Автор: Кешокова Алеся Анзоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №176 "Карандаш" Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: Конспект по познавательно-исследовательской деятельности Тема: Тема: "Внешнее строение человека" Раздел: дошкольное образование
Автор составитель: Кешокова Алеся Анзоровна МАДОУ МО Краснодар"
Детский Сад №176 "КАРАНДАШ"
Дата проведения :16.01.2016.
Применяемая
технология:
сохранения
и
стимулирования
здоровья.
Цели : учить различать понятия «часть тела» и «орган», уточнить для чего
нужны
те
или
иные
органы.
развивать
интерес
к
изучению
себя,
своих
физических
возможностей
(внешний
вид)
(«Здоровье-Безопасность»);
поддерживать
и
развивать
интерес
детей
к
совместному
со
взрослым
и
самостоятельному обследованию своего тела («Познание»).
Материалы и оборудование : картинки человека и его части тела.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнаете, зачем человеку нужны те или
иные органы.
Воспитатель: Вы знаете, что называется частью тела и что - органом?
У
животных
всего
три части тела: голова, туловище и хвост.
Давайте
посмотрим, какие части тела естьу человека. Маша, подойди ко мне. Голова
есть? Есть! Какая часть тела называетсяголовой?
Дети: (Ответы. Справка: головой называется часть тела, на которой
сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)
Зачем она нужна?
Дети:
(Ответ: чтобы думать, есть, дышать…)
Воспитатель: Туловище
есть? Есть! Какие органы есть на туловище и внутри?
Дети: (Руки, ноги, сердце, легкое…)
Воспитатель: Есть ли у человека хвост? Сейчас
посмотрим.
Нет.
А
у
животных
есть.
Бывает,
что
и
дети
рождаются
с
хвостиками, но у наших детей хвостиков нет. Органов у человека много. Я
буду
называть
органы,
а
Настя
покажет
их
на
себе.
Глаза…рука…рот…
сердце…поняли, что такое орган?
Воспитатель:
Сейчас мы будем рассматривать все органы по
порядку сверху вниз. Волосы Что располагается выше всего? (потрогать
волосы Пети) познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы…
Подавите их…Подергайте…Те, кто сидят слева, закроите глаза, а сидящие
справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали. А теперь,
кто хочет - выдерните волосинку. Что почувствовали?
Дети: боль
Воспитатель: Кто скажет, зачем нам нужны волосы?
Дети: (Ответ: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия,
согревать ее и закрывать от жарких лучей солнца)
Кожа
Воспитатель: Что
располагается ниже?
Дети: (Лоб)
Воспитатель: Что внутри?
Дети: (Мозг)
Воспитатель: Зачем нам мозг?
Дети: (Чтобыдумать)
Воспитатель: Чем сверху покрыт лоб? Дети: (Кожей) Кожа есть не
только на лбу, но и на всех остальных участках тела. Мы изучим и ее.
Сидящие слева, закройте глаза. Сидящиеправа, приложите к коже товарища
предметы,
которые
я
дам.
(Даю
стаканчики
с
теплой
водой)
Что
почувствовали?
Воспитатель:
Владик
подойди
ко
мне.
Закрой
глаза
и
определи
предмет, какой я тебе дала.(Даю любой предмет). А теперь ущипните кожу
легонько ногтями. Что почувствовали
Дети: (Боль).
Воспитатель: Что может чувствовать кожа.
Дети: (Тепло, холод, боль, прикосновение).
Глаза
Воспитатель: Что находится ниже лба?
Дети: (Глаза)
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза
и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте.
(Показать ручку. Молчание) А теперь? (Показать книгу. Молчание.)
Воспитатель: Откройте глаза.
Вот что я делала (повтор действий) Зачем нужны глаза?
Дети: (Чтобы видеть)
Воспитатель: У глаз есть помощники и защитника.
Давайте, познакомимся с ними.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Что значит «моргать»?
Какой орган в этом участвует?
Дети: ( Веки) Зачем нужно моргать?
Воспитатель: Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что
сделал товарищ? Зачем нужны веки и ресницы?
Дети : Чтоб защищать глаза от пыли.
Воспитатель:
Рассмотрим,
зачем
нужны
брови.
Те,
кто
находятся
слева, сидите прямо, Те, кто находятся справа, возьмите пипетку, осторожно
капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте куда потечет
вода... Поменяйтесь ролями.
Воспитатель: Зачем нужны брови
Дети: (Чтобы отводить пот со лба)
Нос
Воспитатель: Что ниже?
Дети: (нос)
Воспитатель: Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а
рот - другой и сидите … Зачем нужен нос?
Дети: (Чтобы дышать)
Воспитатель: Но у него есть еще одна обязанность. Те, кто сидят
слева, закройте глаза. Сидящие справа, развяжите узелок с ватой и поднесите
вату к носу товарища . Что узнали товарищи с помощью носа? Поменяйтесь
ролями. Так зачем нос?
Дети: (Дышать и различать запахи)
Уши
Воспитатель: Что находится сбоку?
Дети: (уши)
Воспитатель:
Зачем
они
нужны?
Плотно
закройте
себе
уши
ладошками,
прижмите
ладошки
к
ушам.
(Произношу
несколько
слов
достаточно тихо) Откройте уши. Что я только что делала? Что я сказала? Еще
один опыт. (Произвожу за ширмой некоторые действия: переливаю воду из
полного стакана в пустой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой) Что я
делаю? Так зачем нам уши?
Дети: (Чтобы слышать)
Рот
Воспитатель: Что располагается ниже?
Дети: (Рот)
Воспитатель: Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек
хлеба. Съешьте его. Теперь сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, я
иду гулять. (Дети не могут).
Воспитатель: И еще один опыт. Те, кто сидит справа, возьмите спичку,
обмакните вату в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику
языка товарища. Что почувствовали? Использованную спичку положите на
блюдце, и поменяйтесь ролями…Что почувствовали?
Воспитатель: Так зачем нам рот?
Дети: (Чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус)
Шея
Воспитатель: Что ниже?
Дети: (Шея) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните,
что вы видите … А теперь поворачивайте голову в любые стороны … Вы
видите сколько же или больше? Зачем нужна шея?
Руки и ноги
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, зачем человеку руки, Никита,
подойди
ко
мне.
Убери
руки
за
спину
и
возьми
со
стола
книгу.
Не
поворачивайся. Зачем тебе руки?
Воспитатель: А теперь походите все по комнате, только без ног..Зачем
нам ноги?
Дети: (Чтобы ходить)
Внутренние органы.
Воспитатель:
Внутри
туловища
есть
много
органов.
Давайте
послушаем, как работает сердце. Те, кто слева, будут подопытными. Те, кто
сидят справа, приложите ухо к груди своего товарища и прислушайтесь…
Поменяйтесь ролями.
Воспитатель:
Е с т ь
в
туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить
на других занятиях.
Заключение
Воспитатель: А в конце ответьте мне на вопрос: нашли ли мы с вами
хоть один орган, который был бы не нужен человеку? А такой орган, который
бы ничего не делал?
Дети:
(Нет)
Воспитатель:
Поиграем в игру «ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ»
Цель: координация речи с движениями, уточнение названий частей тела.
Проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на
упоминаемую часть тела, развитие памяти.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Воспитатель : О чём мы с вами сегодня беседовали? Что нового узнали?
Интересно вам было? На столах у вас лежать листы и карандаши можете
подойти и попробовать нарисовать человека.