Напоминание

"Проблемы подготовки хормейстеров в средних специальных учебных заведениях"


Автор: Шокарева Любовь Андреевна
Должность: преподаватель пцк "хоровое дирижирование" хабаровского краевого колледжа искусств
Учебное заведение: Хабаровский краевой колледж искусств
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы подготовки хормейстеров в средних специальных учебных заведениях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Шокарева Любовь Андреевна, заведующая отделением «Хоровое дирижирование» Хабаровского краевого колледжа искусств
Проблемы подготовки хормейстеров

в средних специальных учебных заведениях.


Положительные тенденции возрождения хоровой культуры, которые прослеживаются в последние годы в нашем обществе и подтверждаются заявлениями деятелей культуры о важности хорового воспитания подрастающего поколения, систематическим проведением хоровых конкурсов, достаточно частыми выступлениями хоровых коллективов на телевизионном канале «Культура», предполагают несомненную значимость подготовки молодых хормейстеров в средних специальных учебных заведениях. Однако, по ряду объективных причин, возникают определенные проблемы, оказывающие существенное влияние на уровень качества профессиональной подготовки молодых специалистов. Одной из таких причин является удаленность региона от центра страны: если в центральных регионах при поступлении всегда существует конкурсный отбор, то чем удаленнее от центра учебное заведение, тем острее проблема набора. Количество абитуриентов у нас значительно меньше, поэтому конкурс, как таковой, отсутствует. Проблем, непосредственно касающихся качества профессиональной подготовки абитуриентов, несколько. Одна из них – их низкая начальная мотивация абитуриентов. Это связано, в первую очередь, с недостаточным количеством информации в детских музыкальных школах о профессии хормейстера и, в частности, об отделении хорового дирижирования
Хабаровского краевого колледжа искусств. Руководители ДМШ владеют информацией не в полной мере, в связи с чем не могут достаточно полно информировать учеников и их родителей о потенциале профессии хормейстера. Возможным решением этой проблемы может стать, во- первых, более активное и полное информирование руководителей ДМШ, и, во-вторых, стимулирование, в том числе и материальное, тех педагогов, чьи ученики поступили на хоровое отделение Хабаровского краевого колледжа искусств Другая существенная проблема состоит в том, что качество подготовки абитуриентов далеко не всегда соответствует требованиям. Так, на вступительных экзаменах у значительной части абитуриентов обнаруживаются существенные недостатки в подготовке по дисциплинам музыкально-теоретического курса (сольфеджио, элементарная теория музыки). Вступительные экзамены показывают, что только единицы умеют писать музыкальные диктанты, у многих отсутствуют достаточные слуховые представления об интервалах, простых аккордах и их обращениях, имеются пробелы в теоретических знаниях. Это говорит о необходимости изменений в методике преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ. Помимо абитуриентов со слабой или недостаточной музыкальной подготовкой, на дирижёрско-хоровое отделение поступают молодые люди, обладающие певческим голосом и музыкальным слухом, но не имеющие музыкальной подготовки. Став студентами, такие абитуриенты испытывают значительные трудности в обучении. Недостаточная музыкальная подготовка или ее отсутствие, а также неполная информация о будущей профессии значительно сказываются на качестве набора. При существующих проблемах набора вопрос о качественной профессиональной подготовке молодых специалистов в стенах среднего учебного заведения становится особенно актуальным.. Усложняет
проблему и то, что профессия дирижёра-хормейстера объёмна и многогранна. За четыре года обучения студенты должны овладеть мануальной техникой (новым для себя видом деятельности) и применять эту технику для раскрытия художественного образа хорового произведения, выразительного показа и, наконец, для управления хором. Наиболее трудным становится усвоение методики работы с хором или ансамблем и последующее применение этой методики в практической деятельности. Особая сложность заключается в том, что на уроках индивидуального дирижирования, хор, как певческий коллектив, существует только в воображении студентов Т.е. не имея визуального контакта, они не могут отследить результат воздействия мануальной техники, используемой в процессе работы с хором. Практическая деятельность студентов, согласно учебному плану, начинается лишь с III курса, а этого времени для приобретения начального практического опыта явно недостаточно. Поэтому для поддержания профессиональной подготовки на должном уровне необходимо было изыскать возможность увеличения времени, отводимого на учебный процесс, а также интенсифицировать сам процесс. Обе эти задачи были достаточно успешно решены в Хабаровском краевом колледже искусств.. Для увеличения учебного времени с 2012-2013 года в новый учебный план согласно ФГОС третьего поколения был добавлен один час в неделю на каждом курсе по дисциплине «Дирижирование» за счет факультативных занятий. Общее количество дополнительного учебного времени составило 36 часов в год или 142 часа за весь период обучения. Таким образом, появилась реальная возможность использования этого времени для формирования и закрепления технических навыков по управлению хором, таких как отработка различной сложности ауфтактов, внедрение в схемы показа звуковысотности трудных ходов мелодии, её ритмики, приёмов выстраивания аккордов на фермате и др.
Интенсификация учебного процесса ведется по двум направлениям: - сочетание в начальный период обучения групповых занятий с индивидуальными в классе одного педагога, - введение хоровой практики со второго года обучения. Групповые занятия проводятся в классе одного педагога в сочетании с индивидуальными. Частота их может варьироваться на разных этапах обучения. Групповые занятия полезны тем, что уже с первых уроков у студентов возникает визуальное представление о хоре, модель которого составляют студенты, принимающие участие в групповом занятии (кроме студентов 1-го курса могут привлекаться студенты старших курсов). Все жесты мануальной техники в исполнении студентов, все технические элементы приобретают осознанную направленность, предметно-волевое значение. Связь движения-сигнала с началом звука и с его окончанием, применение элементов мимики управления процессом исполнения, достижение эмоциональной окраски жеста – всё связано с конкретными исполнителями, с «хором». Такие занятия вызывают положительные эмоции, у студентов, помогают проявлению творческого начала и, что наиболее важно, формируют интерес к будущей профессиональной деятельности. С целью введения в учебный план практических занятий с хоровой группой для студентов второго года обучения преподавателем ПЦК «Хоровое дирижирование» Хабаровского краевого колледжа искусств Л.А.Шокаревой была разработана рабочая программа «Хормейстерская деятельность». Программа в 2009 году была внедрена в учебный процесс, а в 2012 году отредактирована согласно задачам нового ФГОС третьего поколения. Учебная дисциплина «Хормейстерская деятельность» вводится на II курсе и рассчитана на один год обучения, в течение которого студенты получают первоначальные практические навыки работы с курсовой
хоровой группой. Объём дисциплины составляет 56 учебных часов (в I семестре – 16 часов, во II семестре - 20 часов). В
тематическом
плане программы обозначены три раздела. В первом разделе программы рассматриваются основные технические задачи по развитию начальных навыков техники управления хором: - элементы дирижёрских схем как жест-«приглашение»

к началу и окончанию пения с использованием соответствующей мимики. - графический показ звуковысотности и ритмики мелодии. - тактирование попевок, несложных песен детского репертуара. - индивидуальное управление исполнением хоровой группой попевок, песен детского репертуара. Второй раздел программы направлен на развитие эмоциональной выразительности: - пластическое, эмоционально-образное наполнение дирижёрского жеста с помощью ассоциативных связей; - развитие эмоциональной реакции, выражение с помощью пластики различных эмоциональных состояний; - эмоциональное оформление стихов, малых стихотворных форм, песен в интеграции с мимикой, жестикуляцией, тоном голоса. (в приложении предлагаются примеры упражнений для развития начальных навыков техники управления хором и техники передачи эмоций) Эти два раздела связаны между собой и являются подготовительными для непосредственной практической деятельности студентов. Студенты отслеживают воздействие навыков, полученных в классе индивидуального дирижирования, на хоровой группе, на «живом» организме. Таким образом, они осознают органическую связь между жестом и звуком, получают осмысленное представление о назначении дирижёрского жеста. Например, качество исполнения ауфтактов к
вступлению и снятию фрагментов хоровых произведений в классе дирижирования отличается от ауфтактов, направленных непосредственно на исполнителей. Такой ауфтакт имеет предметный характер, сопровождается соответствующей «приглашающей» мимикой. Студент осознаёт момент возникновения звука, слышит результат воздействия своего жеста, может дать оценку его качеству. То же происходит при выполнении показа интонационных и ритмических ходов мелодии. Работа по развитию эмоций студента необходима, так как хормейстер «разговаривает» с хором посредством мимики и пластики жеста. Ни одно задание, связанное с техникой, не может быть выполнено без подключения соответствующей образному настроению мимики. Кроме того, студент- хормейстер, владеющий техникой передачи эмоций, чувствует себя более комфортно, уверено,. Поэтому, он способен к творчеству, к реализации своих способностей,. И это, несомненно, поднимает его самооценку. В тематическом плане третьего раздела программы представлены задачи непосредственной практической деятельности студентов. Существенная роль отводится формированию у студентов навыков планирования своей практической деятельности на этапе разучивания хорового произведения. Временной отрезок практической деятельности на начальном этапе должен быть коротким, поэтому студенты вначале осваивают план разучивания короткой попевки вместе с необходимыми целевыми установками. В него входит: -подготовка восприятия - показ; - пробное пропевание; - работа над ошибками; - итоговое пропевание; Характер попевок, песен и целевых установок, регламентирующих процесс разучивания, ориентирован, в основном, на детскую аудиторию, но предполагается и модель учебного хора. В первом случае готовить
восприятие песни лучше в форме беседы, игры («Какое сейчас время года?», «Кто к нам в гости пришёл?») В другом случае надо просто объявить о своих действиях («Сегодня будем разучивать…»; «Найдите в партитуре цифру 5… »). Показ произведения для разных аудиторий тоже может быть в разных формах: детям можно песню пропеть, а хор, знающий ноты, прочтёт произведение самостоятельно.. При пробном пропевании хормейстер использует подыгрывание мелодии на фортепиано, помогает хору т.н. «рабочим» жестом и голосом. А далее, на основе этого плана, последовательно увеличивается объём и сложность исполняемого музыкального материала: одноголосная песня из двух фраз, песня с элементами двухголосия, 4-8-тактов и т.д. Таким образом, на простых примерах происходит накопление эпизодов хормейстерской деятельности, тем самым снимается психологический дискомфорт студентов. На первый план выступает желание показать свои способности, самоутвердиться. Параллельное изучение курса «Хороведение» даёт возможность постепенно включать в практическую деятельность студентов анализ вокально-хоровых особенностей песни, элементарные приёмы работы над ними. Наряду с разучиванием повторяются упражнения на развитие пластики и эмоциональной выразительности. Во II семестре хоровая работа ведётся над одним, более сложным произведением: двухголосным, с элементами трехголосия. В течение семестра студенты по графику проходят весь цикл работы над хоровым произведением: разучивание, впевание, проверка хоровых партий, подготовка к концерту, концертное выступление. По окончании семестра проводится концерт-зачёт. Внедрение данной программы в учебный процесс увеличивает объём часов практической деятельности студентов, способствует их профессиональному становлению на более раннем этапе обучения и
показывает стабильный положительный результат на протяжении уже восьми лет. В начале курса мотивационный уровень студентов довольно низок, качество техники управления хором еще лишено предметной направленности. Студенты плохо представляют себе свою практическую деятельность и свою роль в ней. Но уже с первых практических занятий у студентов возникает визуальное представление о хоре, модель которого составляют студенты, принимающие участие в групповом занятии. Все жесты мануальной техники приобретают осознанную направленность, а технические элементы приобретают предметно-волевое значение. Осуществляется связь движения-сигнала с началом звука, с его окончанием; применяются начальные элементы мимики управления процессом исполнения, дирижёрский жест приобретает эмоциональную окраску. Все эти действия связаны с конкретными исполнителями, с «хором». Такие занятия вызывают положительные эмоции, помогают проявлению творческого начала и, что наиболее важно, формируют интерес к будущей профессиональной деятельности. Не менее важной задачей, решаемой на этих занятиях, является снятие психологической напряжённости в работе с аудиторией. Каждый студент в течение урока неоднократно оказывается в роли лидера, в центре внимания. Эта ситуация становится привычной, и студенты довольно легко адаптируются. В результате по окончании курса у студентов - закрепляется комплекс знаний, полученных на уроках специальности, хорового класса, постановки голоса, музыкально- теоретических дисциплин; - формируются хормейстерские и педагогические качества; - активизируется работа по психологической адаптации в период первого опыта практической деятельности; - формируется осознанное усвоение методов и приёмов вокально-
хоровой работы и первоначальных навыков управления певческим коллективом. Результат их деятельности, демонстрируемый по окончании курса на концерте-зачёте, даёт возможность преподавателям индивидуального дирижирования увидеть своих студентов в другом качестве, оценить их технические и исполнительские возможности, прогнозировать их дальнейшую учебную деятельность, усложнять произведения учебного репертуара и программы концертного выступления на Итоговой Государственной Аттестации. Приобретённые хормейстерские навыки закрепляются и с успехом реализуются в процессе хоровой деятельности на III курсе и в дальнейшей работе над программой ИГА. Практические занятия с хоровой группой со второго года обучения значительно улучшают качество профессиональной подготовки. Конечно, такие занятия не могут решить все имеющиеся проблемы. Однако введение программы «Хормейстерская деятельность» в учебный процесс увеличивает объём практических занятий и даёт студентам возможность приобрести практический опыт на более раннем этапе обучения. А. психологическая подготовка к роли лидера, и развитие эмоциональной выразительности – это непосредственный путь к саморазвитию личности студента и его будущей профессиональной самореализации.

Приложение.

Текстовые упражнения.

1.Упражнение «Буря мглою небо кроет».
Четверостишие Пушкина произносится всеми студентами с разными заданиями; вначале пафосно, торжественно, затем таинственно, затем с оттенком страха, ужаса. Произношение текста сопровождается соответствующей мимикой, и жестами. Затем текст произносится в форме диалога: первые две строчки произносятся одним студентом, вторые – другим. Задание: продумать и исполнить диалог в форме этюда: строгая учительница и провинившийся ученик; две подруги обсуждают вчерашнюю вечеринку и т.д.
Итог:
в процессе совместной работы снимается психологический барьер, создаются условия для самореализации.
2. Упражнение «Ехали медведи на велосипеде». ( К.Чуковский

«Тараканище»)
Каждый студент произносит фразу из известного стихотворения соответственно образу каждого персонажа, используя соответствующую пластику, мимику, тон голоса. Начинать стихотворение можно по очереди, тогда исполнительские задачи меняются.
Итог
: осуществляется накопление количества исполнительских вариантов.
3.Упражнение «Король».
Текст:
«Перебирая горох и фасоль, на мельнице старой жил старый

король ».

Задание: произнося данный текст, студенты стараются показать разных королей: король жадный, король задорный и совсем не старый, король- модник, король - трус и т.д. Средства достижения точности показа того или иного образа те же самые: пластика, мимика, тон голоса, пантомима. У каждого студента должно быть не менее двух портретов короля. Задание: показать портрет, только артикулируя его, не произнося текст вслух, при помощи пластики, пантомимы. Остальные студенты пробуют угадать образ изображённого короля.
Итог:
студенты накапливают этюды, тем самым, расширяя свою актёрскую палитру.
Вокальные упражнения.

1.

Попевки «Осень к нам пришла», «Дождик капает»
Студенты при исполнении используют графический и ритмический показ мелодии, изменение штриха на словах «дождик капает».
Итог:
усвоение показа графики и ритмики мелодии

2.

Упражнение « Маленькая ёлочка »
М.Красев Сл. З.Алексанрдовой Вначале студенты исполняют фразу все вместе, с показом графики и ритмики. Задание: добиться мягкости, выразительности исполнения. Затем задание усложняется: каждый студент выступает в роли дирижёра: он задаёт тон, настраивает певцов и проводит исполнение, указывая графику и ритм. Следующую тональность (по полутонам) находит другой студент. Т.о. попевка исполняется в нескольких тональностях.
Итог:
отрабатывается умение задавать тон по полутонам, настраивать хор. Каждый студент побывал в роли дирижёра, управлял исполнением других певцов, отрабатывались ауфтакты ко вступлению и снятию.
3.

Песня «Двое жадных медвежат».
Венгерская народная песня Русский текст Т.Горбуновой
Двое жадных медвежат по тропинке в лес спешат. Припев: Зимле-зум, зимле- зум, Реце-фице, бум-бум-бум. Вдруг увидели задиры на пеньке головку сыра. Припев Не поделят сыра братцы, стали спорить и ругаться. Припев Вдруг на шум и голоса вышла из лесу лиса. Припев Сыр плутовка ловко делит, то откусит, то померит. Припев И остались от сырочка два малюсеньких кусочка. Припев «Стыдно жадничать», сказала, повернулась и пропала Припев Каждым из студентов исполняется запев песни в соответсвующем тексту характере. Он же является дирижёром последующего припева. Характер и темп исполнения припева дирижёр должен проявить в ауфтакте. Последовательность куплетов не меняется, а вот дирижёры должны меняться. Таким образом, каждый студент-дирижёр с помощью ауфтакта, соответствующей динамики и штриха должен показать темп и характер любого куплета песни.

Итог:
это упражнение развивает умение дать ауфтакт в определённом характере и темпе, стимулирует повышение качества исполнения песни и владения голосом в момент п о ка з а , организаторские способности.
4. Разучивание и исполнение каноном русской народной песни

«Со вьюном я хожу»
Тема канона исполняется всеми певцами с показом графики и ритмики мелодии. Затем студенты делятся на группы и исполняют куплет песни каноном. У каждой группы свой дирижёр. Последовательность вступления может меняться. Задача состоит не только в том, чтобы показать вступление своей группе, но и в том, чтобы правильно распределить динамику исполнения: начать тему громче, а затем уступить «дорогу» следующей партии. По возможности (если позволяет количество участников) тему можно исполнять и на три голоса. Упражнение заканчивается совместным музицированием.
5.Упражнение на развитие эмоциональной реакции «Эстафета».
Студенты становятся в круг. Правой рукой касаются плеча соседа, стоящего справа. Характер прикосновения может быть разным, но точно таким, каким его предложил водящий. Задание: точно скопировать и передать «слепок жеста» следующему студенту. Передачу следует осуществлять как можно быстрее. Упражнение можно выполнять в обе стороны. Водящие меняются, меняется и характер жеста, темп выполнения движений.
Итог:
это упражнение развивает эмоциональную реакцию, способ- ствует повышению качества техники дирижёрского жеста.


В раздел образования