Напоминание

познавательно-исследовательский проект "Овощная семейка"


Автор: Шестернева Наталия Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: познавательно-исследовательский проект "Овощная семейка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Познавательно –

исследовательский проект

«Овощная семейка»


Актуальность темы проекта:
проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на привитие навыков по уходу за растениями, на формирование представлений о значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта:
создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями. 2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. 3. Развивать познавательные и творческие способности детей. 4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. 5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея:
создать на территории детского сада теплицу и огород для выращивания культурных растений. Получить урожай зелени, огурцов и др. растений, выращенных самими дошкольниками.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ярославской области.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы. 2. Поставить цель и задачи по выбранной теме. 3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта. 4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала. 6. Практическая деятельность на учебно-опытном участке. 5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности. 6. Разработка домашних заданий. 7. Итог проекта – выставка «Чудо - огород» для детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод. Расширение связей специалистов в ДОУ. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности:
наблюдения, беседы, практикумы.
Участники



проекта:
дети старшей/подготовительной группы, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации

проекта:
май – сентябрь
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
 С помощью родителей собрали коллекцию семян, вырастили рассаду.  Подготовили почву для посадки, орудия труда.
 Изготовили алгоритмы ухода за растениями.  Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Лекарственные растения» и др.  Продуктивная деятельность «Овощи на грядке»
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
 Дети под руководством воспитателей посадили семена лука, огурца, кабачка, свеклы, петрушки и др. в теплице и на огороде.  Проведены следующие опыты: - дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. - наблюдения за ростом корневой системы лука в воде; - наблюдение за ростом корневой системы в речном песке; - проращивание семян через ткань «Травянчик»;  В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
 Сбор урожая, заготовка семян на будущий год. Употребление выращенных своими руками овощей и зелени.  Оформление вместе с родителями фотоальбома.  Организация выставки творческих работ.  Викторина «Чудо - овощ» для старших дошкольников.  Кулинарный конкурс «Винегрет».
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
 Провести родительское собрание.  Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.  Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля» Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для растений. Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения» Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений. Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение» Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе. Материалы, оборудование: 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).






В раздел образования