Автор: Питенко Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Малинский ЦРР д/с "Ивушка" Ступинского района Московской области Населённый пункт: п. Малино Наименование материала: Статья Тема: "Удивительные свойства воды" Раздел: дошкольное образование
Статья к проекту «Удивительные свойства воды»
.
Проект «Удивительные свойства воды» (далее
Проект) задумывался мной
как познавательно-
практический проект. Был подобран методический и дидактический материал по теме
проекта, на его основе подготовлены перспективное планирование, задания и конспекты
занятий согласно требованиям ФГОС. Данный проект длился один год и был рассчитан
для детей старшего дошкольного возраста.
В
ходе
подготовительного
этапа
проекта,
совместно
с
детьми
мы
рассматривали
иллюстрации с изображением воды, разгадывали загадки о воде, ее свойствах и состояниях
в которых встречается вода в природе. Читали и заучивали небольшие стихотворения,
поговорки и пословицы о воде. Знакомились с художественной литературой – сказками,
рассказами
по теме проекта. Знакомились с географической картой мира – выясняли,
сколько воды на нашей планете. Беседовали о значении воды для человека, животных и
растений. Смотрели познавательные фильмы о воде, в которых рассматривались опыты с
водой.
На
данном
этапе
работы
над
проектом,
я
стремилась
заинтересовать
детей,
опираясь на имеющиеся у них знания о воде. Знакомя ребят
с
н о в о й
и н ф о рма ц и е й ,
я
каждый раз строила
проблемную
ситуацию
т а к и м
образом,
ч т о б ы ,
решив
ее,
ребята
могли узнать нечто
новое о воде.
Начиная
основную
работу
над
проектом,
я
пригласила ребят в «лабораторию» (организованное место в группе на время проведения
проекта) и предложила стать учеными. Посвящая ребят в ранг ученых исследователей, я
торжественно
вручила
каждому
их
них
капельку-эмблему.
Затем,
объявила,
что
наш
коллектив
ученых
должен
будет
изучать
свойства
воды.
Неподдельным
был
интерес
старших дошкольников к данной теме в ходе занятий. Каждое занятие начиналось с того,
что все дети (в том числе, и я), надевали на одежду капельки-эмблемы, символизирующие
работу над проектом и отправлялись в «лабораторию» или на улицу для занятий. На
Чтобы заинтересовать ребенка,
Вовлекайте
его
в
познавательную
деятельность.
Постройте деятельность так, чтобы
ребенок
Сам
стремился
задавать
вопросы
и
делать выводы.
занятиях
я
стремилась
заинтересовать
ребят,
вовлечь
их
в
коллективную
и
индивидуальную деятельность. Ребятам были предложены разработанные мной задания по
теме
занятий.
Задания
были
выстроены
таким
образом,
чтобы
ребята,
могли
самостоятельно работать с водой и самостоятельно отмечать результат на предложенных
им
карточках.
Затем,
сами
делали
выводы.
Интересными
были
задания,
выполнение
которых, предполагалось с опорой на словесную инструкцию педагога. Приятно отметить
и тот факт, что ребята стремились помочь друг другу. Эмоционально насыщенными были
игровые ситуации, в которых ребята, выполняя роль молекул воды, демонстрировали
различные ее состояния: жидкое – свободно гуляли по ковру, газообразное – старались
держаться ближе друг к другу, твердое – собирались в центре. Были речевые физминутки,
на которых, дети делились на команды с соответствующими эмблемами: «времена года» и
«состояния воды». «Времена года» загадывали загадки, а «состояния воды» отгадывая,
отправлялись в команду времени года. Мы даже провели опыт, в ходе которого, у нас
получилось добиться эффекта – круговорот воды. Мы наливали горячую воду в емкость,
под идущий горячий пар мы ставили пластмассовую крышку, на которую оседал пар.
Накапливаясь, пар образовывал капли, которые падали в емкость с водой и, нагреваясь,
снова поднимались вверх в виде пара. В процессе работы над проектом ребятам давались
задания на дом, например, сфотографировать необычные скульптуры из снега или льда в
зимнее время года.
Сфотографировать туман или дождь весной, летом или осенью.
Выяснить и сфотографировать, где, в домашних условиях можно встреть воду в трех
состояниях
(твердое,
жидкое,
газообразное).
Моим
юным
ученым
очень
нравилось
проводить опыты с водой, используя микроскоп. С помощью микроскопа нам удавалось
рассмотреть воду в жидком и твердом состоянии, воду окрашенную красками, йодом,
фруктовым соком, воду взятую из лужи на улице (летом, весной, осенью), талую воду
(зимой). Все увиденное, мы заносили в дневник наблюдений. Познавательными были и
занятия, на которых ребятам предстояло окрасить воду красками, затем разлить ее по
формочкам и заморозить. После того, как окрашенный лед таил, мы оценивали результат.
Занятия,
на
которых,
ребята
фильтровали-очищали
воду
различными
способами:
с
помощью
ватного
диска,
хлопчатобумажной
салфетки,
марли
сложенной
в
несколько
слоев,
обычной
бумаги,
мелкого
ситечка,
переливания
из
одной
емкости в другую, очищения окрашенной воды через
песок,
в результате чего мы получали окрашенный песок,
оставляли положительный эмоциональный отклик у
моих
ученых.
Окрашенный
песок,
мы
демонстрировали
р е бя т а м
мл а д ш е й
гру п п ы .
И н т е р е с н ы м
и
познавательным
было
занятие,
на
котором,
мы
с
ребятами пробовали рисовать красками на льду, но
не
брали при этом жидкую воду. Проблемная ситуация
была
поставлена
таким
образом,
что
у
нас
нет
воды,
а
нужно
выяснить можно ли рисовать красками на льду. Решение данной проблемы не заставило
себя долго ждать, дети предложили растопить кусочек льда в ладони, разъяснив мне и
остальным
ребятам,
что
в
теплой
руке
лед
растает
и
превратиться
в
воду.
Данный
эксперимент был выполнен успешно. Запоминающимся оказалось занятие, на котором,
ребята окрашивали кусочки льда разной формы, а затем создавали разноцветные мозаики.
Мы даже рисовали водой. Познавательным было занятие, на котором, мы совместно с
ребятами рисовали на снегу водой с красками выполняя хаотичные движения, а потом мы
всматривались в получившиеся образы. У нас получались горы, деревья, фейерверк и
многое
другое.
С
помощью
этого
игрового
задания
мы
развивали
воображение,
пространственное и сенсорное восприятие. Мы рисовали кусочками льда на асфальте: лед
таял, оставляя мокрые следы. А на листе бумаги, мы рисовали цветными кусочками льда,
при таянии оставались следы краски. Мы проверяли прозрачность воды. Для этого, мы
набирали две банки с водой. Одну воду оставляли прозрачной, а во вторую добавляли
белую краску. Затем, ребята опускали руки в банки и делали вывод о том, что в мутной
воде, содержащей какие-либо примеси предметы не видны. А в прозрачной воде без
примесей – все видно. На занятиях проводимых
на улице в зимнее время года мы
проверяли прочность льда – стояли на поверхности замерзших луж. Эксперименты с водой
настолько понравились многим ребятам, что, приходя в детский сад из дома, ребята
рассказывали сверстникам и мне, как они дома с мамой или папой проделали такой же
опыт с водой. Как они фильтровали воду, пытались растворить в ней различные вещества:
сахар или соль. Окрашивали ее красками, молоком или йодом. Рассказывали о том, как
раскрашивали постройки из снега.
В процессе работы над проектом мы выяснили, что вода встречается в трех состояниях.
Узнали, что вода растворяет не все вещества, может удерживать на своей поверхности
легкие предметы, а тяжелые наоборот, тонут в воде. Наблюдая за водой в течении года, мы
увидели воду в природе в разных ее проявлениях: туман, лужи на асфальте, снеговик
зимой,
сосульки
на
крыше,
снежинки
на
шапке,
кристаллы
снега,
замерзшие
лужи,
морозные
узоры
на
окне.
Старшие
дошкольники
научились
проводить
элементарные
опыты с водой. Стали более наблюдательными и отзывчивыми. Действительно, вода имеет
удивительные свойства.
Работая над проектом, мы совместно с ребятами и их родителями создали фотоальбом
в который вошли фотографии, отражающие нашу практическую деятельность. Нами также
были созданы папки-передвижки, содержащие в себе рисунки детей на тему «Это все из
воды».
Была
также
выполнена
коллективная
работа
«Мы
узнали,
что
вода…».
Заключительным этапом
проекта «Удивительные свойства воды» стало мероприятие,
проведенное
совместно
с
родителями,
в
которое
вошли:
видео
презентация
о
нашей
познавательно-практической деятельности, викторины, кроссворды, загадки о воде и ее
свойствах,
эксперименты
с
водой,
выполненные
родителями
под
руководством
юных
исследователей.
Я очень довольна юными исследователями. Заканчивая работу над данным проектом,
мои маленькие ученые спросили у меня, что мы будем изучать в следующем году? Я
предложила ребятам следующую тему исследования – космос.
Удивительный это предмет,
Нет и вкуса, и запаха нет!
Он течет, замерзает, хрустит…
От чего же, когда он бурлит,
Пар столбом от него так валит?
Почему же, скажите друзья,
Растворяет он сахар тогда?
Мы окрасим его так легко,
Стоит краску добавить в него.
Удивительный он – не простой!
Мы сквозь фильтр процедим густой,
Снова прозрачным он станет тогда,
Что это друг мой?
Этот предмет - Вода!