклатурной
бюрократией, но комфортно себя чувствовал только в стороне от неё.
В становлении и развитии любой творческой личности существенное
значение имеет место рождения и та среда, в которой прошли детские и
юношеские годы. Шефнер Вадим Сергеевич появился на свет в столице
империи в семье кадрового военного. Вот только благополучным детство
его назвать нельзя уже потому, что оно совпало с войнами, революциями,
голодом, разрухой и нищетой. После смерти отца от туберкулёза Вадим
Шефнер воспитывался в детдоме в Старой Руссе. Вернувшись позднее в
Петроград, он окончил ремесленное училище и работал на промышленных
предприятиях.
К
этому
же
времени
(30-е
годы)
относятся
и
первые
литературные
опыты
в
стихах
и
прозе,
и
первые
публикации
в
периодических изданиях. С первых дней войны Вадим Шефнер был на
Ленинградском
фронте
рядовым.
Позднее,
в
разгар
Ленинградской
блокады,
он
стал
корреспондентом
фронтовой
газеты «Знамя
победы».
Войну он закончил в звании старшего лейтенанта.
Ещё в предвоенном сороковом году начинающему литератору удалось
опубликовать свои первые стихотворные опыты. Можно сказать, именно на
войне Шефнер Вадим Сергеевич состоялся как поэт. Мотив неизбежности
грядущей войны звучал в стихах поэта с 1938, начиная с 1942 стихи
пронизаны
ощущением
безусловной
Победы.
Изначально
опорой
13
творчества Шефнера были традиции русской философской лирики, к ним
поэт продолжал обращаться и в годы войны. Первая значительная книга его
стихов была издана в 1943 году в блокадном городе. Многие строки в ней
посвящены героической обороне Ленинграда. Этой же теме посвящена и
поэма «Встреча в пригороде», написанная и изданная позднее.
Иерархию этических и эстетических ценностей Шефнера как поэта
определяет
его
представление
о
Гармонии
как
об
идеальном
свойстве
вещей
и
явлений.
В
произведениях
автора
гармонично
сосуществуют
Человек
и
Космос,
одушевленная
Природа
и
технократическая
Цивилизация; в его поэтическом мире равноправны столицы и провинции,
мегаполис и хутор, сельский проселок и галактические пути. По сути
новаторским является отказ Шефнера от культурного стереотипа, который
обязывал
многих
литераторов
превозносить
прошлое,
настоящее
или
будущее
за
счет
его
противопоставления
другому
времени.
Поэзия
Шефнера доверительна и между тем дидактична, а поэтическое творчество
прошло через всю его долгую жизнь. И проза, и поэзия, и фантастика были
для Вадима Шефнера значимыми в равной степени. Границу между ними
провести было невозможно.
По-настоящему известен в литературном мире Вадим Шефнер стал в
шестидесятые
годы.
Это
был
период
так
называемой
«хрущёвской
оттепели», когда страна переживала период бурного обновления. В это
время в искусство и литературу стремительно ворвалось новое поколение.
Многие его представители успели пройти и фронты Великой отечественной
войны и сталинские лагеря. Им было что сказать миру.
Всегда стоявший в стороне от политических страстей Вадим Шефнер
был, тем не менее, частицей своего фронтового поколения. Все эти годы
писатель
много
и
самозабвенно
работает.
Широко
издаётся.
Получает
признание
читателей
и
критики.
И
не
собирается
останавливаться
на
достигнутом. Углубляется философская тематика, предметом поэтического
осмысления становятся глобальные проблемы человечества, усиливается
14
интерес
к
индустриальной
современности,
этически
осмысливается
прогнозируемое
будущее,
отчетливее
звучат
мотивы
вечности
и
исторической
памяти.
Последний
мотив
реализуется
в
участившемся
обращении к теме Отечественной войны и ее последствий. Он станет
ведущим в новом периоде творчества Шефнена.
Проза и поэзия Вадима Шефнера не теряется в общем потоке и в
последующие
годы,
когда
«хрущёвскую
оттепель
»
сменил
бесконечный
брежневский застой. Книги его слишком индивидуальны и ни на кого не
похожи. При том что их автор никогда не стремился лезть в первые ряды и
быть на виду у всех. Но, возможно, именно поэтому он столь ярко и
своеобразно отразил своё время.
Применительно к тому, что пишет Вадим Шефнер, любые жанровые
определения
кажутся
очень
условными.
В
прозе
этого
автора
нередко
трудно провести границу между вымыслом и реальностью, между бытовой
повседневностью и сновидениями наяву. И это очень мало похоже на то,
что обычно принято понимать под фантастикой. И, кажется, что автора
совершенно не волнует, - каким термином будет обозначена его проза. Сам
он утверждает, что фантастика для него - не более чем продолжение поэзии
иными средствами. Но на само развитие этого жанра творчество Вадима
Шефнера
оказало
существенное
влияние.
Это
признано
многими
корифеями советской и российской фантастики. А сам автор иронично
обозначал свои фантастические произведения как «сказки для умных» и
«полувероятные истории». В 1999 году писатель стал лауреатом премии
«Паладин фантастики».
Одной
из
безусловных
вершин
в
творчестве
писателя
является
написанная в 1968 году повесть «Сестра печали». Её нельзя назвать в
полной мере автобиографическим произведением. Но в самой своей фабуле
и во множестве изображённых в ней реалий довоенного Ленинграда она в
значительной степени именно таковой и является. Шефнер очень любил
город, где он родился и в котором он жил. Ленинград занимает важное
15
место в его творчестве. В этой книге он блестяще передал атмосферу
городских пейзажей того времени . В центре её судьба четверых друзей,
проживающих в одной комнате в общежитии на Васильевском острове.
Совсем скоро всех ждёт война и блокада. Разумеется, никто об этом не
знает. Но странным образом предчувствуют то, что должно случиться через
год-другой. Это растворено в атмосфере. Хоть вслух и не произносится.
Автор в этом произведении проявил себя как тонкий стилист и блестящий
мастер прозы.
Многие произведения поэта Вадима Шефнера адресованы молодому
поколению. Иногда это трудно заметить с первого взгляда. Дело в том, что с
детьми Вадим Шефнер всегда общается не заигрывая. Разговаривает с ними
тем же языком, что и со взрослыми. А такой подход формирует и уровень
мышления
и
образ
восприятия
действительности.
Возможно,
именно
поэтому молодому поколению известен такой поэт и фантаст, как Вадим
Шефнер. Книги его читаются и сегодня. Есть вероятность, что они не будут
забыты и завтра.
2.2 «СЕСТРА ПЕЧАЛИ» - САМАЯ ЧЕСТНАЯ КНИГА О ВОЙНЕ
Есть много книг, художественных и документально-художественных о
Великой
отечественной
войне.
Это
совершенно
разные
книги
–
генеральская,
лейтенантская
и
солдатская
проза,
приторно-пафосные
официозные произведения, в которых правдой были только даты и названия
населенных пунктов, разоблачительная проза, от которой сочувствовать
начинаешь
совсем
не
Красной
Армии,
произведения
заслуженных
классиков литературы и книги малоизвестных авторов. Но из всех них
выделяется, врезается в память и что-то переворачивает во время чтения
только одна – «Сестра печали» В. Шефнера.
Вадим Шефнер вошел в историю литературы, во-первых, как поэт, а
во-вторых
–
как
автор
фантастико-юмористических
книг,
своего
рода
16
советских сказок для взрослых, написанных намеренно простым языком,
близким к языку героев этих книг и заставляющим вспомнить Михаила
Зощенко.
В
этих
книгах
фантастическое
помещено
в
самые
обычные
бытовые и житейские реалии, а будущее выглядит приземленным и, в
общем-то, не особо отличающимся от наших дней. «Человек с пятью не»,
«Девушка
у
обрыва»,
«Счастливый
неудачник»,
«Лачуга
должника»
и
другие произведения Шефнера этого цикла читать всегда забавно и иногда
чуточку грустно.
«Сестра печали» не слишком похожа на эти книги. Кажется, она
отличается
даже
языком.
Автор
становится
серьезней,
юмор
книги
практически всегда с оттенком грусти.
Книга
во
многом
автобиографическая,
впрочем,
это,
наверное,
обязательное условие для честной книги о войне. Эту повесть сам автор,
Вадим
Шефнер,
считал
наиболее
значительным
своим
прозаическим
произведением. О своей автобиографической повести он говорил: «Самым
сильным своим произведением я считаю повесть «Сестра печали». Это –
печальная история о Ленинградской блокаде, о любви. Добрые отклики на
эту повесть я получаю до сих пор».
В первые месяцы войны Вадим Шефнер был рядовым в батальоне
аэродромного обслуживания (этот факт упоминается в повести), а позднее
стал корреспондентом армейской газеты «Знамя победы». В январе 1942
года лежал в госпитале с дистрофией (об этом тоже говорится в книге) в
крайней стадии. За это время было опубликовано немало стихов молодого
поэта-красноармейца.
Закончил
войну
Шефнер
в
звании
старшего
лейтенанта (рассказчик Толя тоже возвращается с войны в звании старшего
лейтенанта).
Действие
разворачивается
в
Ленинграде,
с
любовью
нарисованном
автором, особенно Васильевский остров, на шестой линии которого прошли
его детство и юность.
Безликие похожие линии превращаются для героя
повести
в
«линию
Грустных
Размышлений»,
«Сардельскую
линию»,
17
«Многособачью
улицу»,
Большой
проспект
становится
«Проспектом
Замечательных Недоступных Девушек», места становятся знакомыми и
знаковыми. Это не просто город, это его город. «В дни, когда случались
какие-нибудь
неприятности,
я
любил
бродить
по
улицам
—
и
мне
становилось легче. Город был моим старым другом, и он все время чем-то
потихоньку полегоньку помогал мне. Он не вмешивался в мои печали — он
молча брал их на себя. Я родился в нем, в одном из его домов, но на какой
улице, в каком доме — это знал только он, потому что я был подкидышем
и родителей не помнил и помнить не мог» [8; с. 5].
Тема Васильевского острова проходит через всю книгу: там живет Толя
с друзьями, там живет Леля, по его линиям они оба гуляли, давая им
придуманные имена.
«
Я ее даже перепереименовывал, — ответил я. —
Сперва назвал Счастливой, я раз тут трешку нашел, а потом пришлось
переделать в Мордобойную. Здесь нам с Костей плохо пришлось, мы тут в
одно дело влипли.
- Давай
переперепереименуем
ее, -
предложила
Леля. -
Здесь
очень
приятно идти по этим шашкам. Тебе приятно сейчас?
- С тобой очень даже. Заметано, мы идем по Приятной улице!..» [8;
с. 61].
Это место для Толи наполнено воспоминаниями о счастливых днях и
первой любви, но не только – оно полно еще и болью, и памятью о былом, о
страшной
войне,
которая
до
последнего
вздоха
не
отпускает
даже
выживших на ней.
«Опять я на своем Васильевском острове.
Я начинаю бродить по проспектам и линиям, переименованным мною
и непереименованным. Вот Кошкин переулок — это Леля присвоила ему
такое наименование; он все такой же узкий, и такие же невзрачно-
уютные
в
нем
дома.
Вот
Четвертая
линия.
Здесь
Леля
бросила
на
булыжную мостовую флакон «Камелии». Теперь улица залита асфальтом,
но
мне
чудится,
что
сквозь
асфальт
пробивается
слабый-слабый
цветочно-спиртовой запах. А вот Приятная улица. Вот роддом имени
18
Видемана,
где
родилась
Леля.
Вот
Пивная
линия,
но
уже
нет
той
пивнушки,
в
которую
мы
—
Костя,
Гришка,
Володька
и
я
—
иногда
заглядывали. А Похоронную линию надо бы переименовать: хоть она по-
прежнему ведет к кладбищу, но на Смоленском давным-давно не хоронят,
ворота его открыты только для живых» [8; с. 143].
Наверное, именно в этой обыденности и есть главная сила книги.
Любую статистику составляют личные трагедии и одна из них рассказана
Шефнером. Просто, правдиво и бесконечно пронзительно.
2.2.1 ТЕМА ЛЮБВИ В ПОВЕСТИ
«Сестра
печали»
-
это
настоящий
мастер-класс
по
выживанию,
который демонстрируют нам двадцатилетние детдомовские парни. А также
это очень нежный и лиричный рассказ о самом первом, самом главном
чувстве - о любви, без которой эта история была бы неполной.
Герои
Шефнера
совсем
по-ремарковски
мечтают
о
«прозрачной»
жизни «без ошибок» и о любви «интеллигентных» девушек, хотя общаться
им приходится с «кошками-милашками» и почему-то домработницами. «Но
мне почему-то везло только с такими девушками, с которыми везло и
другим. И не то чтобы эти немногие девушки, с которыми мне везло, были
такими уж плохими, — нет! Но мне казалось, что есть девушки гораздо
лучше. И среди них есть где-то одна, которая лучше всех — самая лучшая,
необыкновенная. Может быть, она сейчас идет в сумерках по городу.
Может быть, когда-нибудь я ее встречу. Но, быть может, я не встречу
ее никогда» [8; с. 6]. И уж совсем как у Ремарка — только одному из них
(самому ли достойному?) выпадает Настоящая Любовь. Вся повесть - об
этой любви. Даже когда Толя и Лёля ещё не встретились, мы находимся в
ожидании этой любви вместе с главным героем.
Есть
очень
трогательное
наблюдение.
Мальчишки,
бывшие
детдомовцы,
живущие
одной
семьей,
совсем
не
святые,
могут
и
19
плодоягодным сверх меры напиться, могут и в драку полезть, и уроки
сорвать. Но вдруг начинается «прозрачная жизнь». Правильная, чистая,
непорочная... Это значит - встретилась она . Та главная она , или просто она
- пока не ясно. Но ради нее бросим курить, откажемся даже от пива,
учимся,
ведем
поистине
праведный
образ
жизни,
а
как
иначе,
ведь
возможно это твоя судьба... Но увы, «каждый раз не то интеллигентная
девушка разочаровывалась в нем, не то он в ней, и Костя оставался при
пиковом интересе. И он обрывал прозрачную жизнь» [8; с. 8]. А потом
снова, вот на этот раз – точно она. Просто восхищает эта совершенно
детская, искренняя вера в то, что любовь надо встречать только чистым,
только «прозрачным», только готовым.
Главный герой, Толя - совершенно обычный человек. Он отнюдь не
похож на привычного литературного героя, которого любой автор слегка
идеализирует.
Герой
Шефнера
не
только
не
обладает
какими-то
выдающимися способностями или редкими качествами, но скорее даже
имеет немало недостатков. Он не особенно ителлегентен, часто неловок и
неуклюж, любит выпить, вовсе не красив. Но зато в нём есть гораздо более
важные качества, которые заставляют нас относиться к нему с теплотой и
симпатией. Это его бескорыстие, щедрость, готовность помочь, скромность,
умение прощать и забывать обиды. Наконец, это его отношение к друзьям и
любимой.
Но
об
этом
нужно
говорить
особо.
Самое
поразительное
в
повести
-
это
то,
как
преображается
не
особенно
сентиментальный,
«толстокожий» главный герой, встретив свою любовь, Лёлю.
Чтобы замять неприятную ситуацию в техникуме, Толя вызывается
временно уехать поднимать производство на одном из заводов, где как раз
возникла нужда в рабочих руках. В провинциальном городке свершается
Главное - встреча героя с той единственной девушкой его жизни: «Какое
красивое имя, - думал я. - Леля. Леля. Леля» [8; с. 33]. Она коротает время до
следующей
попытки
поступления
в
университет,
работает
в
заводской
библиотеке.
20
Сама Леля тоже из Ленинграда и живет она тоже на Васильевском.
Толя
относится
к
ней
трепетно
и
нежно,
боясь
задеть
её,
поранить,
напугать. «Она промолчала и отвернулась – и в животе противно заныло,
она
мимолетно
улыбнулась
–
и
словно
солнце
пробило
тучу».
Первая
любовь,
первая
счастливая
любовь.
«Сердце
захолонуло,
словно
меня
затащили на десятиметровую вышку и велели нырять — а внизу не вода, а
лед» [8; с. 87].
И больше всего на свете Толя боится потерять Лёлю, хотя и осознаёт,
что это может произойти в любой момент, ведь она лучше его. Этот страх
неощутим, но предчувствие грядущей потери не оставляет героя повести
ни
на
минуту. «Хорошая девушка, - сказал Костя, когда я вернулся.- И
красивая, и интеллигентная, и в то же время своя в доску. Но не по себе,
Чухна, ты дерево рубишь! Уж слишком она намного лучше тебя. Вот
увидишь - пройдет два-три года, и она в тебе разочаруется и отошьет
тебя. И правильно сделает!..
- Все равно она когда-нибудь уйдет от тебя, помяни мое слово. Уйдет
и не вернется.
- Заткнись, перестань каркать! - сказал я. - Я и сам боюсь этого» [8;
с. 69].
И как у всех влюбленных, у героя и его Лели не все гладко, есть
совершенно дурацкие обиды, ни с того ни с сего Леля «взбрыкивает», а
потом горько раскаивается, и все равно, все это такое весеннее, такое юное,
такое
трогательное.
А
за
окном
1939-й
год,
а
потом
1940-й,
а
потом
наступает новый 1941-й. И мы все понимаем, какая судьба ждет этих еще
детей в Ленинграде 41-го, и только надеемся, а вдруг… а если… а может
быть… Они молоды и счастливы, и даже не подозревают, что впереди их
ждет война. Толя уйдет сражаться, Леля останется в Ленинграде, и кто
знает, удастся ли им увидеться вновь и при каких обстоятельствах.
То, что было до войны, никогда не повторится. И хоть было бы легче
забыть то, что отняла война, но делать это невозможно. Память можно
21
заставить забыть что-то страшное, плохое. Но никогда человек не сможет
забыть счастье, которое у него внезапно вырвали, отобрали. Отобрали не за
какие-то грехи, а просто так. Потому что у войны свои законы.
Так случилось у Толи. Умерла Лёля. Погибла. «- А Леля? спросил я. - А
где Леля?
- Лели нет, — ответила женщина. - Уже дней… - она прищурила
глаза, припоминая. - Уже недели две.
- Леля эвакуировалась, да?
- Лели нет, — повторила она. - Леля при обстреле убита.
Женщина притворила за собой дверь и стала говорить мне, что Леля
с Риммой из девятнадцатой квартиры пошли в тот день на Неву за водой,
и начался обстрел. Их убило первым же снарядом…» [8; с. 141]. И он, хотя
со времени её смерти проходят годы, десятки лет, не может забыть. И знает
сам, что не забудет никогда. «Костя как-то сказал, что у меня плохая
теплопроводность, как у кирпича, — все до меня очень медленно доходит.
И теперь до меня доходило очень медленно. Я понимал, что все так оно и
есть, а поверить сразу в это не мог.
Может быть, и сейчас, через двадцать четыре года, это еще не
совсем дошло до меня» [8; с. 141].
Наверное, это была бы счастливейшая повесть о любви, если бы не
война.
2.2.2 ВОЙНА В ПОВЕСТИ В. ШЕФНЕРА «СЕСТРА ПЕЧАЛИ»
22
Рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно –
насколько это возможно - вот та задача, которую поставил перед собой В.
Шефнер и которую достойно решил.
Тема
Великой
Отечественной
войны
в
повести
раскрыта,
на
наш
взгляд, так, как ни в одной другой книге о войне.
Война вторгается в ткань повествования понемногу, но неумолимо,
подобно огромной змее. Первое упоминание об этой вселенской печали –
цитата
из
старинного
текста,
от
чтения
которого
становится
жутко
(автором этого отрывка из «древнего манускрипта» является сам Шефнер).
«…Истинно вам говорю: война — сестра печали, горька вода в колодцах ее.
Враг
вырастил
мощных
коней,
колесницы
его
крепки,
воины
умеют
убивать. Города падают перед ним, как шатры перед лицом бури. Говорю
вам: кто пил и ел сегодня — завтра падет под стрелами. И зачавший не
увидит родившегося, и смеявшийся утром возрыдает к ночи. Вот друг
твой падает рядом, но не ты похоронишь его. Вот брат твой упал, кровь
его брызжет на ноги твои, но не ты уврачуешь раны его. Говорю вам:
война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей.
Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту…» [8; с. 7].
И хоть война, та самая «сестра печали», и вторгается в жизни парней
еще
в
относительно
мирное
время,
когда
один
из
них
принимает
неожиданное
решение
пойти
добровольцем
на
войну
с
Финляндией
(упоминается конфликт между СССР и Финляндией в 1939 году), куда
большее
место
в
их
жизнях
занимают
учеба,
дружеские
посиделки,
надежды на будущее и романтические переживания.
Мы, в отличие от героев романа, знаем, что войны никак не миновать.
Главный
герой,
Толя
вместе
с
тремя
друзьями
делит
комнату
в
коммунальной
квартире
на
Васильевском
острове,
вся
четверка
-
детдомовцы,
после
выпуска
устроившиеся
работать
на
завод,
а
потом
поступившие в техникум, ума-разума набираться. Может быть, именно
общее прошлое и голодное детство связывают их такими крепкими узами.
23
Они подшучивают друг над другом и никогда не упустят случая съязвить.
Но как только происходит что-то серьёзное - встают на защиту друг друга.
И если одному грозит исключение из техникума, то и все остальные, не
задумываясь, готовы уйти вместе с ним. Не говоря уже о более серьёзных
жизненных
испытаниях. «А
почему
ты,
Мымрик,
все-таки
идешь
на
войну? - спросил вдруг Володька слегка заплетающимся языком. - Война
еще будет. Вот тогда все вместе и пойдем, кроме, конечно, Синявого, - его
не возьмут. Будет большая война с Гитлером. С танками, с газами, с
ипритом и люизитом… Все равно мы все будем на войне» [8; с. 20].
Дух
времени
передан
без
прикрас
и
пафоса.
Ребята
живут
на
стипендию
и
«сидят»
на
кисельно-сардельной
диете,
за
пять
дней
до
стипендии диета превращается в кисельно-хлебную. Они живые люди,
поэтому курят, пьют плодово-ягодное и обсуждают девушек и мечтают
закончить техникум и вести достойную жизнь. Война не дала сбыться
мечтам.
Второй
звоночек
-
смерть
друга
от
полученных
ран
в
финской
кампании. «Мы курили одну папиросу за другой и изредка обменивались
какими-то ровно ничего не значащими словами. У нас еще не было опыта
потерь, и мы не знали, что надо говорить в таких случаях и надо ли
вообще говорить. Для меня это была первая смерть... Смерть я видел
только
издали
—
когда
похоронные
процессии
проходили
по
тихой
Похоронной линии к Смоленскому кладбищу, — туда, где у тихой речки
стоят спокойные старые деревья» [8; с. 11]. А дальше мир вчерашнего
беззаботного подростка рушится навсегда: сам он идёт воевать, а потом
война навечно поселяется в его сердце. «Война словно вышвырнула меня
обратно – в бездомное детство, в детство, которое я хотел забыть».
«...война вбивала меня куда-то, как гвоздь в перегородку. Удар – 22
июня; удар – я в казарме; удар – я в товарном вагоне; удар – я вот в этой
вот траншее. Может быть, еще один удар — и гвоздь выйдет куда-то по
ту сторону переборки, где уже ничего нет: ни войны, ни меня.
24
Но пока что я здесь, по эту сторону. Пока что мне везет» [8; с. 92].
Пожалуй,
самыми
проникновенными
в
книге
были
о
строки
о
блокадном Ленинграде, о мужественных ленинградцах, на чьи плечи легли
тяготы военных невзгод. По сравнению с другими произведениями на эту
тему,
здесь
нет
глобальных
описаний
и
точных
деталей.
Все
будто
поверхностно, но текст «стреляет» прямо в душу. Никогда еще за свою
читательскую жизнь мы не встречали упоминаний о том, что солдаты также
недоедали в блокаду, страдали дистрофией и умирали. Некоторые умирали
глупо, нелепо, наевшись строительных смесей. Мирные жители умирают,
но цепляются за жизнь как могут. Они жгут шкафы, книги, готовы продать,
что угодно, лишь отсрочить смерть еще на несколько часов.
Самое
страшное
в
книге
-
это
голод,
хотя
автор
говорит
о
нем
мимоходом, не заостряя внимания. Но есть один момент, на который просто
невозможно не обратить внимание. Главные герои - парень и девушка -
приходят в старую комнату на Ваське во время блокады, чтобы забрать
оттуда оставшуюся с довоенных времен бутылку вина. Они находят в
комнате
старые
хлебные
корки
и
хлебный
мякиш,
на
который
была
прицеплена картинка с верблюдами и пустыней. Они видят этот хлебный
мякиш, находят корки за печкой, которые один из героев просто не любил и
раскидывал по всей комнате до войны, они видят все это и съедают их. И
никто не думал, что хлебные огрызки и пустые банки из-под сгущенного
молока – вся Володькина работа – будут иметь ценность в блокадном
Ленинграде. «А мы-то, охломоны, вечно ругали Володьку за эту привычку
забрасывать корки на печку» [8; с. 132].
В
героях
книги,
двадцатилетних
ребятах-детдомовцах,
импонирует
стремление к самостоятельности, понимание личной ответственности за
судьбу
своей
страны.
Перед
уходом
на
войну
Гришка
Семьянинов
объявляет своим друзьям: «Меня воспитало государство, и я должен за
него стоять. Родителей у нас нет, всем на нас наплевать было, мы без
государства бы с голоду под забором подохли, а государство нас выручило.
25
И мы, детдомовские, должны на всякое дело идти в первую очередь.
Другие – как там хотят, а мы должны в первую очередь». [8; с. 20].
Финская
война
закончилась,
но
не
стало
Гришки,
ушедшего
добровольцем,
честно
выполнявшего
приказы
командования.
Болью
в
сердце рассказчика отозвалась гибель товарища, который всегда был готов
прийти на помощь. Гришка спас Толю от смерти: вытащил из огня, когда
случился пожар на детдомовской даче. Погибнет в бою смертью храбрых
Володька
(Шкиля),
который
незадолго
до
войны
поступит
в
военное
училище.
В феврале 1942 года при обстреле погибает Лёля. Вместе с другими
девушками
она
работала
на
окопах,
в
блокаду
отдавала
последнее
нуждающимся.
Потеря
близкого
человека
станет
самым
сильным
потрясением для рассказчика на весь остаток жизни.
Война не щадит никого - ни лучших, ни худших. Она просто не
разбирает кто есть кто и подминает под себя всех. Нет человека, который
бы вышел из войны без потерь. Вот и Толя знает, что война кончится для
него только тогда, когда он умрёт. И тогда же умрёт с ним Лёля, в гибель
которой он не может поверить. «От того, что я не видел, как её убило, и
даже не знаю, где она похоронена, я не могу представить ее себе мёртвой,
я помню её только живую. Она живёт в моей памяти, и когда меня не
станет, ее не станет вместе со мною. Мы умрём в один и тот же миг,
будто убитые одной молнией.
И в этот миг для нас окончится война». [8; с. 144].
Действительно,
война
–
сестра
печали.
Она
забирает
всё
самое
дорогое,
что
есть
у
человека.
Она
лишает
последней
надежды.
Она
испытание для души.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
Идет
время,
но
не
меркнут
в
человеческой
памяти
годы
войны,
величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее
значение в истории.
Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далеком
прошлом. Однако семьдесят лет для истории – ничтожный отрезок. И
поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшной были тех
лет
или
оценивать
ее
неверно,
или
относиться
к
ней
чересчур
легко
(«подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может
вести к повторению.
Великая Отечественная война является страшным событием в истории
нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный
заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных
проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ
залечил тяжёлые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые
города и сёла, и заросли окопы и траншеи, всё же живёт в памяти народной
великий
подвиг
воинов.
Представить
этот
подвиг
во
всех
деталях,
возобновить героические и трагические страницы войны помогает русская
литература.
Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей
памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и
героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто
иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие
- Великую Отечественную войну, испытания которой явились проверкой
гражданской зрелости, прочности связи литературной работы с жизнью, с
народом, жизнеспособности ее художественного метода.
О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших
сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня,
читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.
Нет
оправдания
и
прощения
тем
неприятным
вещам,
которые
происходили в то страшное время, но чтобы узнать о них и всю историю
27
этого тяжёлого бытия, необходимо и погрузиться в чтение повести В.
Шефнера «Сестра печали». Эта книга уникальна и неповторима. Светлых,
легких романов - несчетное множество. Не меньше и прозы о войне -
трагичных, жестоких, печальных. Вадим Шефнер тоже написал про войну,
про потерю любимого человека, про душевную боль, но его повесть -
предельно воздушная, романтическая, полная светлой грусти и веры, что не
может не вызывать эмоций у современного поколения. (См. Приложение 1).
Эта небольшая повесть обладает какой-то подкупающей честностью,
кажется, что нет между нами и героями пропасти, длиной почти в век, вот
они, такие близкие и понятные, такие мучительно живые, самые обычные
люди, которым просто не повезло родиться в том месте и в то время.
Редкая книга о войне не задевает душу, но эта книга - особенная,
потому что речь в ней идет не только и не столько о войне, но еще и о
юности, дружбе, любви и прекрасном городе Петербурге (Ленинграде). И в
этом её непреходящая ценность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
28
1. Арьев, А. Пути ушедших лет, пути грядущих дней. О прозе В.Шефнера /
А. Арьев. - Звезда. - № 1. - 1978
2. Бондарев, Ю. Тенденция развтия военно-исторического романа / Ю.
Бондарев. - Собр. соч. Т. 3. - М.: 1984. - 436 С.
3. Кузьмичев, И.С. Вадим Шефнер. Очерк творчества / И.С. Кузьмичёв. - Л.:
1968
4. Кузьмичев, И.С. Летопись впечатлений: Вадим Шефнер. - в кн.: И.
Кузьмичева,
Г.
Цурикова.
Контрасты
осязаемого
времени:
Портреты.
Размышления. Л.: 1988.
5. Македонов, А. Вадим Шефнер. - в кн.: Портреты и проблемы. Статьи о
писателях-современниках. Сборник. Л.: 1977
6. Михайлов, А. «В душе зарождается песня...» / А. Михайлов. – Октябрь. -
№ 6. - 1978
7. Филиппов, Г. О парадоксах В.Шефнера: к 70-летию со дня рождения / Г.
Филиппов. - Звезда. - № 1. - 1985
8.
Шефнер,
В.
«Сестра
печали»
/
В.
Шефнер. Бесплатная электронная
библиотека Royallib
Интернет-ресурсы:
1. сайт: bestreferat.
2. сайт: knigaport
3. сайт: new.referat.
4. сайт: books.google
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
29
Война всегда сестра Печали,
Горька вода в ее колодцах.
Об этой истине узнали,
Когда за жизнь пришлось бороться.
Последняя краюшка хлеба.
И смертный бой под Ленинградом.
Так далека еще Победа,
А Смерть поблизости... здесь, рядом...
Но у Печали есть вторая
Сестра. Она - Любовь зовется!
При встрече с ней все оживает,
И сердце радостно вновь бьется!
И вновь на улице Приятной
Однажды состоится встреча...
И кажется невероятным,
Но счастье длиться будет вечно!
И там придет на встречу с Лелей,
Неся пирожные «от Лора»,
Беспечный, юный Анатолий,
Чтоб свадьбы день назначить скоро!
И до того я в это верю,
Что хочется из дома выйти,
Спуститься вниз, захлопнув двери,
И «Плодоягодного» выпить!
Начнет опять читать сначала
«Сестру печали» кто-то вновь...
Но чем бы книга ни кончалась,
Войну переживет Любовь! (автор неизвестен, 2015 г.)
30