Напоминание

Интерактивные методы обучения профессианальному мастерству


Автор: Дохновская Анна Степановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Колледж"Коломна" г.Коломна
Населённый пункт: г. Коломна Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерактивные методы обучения профессианальному мастерству
Раздел: среднее профессиональное





Назад





А.С. ДОХНОВСКАЯ

ГБОУ СПО МО Коломенский политехнический колледж

преподаватель

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ

Смена образовательной парадигмы предлагает иное содержание образования, иные подходы к обучению, иные отношения преподавателя и учащихся, иной педагогический менталитет. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного конкурентно способного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельно сти, готового к п о с т оя н н ом у профессиональному росту, социальный и профессиональной мобильности. Наше учебное заведение, осуществляет подготовку кадров по техническим специальностям. При проектировании программ в режиме социального партнёрства с предприятиями, стремится максимально использовать возможности такого сотрудничества – совместно разрабатывать содержания обучения и реализовывать его. Интеграция технической школы с производством – объективная тенденция развития профессионального образования на современном этапе. Предприятия социальных партнёров совместно с колледжем, имеют возможность определять объём тех знаний, умений, которые будут востребованы на производстве. Предприятия всё более заинтересованы в насыщении всех звеньев производства работниками, обладающими творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельно сти, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Преподавателю, работающему в СПО в 21 веке постоянно приходиться задумываться над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать познавательный интерес у студентов к своему предмету. Перед преподавателем возникают новые задачи по организации учебно-познавательной деятельности студентов, которые будет направлять не только на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и на
возможность реализации своих потенциальных возможностей, на развитии качеств личности каждого студента, анализ своего компетентного роста. Проблема организации учебно-познавательной деятельности на сегодняшний день остаётся одной из актуальных. Изучению данной проблемы посвящены многие труды психологов, педагогов, методистов. Среди наиболее значимых работ в отечественной психологии, посвящённой учебной деятельности является научные труды С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Богоявленского, Л.С.Выготского, В, В, Давыдова и многих других. Одним из вариантов решения этих проблем, на мой взгляд, видится использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности студентов на уроке, путём использования интерактивных метод обучения. Интерактивный метод тесно связан с индивидуальным подходом к обучению, который основан на эффективной обратной связи, непрерывном открытом и свободном общении. Интерактивное обучение решает одновременно несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; -формирует информационную компетенцию, обеспечивает студента информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общеучебные умения и навыки; - выполняет воспитательные функции, приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение требует использование специальных форм организации познавательной деятельности и ставит конкретные и прогнозируемые цели, создать комфортные условия, включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Преподаватель перестаёт быть на занятии центральной фигурой, а лишь регулирует учебно-воспитательный процесс. В обучении общению на уроках биологии Я использую различные интерактивные методы. Игровой метод обучения, на мой взгляд, наиболее эффективный для решения проблем в учебно-познавательном процессе студентов в системе СПО. В моей педагогической деятельности на уроках биологии активно применяются ролевые игры. Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправления поведением. Применение различных игр формируют, умение решать задачи, на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Ролевые игры, наиболее часто проводимые на уроках, позволяют заметить, что студенты не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Процесс обучения становиться интересным, студенты легче преодолевают трудности в усвоении учебного материала. Игровая форма занятий создаётся мной при помощи игровых приёмов и ситуаций, взятых из профессиональной деятельности, которые вступают как средства побуждения стимулирования студентов к учебной деятельности. Используя ролевые игры в учебном процессе, я заранее разрабатываю сценарий урока – условное отображение ситуации. В сценарий входит: - учебная цель занятия;
- характеристика проблемы; - обосновании актуальности поставленной задачи; - план ролевой игры; - характеристика действующих лиц. Ситуация для ролевых игр выбираем из профессиональной деятельности учёных разных стран. В ходе ролевой игры участники «разыгрывают» по ролям конкретную ситуацию. Студентам предлагается роль учёного и подготовить выступление выбранного учёного. Для достижения поставленной цели, студенты выполняют творческие задания, которые они получили заранее и самостоятельно находят информацию по какой-либо проблеме российских и зарубежных учёных. Студенты на уроке ведут беседу от реально существующих специалистов, экологов, биологов разных стран. Важный момент ролевой игры- оснащение урока дидактическим материалом, статистическими цифрами, фактами, графическими знаками, научными данными. Обеспечение учебной рефлексии даёт проведение на уроке блиц викторины: «Стресс, страх, усталость» - (область применения лекарственных растений и животных - человеком). После инсценировки ситуации ролевой игры мы проводим обсуждение. Следует анализ и оценка результатов игры. Выступают эксперты: на роль экспертов назначаю «сильных» студентов. Они дают свою оценку выступлению специалистов и учёных разных стран. Происходит обмен мнениями, студенты делают выводы. Важным моментом ролевой игры является формулировка и выработка «экологического устава» - Охрана окружающей среды. Студенты самостоятельно предлагают пути решения экологической проблемы и формулируют (подводят) окончательные итоги:
- была ли решена проблема? Как она была решена? - какие пути решения названной проблемы глобального масштаба можно было бы выбрать? - как можно охарактеризовать – действие государства в данной проблеме? - какой вклад в изменении экологической проблемы планеты вносит лично студент? Во время ролевых игр студенты учатся общаться с сокурсниками (индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность студентов). При «добыче» информации студент общается с документами, научными данными, исследовательскими работами, интересными фактами. Эти навыки понадобятся выпускникам технических учебных заведений СПО в их профессиональной деятельности на предприятиях, заводах, научных центрах. Таким образом активные методы обучения – ролевая игра, урок Симпозиум, деловая игра и другие позволяют решить одновременно несколько задач: - обеспечить активное участие студентов в проведении урока; - варьировать степень управляемости деятельности преподавателя; - установить контроль усвоения учебного материала. Интерактивные методы обучения на уроках биологии вне зависимости от форм и способов организации, должно активно развиваться в
теоретическом и практическом плане. Это методическое веяние времени, которое связано с взаимодействием преподавателя и студента. Переводит студента из пассивного потребителя образовательных услуг к активному творцу собственной компетенции, умеющий сформулировать проблему, проанализировать и доказать её правильность. Литература 1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: медот. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. 2. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб - метод. пособие. – Саратов: Наука,2009. 3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – м.: Академия, 2009. 4. Брыкин Ю.В. Организация индивидуально-групповой учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. автореферат. Москва: 2004. 5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т.- М. НИИ школьных технологий, 2006.



Методика оценки коммуникативных способностей педагога

Приме: Оценка коммуникативных способностей педагога

Дата: 22 октября 2015 года Группа: 105-ТМ Предмет: Литература

Преподаватель: Светлова О.И. Стаж работы: 20 лет



п

/п

Характеристики вербального и

невербального поведения преподавателя

Уровни
ни зкий Н иже сред него ср едний В ыше сред него В ыс ок ий вы сший 1
Речь

Преподаватель говорит грамотно,

Убедительно, содержательно;

использует яркие, необычные примеры,

Факты, идеи, проблемные вопросы

основываясь на личном опыте

студентов
1 2 3 4 + 5 6 2
Голос

С помощью голосовых интонаций и

модуляций выделяет искренность,

оптимизм, доверие к студентам
1 2 3 4 + 5 6 № п /п
Характеристики вербального и

невербального поведения преподавателя

Уровни
Н из к ий Н иже средн его с редн ий В ыше средн его в ысо кий вы сший 3
Выразительные движения

Преподаватель использует так

называемое помогающее поведение, т.е

Широкий спектр жестов, поз,

мимических реакций для проявления

доброжелательного отношения ко всем

обучаемым и облегчение освоения темы
1 2 3 + 4 5 6 4
Передвижение в пространстве

аудитории

В течении учебного занятия педагог

передвигается по аудитории, оказывается

перед студентами, стоит или сидит рядом с

ними и т.д.
1 2 3 4 + 5 6
5 Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает преподавателю заражать аудиторию своей энергией, вовлекать студентов в процесс творчества. 1 2 3 + 4 5 6 6
Воздействия

Педагог изобретательно использует

вербальные и невербальные средства

воздействия на основные системы

переработки информации студентами
1 2 3 + 4 5 6 7
Наблюдательность

Преподаватель постоянно видит и

слышит каждого студента, замечает и

грамотно реагирует на малейшие

изменения в его внешнем облике и

внутреннем состоянии
1 2 3 + 4 5 6 № п /п
Характеристики вербального и

невербального поведения преподавателя
Уровни н изк ий Н иже средн его с редн ий В ыше средн его в ысо кий вы сший 8
Форма поведения

Преподаватель гармонично сочетает

вербальную и невербальную формы

поведения, стараясь ограничивать

вербальную, чтобы студенты могли

больше говорить на занятии сами,

высказывать свои мысли, идеи,

обмениваться мнениями
1 2 3 4 + 5 6 9
Виды взаимодействия

Педагог использует разные приемы

взаимодействия на учебном занятии:

А) преподаватель – группа: педагог

объясняет материал всем, задает вопросы,

отвечает на вопросы студентов;

Б) преподаватель – студент: педагог

объясняет что-либо студенту, спрашивает

его, отвечает на его вопросы;

В) студент – студент: преподаватель

просит одного студента объяснить что-либо

другому или организует совместную работу

студентов в малых группах;

Г) преподаватель – студенты: студенты

работают самостоятельно, а педагог чутко

наблюдает, когда, кому и какая помощь

нужна
1 2 3 4 + 5 6
1 0
Паузы

Преподаватель организует короткие

перерывы в работе студентов для

обдумывания ими того или иного вопроса,

для разрядки, снятия напряжения,

усталости
1 2 3 4 + 5 6


В раздел образования