Автор: Широкова Марина Юрьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 31 города Кирова Населённый пункт: город Киров Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: "Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России" Раздел: среднее образование
"Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России"
Цели урока :
1.
Систематизировать
и
обобщить
знания
и
умения
по
теме:
“Рельеф,
геологическое
строение,
полезные
ископаемые России”.
2. Развивать общеучебные навыки, навыки работы с контурными картами.
3. Воспитывать нравственные аспекты личности, самостоятельность, аккуратность.
Оборудовани е: физическая карта России, атласы, папка “Географическая почта”, конверты с заданиями для
капитанов, контурные карты.
Тип урока : урок повторения и обобщения знаний.
Ведущий метод : интерактивный (игровая форма).
Предварительно учащиеся делятся на 3 команды.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
II. Актуализация знаний (слайд) – фронтальный опрос
III. Ход игры:
1. Географическая почта.
2. Третий лишний.
3. Знаток Вятского края?
4. Угадай объект.
IV. Итог урока
V. Рефлексия
I . Организационный момент – 2 минуты
Ребята вы закончили изучать тему “Рельеф России и размещение полезных ископаемых”, сегодня на уроке
каждый из вас должен определить для себя, что он знает хорошо по данной теме, а над чем ему надо поработать,
на какие вопросы обратить внимание.
Урок проходит необычно, вам предлагается посоревноваться, представляю команды:
Команда № 1 – капитан ……….
Команда № 2 – капитан ……
Команда № 3 – капитан ……
А теперь прослушайте правила игры:
1. Всего 4 конкурса.
2. Каждый конкурс оценивается по своей шкале баллов.
3. Итоги каждого конкурса выносятся в таблицу результатов, которую вы видите на доске.
4. Обще командный итог будет подведен в конце урока.
II. Актуализация знаний (слайд) – фронтальный опрос – 5 минут
III. Ход игры (объявить порядок конкурсов игры)
Географическая почта – 8 минут
Каждая команда получает свою почту, вы почтальоны – географы. Ваша задача выбрать из всей предложенной
почты, письма, относящиеся к теме 1 команда “Геология”, 2 команда “Тектоника”, 3 команда “Рельеф”. Это ваша
первая задача, вторая задача вы должны каждое письмо защитить, объяснить термин или понятие.
Высший балл за этот конкурс 6 баллов.
Содержание писем: Карпаты, горы, пустыня, складчатые области, Алтай, Урал, платформа, озеро, Балтийский
щит, щит, эра, река, палеонтология, геохронологическая таблица, фанерозой, криптозой, возвышенность, почва,
равнина, плита, осадочный чехол..
Ответы: “Рельеф” - возвышенность, Карпаты, горы, Алтай, Урал, равнина.
“Геология” - эра, палеонтология, геохронологическая таблица, кайнозой, фанерозой, криптозой.
“Тектоника” - складчатые области, платформа, Балтийский щит, щит, плита, осадочный чехол.
Идет защита писем, за каждое защищенное письмо команда получает по 1 баллу.
“Третий лишний” – 5 минут
В этом конкурсе вам предлагается 4 тройки слов, нужно убрать одно слово из каждой тройки, составить
логический рассказ, используя представленные тройки слов по изученной теме.
Высшая оценка 5 баллов.
1-я команда:
Платформа, плита, чехол
Хибины, Джугджур, р.Урал.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Нефть, уголь, железная руда.
2-я команда:
Фундамент, чехол, плита.
Русская равнина, Западно-Сибрская равнина, Саяны.
Кавказ, Гыданский, Урал.
Мел, гранит, гравий.
3-я команда:
Кавказ, Русская, Западно-Сибирская.
Сихотэ-Алинь, Бырранга, Сахалин.
Каменный уголь, нефть, железная руда.
Кузбасс, Печорский, КМА
Ответы. Лишние объекты:
1.
чехол, р.Урал, Таймыр, железная руда.
2.
плита, Саяны, Гыданский, гранит.
3.
Кавказ, Сахалин, железная руда, КМА.
“Знаток Вятского края” (конкурс капитанов) - 3 минуты
1 вопрос: На территории какой равнины и в какой ее части находится КО.
2 вопрос: назвать и показать на карте КО возвышенности.
3 вопрос: назовите ПИ, которые встречаются в КО. На карте покажите крупнейшие месторождения нефти и
фосфоритов.
Угадай объект 5 минут
Задание получает каждый ученик. На фрагменте контурной карты подписывают названия обозначенных объектов
(5 объектов) 1 объект – 1 балл.
1 вариант: с 1 по 6
2 вариант: с 7 по 13
3 вариант: с 14 по 20.
III. Итог урока
По
итогам
игры
лучшей
стала
команда
№
____,
членом
этой
команды
присваивается
звание
“Магистры
географических наук”, а членам команды №____, присваивается звание “Бакалавры географических наук” Члены
команды №____, объявляются знатоками географии.
►
Домашнее задание: составьте кроссворд на тему «Рельеф России»
IV. Рефлексия - 2 минуты
Составить синквейн