"Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка".
Автор: Уткина Галина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №1 Населённый пункт: п. Молоково Наименование материала: Из опыта работы Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка". Раздел: дошкольное образование
направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка».
Здоровье человека – это главная ценность в
жизни.
Его
не
купишь,
его
надо
сохранять,
сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни.
Человек высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её
сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному, но очень важному
требованию – быть здоровым. Хорошее здоровье, полученное в детстве,
служит фундаментом для общего развития человека. И в первую очередь
детский сад должен стать для ребёнка «школой здорового стиля жизни», где
любая
их
деятельность,
(учебная,
спортивная,
досуговая,
а
также
приём
пищи,
двигательная
активность
и
др.)
будет
носить
оздоровительно-
педагогическую
направленность
и
способствовать
воспитанию
у
детей
привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.
На протяжении многих лет наш детский сад работает по программе
«Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой кандидата педагогических наук.
Одним из основных компонентов воспитания и развития детей детского сада
она считает физическую культуру. «От того, как будет организованна работа с
детьми
по
физической
культуре,
зависит
здоровье
человека.
Ребёнок
в
дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить
движения,
это
поможет
пронести
ему
через
всю
жизнь
потребность
в
движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».
И не случайно моим направлением работы стала тема: «Использование
здоровьесберегающих
технологий,
направленных
на
сохранение
и
укрепление здоровья ребёнка».
Целью моего направления является: сохранение и укрепление здоровья
детей, формирование у них ответственности в деле сохранения собственного
здоровья.
Основными задачами, которые я напита в своей работе стали:
Охрана и укрепление здоровья детей
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и
навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями,
развитии физических качеств
1
Создание условий для реализации потребностей в двигательной
активности
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Обеспечение физического и психического благополучия
В первую очередь необходима теоретическая основа, а для этого я
должна
сама
хорошо
знать
эту
проблему.
Я
изучала
методики,
искала
новинки, новые публикации по проблемам формирования здорового образа
жизни
у
детей.
Работая
с
литературой
вникала
в
сущность
изучаемого
материала,
выбирала
нужные
сведения.
Всё
это
помогло
в
дальнейшей
практической деятельности с детьми, во время проведения занятий, бесед и
других мероприятий. Реализацию поставленных задач я включила в учебно-
воспитательный процесс и режимные моменты. Здоровый образ жизни не
формируется
с
помощью
отдельных
мероприятий.
Каждая
минута
пребывания
ребёнка
в
детском
саду
должна
способствовать
решению
поставленных задач .
Работа с детьми включает в себя следующие разделы:
Диагностика
Полноценное воспитание
Система эффективного закаливания
Организация рациональной двигательной активности
Создание условий организаций оздоровительных режимов для
детей
Создание представления о здоровом образе жизни
Коррекционная работа
Летние оздоровительные мероприятия
Лечебно-профилактическая работа
Первичным
направлением
моей
работы
является
диагностика
и
исследование состояния здоровья детей совместно со специалистами местной
поликлиники.
Что
позволяет
не
только
выявить
имеющиеся
у
ребёнка
проблемы, трудности, но его потенциальные возможности. Я диагностирую
знания,
умения,
навыки,
предусмотренные
программой,
наблюдаю
за
поведением ребёнка в повседневной жизни, провожу беседы с родителями,
инструктором по физической культуре, стараюсь глубже узнать ребёнка «во
всех
отношениях»,
определить
исходные
показатели
психического
и
физического здоровья, двигательной подготовленности .
2
Для
полноценного
физического
развития
детей,
реализации
потребности
в
движении
в
группах
мною
созданы
уголки
физической
культуры,
где
располагается
различное
оборудование
в
том
числен
для
профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес у детей к физической
культуре, увеличивает эффективность занятий позволяет детям упражняться
во всех видах основных движений в помещении. Мною изготовлено много
различного
нестандартного
оборудования
из
подручного
материала.
Собирала всё, что можно было бы выбросить: пластиковые бутылки, крышки
от
них,
остатки
линолеума,
поролон,
клейкая
бумага,
куски
коврового
покрытия, природный материал. Дети очень любят бревно змею для лазания,
клоуна с мячами для развития глазомера, массажные коврики из пуговиц,
фломастеров, целью которых является профилактика плоскостопия и многое
другое. Сделанные пособия многофункциональны, они используются в ОРУ,
в основных движениях, играх, соревнованиях, проведении досугов .
Ежедневно провожу утреннюю гимнастику. Она состоит из простых
гимнастических упражнений. Проводится с целью активизации сердечно-
сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма. Комнату, где
проводится
гимнастика,
предварительно
проветривают.
Гимнастика
проводится под музыку с использованием мячей, обручей, флажков.
После
утренней
гимнастики,
дети
принимают
водные
процедуры,
выполняющие
не
только
тонизирующую
функцию,
но
и
функцию
закаливания.
Ведущей формой организованного, систематического обучения детей
двигательным умениям и навыкам являеется физкультурное занятие. Формы
провендения
мероприятий
разнообразны:
учебно-тренерующее,
игровые,
тематические, комплексные, занятия на воздухе, сюжетные. Цель занятий
заключается
в
комплексном
формировании
культуры
движений,
систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и
воспитательных
задач,
что
обеспечивает
физическое
развитие,
функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребёнка,
способствует
приобретению
им
правильных
двигательных
навыков,
психофизических
качеств
и
эмоционально-положительного
отношения
к
физкультуре и спорту.
Методику
работы
с
детьми
строю
в
направлении
личностно-
ориентированного
взаимодействия
с
ребёнком,
делаю
акцент
на
самостоятельное эксперементирование и поисковую активность самих детей,
побуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия
содержат
познавательный
материал,
соответствующий
возрастным
особенностям
детей
в
сочетаниии
с
практическими
заданиями
(тренинг,
оздоровительные минутки-упражнения для глаз, для осанки, дыхательные
упражнения и прочие), необходимые для развития навыков ребёнка.
3
К детям часто в гости приходят медецинская сестра детского сада,
сотрудники ГИБДД и инспекторы ГосПожНадзора, ведут беседы об оказании
первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни.
Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и
персонажами .
Занятия
включают
в
себя
вопросы
не
только
физического,
но
и
духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребёнок учился
любви к себе, к людям, к жизни. Только человек живущий в гармонии с собой
и с миром, будет действительно здоров.
Занятия
провожу
разных
видов:
беседа,
оздоровительные
минутки,
деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.. Беседы
включают
вопросы
гигиены,
питания,
закаливания,
стороения
человека,
паспорта
здоровья,
вопросы,
связанные
с
факторами
укрепляющими
и
разрушающими здоровье. Оздоровительные минутки вклдючают не только
физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной
сферы
ребёнка.
Оздоровительные
паузы
можно
комбинировать,
включая
физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук
или стоп и др.. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать
умения
и
навыки,
необходимые
каждому
ребёнку
для
укрепления
позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения
спокойствия и равновесия и т.д.. Занятия важно строить так чтобы дети
получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки
самосовершенствования.
На занятиях выслушивая ответы детей, не показываю свое отрицание
даже
мимикой,
взглыядом.
Ребёнок
вправе
ответить
так,
как
он
считает
нужным, как понимает, чувствует и видит. Нужно иметь терпения к самым
неожиданным
ответам.
Занятие
должно
приносить
детям
чувство
удовлетворения, лёгкости, радости и желание прийти на занятие снова.
Оченб полезны занятия на свежем воздухе. Они позволяют не только
повысить
двигательную
активность,
но
и
закаливать
детей,
повышать
выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды, его
сопротивляемость
к
различным
заболеваниям.
Занятия
физкультурой
на
свежем
воздухе
предоставляют
детям
возможность
свободно
двигаться,
использовать
приобретённые
навыки,равивают
в
них
решительность,
смелость,
ловкость.
Эти
ценны
ещё
и
тем,
что
дети
учатся
наблюдать
природу, беречь её.
На занятиях рисованием, лепкой, счётом провожу физкультминутки.
Упражнения подбираю в зависимости от характера занятия и провожу в
игровой форме. Это очень нравится детям. В физкультминутках использую
4
упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки,
упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.
Ежедневно
на
прогулке
провожу
подвижные
игры.
Я
не
только
руковожу игрой, но и учавствую в игре, беру на себя наиболее ответственную
роль.
Продолжительность
одной
игры
от
7-15
минут
(в
зависимости
от
возраста детей и состояния здоровья). Игры помагают решать важные задачи
воспитания, обучения детей, умение слушать, быть внимательным, правильно
управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному
отношению к занятиям. В подборе подвижных игр и элементов соревнования
учитываю индивидуальные особенности физического развития и здоровья
детей.
Физические
упражнения
на
прогулке
необходимо
выполнять
в
определённой последовательности. В начале следует спокойная ходьба (до 1
минуты),
переходящая
в
медленный
бег
(бег
трусцой)
ходьба
и
бег
увеличивают частоту и глубину дыхания, улучшают кровообращение. Далее
следуют дыхательные упражнения, затем соревновательные упражнения, в
которых
деятельность
направлена
на
достижение
по
возможности
наибольшего результата двигательного качества (до 5 минут). На прогулке
также
провожу
оздоровительный
бег,
ежедневно,
что
способствует
оптимизациии
двигательного
режима.
Старшие
дети
могут
пробегать
дистанцию
до
1
км,
но
часто
болеющие
дети
должны
бегать
с
учётом
состояния здоровья. Я слежу за тем, чтобы ребёнок не кашлял, не задыхался.
Оздоровительный
бег
повышает
общую
работоспособность
и
важен
для
профилактики
таких
серъёзных
заболеваний,
как
болезни
сердечно-
сосудистой и дыхаткльной систем.
После дневного сна с детьми провожу закаливающие мероприятия в
игровой
форме.
С
целью
повышения
двигательной
активности
и
оздоровления детей. При этом строго учитываю состояние здровья ребёнка,
физическое
и
физиологическое
развитие,
поведение
и
реакция
на
окружающие условия, а также перенесённые ребёнком заболевания. Очень
осторожно
подхожу
к
закаливанию
часто
болеющих
детей.
Но
лишать
ослабленного
ребёнка
закаливания
нельзя,
так
как
это
необходимо
ему
прежде всего для оздоровления. В организации закаливания важно правильно
понимать
индивидуальные
особенности
ребёнка
и
считаться
с
ними.
Например,
закаливание
детей
у
которых
ярко
выражены
сила
и
уравновешенность нервных процессов я провожу более быстрыми темпами
по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются
признаки
слабости
нервных
процессов.
Если
у
ребёнка
преобладаеть
возбуждение,
я
провожу
с
ним
успокаивающие
процедуры,
а
если
преобладает торможение, то наоборот.
Закаливание детей нетрадиционными способами начинаю проводить с
младшего
возраста.
Провожу
гимнастику
в
постели,
самомассаж
сухим
полотенцем,
упражнения
для
профилактики
плоскостопия,
дыхательная
5
гимнатика
с
лентами,
султанчиками.
Дети
очень
любят
выполнять
танцевальные,
музыкально-ритмические,
произвольные
дыижения
под
музыку.
Ст руктуру
зака ливающих
мероприятий
ст рою
с
у ч ё т ом
заинтересованности
детей
целенаправленной
двигательной
деятельности.
Для этого использую частую смену движений с разной физической нагрузкой,
с разным темпом, под музыку разного характера. Всё это позволяет сохранять
у детей (даже трёх лет) интерес к двигательной деятельности в течении
тридцати минут.
В
период
эпидемии
гриппа
для
профилактики
производится
приём
оксолиновой мази для носа, потребление фитонцидов (чеснок, лук), приём
поливитаминов.
Во
время
летнего
оздоровительного
периода
большая
часть
закаливающих
процедур
проводится
на
свежем
воздухе:
солнечные
и
воздушные ванны, босохождение, обширное умывание, ходьба босиком по
мокрым дорожкам, гимнастика на свежем воздухе.
Но
самое
любимое
занятие
для
малышей
–
игры
с
водой.
Они
с
удовольствием
достают
игрушки
со
дна
ёмкости,
наполненной
водой,
массируют в воде ладони, пускают кораблики и т.д..
Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном
контакте с семьёй, так как основы здоровья закладываются в семье. Главное,
что я наметила в работе с родителями – формировать активную позицию в
воспитании и оздоровлении ребёнка, преодолевать равнодушие и безразличие
к
тому,
что
делается
в
ДОУ.
Необходимо
дать
родителям
полное
представление
о
динамике
физического
развития
и
состояния
здоровья
каждого конкретного ребёнка. С этой целью для родителей оформляю уголок
здоровья.
Провожу
беседы
консультации
с
целью
улучшения
профилактической работы на ряд тем:
1. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении
2. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка
3. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
5. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
6
Знакомлю
родителей
с
последними
достижениями
в
области
физического развития детей, ввожу в курс тех проблем и достижений которые
есть у ребёнка.
Здоровый
ребёнок
обычно
бывает
подвижным,
жизнерадостным,
любознательным. Именно таких детей мы стремимся воспитывать в нашем
саду.
Проанализировав
современные
здоровьесберегающие
технологии,
я
пришла к выводу, что все они имеют несомненные достоинства.
Наши
дети
с
большим
удовольствием
лазают,
прыгают,
бегают,
выполняют всевозможные упражнения, играют в спортивные и подвижные
игры. Это показатель здорового ребёнка.
Итогом
всей
этой
большой
работы
стали
неплохие
результаты.
Снизилась заболеваемость у детей, улучшился уровень физического развития
детей,
ежегодно
увеличивается
процент
детей
с
улучшением
показателя
состояния здоровья.
Закончить хочется словами В. Шененберга: «Здоровье – эта та вершина,
которую должен каждый покорить сам». А мы должны стать учителями,
мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.
МДОУ Детский сад посёлок Молоково
7