Автор: Носкова Светлана Аркадьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Купросская ООШ" Населённый пункт: с. Купрос, Юсьвинский район, Пермский край Наименование материала: разработка урока Тема: "Жемчужина Сибири - озеро Байкал" Раздел: среднее образование
Интегрирующая цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины
уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть
экологические проблемы и пути их решения.
Оборудование: Физическая карта России, фотографии озера Байкал, стихи о Байкале.
Форма проведения : игра «Путешествие по Байкалу»
Изучение нового материала .
«Байкал – бесценный дар природы»
А. Твардовский
Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия,
среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на территории России, в южной части
Восточной Сибири.
Много песен и стихов сложено о Байкале. Вот послушайте.
Байкал – жемчужина Сибири
Он уникален наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все: и стар, и мал.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине им равных нет.
Такой вот памятник, природа
Произвела на белый свет.
И триста речек шумных, быстрых,
Порожистых и озорных,
Несут потоки вод неистовых,
С уступов, падая, крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительность добра –
Берет начало из Байкала
Стремительная Ангара.
План изучения озера на доске:
1.
Географическое положение
2.
История открытия
3.
Геологическая история
4.
Климат
5.
Уникальность воды
6.
Органический мир
7.
Экологические проблемы
Класс делится на группы специалистов, целью которых является изучение природы
Байкала и его проблем.
1группа. Геологи и геоморфологи
2группа. Гидрологи
3группа. Историки
4группа. Зоологи и ботаники
5группа. Климатологи
6группа. Экологи
Группы специалистов получают карточки – инструкции и работают с учебником.
1 карточка - геологам
1. Определите возраст котловины озера Байкал.
2. Какие очертания имеет озеро, почему?
3. Почему озеро является самым глубоким в мире?
4. Каков характер берегов озера?
5. Какие острова находятся в озере?
2 карточка – гидрологам
1.В чем уникальность воды Байкала?
2. Прозрачность воды
3. Химический состав воды
4. Реки, впадающие в озеро
5. Реки, вытекающие из озера
6. Ледовый режим
7. Движение воды
3 карточка – историкам
1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?
2. Когда впервые на берегах озера появились русские?
3. Что такое «Житие протопопа Аввакума»?
4. Кто из ученых занимался изучением Байкала?
5. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
4 карточка – зоологам –ботаникам
1. В чем уникальность фауны озера Байкала?
2. Какую роль играет планктон озера?
3. Чем уникальна рыбка голомянка?
4. Назовите представителей фауны озера
5. какие животные имеют промысловое значение?
6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
7. Каков тип растительности Прибайкалья?
5 карточка – климатологам
1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние
температуры зимой и летом.
2. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие?
6 карточка – экологам
1. В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
2. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
3. В чем причины изменения природы озера Байкал?
4. Каковы пути решения проблем Байкала?
На подготовку дается 10-15 минут. После этого предоставляется слово группам
специалистов. Остальные слушают и конспектируют.
Задания для закрепления:
1.
На доске записаны цифры. Я прошу вас расшифровать их.
336(столько рек впадает в озеро)
1620м (глубина озера)
15-20млн. лет (возраст)
620км (длина)
24-79км (ширина)
40м (прозрачность воды)
27(количество островов Байкала)
2.
Ребус: В Байкале обитает 58 видов рыб. Я вам предлагаю ребус. Какие слова в нем
спрятались? Начало в первом слове. Окончание – в последнем.
Лес-плащ, плотник-трава, лиса-конь, сани-нарзан, тайга-камень, рана-лимон, соль-ком,
щур-мука, хата-рис-укус, сон-крот-стога, пенка-кран-сила.
(лещ, плотва, линь, сазан, таймень, налим, сом, щука, хариус, сорога, караси.)
В конце урока подводится итог
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек.
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал?
Д/З §38-39, творческое задание: Сочинить стихотворение о Байкале.
24 августа – День Байкала
Нас все удивляет: и снег на Памире,
И рифов суровый оскал…
Но нет ничего удивительней в мире,
Чем озеро наше Байкал!
Здесь солнце купается в ясных рассветах,
Здесь чудные рыбы живут,
Недаром же славное озеро это
Жемчужиной мира зовут!
Загадочна жизнь у седого Байкала.
И кедры стеною стоят…
Прозрачней воды на земле не бывало –
Ученые людям твердят.
Я думаю, здесь вы не станете спорить,
Всем это известно давно.
А нам бы попробовать не испортить
Все то, что природой дано!
Живите на свете светло и достойно
И верьте, что тысячи раз
Байкал будет вечной своей красотою
По-прежнему радовать глаз!
Швецова Елена