Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка".


Автор: Уткина Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: п. Молоково
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы Уткиной Г.И.

Тема:

«Использование

здоровьесберегающих

технологий,

направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка».
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни. Человек высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному, но очень важному требованию – быть здоровым. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. И в первую очередь детский сад должен стать для ребёнка «школой здорового стиля жизни», где любая их деятельность, (учебная, спортивная, досуговая, а также приём пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно- педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. На протяжении многих лет наш детский сад работает по программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой кандидата педагогических наук. Одним из основных компонентов воспитания и развития детей детского сада она считает физическую культуру. «От того, как будет организованна работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребёнок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движения, это поможет пронести ему через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». И не случайно моим направлением работы стала тема: «Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка». Целью моего направления является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Основными задачами, которые я напита в своей работе стали:  Охрана и укрепление здоровья детей  Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитии физических качеств 1
 Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности  Воспитание потребности в здоровом образе жизни  Обеспечение физического и психического благополучия В первую очередь необходима теоретическая основа, а для этого я должна сама хорошо знать эту проблему. Я изучала методики, искала новинки, новые публикации по проблемам формирования здорового образа жизни у детей. Работая с литературой вникала в сущность изучаемого материала, выбирала нужные сведения. Всё это помогло в дальнейшей практической деятельности с детьми, во время проведения занятий, бесед и других мероприятий. Реализацию поставленных задач я включила в учебно- воспитательный процесс и режимные моменты. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению поставленных задач .  Работа с детьми включает в себя следующие разделы:  Диагностика  Полноценное воспитание  Система эффективного закаливания  Организация рациональной двигательной активности  Создание условий организаций оздоровительных режимов для детей  Создание представления о здоровом образе жизни  Коррекционная работа  Летние оздоровительные мероприятия  Лечебно-профилактическая работа Первичным направлением моей работы является диагностика и исследование состояния здоровья детей совместно со специалистами местной поликлиники. Что позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но его потенциальные возможности. Я диагностирую знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдаю за поведением ребёнка в повседневной жизни, провожу беседы с родителями, инструктором по физической культуре, стараюсь глубже узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности . 2
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в группах мною созданы уголки физической культуры, где располагается различное оборудование в том числен для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес у детей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Мною изготовлено много различного нестандартного оборудования из подручного материала. Собирала всё, что можно было бы выбросить: пластиковые бутылки, крышки от них, остатки линолеума, поролон, клейкая бумага, куски коврового покрытия, природный материал. Дети очень любят бревно змею для лазания, клоуна с мячами для развития глазомера, массажные коврики из пуговиц, фломастеров, целью которых является профилактика плоскостопия и многое другое. Сделанные пособия многофункциональны, они используются в ОРУ, в основных движениях, играх, соревнованиях, проведении досугов . Ежедневно провожу утреннюю гимнастику. Она состоит из простых гимнастических упражнений. Проводится с целью активизации сердечно- сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма. Комнату, где проводится гимнастика, предварительно проветривают. Гимнастика проводится под музыку с использованием мячей, обручей, флажков. После утренней гимнастики, дети принимают водные процедуры, выполняющие не только тонизирующую функцию, но и функцию закаливания. Ведущей формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам являеется физкультурное занятие. Формы провендения мероприятий разнообразны: учебно-тренерующее, игровые, тематические, комплексные, занятия на воздухе, сюжетные. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребёнка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту. Методику работы с детьми строю в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность самих детей, побуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетаниии с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и прочие), необходимые для развития навыков ребёнка. 3
К детям часто в гости приходят медецинская сестра детского сада, сотрудники ГИБДД и инспекторы ГосПожНадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами . Занятия включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребёнок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия провожу разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, стороения человека, паспорта здоровья, вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье. Оздоровительные минутки вклдючают не только физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и др.. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.. Занятия важно строить так чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. На занятиях выслушивая ответы детей, не показываю свое отрицание даже мимикой, взглыядом. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Нужно иметь терпения к самым неожиданным ответам. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости, радости и желание прийти на занятие снова. Оченб полезны занятия на свежем воздухе. Они позволяют не только повысить двигательную активность, но и закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды, его сопротивляемость к различным заболеваниям. Занятия физкультурой на свежем воздухе предоставляют детям возможность свободно двигаться, использовать приобретённые навыки,равивают в них решительность, смелость, ловкость. Эти ценны ещё и тем, что дети учатся наблюдать природу, беречь её. На занятиях рисованием, лепкой, счётом провожу физкультминутки. Упражнения подбираю в зависимости от характера занятия и провожу в игровой форме. Это очень нравится детям. В физкультминутках использую 4
упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами. Ежедневно на прогулке провожу подвижные игры. Я не только руковожу игрой, но и учавствую в игре, беру на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры от 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Игры помагают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умение слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям. В подборе подвижных игр и элементов соревнования учитываю индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Физические упражнения на прогулке необходимо выполнять в определённой последовательности. В начале следует спокойная ходьба (до 1 минуты), переходящая в медленный бег (бег трусцой) ходьба и бег увеличивают частоту и глубину дыхания, улучшают кровообращение. Далее следуют дыхательные упражнения, затем соревновательные упражнения, в которых деятельность направлена на достижение по возможности наибольшего результата двигательного качества (до 5 минут). На прогулке также провожу оздоровительный бег, ежедневно, что способствует оптимизациии двигательного режима. Старшие дети могут пробегать дистанцию до 1 км, но часто болеющие дети должны бегать с учётом состояния здоровья. Я слежу за тем, чтобы ребёнок не кашлял, не задыхался. Оздоровительный бег повышает общую работоспособность и важен для профилактики таких серъёзных заболеваний, как болезни сердечно- сосудистой и дыхаткльной систем. После дневного сна с детьми провожу закаливающие мероприятия в игровой форме. С целью повышения двигательной активности и оздоровления детей. При этом строго учитываю состояние здровья ребёнка, физическое и физиологическое развитие, поведение и реакция на окружающие условия, а также перенесённые ребёнком заболевания. Очень осторожно подхожу к закаливанию часто болеющих детей. Но лишать ослабленного ребёнка закаливания нельзя, так как это необходимо ему прежде всего для оздоровления. В организации закаливания важно правильно понимать индивидуальные особенности ребёнка и считаться с ними. Например, закаливание детей у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов я провожу более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребёнка преобладаеть возбуждение, я провожу с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, то наоборот. Закаливание детей нетрадиционными способами начинаю проводить с младшего возраста. Провожу гимнастику в постели, самомассаж сухим полотенцем, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная 5
гимнатика с лентами, султанчиками. Дети очень любят выполнять танцевальные, музыкально-ритмические, произвольные дыижения под музыку. Ст руктуру зака ливающих мероприятий ст рою с у ч ё т ом заинтересованности детей целенаправленной двигательной деятельности. Для этого использую частую смену движений с разной физической нагрузкой, с разным темпом, под музыку разного характера. Всё это позволяет сохранять у детей (даже трёх лет) интерес к двигательной деятельности в течении тридцати минут. В период эпидемии гриппа для профилактики производится приём оксолиновой мази для носа, потребление фитонцидов (чеснок, лук), приём поливитаминов. Во время летнего оздоровительного периода большая часть закаливающих процедур проводится на свежем воздухе: солнечные и воздушные ванны, босохождение, обширное умывание, ходьба босиком по мокрым дорожкам, гимнастика на свежем воздухе. Но самое любимое занятие для малышей – игры с водой. Они с удовольствием достают игрушки со дна ёмкости, наполненной водой, массируют в воде ладони, пускают кораблики и т.д.. Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй, так как основы здоровья закладываются в семье. Главное, что я наметила в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребёнка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ. Необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья каждого конкретного ребёнка. С этой целью для родителей оформляю уголок здоровья. Провожу беседы консультации с целью улучшения профилактической работы на ряд тем: 1. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении 2. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка 3. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома 4. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников 5. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка 6
Знакомлю родителей с последними достижениями в области физического развития детей, ввожу в курс тех проблем и достижений которые есть у ребёнка. Здоровый ребёнок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Именно таких детей мы стремимся воспитывать в нашем саду. Проанализировав современные здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что все они имеют несомненные достоинства. Наши дети с большим удовольствием лазают, прыгают, бегают, выполняют всевозможные упражнения, играют в спортивные и подвижные игры. Это показатель здорового ребёнка. Итогом всей этой большой работы стали неплохие результаты. Снизилась заболеваемость у детей, улучшился уровень физического развития детей, ежегодно увеличивается процент детей с улучшением показателя состояния здоровья. Закончить хочется словами В. Шененберга: «Здоровье – эта та вершина, которую должен каждый покорить сам». А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения. МДОУ Детский сад посёлок Молоково 7


В раздел образования