познавательно-исследовательский проект "Овощная семейка"
Автор: Шестернева Наталия Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: методическая разработка Тема: познавательно-исследовательский проект "Овощная семейка" Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и
обобщение знаний о культурных огородных растения, на привитие
навыков по уходу за растениями, на формирование представлений о
значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к
исследовательской деятельности, раскрытие творческого и
интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в
практическую деятельность по выращиванию культурных огородных
растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла,
влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном
процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе
родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать на территории детского сада теплицу и
огород для выращивания культурных растений. Получить урожай
зелени, огурцов и др. растений, выращенных самими
дошкольниками.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию
педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее
ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для
постановки и решения проблем, введения в мир человеческой
культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности,
инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в
органической связи игры с другими специфически детскими видами
деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной,
театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг
друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение
взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает
возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия,
преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в
образовательный процесс культуры Ярославской области.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать
различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к
раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на
формирование позитивного, уважительного отношения к родному
краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и
технического) материала.
6. Практическая деятельность на учебно-опытном участке.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов
деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – выставка «Чудо - огород» для детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных
огородных растениях, формирование на этой основе духовного,
экологического, нравственного и личностного отношения к
действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация
позиции родителей как участников педагогического процесса детского
сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
Участники
проекта: дети старшей/подготовительной группы,
родители и педагогический
коллектив учреждения.
Сроки реализации
проекта: май – сентябрь
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян, вырастили
рассаду.
Подготовили почву для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в
огороде», «Огородная игротека», «Лекарственные растения» и
др.
Продуктивная деятельность «Овощи на грядке»
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена лука,
огурца, кабачка, свеклы, петрушки и др. в теплице и на огороде.
Проведены следующие опыты:
- дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали
зарисовки.
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- наблюдение за ростом корневой системы в речном песке;
- проращивание семян через ткань «Травянчик»;
В процессе выращивания дети познакомились с загадками,
поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Сбор урожая, заготовка семян на будущий год. Употребление
выращенных своими руками овощей и зелени.
Оформление вместе с родителями фотоальбома.
Организация выставки творческих работ.
Викторина «Чудо - овощ» для старших дошкольников.
Кулинарный конкурс «Винегрет».
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Провести родительское собрание.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных
растений распространенных в нашем регионе.
Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о
выращенных овощах (прополка, полив, рыхление,
консервирование).
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками
растений. (один проросток поливают, другой
нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в
жизни растений.
Материалы, оборудование: 2кантейнера с
землей и проростками растений. (один
проросток получает солнечный свет, другой
закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается
в уходе.
Материалы, оборудование: 2 кантейнера с
землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое
нет).