Напоминание

Сергий Радонежский как пример для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения


Автор: Петрова Вера Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Сергий Радонежский как пример для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сергий Радонежский как пример для духовно-нравственного

воспитания подрастающего поколения
Петрова В.С., педагог – психолог МБДОУ д/с №12 г. Белгород В современном обществе проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, традиций, норм общественной жизни. Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, формируются основы отношения к себе и к окружающим, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. Необходимость духовно-нравственного воспитания всегда будет основополагающей в работе образовательного учреждения. Реализация этого направления всегда актуальна. Работа по духовно- нравственному воспитанию в нашем дошкольном учреждении включает: знакомство с православными праздниками – Троица, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха; с народными приметами, поговорками, связанными с ними; приобщение детей к православной культуре; знакомство детей с народными играми и православными песнями, стихами, сказками. Особо хочется отметить некоторые формы работы, связанные с именем преподобного Сергия Радонежского – духовного собирателя земли русской. Знакомство с ним начинается с рассказов о его детстве. Во время бесед обращаем внимание на то, что Сергий Радонежский был послушным, спокойным ребенком и всегда почитал своих родителей, бережно и трепетно
ухаживал за ними. Его семья была большой и дружной, что служит ярким примером для формирования у дошкольников положительного образа семьи. Воспитательная работа проводится не формально, а в сочетании с практикой поведения детей: после таких бесед задаются вопросы «А какой ты сын (дочь), чем помогаешь своим родителям, как ты заботишься о бабушке с дедушкой?». Таким образом, это способствует стремлению детей к подражанию преподобному Сергию: быть послушными, воспитанными, делами и поступками радовать близких. Рассматривая репродукцию с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», дети видят, что Сергий – не какой-то сказочный герой, а такой же мальчик, как они: усердный, старательный, трудолюбивый. За свою доброту и милосердие он снискал в последствие почтение окружающих. Его имя живет в веках. Следуя заповедям преподобного Сергия, люди стараются жить в согласии с миром и самими собой. Рассказывая о том, как став игуменом, он трудился вместе с другими иноками, терпел наравне со всеми лишения и нужду, не гнушался любой, даже самой трудной работы, пытаемся донести до детей мысль, что труд – дело, требующее усилий, стараний и заботы. Поэтому, когда дети всей группой собирают листву на участке, убирают игрушки в группе, занимаются сервировкой стола и т.п., то испытывают сопричастность к общему делу, и это вызывает у дошкольников чувство гордости и удовлетворения. Преподобный Сергий был добрым человеком, всегда старался отвечать добром даже на плохой, злой поступок. «Жизнь можно устраивать только добром и любовью, - говорил он. – Ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло!». Он никогда не впадал в ярость, не переговаривался, не позволял себе надсмехаться над кем-нибудь. Он одинаково любил всех людей, но с особой заботой он относился к детям. Дети с удовольствием приходили к нему в гости. Сергий с любовью мастерил для них игрушки из дерева, обучал житейским премудростям. На этом примере мы имеем 2
возможность показать сложившееся поколениями отношение русского человека к детям: стремление их развлечь, порадовать, проявить заботу. Преподобный Сергий жил в трудное для Руси время, много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Доступным для дошкольников языком рассказываем, что Сергий способствовал объединению вокруг Москвы разрозненных враждующих княжеств. Он благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В память о Сергии Андрей Рублев написал «Троицу» – икону, ставшую символом русской духовности. Рассказ об этом порождает в душах детей чувство сопричастности каждого человека к истории родной страны, желание защищать её от врага общими силами. Именно здесь у ребят закладывается осознание своей национальной принадлежности. В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств. Его имя пробуждает в душе каждого православного человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях нашего народа. В лице преподобного Сергия наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за нашу землю, за честь, достоинство и целостность нашей великой Державы. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примере образа преподобного Сергия Радонежского вызывает положительные эмоции у детей, повышает интерес к тому, чтобы еще больше узнать о его жизни. И здесь большую роль играет семья, совместно с которой корректируется дальнейшая работа. Для родителей подготовлен консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается литература для семейного чтения, разработаны памятки и консультации по темам, например, «Правила поведения в храме» и др. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. 3
В нашем образовательном учреждении созданы все необходимые условия для осуществления работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, благодаря чему повысился уровень православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада. Прослеживается положительная динамика уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут применять данные знания в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим. 4


В раздел образования