Напоминание

Значение двигательной активности в профилактике негативного влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на здоровье ребенка


Автор: Арнаут Галина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №10
Населённый пункт: Ростовская область, город Донецк
Наименование материала: статья
Тема: Значение двигательной активности в профилактике негативного влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на здоровье ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Значение двигательной активности в профилактике негативного

влияния факторов глобальной информатизации и компьютеризации на

здоровье ребенка.
В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают
ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС), которые постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет». Период дошкольного детства — это время знакомства с социальной средой вне рамок семьи, встраивание в систему социальных отношений путем постепенного узнавания и принятия правил, диктуемых данным сообществом. На фоне возрастающего интереса к миру человеческих отношений, желания активно участвовать в жизни «взрослых», не будучи взрослыми, у детей рождается важнейшее новообразование дошкольного детства — ролевая игра, в процессе которой они берут на себя роль взрослых, воспроизводят отношения и деятельность взрослых (Белоусов и соавт., 2014). По мнению Д.Б. Эльконина, игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку рождается смысл поступков и действий. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой — манипулирует («кормит») ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл для другого человека; от единичного действия к
его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий, в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры. Игра социальна, ее появление возможно лишь в общении с взрослым, в наблюдении за его поведением, эмоциями, деятельностью, речью. В процессе ролевой игры закладывается фундамент общения, апробируются варианты эмоционального реагирования и стратегии поведения, принятые в данной семейной системе, развиваются внимание, память, речь, творческое воображение, доступные возрасту виды продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка). Необходимость подчинения правилам и запретам, следование сюжету, выполнение игровых условий, умение договариваться с другими детьми, участвующими в игре, все это позволяет рассматривать ролевую игру как неотъемлемую часть процесса формирования произвольной регуляции собственного поведения и деятельности (Эльконин, 1999; Эльконин, 2007). Игра важна для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, с действиями, поступками, мотивами других людей. В ролевой игре формируются предпосылки к рефлексии как способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей. Компьютерная игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. В ней преобладает механическое следование игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности, попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные
препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. «Иллюзия выбора» позволяет ребенку выбирать не стратегию поведения и деятельности, а лишь второстепенные детали (вид питомца, тип одежды, спортивного инвентаря или оружия, внешний вид персонажа и т.д.). Эта игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Но она привлекает сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу — включу, захочу — выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игры с явно агрессивной тематикой формируют разрешенное агрессивное поведение, которое без должного критического отношения к нему экстраполируется детьми в социум. В большинстве семей раннее знакомство с компьютером, освоение ребенком игровых программ воспринимаются как его достижение, проявление его сообразительности и способности быстро, без разъяснений и инструкций разобраться со сложной техникой. В «докомпьютерную» эпоху ребенок не мог оказаться на равных с родителями, занимаясь физическим или интеллектуальным трудом. Он знал, для того чтобы стать «как папа», ему надо вырасти, приобрести знания, умения и навыки. В современных условиях для ребенка, ориентирующегося в компьютере наравне с членами своей семьи, становится неочевидным родительское право на доминирование («Я играю лучше папы в эту игру, значит, я такой же умный, как он, и почему тогда он мною командует?»). Доминирующим становится родитель, обладающий правом открывать доступ к гаджету. Закономерны проблемы неподчинения взрослым и снижение авторитета родителей, что находит отражение в изменении семейной структуры. Какую же роль компьютер
играет в современной семье? Только ту, которую ему отведет семья, только те функции возьмет он на себя, которые родители готовы ему делегировать. Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества (Белоусов, 2014). Для эффективного общения ребенок должен уметь организовать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения (Самохвалова, 2011). У дошкольников с недостатком двигательной активности и частым использованием ИКТ и различных гаджетов наблюдается повышение частоты и силы выраженности симптомов синдромов астении и хронической усталости, неврозоподобных и истероподобных состояний, а с возрастом выраженность данных симптомов только усиливается, особенно у мальчиков, что позволяет говорить о негативном влиянии на психическое здоровье длительного использования ИКТ, особенно начиная с раннего возраста. Важно:
1. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут. 2. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз. 3. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Комплексы

физических

упражнений,

направленные

на

профилактику

и

коррекцию

негативных

последствий

длительного

использования различных ИКТ дошкольниками.

Упражнения для глаз


Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 сек. так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Моргать в течении 1-2 мин. ● С напряжением закрывать на 3-5 сек. попеременно один и другой глаз. ● В течении 10 сек. несколько раз сильно зажмуриться. ● В течении 10 сек. менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз. ● Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью
исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Эффект:
химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Упражнения для головы и шеи
● Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц. Надавливая пальцами на затылок в течении 10сек. делать вращательные движения вправо, затем влево. ● Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.
Эффект:
Расслабление мышц головы, лица, шеи и плечевого пояса.
Упражнения для рук
● В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они «посмотрели» друг на друга. Движение – только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
● В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 сек. слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз. ● Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти пальцами внутрь (к груди), затем наружу. Проделать несколько раз, в конце опустить руки и потрясти расслабленными кистями. ● Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы. ● Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 сек., затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 сек., после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
Эффект:
снятие напряжения в кистях и запястьях, избавление от усталости рук.
Упражнения для туловища
● Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз. ● Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. ● Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 сек. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз. ● Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
● Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На вдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова – глубокий вдох. На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох – и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Эффект:
расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Примерные

комплексы

упражнений

физкультурных

минуток
Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию они различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия
1. И.п.– о.с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 – 4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 – 8 раз. Темп быстрый. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 - и.п.. 3 – 4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 – 8 раз. Темп быстрый. 3. И.п.- о.с. 1 – согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 –4 – то же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
4. И.п. – о.с. 1 – 2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги наружу. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний. 5. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний. 6. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность 1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести шире, голову наклонить назад. 2 – локти вперед. 3 – 4 – руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний. 3. И.п. – сидя на стуле. 1 – 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
4. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. 5. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше. 2 – и.п. То ж е н а л е в о . П о вт о р и т ь 4 – 6 р а з . Те м п б ы с т р ы й . 6. И.п.- сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение 1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз, затем пауза 2 – 3 сек., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. 2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний. 4. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний. 5. И.п. – о.с. 1 – 4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 – 8 – дугами в стороны
руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний. 6. И.п.- тыльной стороной кисти на пояс. 1 – 2 – свести вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений кровообращения и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
1.
И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3 - 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
2.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
3.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4 – 6 – то же в другую сторону. 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
4.
И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
5.
И.п. – о.с. 1 – 2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 – 8 – то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
6.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 – 4 – и.п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

7.
И.п. – руки скрестить перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
8.
И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх – в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
9.
И.п. - выпад левой ногой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апапнасенко Г.Л. Двигательная активность и здоровье человека //В сборнике материалов 4 международной научной конференции «Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие».- Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ- 2015. 2. Белоусов М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. – Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. 2014 3. Дзятковская Е.Н. Информационный стресс и дети группы риска //Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы.- 2010.- №1.
4. Дружилов С.А. Загрязненность информационной среды и проблемы психологического здоровья личности // Современные наукоемкие технологии. – 2013.-№4. 5. Журавлев С.И. – Клиповое мышление как способ видения реальности. 2014 6. Эльконин Д.Б. -Детская психология: пособие для студентов высш. учеб. Заведений, 4-ое изд. 2007 7. Эльконин Д.Б. - Психология игры: 2-ое изд. 1999


В раздел образования