Напоминание

Программа по физической культуре 5-9 класс (стандарты второго поколения)


Автор: Махдиев Шахрудин Чанкаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 6"
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Разработка программно-методического сопровождения
Тема: Программа по физической культуре 5-9 класс (стандарты второго поколения)
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» основное общее образование (5-9 классы, 525 ч.) 2015

1.

Пояснительная записка
Программа предмета «Физическая культура» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Примерной программы по физической культуре основного общего образования, учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 – 9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012); и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012).
Ц е л ь ю
предмета «Физическая культура» в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие
задачи:
 Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;  Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;  Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;  Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;  Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на: • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения; • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; 2
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного м и р о в о з з р е н и я у ч а щ и хс я , в с е с то р о н н е е р а с к р ы т и е в з а и м о с вя з и и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно- оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Физическая культура» призвана сформировывать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала у учащихся формируется целостное представление о физической культуре, как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствовании его психосоматической природы. Данное планирование предусматривает использование комплексной программы физического воспитания учащихся и предусматривает углубление обучения учащихся базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Предусматривает изучение теоретических вопросов по углублению знаний о личной гигиене учащихся, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма человека, на развитие коллективных, трудовых, волевых и нравственных качеств личности, на получение представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаний о методике самостоятельных занятий. Во время изучения конкретных разделов программы предлагаются учащимся теоретические сведения на уроках об основных видах спорта, о безопасности и оказании первой помощи при травмах.
3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
В основной школе физическая культура изучается с 5 по 9 класс: Количество часов на предмет «Физическая культура» по учебному плану гимназии составляет в 5- 9 классах 105 учебных часов в каждой параллели из расчета 3 учебных часа в неделю. Количество учебных недель – 35. Класс 5 6 7 8 9 Итого Количество часов, включая 105 105 105 105 105 525 3
вариативную часть
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «физическая культура»

Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты
могут проявляться в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно - оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; 4
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры
.
В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; 5
• ответственное отношение к порученному делу, проявление о сознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально- прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. Области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; 6
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
5. Содержание учебного предмета «Физическая культура»

Знания о физической культуре

История физической культуры.
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. 7
Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт-пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная

деятельность

с

о б щ е р а з в и ва ю щ е й

направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). 8
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Лыжные гонки. Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения. Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности.Общефизическая подготовка. Гимнастика с основами акробатики.Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Лыжные гонки.Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. Баскетбол.Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. 9

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Физическая культура (525 ч согласно базисному учебному плану)
10
11
Содержание учебного предмета, курса и количество часов,

отводимое на тему

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

5 класс
Гимнастика с основами акробатики (18 ч.) Легкая атлетика (21 ч.) Спортивные игры (45 ч.) Лыжная подготовка (18 ч.)
Резерв учебного времени – 3 часа

Всего – 105 часов

6 класс
Гимнастика с основами акробатики (18 ч.) Легкая атлетика (21 ч.) Спортивные игры (45 ч.) Лыжная подготовка (18 ч.)
Резерв учебного времени – 3 часа

Всего – 105 часов

7 класс
Гимнастика с основами акробатики (18 ч.) Легкая атлетика (21 ч.) Спортивные игры (45 ч.) Лыжная подготовка (18 ч.)
Резерв учебного времени – 3 часа

Всего – 105 часов

8 класс
Гимнастика с основами акробатики (18 ч.) Легкая атлетика (21 ч.) Спортивные игры (45 ч.) Лыжная подготовка (18 ч.)
Резерв учебного времени – 3 часа

Всего – 105 часов

9 класс
Гимнастика с основами акробатики (18 ч.) Легкая атлетика (21 ч.) Спортивные игры (45 ч.) Лыжная подготовка (18 ч.)
Резерв учебного времени – 3 часа

Всего – 105 часов
Знания о физической культуре. История физической культуры. Физическая культура (основные понятия). Физическая культура Характеристика основных видов деятельности учащихся приводится ниже в данной графе в последующих разделах

Содержание учебного предмета, курса и

количество часов, отводимое на тему

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Знания о физической культуре (22 часа)
История физической культуры Олимпийские игры древности Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения История зарождения олимпийского движения в России Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся до стижения отече ственны х спорт сменов н а Олимпийских играх Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр Физическая культура в современном обществе Организация и проведение пеших туристических походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования)
Характеризовать
Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывать содержание и правила соревнований
Определять
цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения
Р а с к р ы в а т ь
причины возникновения олимпийского движения в дореволюционной России, характеризовать историческую роль А.Д. Бутовского в этом процессе
Объяснять

и

доказывать
, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России
Объяснять
причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре
Определять
основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них
Определять
пеший туристический поход как форму активного отдыха, характеризовать основные его организации и проведения Физическая культура (основные понятия) Физическое развитие человека Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели
Руководствоваться
правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции
Обосновывать
положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием основных физических качеств и основных систем организма. Регулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешнимпризнакам
Планировать
самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объем времени для каждой из 12
Всестороннее и гармоничное физическое развитие Адаптивная физическая культура Спортивная подготовка Здоровье и здоровый образ жизни Профессионально-прикладная физическая подготовка частей занятий
Раскрывать
понятие техники двигательного действия и использовать основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях
Раскрывать
понятие всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его отличительные признаки у разных народов и в разные исторические времена
Обосновывать
целесообразность развития адаптивной физической культуры в обществе, раскрывать содержание и направленность занятий Физическая культура человека Режим дня, его основное содержание и правила планирования Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования Влияние занятий ф изиче ской культурой н а формирование положительных качеств личности Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения Восстановительный массаж Проведение банных процедур Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Определять
назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.
Использовать
правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий
Определять
дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности при их проведении
Характеризовать
качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой
Отбирать
основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий
Характеризовать
основные приемы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеансы
Характеризовать
оздоровительную силу бани, руководствоваться правилами проведения банных процедур
Руководствоваться
правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (23 ч)
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой Подготовка к занятиям физической культурой
Готовить
места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать 13
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен) Планирование занятий физической культурой Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой Организация досуга средствами физической культуры одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.
Выявлять
факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять.
Отбирать
состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, определять последовательность их выполнения и дозировку.
Составлять
планы самостоятельных занятий физической подготовкой,
отбирать
физические упражнения и определять их дозировку в соответствии с развиваемым физическим качеством, индивидуальными особенностями развития организма и уровнем его тренированности.
Классифицировать
физиче ские упражнения по фу н к ц и о н а л ь н о й направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовкой.
Проводить
занятия оздоровительной ходьбой и оздоровительным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направленности. Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение и самоконтролль Оценка эффективности занятий физкультурно- оздоровительной деятельностью Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок) Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Выявлять
особенности в приросте показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами.
Характеризовать
величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее разными способами
Тестировать
развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой.
Оформлять
дневник самонаблюденияпо основным разделам физкультурно- оздоровительной деятельности
Анализировать
технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе ее освоения
Измерять
резервные возможности организма и оценивать результаты измерений
Физическое совершенствование (480 ч)
14
Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры
Самостоятельно осваивать
упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.
Выполнять
упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий. С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья
выполнять
упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включаяих в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы Акробатические упражнения и комбинации Ритмическая гимнастика (девочки) Опорные прыжки Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
Знать и различать
строевые команды, четко выполнять строевые приемы
Описывать технику
акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать
технику акробатических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять.
Оказывать
помощь сверстникам при освоении ими новых акробатических упражнений, уметь анализировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и активно помогать их исправлению
Самостоятельно осваивать
упражнения ритмической гимнастики, составлять из них комбинации и выполнять их под музыкальное сопровождение.
Использовать
(планировать) осваивать упражнения ритмической гимнастики в различных формах занятий физической культурой
Описывать
технику опорных прыжков и осваивать ее, избегая появления ошибок, 15
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки) соблюдая правила безопасности, и демонстрировать вариативное выполнение упражнений.
Анализировать
технику опорных прыжков своих сверстников, выявлять типовые ошибки и активно помогать их исправлению
Описывать технику
упражнений на гимнастическом бревне и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать
технику гимнастических упражнений на бревне, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать
помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении
Описывать
технику упражнений на гимнастической перекладине и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать
технику гимнастических упражнений на перекладине, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать
помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении
Описывать
технику упражнений на гимнастических брусьях, составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать
технику гимнастических упражнений на брусьях, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать
помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Лёгкая атлетика Беговые упражнения Прыжковые упражнения
О п и с ы в ать
технику выполнения беговых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
Демонстрировать
вариантные выполнения беговых упражнений. 16
Метание малого мяча
Применять
беговые упражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила безопасности
Включать
беговые упражнения в различные формы занятий физической культуры
Описывать
технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать ее самостоятельно, с предупреждением, выявлением и исправлением типичных ошибок.
Демонстрировать
вариантные выполнения прыжковых упражнений.
Применять
прыжковые упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила безопасности.
Включать
прыжковые упражнения в различные формы занятий физической культуры
Описывать
технику метания малого мяча разными способами, осваивать ее самостоятельно, с предупреждением, выявлением и исправлением типичных ошибок.
Применять
упражнения в метании малого мяча для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча, соблюдать правила безопасности Лыжные гонки Передвижения на лыжах Подъемы, спуски, повороты, торможения
Описывать
технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Моделировать
способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, применять передвижения на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. 17

Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности.
Применять
правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижения на лыжах в организации активного отдыха Спортивные игры Баскетбол. Игра по правилам Волейбол. Игра по правилам Футбол. Игра по правилам
Организовывать
совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику
игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Моделировать
технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Выполнять
правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Определять
степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Применять
правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха
Организовывать
совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику
игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Моделировать
технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. 18

Выполнять
правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Применять
правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха
Организовывать
совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать
технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Моделировать
технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Выполнять
правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Применять
правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в футбол в организации активного отдыха Прикладно-ориентированная подготовка Прикладно-ориентированная подготовка
Организовывать и проводить
самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе физической культурой.
Владеть
вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий.
Применять
прикладные упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Преодолевать
трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении прикладных упражнений Упражнения общеразвивающей направленности Общефизическая подготовка.
Организовывать

и

проводить
самостоятельные занятия физической 19
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений Лыжные гонки. Конькобежная подготовка. Кроссовая подготовка. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, Координации движений. Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки
Организовывать и проводить
самостоятельные занятия гимнастикой с основами акробатики, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки по гимнастике с основами акробатики
Организовывать

и

проводить
самостоятельные занятия легкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки по легкой атлетике
Организовывать

и

проводить
самостоятельные занятия лыжными гонками, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки по лыжным гонкам
Организовывать и проводить
самостоятельные занятия баскетболом, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки по баскетболу
Организовывать и проводить
самостоятельные занятия футболом, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы физической подготовки по футболу 20

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету «Физическая культура»
Оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса по физической культуре включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, учебно-практического, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений. Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носит многофункциональный характер, может использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач. Многие из этих средств и объектов являются взаимозаменяемыми, и их использование ориентировано как на преподавание конкретных предметных тем, так и на создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по литературе от 17 декабря 2010 г. 2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура . 5-9 классы.– М. : Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура»
1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др.; под ред. Виленского М.Я Физическая культура. 5-7 кл.-М.: «Просвещение». 2. Физическая культура 6-7 кл., А.П. Матвеев М.: Просвещени. 3. Физическая культура 8-9 кл., А.П. Матвеев М.: Просвещение. 4. Патрикеев А.Ю.Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 237 с. 5. Методические пособия и рекомендации журнал «Физическая культура в школе»; 6. Подписка газеты «Первое сентября» - «Спорт в школе» (журналы и в электронном варианте)
Учебно-наглядные пособия
1. Плакаты методические 2. Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
Экранно-звуковые пособия
1. Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» 2. Аудиозаписи для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников.
Технические средства обучения
1. Телевизор с универсальной подставкой 2. Видеомагнитафон с комплектом видеокассет 3. Аудиоцентр с системой озвучания спортивных залов и площадок 4. Радиомикрофон 21
5. Мегафон 6. Мультимедийный компьютер с акустическими колонками, микрофоном, наушниками 7. Сенер 8. Принтер 9. Копировальный аппарат 10. Цифровая видеокамера 11. Цифровая фотокамера 12. Мультимедиапроектор 13. Экран на штативе
Учебно-практическое оборудование
Гимнастика: Стенка гимнастическая Бревно гимнастическое напольное Козел гимнастический Перекладина гимнастическая Канат для лазанья Мост гимнастический подкидной Скамейки гимнастические Гантели гимнастические Коврики гимнастические Маты гимнастические Мячи набивные Мячи теннисные Палки гимнастические Скакалки гимнастические Обручи гимнастические Легкая атлетика Планка для прыжков в высоту Стойки для прыжков в высоту Барьеры легкоатлетические тренировочные Рулетка измерительная Спортивные игры Щиты баскетбольные с кольцами Мячи баскетбольные Стойки волейбольные Мячи волейбольные Ракетки бадминтонные Жилетки игровые Средства первой помощи Аптечка медицинская
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета « Физическая

культура»
Планируемые результаты основной образовательной программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее 22
уточнение и конкретизацию в целях определения и выявления всех составляющих планируемого результата, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты освоения учебной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» .
Выпускник научится:

Выпускник получит

возможность научиться:

Знания о физической культуре
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; • характеризовать содержательные о сновы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным ф и з и ч е с к и м р а з в и т и е м и ф и з и ч е с к о й подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. • х а р а к т е р и з о в а т ь ц е л ь возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в ст ановл ении со в р ем е н н о г о О л и м п и й с ко г о д в и ж е н и я , объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту; • о п р е д е л я т ь п р и з н а к и п о л о ж и т е л ь н о г о в л и я н и я занятий физической подготовкой н а у к р е п л е н и е з д о р о в ь я , устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных з а н я т и й физическими упражнениями р а з н о й ф у н к ц и о н а л ь н о й н а п р а в л е н н о с т и , д а н н ы е к о н т р о л я д и н а м и к и 23
нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, а н а л и з и р о ват ь особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать о с о бе н н о с т и и х д и н а м и к и в п р о ц е с с е с а м о с т о я т е л ь н ы х з а н я т и й ф и з и ч е с ко й подготовкой; • взаимодействовать со сверстниками в условиях само стоятельной учебной д е я т е л ь н о с т и , оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании ф и з и ч е с ко г о р а з в и т и я и ф и з и ч е с к о й подготовленности. индивидуального физического р а з в и т и я и ф и з и ч е с к о й подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, л ы ж н ы х п р о г у л о к и т у р и с т и ч е с к и х п о х о д о в , о б е с п е ч и в а т ь и х оздоровительную направленность; • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
• в ы п ол н я т ь ком п л е кс ы у п р а ж н е н и й п о профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку • в ы п о л н я т ь к о м п л е к с ы у п р а ж н е н и й л е ч е б н о й физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных н а ру ш е н и й в п о к а з а т е л я х здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с п о м о щ ь ю р а з н о о б р а з н ы х способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • в ы п о л н я т ь т е с т о в ы е нормативы по ф и з и ч ес ко й подготовке. 24
уровня индивидуального развития основных физических качеств. 25


В раздел образования