Значение двигательной активности в профилактике негативного влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на здоровье ребенка
Автор: Арнаут Галина Викторовна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №10 Населённый пункт: Ростовская область, город Донецк Наименование материала: статья Тема: Значение двигательной активности в профилактике негативного влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на здоровье ребенка Раздел: дошкольное образование
Значение двигательной активности в профилактике негативного
влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на
здоровье ребенка.
В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно
раннее
знакомство
детей
с
электронными
гаджетами
(планшетными
устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Родители
считают
их
цивилизованными
средствами
для
утешения,
отвлечения
и
развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что
электронные
игрушки,
занимая
внимание
детей,
позволяют
родителям
освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена
человеческого
способа
коммуникации
в
семье
электронным
суррогатом
представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и
алгоритм
психического,
социального,
культурного
и
духовного
развития
детей.
Малолетние
пользователи
электронных
игрушек
становятся
самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в
контактах
с
родителями
и
детьми.
Постепенно
взрослые
утрачивают
ведущую
роль
в
отношении
психического,
речевого,
эмоционального,
коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность
влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного
увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами
аутистического
спектра
(РАС),
которые
постепенно
превращаются
в
«эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым
осторожным
оценкам,
не
менее
150
тысяч
детей
с
аутистическими
расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в
возрасте до 18 лет».
Период дошкольного детства — это время знакомства с социальной
средой
вне
рамок
семьи,
встраивание
в
систему
социальных
отношений
путем
постепенного
узнавания
и
принятия
правил,
диктуемых
данным
сообществом.
На
фоне
возрастающего
интереса
к
миру
человеческих
отношений, желания активно участвовать в жизни «взрослых», не будучи
взрослыми,
у
детей
рождается
важнейшее
новообразование
дошкольного
детства — ролевая игра, в процессе которой они берут на себя роль взрослых,
воспроизводят отношения и деятельность взрослых (Белоусов и соавт., 2014).
По
мнению
Д.Б.
Эльконина,
игра
—
это
особая
форма
освоения
действительности путем ее воспроизведения, моделирования. В игре ребенок
сначала
эмоционально,
а
затем
интеллектуально
осваивает
всю
систему
человеческих отношений, а из отношения к другому человеку рождается
смысл
поступков
и
действий.
Эволюция
действия,
по
Д.Б.
Эльконину,
проходит следующий путь: ребенок ест ложкой — манипулирует («кормит»)
ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется,
кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия
развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому
действию, имеющему смысл для другого человека; от единичного действия к
его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий, в
этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение
игры.
Игра социальна, ее появление возможно лишь в общении с взрослым, в
наблюдении за его поведением, эмоциями, деятельностью, речью. В процессе
ролевой игры закладывается фундамент общения, апробируются варианты
эмоционального реагирования и стратегии поведения, принятые в данной
семейной
системе,
развиваются
внимание,
память,
речь,
творческое
воображение,
доступные
возрасту
виды
продуктивной
деятельности
(рисование, конструирование, лепка). Необходимость подчинения правилам и
запретам,
следование
сюжету,
выполнение
игровых
условий,
умение
договариваться с другими детьми, участвующими в игре, все это позволяет
рассматривать
ролевую
игру
как
неотъемлемую
часть
процесса
формирования
произвольной
регуляции
собственного
поведения
и
деятельности (Эльконин, 1999; Эльконин, 2007).
Игра важна для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это
способность человека анализировать свои собственные действия, поступки,
мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, с действиями,
поступками,
мотивами
других
людей.
В
ролевой
игре
формируются
предпосылки к рефлексии как способности осмысливать свои собственные
действия, предвидя реакцию других людей.
Компьютерная
игра
в
исполнении
дошкольника
имеет
другую
психосоциальную структуру. В ней преобладает механическое следование
игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких
цветовых
эффектов,
многократный
повтор
действия
для
достижения
результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности, попытки
поймать,
отсортировать
или
собрать
что-то,
преодолевая
однотипные
препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. «Иллюзия выбора»
позволяет ребенку выбирать не стратегию поведения и деятельности, а лишь
второстепенные детали (вид питомца, тип одежды, спортивного инвентаря
или оружия, внешний вид персонажа и т.д.). Эта игра не требует высокого
интеллектуального
потенциала,
творчества,
умения
разговаривать,
договариваться
и
сотрудничать,
проявлять
личностные
душевные
и
нравственные качества. Но она привлекает сенсорными эффектами, иллюзией
управляемости
(«захочу
—
включу,
захочу
—
выключу»),
примитивным,
понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг,
независимо от друзей и родителей. Игры с явно агрессивной тематикой
формируют
разрешенное
агрессивное
поведение,
которое
без
должного
критического отношения к нему экстраполируется детьми в социум.
В
большинстве
семей
раннее
знакомство
с
компьютером,
освоение
ребенком
игровых
программ
воспринимаются
как
его
достижение,
проявление его сообразительности и способности быстро, без разъяснений и
инструкций разобраться со сложной техникой. В «докомпьютерную» эпоху
ребенок не мог оказаться на равных с родителями, занимаясь физическим или
интеллектуальным трудом. Он знал, для того чтобы стать «как папа», ему
надо вырасти, приобрести знания, умения и навыки. В современных условиях
для
ребенка,
ориентирующегося
в
компьютере
наравне
с
членами
своей
семьи, становится неочевидным родительское право на доминирование («Я
играю лучше папы в эту игру, значит, я такой же умный, как он, и почему
тогда
он
мною
командует?»).
Доминирующим
становится
родитель,
обладающий правом открывать доступ к гаджету. Закономерны проблемы
неподчинения
взрослым
и
снижение
авторитета
родителей,
что
находит
отражение в изменении семейной структуры. Какую же роль компьютер
играет в современной семье? Только ту, которую ему отведет семья, только те
функции возьмет он на себя, которые родители готовы ему делегировать.
Если
ребенок
раннего
и
дошкольного
возраста
бесконтрольно
и
длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится
лучшим
другом,
любимым
или
единственным
способом
занять
себя
и
заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру
интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если
время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью,
чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия
спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни
семей
и
воспитания
детей.
Безответственное
пользование
достижениями
цивилизации
становится
фактором
риска
дезинтеграции
и
деградации
психических функций и поведения детей, семей и общества (Белоусов, 2014).
Для
эффективного
общения
ребенок
должен
уметь
организовать
взаимодействие
с
другими
детьми,
слушать
и
слышать
собеседника,
понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта,
адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти
коммуникативные навыки можно только в процессе общения (Самохвалова,
2011).
У
дошкольников
с
недостатком
двигательной
активности
и
частым
использованием ИКТ и различных гаджетов наблюдается повышение частоты
и
силы
выраженности
симптомов
синдромов
астении
и
хронической
усталости, неврозоподобных и истероподобных состояний, а с возрастом
выраженность данных симптомов только усиливается, особенно у мальчиков,
что
позволяет
говорить
о
негативном
влиянии
на
психическое
здоровье
длительного использования ИКТ, особенно начиная с раннего возраста.
Важно:
1.
В
дошкольных
учреждениях
продолжительность
занятий
с
использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5
лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.
2.
Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует
проводить
не
чаще
двух
раз
в
неделю
в
дни
наиболее
высокой
работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий
следует проводить гимнастику для глаз.
3.
Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных
учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и
других оздоровительных мероприятий.
Комплексы
физических
упражнений,
направленные
на
профилактику
и
коррекцию
негативных
последствий
длительного
использования различных ИКТ дошкольниками.
Упражнения для глаз
● Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить
глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 сек. так же перевести
взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали.
Не щуриться.
● Моргать в течении 1-2 мин.
● С напряжением закрывать на 3-5 сек. попеременно один и другой глаз.
● В течении 10 сек. несколько раз сильно зажмуриться.
● В течении 10 сек. менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх,
вниз.
●
Потереть
ладони
одну
о
другую,
чтобы
появилось
ощущение
тепла.
Прикрыть
ладонями
глаза,
скрестив
пальцы
в
центре
лба.
Полностью
исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать
свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных
мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате, избавление от
ощущения усталости глаз.
Упражнения для головы и шеи
●
Помассировать
лицо,
чтобы
снять
напряжение
лицевых
мышц.
Надавливая пальцами на затылок в течении 10сек. делать вращательные
движения вправо, затем влево.
● Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить
подбородок,
расслабить
шею
и
плечи.
Снова
глубокий
вдох,
медленное
круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3
раза вправо.
Эффект: Расслабление мышц головы, лица, шеи и плечевого пояса.
Упражнения для рук
●
В
положении
сидя
или
стоя
расположить
руки
перед
лицом.
Ладони
наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в
кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие
пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они
«посмотрели»
друг
на
друга.
Движение
–
только
в
запястьях,
локти
не
подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще
несколько раз.
● В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их.
Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 сек. слегка
потрясти руками. Проделать так несколько раз.
● Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать
кисти пальцами внутрь (к груди), затем наружу. Проделать несколько раз, в
конце опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
● Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на
все другие пальцы.
● Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 сек., затем сильно сжать
пальцы
в
кулаки
на
5-7
сек.,
после
чего
разжать
кулаки
и
потрясти
расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях, избавление от усталости
рук.
Упражнения для туловища
● Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на
носки
и
потянуться.
Опуститься,
руки
вдоль
туловища,
расслабиться.
Проделать 3-5 раз.
● Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно
выставить вперед. Проделать 15 раз.
● Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и
напрячь
спину
на
5-6
сек.
Выпрямиться
и
расслабиться.
Проделать
упражнение 3-5 раз.
● Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне
плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать
так 10-20 раз.
● Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая
глубокий вдох, расслабиться. На вдохе поднять руки вверх, тянуть их к
потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова –
глубокий вдох. На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед
носками
туфель.
Опустить
голову,
расслабиться.
Вдох
–
и
на
выдохе
выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Эффект: расслабление
мышц,
распрямление
позвоночника,
улучшение
кровообращения.
Примерные
комплексы
упражнений
физкультурных
минуток
Физкультминутка способствует
снятию
локального
утомления.
По
содержанию они различны и предназначаются для конкретного воздействия
на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от
самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия
1.
И.п.– о.с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх
за
руками.
3
–
4
–
дугами
в
стороны
руки
вниз
и
расслабленно
скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 – 8 раз.
Темп быстрый.
2.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 – поворот туловища направо,
мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 - и.п.. 3 – 4 – то же в
другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично.
Повторить 6 – 8 раз. Темп быстрый.
3.
И.п.- о.с. 1 – согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками,
притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 –4
– то же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
4.
И.п. – о.с. 1 – 2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости.
3 – 4 – то же, но круги наружу. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
5.
И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 –
круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища
направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же
в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
6.
И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих
наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4
– 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки
шейных
кровеносных
сосудов,
повышают
их
эластичность;
раздражение
вестибулярного
аппарата
вызывают
расширение
кровеносных
сосудов
головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос,
изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение,
повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность
1.
И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести шире, голову наклонить
назад. 2 – локти вперед. 3 – 4 – руки вниз, голову наклонить вперед.
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2.
И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад,
правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение
рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить 6 – 8 раз. Темп
средний.
3.
И.п. – сидя на стуле. 1 – 2 отвести голову назад и плавно наклонить
назад. 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить
4 – 6 раз. Темп медленный.
4.
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с
поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой.
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
5. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.
1 – обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше. 2 – и.п.
То
ж е
н а л е в о .
П о вт о р и т ь
4
–
6
р а з .
Те м п
б ы с т р ы й .
6. И.п.- сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 –
и.п. То же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические
упражнения
с
чередованием
напряжения
и
расслабления
отдельных
мышечных
групп
плечевого
пояса
и
рук
улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение
1.
И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз,
затем
пауза
2
–
3
сек.,
расслабить
мышцы
плечевого
пояса.
Темп
медленный.
2.
И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад
согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз.
Темп средний.
3.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга
руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не
поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп
средний.
4.
И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад.
Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
5.
И.п. – о.с. 1 – 4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая
ими небольшие воронкообразные движения. 5 – 8 – дугами в стороны
руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп
средний.
6.
И.п.- тыльной стороной кисти на пояс. 1 – 2 – свести вперед, голову
наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз,
затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное
кровообращение
в
этих
частях
тела
и
способствуют
предотвращению
застойных явлений кровообращения и лимфообращения, отечности в нижних
конечностях.
1.
И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3
- 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
2.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3 наклон вперед,
руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
3.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения
тазом в одну сторону. 4 – 6 – то же в другую сторону. 7 – 8 – руки вниз
и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
4.
И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 –
толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 – 4 – то же
в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
5.
И.п. – о.с. 1 – 2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в
стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 –
приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 – 8 – то
же с махом правой ногой назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
6.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит
вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 – 4 – и.п. 5 – 8 – то
же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
7.
И.п. – руки скрестить перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону,
руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3 – 4 – то же в другую сторону.
Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
8.
И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх – в стороны. 1 –
полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на
пояс. 2 – и.п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп
средний.
9.
И.п. - выпад левой ногой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом
туловища
направо.
2
-
мах
руками
налево
с
поворотом
туловища
налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками.
То же с выпадом правой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Апапнасенко Г.Л. Двигательная активность и здоровье человека //В
сборнике
материалов
4
международной
научной
конференции
«Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие».- Ростов-на-Дону:
Изд-во ЮФУ- 2015.
2.
Белоусов М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. – Влияние гаджетов на
развитие
коммуникации,
социализации
и
речи
у
детей
раннего
и
дошкольного возраста. 2014
3.
Дзятковская
Е.Н.
Информационный
стресс
и
дети
группы
риска
//Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы.- 2010.-
№1.
4.
Дружилов С.А. Загрязненность информационной среды и проблемы
психологического
здоровья
личности
//
Современные
наукоемкие
технологии. – 2013.-№4.
5.
Журавлев С.И. – Клиповое мышление как способ видения реальности.
2014
6.
Эльконин Д.Б. -Детская психология: пособие для студентов высш. учеб.
Заведений, 4-ое изд. 2007
7.
Эльконин Д.Б. - Психология игры: 2-ое изд. 1999