Автор: Коблова Оксана Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ детский сад "Аленушка" Населённый пункт: Саратовская область, р.п.Дергачи Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Сказка в музыке" Раздел: дошкольное образование
Цель занятия:
закрепить знания детей о русском композиторе П.И.Чайковском;
познакомить с новым произведением композитора;
учить различать характер музыки, понимать содержание пьесы;
побуждать детей к активному восприятию музыки;
вызвать эмоциональную реакцию на музыку П.И. Чайковского;
познакомить детей с жанром «балет»;
Познакомить детей с инструментом «челеста»
Материал: запись пьесы «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»;
конфеты «Драже»; колокольчики, треугольник, ударные инструменты;
ноутбук; видеозапись фрагмента балета «Щелкунчик»; иллюстрация челесты;
иллюстрации артистов балета, хора, оркестра; фантики.
Словарная работа: жанр, балет, дирижер, артист оркестра.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать
вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной
путешествие в страну Ее Величества Музыки.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Тогда в путь. А как вы думаете, что такое
балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно
их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.) Музыкальный руководитель
разговаривает с детьми об опере, оркестре, инструментах симфонического
оркестра и начинает разговор о балете.
– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью
танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки
и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с
помощью мимики?
Образные упражнения («Лебедь», «Цветок», «Радость» и т.д.)
Музыкальный руководитель: На наших занятиях мы уже слушали с вами
музыку П.И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен
П.И.Чайковский?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич жил в далекие времена. А в
какой стране?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич сочинил множество пьес, песен,
балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали? («Болезнь куклы»,
«Новая кукла», «Вальс цветов».)Дети угадывают портрет П.И.Чайковского,
среди множества предложенных.
– С помощью волшебной палочки, мы с вами перенесемся в концертный зал,
где идет представление балета-сказки для детей «Щелкунчик». Вы знаете эту
сказку?
– Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (Тихо, громко не
разговаривать.)
– Итак, волшебство начинается, и я вас перемещаю не просто в зрительный
зал, а в сказку.
Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, звучит волшебная музыка.
Музыкальный руководитель: …Снежные хлопья летят за окном, дети
танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку,
которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку и она грустит.
Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Маше не
спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают
расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок, и
войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу.
Принц и Маша попадают к фее Драже, где начинается карнавал сладостей –
шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют.
Слушание Танца Феи Драже.
– Вот и сейчас звучала музыка Феи Драже. Какой инструмент ее исполнял?
Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста,
повторите.
Рассказ о челесте, показ иллюстрации.
– На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано – найти сходство и
отличия.)
– Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какие еще инструменты вы еще услышали в произведении?
– Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите на иллюстрацию, на
которых запечатлен балет.
Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации
(оформление сцены). Все, это способствует передачи настроения в движении.
И вот сейчас, с помощью волшебной палочки мы станем участниками балета.
Как можно без слов, а только с помощью жестов изобразить Фею Драже,
шоколад, леденец? Итак, вы танцоры. Только я хочу посмотреть, как вы
улыбаетесь!
Двигательный этюд под музыку Чайковского. Просмотр отрывка балета.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Думаю, вам очень
понравилось творить.
А теперь вас ждет сюрприз от феи Драже. Музыкальный руководитель
достает вазочку, где лежат разноцветные конфеты Драже). На секундочку
закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас
возьмет конфету того цвета, которая, по его мнению, соответствует цвету
танца.
(Дети объясняют свой выбор).
Музыкальный руководитель: А теперь попробуйте гостинцы феи Драже, и
пока будет звучать музыка, подумайте и скажите, соответствует ли вкус
сладостей услышанной музыке? Сумел ли композитор отразить в музыке
шоколадный вкус драже?
Еще раз звучит пьеса, затем дети отвечают
Музыкальный руководитель: Я тоже с вами согласна, музыка передает
блеск разноцветных леденцов, сверкание сахара, фонтаны сладких напитков.
Просмотр отрывка балета.
Музыкальный руководитель: Фея Драже приготовила для вас еще один
сюрприз. Подумайте, какие инструменты здесь самодельные, а какие нет. А
теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем
мелодии звучать еще краше, звонче, и милее.
Музыкальный руководитель взмахивает палочкой и превращает детей в
артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети музицируют.
Музыкальный руководитель: (звучит бой курантов) А теперь нам пора
домой, слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом
часов.
Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит
Мягкая, душевная
Легкая, напевная
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожно, осторожно
Не вспугнуть бы нам его!
Пусть льется музыка рекой….
Будем, музыка, дружить с тобой!
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в
страну Ее Величества Музыки?
– Спасибо, что помогли провести увлекательное занятие. До новой встречи!