"Совершенствование техники чтения. Приемы и методы осознанного беглого чтения"
Автор: Колмакова Галина Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Корликовская ОСШ" Населённый пункт: с. Корлики, Нижневартовский район, ХМАО-Югра Наименование материала: доклад Тема: "Совершенствование техники чтения. Приемы и методы осознанного беглого чтения" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская ОСШ»
ДОКЛАД
Тема: «Совершенствование техники чтения.
Приемы и методы осознанного беглого чтения»
Выполнил:
учитель начальных классов
Колмакова Галина Станиславовна
с. Корлики, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная справка
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. ……….. 1
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы……………………………………….2
1.1 Сказки как вход в большой мир литературы……………………………………………...2
1.2 Литературное чтение как метод повышения интереса ребёнка к чтению………………4
1.3 Дидактические
игры
как
метод
повышения
активности
учащихся
в
учебной
деятельности…………………………………………………………………………………5
1.4 Чтение как инструмент нравственного воспитания детей……………………………….6
ГЛАВА II. Совершенствование техники чтения. Приёмы и методы осознанного беглого
чтения.……………………………………………………………………………………………6
2.1 Обучение чтению методом «подражания»………………………………………………..6
2.2 Коррекционная работа на фонетическом и лексическом уровне при обучении детей
чтению……………………………………………………………………………………………9
2.3 Источники обогащения речи учащихся…………………………………………………..11
ГЛАВА III. Формирование у детей правильной читательской деятельности……………20
3.1 Повышение скорости и качества чтения………………………………………………..20
3.2 Роль загадок на уроках литературного чтения………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………28
Заключение
2
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах
ВВЕДЕНИЕ
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий
человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что
дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают
все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит
к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее
прочитывают
условие
задачи,
упражнения,
забывают
его
суть
прежде,
чем
начнут
выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представления в
этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в
семье и основа его - привычка ребенка читать.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются
нормой
повседневной
жизни,
он
и
в
школе
будет
интересоваться
содержательной
и
разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из
него вырастает увлеченный читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в
средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме
того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания,
от которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Как сделать
так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился
нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка
чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про
себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование
целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами),
интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости
(беглое чтение), на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя, на
третьем году обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными
приемами чтения.
3
Параллельно
с
формированием
беглого
чтения
в
течение
всех
лет
ведется
целенаправленная
работа
по
формированию
умения
постигать
смысл
прочитанного,
обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения,
решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решения следующих основных
задач:
Развивать
у
детей
способность
полноценно
воспринимать
художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные
средства,
создающие
художественный
образ,
развивать
образное
мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух
детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать
потребность
в
постоянном
чтении
книг,
развивать
интерес
к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщать его к классике
художественной литературы;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт
ребенка;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
ГЛАВА I
4
Теоретические основы изучения проблемы чтения у учащихся
1.1 Сказки как вход в мир большой литературы
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое
место в нем занимают сказки. Сказка- первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир
культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а
насущный и очень питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы
сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее
своим
помощником
в
развитии
ребенка.
Есть
много
сказок,
которые
помогут
детям
мыслить
логически,
разовьют
воображение,
речь
и
др.
Для
развития
логического
мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А.
Толстого и др. Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи
педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание
которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его
интересам. Приведу следующий пример: «Прочитав сказку, у ребят появляются любимые
сказочные герои. Вдруг приходит письмо, с просьбой помочь. Ребята хотят прийти на
помощь,
поделиться
своими
успехами,
рассказать
новости.
Предлагаю
написать
им
письмо. Так завязывается «переписка».
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно
прочесть ребятам сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор.
После того как выбор сделан ( скажет, нарисует и т. д.), дочитать сказку до конца, чтобы
дети узнали, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставить оба.
Интересно играть со сказками- путешествиями. Они знакомы малышам с раннего
детства
(например
«Колобок»).
Эти
сказки
привлекают
детей
тем,
что
в
них
последовательно
разворачивается
сюжет:
«
Что
будет
дальше?».
Дети
любят
перевоплощаться
в
«путешественников»
и
стараются
угадать
(ответить,
нарисовать,
изобразить пантомимой), что же дальше произойдет с героем – путешественником, как
может закончиться сказка.
Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно,
ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они
интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по – особому, если они
осмысленны.
Педагог может помочь ребятам обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг
от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым соединены, что
5
поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Для этого можно
использовать такие приемы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов
разным цветом: голубым – слова в прямом смысле, розовым – в переносном. Полезно
после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет
педагогу разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения.
Литература сегодня и как факт существования духовно – нравственной жизни общества,
и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой,
чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не
переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается,
нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском
возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей
интерес
и
любовь
к
чтению,
развить
способность
к
восприятию
красоты,
емкости
художественного слова, его нравственного потенциала.
На
уроках
литературного
чтения
научившиеся
читать
дети
должны
научиться
полноценно,
воспринимать
художественный
текст,
осознавая
его
образную
природу.
Иными
словами,
они
должны
с
помощью
воображения
войти
в
«нарисованную»
писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и
соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и
насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель, прежде всего
сам должен понимать, что литература – это вид искусства.
Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно – эстетическими
ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как
вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку
в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а
значит,
параллельно
проходит
процесс
общего
и
нравственного
развития
личности
ребенка, его воспитание.
Д. С. Лихачев говорит: «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший
опыт жизни…дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает
в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств.
Она
делает
это
с
такой
художественной
убедительностью,
что
вызывает
желание
подражать всему лучшему, что было и есть в человеке…Человек, много читавший, прожил
три жизни…»
1.2 Литературное чтение как метод повышения интереса ребёнка к чтению
6
Вхождение ребенка в литературу, другими словами – в Культуру, Искусство начинается,
или, во всяком случае, должно начинаться, в начальной школе на уроках «Литературного
чтения». Конечно, в идеале все это происходит или должно происходить с самого момента
рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, - это колыбельные
песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой.
Но
так
не
всегда,
к
сожалению,
бывает,
особенно
в
наше
время.
Поэтому
сегодня
непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым
относится и литература, в деле воспитания и образования учащихся.
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной
работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно – игровое
восприятие такого текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно –
аналитическое. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих
представлений
и
переживаний
при
чтении
художественного
текста
и
осмысление
содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него
появляется способность насладиться художественным словом.
1.3 Дидактические игры как метод повышения активности учащихся в учебной
деятельности
Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой
деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес
у
детей,
а
значит
–
очень
высокую
активность
в
учебной
деятельности,
и
интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех
явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др. Кроме того,
игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры,
способствует организации совместно – разделенной деятельности, где каждый участник
знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В
процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что
помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает,
учит «жизни».
Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации
философа Ю. А. Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу
обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень
простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова:
кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Еще интереснее будет, если повторение
знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводят, например, в
7
виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые,
отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.
Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую.
Ролевые
игры
–
это
игры,
где
требуется
ролевая
трансформация,
перевоплощение,
вхождение в образ героя произведения. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы
героев,
и
этот
уровень
вхождения
–
самый
глубокий,
самый
действенный
в
воспитательном
смысле.
А
самое
главное
заключено
в
том,
что
творчество
–
это
«выражение
себя»
и
даже
«усиление
себя»,
как
говорят
представители
очень
перспективного
направления
современной
трансперсональной
психологии
(К.
и
Н.
Роджерс). У каждого человека, утверждают они, есть «внутренняя потенция к глубокому и
конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески… Они
учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя». Очень
важны сегодня следующие мысли ученых: «Творческий процесс есть наша жизненная
энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Прекратить
этот процесс – значит вызвать болезнь, как на уровне отдельного индивида, так и на
уровне культуры в целом… Порой очень рано наша творческость может заглушаться
родителями, учителями, братьями и сестрами… беспощадной критикой того, что мы
делаем». Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на
уроках
–
необходимое,
особенно
сегодня,
направление
педагогической
деятельности.
Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
1.4 Чтение как инструмент нравственного воспитания детей
По словам К. Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве»,
поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление
личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Наблюдая за отношениями детей во время уроков, на переменах, во внеурочное время,
необходимо
постоянно
обращаться
к
тем
моральным
понятиям,
с
которыми
дети
знакомились на уроках чтения, непременно перекидывая «мостик» в реальную жизнь:
почему товарища нет в классе? Болен? Напишите ему добрые записки: он нам нужен, мы
его ждем, расскажите о делах в классе.
Воспитание нравственных качеств, норм поведения – длительный процесс, и решить эту
задачу за четыре года не представляется возможным: впереди еще долгие годы школьной
зрелости,
но
главное
делает
учитель
начальных
классов,
«упражняя»
детей
«в
нравственном
чувстве»
посредством
чтения
и
анализа
ситуаций,
представленных
широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.
8
ГЛАВА II
Совершенствование техники чтения. Приёмы и методы……
2.1 Обучение чтению методом «подражания»
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира,
развития интеллектуального потенциала ребенка.
Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений.
Многие ребята не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который
положен в основу большинства направлений.
Этот метод предполагает довольно продолжительный подготовительный период, в
течение которого дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на
звуки, получают представления о звуках гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и
звонких. После подготовительного периода «открытие тайны слияния» каждый ребенок
делает самостоятельно: в один прекрасный момент его глаза и органы речи находят,
улавливают правильную координацию. Этот «прекрасный момент» «не поддается полной
алгоритмизации, прямому рациональному обучению» (Г. А. Цукерман).
Однако многие согласятся с тем, что именно этот период, период обучения ребенка
чтению слияний, является наиболее трудным и важным в формировании навыка. Практика
показывает, что далеко не каждый ребенок в состоянии самостоятельно открыть «тайну
слияния». Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.
Устная речь, как известно, развивается у ребенка в процессе подражания. Подражание
– главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребенка.
Вполне логично предположить, что обучение прочтению слияний
по подражанию –
наиболее
естественный
методический
прием,
вводящий
ребенка
в
мир
грамотности.
Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает
взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путем
упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу
элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам,
облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату.
Одной из таких подсказок является наглядные графические схемы (дуга и точка). Дуга
– это согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей
согласной, или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.
Можно еще более облегчить задачу детям на начальном этапе обучения, если включить
в
процедуру
чтения
согласованные
движения
руки
и
голосового
аппарата.
Суть
в
9
следующем: все движения голосового аппарата увязываются с движением руки по дугам и
точкам,
обозначенным
на
читаемом
материале.
Подобный
прием
обучения
избавляет
ребенка от так называемых «мук слияния». Можно с большей долей убеждения говорить о
том, что тот прием обучения плавному послоговому чтению является наиболее простым и
эффективным.
На практике это происходит следующим образом. Как только ребенок усвоит несколько
букв (например, а, о, н, с ), предложите ему упражнение «Катаемся с горки».
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку»,-
медленно,
выделяя
голосом
гласные;
«спускаясь
с
горки»,-
быстро.
Предварительно
следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их
нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.
Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет
соответствовать
плавному
произнесению
прямого
слога
и
помогать
детям
на
первоначальном этапе). Несколько раз ученики «катаются на горке» вместе с педагогом,
потом – без него.
При работе с гласными е, е, я, ю не стоит заострять внимание детей на количестве
звуков, обозначаемых этими буквами.
Когда ребята освоят механизм слияния согласной с гласной, можно переходить к
чтению слоговых таблиц.
Следует помнить, что при знакомстве с очередной таблицей первым ее читает
взрослый.
При
чтении
нужно
плавно
проводить
указкой
по
дугам,
акцентировать
остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в
вертикальном
направлениях.
Не
будем
забывать,
что
механическое
чтение
неудобопроизносимых
звуковых
комплексов
можно
назвать
ключом,
основой
для
будущего
тотального
чтения
и
письма.
Слоговые
таблицы
избавят
детей
от
многих
трудностей, так как их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне
процесса.
Ученики
не
смогут
запомнить
набор
слогов,
поэтому
будут
читать
их
многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного аппарата.
Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов
с одинаковыми гласным или слов, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках
слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких
букв, наблюдать гнезда родственных слов.
Можно попросить детей прочитать слова в столбиках, выделяя те, значение которых им
неизвестно.
В
данном
случае
активно
действуют
зрительный,
речедвигательный
и
слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации.
10
При сочетании раздражителей в виде слова и его значения устанавливаются
соответствующие мозговые связи, в результате чего достаточно бывает ребенку услышать
то
или
иное
слово,
как
он
немедленно
ответит
на
него
соответствующими
речедвигательными процессами и ясно представит себе зрительный образ этого слова.
Следовательно, в процессе обучения можно идти от восприятия зрительного образа
слова
к
его
звучанию.
Мгновенная
реакция
на
зрительное
изображение
ведет
к
увеличению скорости и эффективности чтения.
2.2 Коррекционная работа на фонетическом и лексическом уровне при обучении
детей чтению
Как показывает опыт, у многих младших школьников недостаточно сформированы
компоненты
речевой
деятельности,
касающиеся
звуковой
и
лексико-грамматической
стороны речи (звукопроизношение, звукоразличие, словарь, грамматический строй языка).
При
работе
с
такими
детьми
необходимо
проводить
специальную
коррекционную,
индивидуальную работу. Но как проводить эту работу на уроке со всеми детьми класса?
Для этого
на уроках обучению грамоте я включаю элементы логопедической работы,
направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического
строя
языка,
выработку
языкового
чутья,
тренировку
артикуляционного
аппарата,
закрепление правильного произношения, воспитание чистой речи.
Некоторые приемы и упражнения:
1.
Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку
правильного дыхания.
В начале урока чтения проводятся такие упражнения, как «Лошадка», «Хоботок»,
«Улыбка»
и
другие.
Чтобы
детям
было
интересно
выполнять
упражнения,
можно
рассказать им сказку о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком, кончик
языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы
дверкой, а выдыхаемая струя воздуха – ветерком.
2.
Задания, направленные на дифференциацию (различие) смешиваемых звуков. На
что
похожи
звуки?
Определение
на
слух
пары
звуков
(работа
с
сигнальными
карточками). Шутки – чистоговорки.
11
Ло – ол – ор – у Ромы топор; ло – ло – ро – у меня перо;ал – ал – ар –в бане пар; ла –
ал – ал- темный подвал; ли – ри – ли – купили сухари; ри- ли – ли – улицу мели; ле – ре –
ре – метель в декабре; ер – ре – ле – катались на осле.
- Послушайте предложения и запомните.
Суп надо солить. На пол не надо сорить.
А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь.
Так же прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит.
Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.
- Игра «Не торопись, подумай, что не так».
Серый вол(волк) голодный в лесу ходит злой, голодный.
У Кати коса(коза) рогатая, красивая, косматая.
3.
Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
- Изменяя один звук слова, составьте цепочки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр,
сын, сон, сор, сом.)
- Составьте слова из букв одного слова.
(Машина – шина, Маша, ниша.)
- Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова.
Па - р
Па - ром
Па - рк
Па – руса
- Составьте цепочку слов так, чтобы каждое начиналось с последнего звука предыдущего.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного
количества звуков (слогов) в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
4.
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
- Найдите неправильно написанную букву (о, с, а, э,*)
- Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрыта листом бумаги.)
12
- Прочитайте слоги так, чтобы получилось слово
бе ли
над
мо
цикл
по
жа
мо
пись
то
ло
ба
жу
са
си
ня
жа
- Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой.
Кот – кол, мука – муха, следы – слезы и т. д.
- Наращивание слов.
То – сто – стол – столб - столбик
- «Буксир». Дети следят за чтением учителя, читающего в разном темпе.
- «Эхо». Ученики читают вслед за учителем.
2.3 Источники обогащения речи учащихся
Основными
источниками обогащения речи учащихся являются произведения
художественной
литературы.
Развитию
речи
детей
может
помочь
использование
изобразительных средств языка, в частности, таких, как перифразы – «…обороты речи,
состоящие
в
замене
названия
предмета
или
явления
описанием
его
существенных
признаков или указанием на его характерные черты». Они придают речи образность,
выразительность,
делают
ее
красивой
и
точной.
Программа
начальных
классов
не
предусматривает специальной работы над перифразами. Следовательно, встречающиеся в
художественной
литературе
перифразы
должны
разъясняться
учителем.
Перифразы
метафоричны,
т.е.
опираются
на
иносказание,
на
способность
слова
выступать
в
«образных» значениях.
Знакомство с перифразами начинается уже в 1 классе. Большое количество перифраз с
«цветовыми» прилагательными встречаются в загадках, которые в игровой, занимательной
форме учат наблюдательности, вырабатывают смекалку. Например:
Красная лисица из норки не выходит. (язык)
13
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет. (карандаш)
Голубой платок, красный колобок.
По платку катается, людям усмехается,
На всех глядит,
А на себя не велит.
(небо и солнце)
Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает.
Всю зиму гулял, а весной убежал.
(Снег)
Рыжий молокозавод
День жует, и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
(корова)
Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)
В поле сестрички стоят
Желтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички – Белые реснички.
(ромашки)
Красный бык стоит, дрожит,
Черный – на небо бежит.
(огонь и дым)
Потешки, скороговорки, чистоговорки, применяемые на уроках, повышают интерес детей
к чтению, заучиванию. (Приложение 1)
14
Песенки и потешки для развития фонематического слуха (повторение одного звука )
Наши уточки с утра -
Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорогу не садись!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка не лай,
Мою Таню не пугай!
Скоком – боком, боком - скоком
Ходит галка мимо окон,
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
1.
Наращивание согласных и гласных.
Ел – мел – мели - мелик
Мел – смел – смела - смелая
Сад – сады – садик - садики
Метр – метро - метровая
Рот – крот – кроты - кротик
2.
Чтение по подобию.
Ира – Ида, Юля – Юра, жар - жир
Дом – дым, дам - дай
Жуй - дуй
15
Мама – Маша – Саша - сама
Полка – папка - пилка
Белка – балка - булка
3.
Добавление звука в середине.
Рука – ручка, сума - сумка
Сани – санки, жало - жалко
Плот – пилот, трава - травка
4.
Перестановка слогов.
Сосна – насос, шина - наши
Нитки – ткани, лама - мала
Канат – Натка, росы - сыро
Нора – рано, мыло – ломы
5.
Отбрасывание звука.
Ирис – рис, ножи - нож
Столб – стол – сто, кроты - крот
Жуки – жук, мыши - мышь
Гости – гость, сухари - сухарь
Коса – оса, окно - око
6.
Добавление слога.
Лай - лайка
бал - балка
Плот - плотник
май - майка
Наша - Наташа
три - вытри
Свет - светло
звон - перезвон
Сад - садики
бетон - бетонщик
Дуб - дубочки
бей - набей
Сани - санитар
ход - поход
Мы - мыло
бег - побег
Душ - душно
бить - разбить
Мел - намел
16
Диалоги
1)
– Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
-как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
«Заюшкина избушка»
2)
– Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла -
Молока принесла.
Полны копытцы водицы.
- Слышим, слышим – да не матушки это голосок. Наша матушка поет тонким
голосом и не так причитает.
«Волк и козлята»
3)
– Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес с подружками.
- Иди, только смотри о подружек не отставай – не то заблудишься.
«Маша и медведь»
4)
– Кто, кто в рукавичке живет?
_ Мышка – поскребушка. А ты кто?
- Я лягушка – попрыгушка. Пусти и меня.
- Иди.
17
«Рукавичка»
5)
– Цыплята, цыплята, куда вы идете?
- Куда вы, цыплята, идете, куда?
- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было.
- Идем его искать.
«У солнышка в гостях»
6)
Побежала мышка мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу, мяу,спи, мой крошка!
Мяу, мяу, ляжем спать,
Мяу, мяу, на кровать.
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»
7)
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
- Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону – тогда
скажу, куда гуси – лебеди полетели.
«Гуси – лебеди»
8)
– Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
- Спасибо, кума, и на этом. Приходите ко мне в гости.
«Лиса и журавль»
9)
– Куда ты идешь, Красная Шапочка?
- Иду к бабушке, несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
18
- А далеко ли живет твоя бабушка?
- Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
Ш. Перро. «Красная Шапочка»
10) – Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться.
Давай же построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.
- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом.
«Три поросенка»
11) – Что случилось?
Что за крик?
- Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку -
Помогите человеку.
С. Михалков. «Дядя Степа»
12) – Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной. Разве меня пустят во дворец в
этом платье?
- Что, правда, то, правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на
бал.
«Золушка»
13) – Колобок, колобок, я тебя съем!
- Где тебе, косолапому, съесть меня.
«Колобок»
14) – Терем – теремок! Кто в тереме живет?
- Я – мышка – норушка! А ты кто?
- А я – лягушка – квакушка.
- Иди ко мне жить.
«Теремок»
19
15) – Чего ты, Снегурочка, плачешь?
- Как же мне, лисонька, не плакать. Меня подружки в лес заманили, заманили –
покинули.
«Снегурочка и лиса»
16) – Что растет там, доченька,
В садике твоем?
- Там краснеют яблоки,
Там летают зяблики
И другие птички -
Кажется, синички.
Л. Квитко
17) – А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка родила вчера котят…
С. Михалков
18) – Эта пара, царь моя.
И хозяин тоже я.
- Ну, я пару покупаю!
Продаешь ты?
- Нет, меняю.
- Что в промен берешь добра?
- Два – пять шапок серебра.
- То есть это будет десять.
П. Ершов. «Конек – Горбунок»
20
Упражнения на постановку смысловой паузы.
1)
В лесах, на горах,
У моря и у рек-
Повсюду мы братьев найдем.
В. Лебедев - Кумач
2)
У совы у старой
Не глаза, а фары.
Круглые, большие,
Странные такие.
В. Берестов
3)
Яблоки – как сахар,
Груши – чистый мед,
На лиловых сливах
Голубой налет.
Е. Благинина
4)
Ты гордись своим отцом,
Знатным гражданином,
Но и сам будь молодцом, а не только сыном.
С. Маршак
5)
Летчик водит самолеты.
Это очень хорошо.
Повар делает компоты.
Это тоже хорошо.
С. Михалков
6)
И вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
21
Повисла на суках дубов.
А. Пушкин
7)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
С. Есенин
ГЛАВА III
Формирование у детей правильной читательской деятельности
3.1 Повышение скорости и качества чтения
«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по
нашему мнению, одна из важнейших задач школы». (К. Д. Ушинский)
Умение читать самостоятельно, формирование у детей правильной читательской
деятельности, т. е. умения видеть в книге конкретного собеседника, слышать обращенную
к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги по понятным
причинам и сделать нельзя. При соблюдении же минимальных условий (обеспечении
учебного
процесса
детскими
книгами,
соблюдение
педагогом
объективных
закономерностей,
определяющих
эффективность
внеклассного
чтения
по
этапам
и
периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся
к разным видам
читательской деятельности, систематическое посещение учащимися библиотеки, но не
классом,
а
индивидуально
–
в
удобное
для
каждого
ученика
время
и
с
личностно
осознаваемой целью) современная наука гарантирует учителю формирование у учащихся
читательской
самостоятельности,
т.
е.
«личностного
свойства,
характеризующегося
наличием
у
читателя
комплекса
значимых
для
него
мотивов,
побуждающих
его
обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих
возможность
с
наименьшей
затратой
сил
и
времени
реализовать
свои
побуждения
сообразно общественной и личной необходимости».
Для улучшения техники чтения и развития у детей периферического зрения (умения
видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов). Мною используются
упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанищевым в
его книге «Читать можно быстрее» (М.: Моск. рабочий, 1988.) Работа по таблицам,
22
содержащим в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака ( две
буквы). Затем три знака (буквы) и наконец, переходим к таблицам со смешанными знаками
(буквы и цифры).
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: дети считывают таблицу,
удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводится 90 сек.. Скорость чтения у
всех разная – от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивается в среднем на 3 – 4 знака.
Приведу еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь
взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы,
размещенные на боковых линиях:
Х
П
О
М
Я
Ч
С М
И
Т
Ь
Б
Ф
Ы В
А
П
Р
3.2
Загадки на уроках литературного чтения
Материал «Орфограммы в загадках» помогает разнообразить работу на уроке. В
зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире.
Использование
загадок
дает
возможность
сконцентрировать
внимание
на
наиболее
трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет
собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, т.е.. совершить
довольно сложную мыслительную операцию.
При разгадывании загадок:
1)
Формируется любовь к народному творчеству; родному языку;
23
2)
Ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
3)
Мобилизуются
умственные
силы,
так
как
разгадывание
является
своеобразной гимнастикой;
4)
Развиваются находчивость, сообразительность; быстрота реакции;
5)
Расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой
логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует
умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Сочетания жи - ши
1.
Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда все несут. (мыши)
2.
Ползун ползет,
Иголочки везет. (ежик)
3.
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их…(лыжи).
4.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
24
Белые…(снежинки).
5.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(жираф).
6.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (кувшинки)
7.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
8.
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать. (шины)
9.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (шиповник)
10. Если дождик, мы не тужим
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять. (калоши)
Сочетания ча – ща, чу - щу
1.
Ночь. Но если я захочу,
Щелкну раз – и день включу.(выключатель)
25
2.
Пять амбарушек -
Одни ворота.(перчатка)
3.
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.(чулок)
4.
Идут, идут,
А все тут да тут.(часы)
5.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.(туча)
6.
Черненько,
Горяченько,
А все любят.(чай)
7.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.(щука)
8.
Горит столб,
А дыму нет. (свеча)
9.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
10. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки.(огородное чучело)
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ
1.
Что такое перед нами:
26
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)
2.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
3.
А ну – ка, ребята,
Кто отгадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.(рукавички)
4.
Стальной конек по белому
Полю бегает,
За собой черные следы
Оставляет.(ручка)
5.
Спят мирно дочки
В фанерном домочке,
У Сонь, у тихонь
В головках огонь.(спички)
6.
Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде.(удочка)
7.
Рос шар бел,
Ветер дунул -
Шар улетел.(одуванчик)
8.
Золотое решето
Черных домиков полно;
27
Сколько черненьких домиков,
Столько беленьких жильцов.(подсолнечник)
9.
В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поет – заливается,
Как называется?(дудочка)
10. Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас -
Закончила рассказ.(точка)
ЛИТЕРАТУРА
1. Уроки литературного чтения, Л. Ф. Климанова, Москва «Просвещение» 2004
28
2.
Уроки
чтения,
слушания
и
внеклассного
чтения,
Л.
А.
Ефросинина,
Москва
«Творческий центр» 1999
3. Новые родительские собрания, Н. И. Дереклеева, Москва «Вако» 2006
4. Справочник классного руководителя Н. И. Дереклеева, Москва «Вако» 2005
5.
После
уроков:
кроссворды,
викторины,
головоломки,
М.
А.
Калугин,
Ярославль
«Академия развития» 1997
6. Практическое пособие для обучения детей чтению, О. В. Узорова, «Академия» ГИППВ
1998
7. Дидактические игры, Е. В. Карпова, Ярославль «Академия развития» 1997
8.Учимся читать, Марат Зиганов, Москва «АСТ пресс» 1997
9. Программа по литературному чтению, В. Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2002
10. 1000 загадок, пословиц, скороговорок, В. Иванкова «Аквариум» «Дом печати – Вятка»
2005
11. От игры к чтению, Л. А. Сидорова, «Ювента» Москва 2003
12. Журналы «Начальная школа» №1, 2, 5, 2007; №2, 2003; №2, 6, 2000; №2, 2001.
Приложение 1.
Тема: «Помогите Айболиту!» по сказке К. И. Чуковского «Айболит».
29
Цели урока:
1.
Привития интереса к чтению. Активизация познавательного интереса к
урокам литературного чтения.
2. Повторение и закрепление изученных звуков и букв. Гласные и согласные
звуки; слияние звуков; звукобуквенный анализ слов.
3. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата; умения
слушать и слышать; пополнение словарного запаса.
4. Воспитание нравственных чувств: сострадание, сопереживание,
взаимопомощь.
Оборудование: атлас «Для самых маленьких», сказки К. И. Чуковского, таблица «Катание
по
горкам»,
таблицы
слогов
–
слияний,
таблица
слов,
раздаточный
материл
для
звукобуквенного анализа слов, разрезная азбука, сигнальные карточки (синие и красные).
Ход урока:
1.
Психологический настрой.
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Улыбнулись нашим гостям. Настроение
хорошее, погода за окном замечательная. Будем трудиться и не лениться. Внимательно
слушать и все запоминать.
Зарядка (для ушей, глаз, рук)
2.
Логопедические упражнения : «Хоботок», «Лошадка», «Варенье», «Соседи».
3.
Сообщение темы и цели урока.
- Урок повторения и закрепления всего изученного материала.
Актуализация урока : загадка - Кто в дни болезней
30
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Ребята, только этот доктор необычный. Кто же это? Доктор, который животных лечил.
Айболит! Ветеринар.
( открываю доску с надписью - «Помогите Айболиту!»)
Ставлю и открываю атлас «Для самых маленьких»
Зачитываем строчки из сказки : Вдруг откуда – то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!» ( Федора)
Зачитываем телеграмму : «Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!» (Алина)
Зачитывает Катя : Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Только тогда, если мы ему поможем.
Показываю Африку на атласе .
4.
«Катание по горкам » (на доске таблица со слогами – слияниями).
5.
Согласные и гласные звуки . Дети выбирают карточки синие или красные .
Определяют, какой это звук и показывают букву на наборном полотне.
Называют слова с этим звуком.
Делаем вывод .
6.
Звукобуквенный анализ слов . Работа по карточкам (слова – вафли, груша, сыр).
На доске составляют слова.
31
Делаем вывод.
7.
Песенки и потешки для развития фонематического слуха. (в движении)
Какой звук чаще слышится?
Наши уточки с утра -
Кря-кря – кря! Кря-кря – кря!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай!
8.
Работа с разрезной азбукой.
Дети составляют слова тех животных, которые лечились у Айболита.
( лиса, барбос, зайчик, Айболит )
9.
Чтение слогов и слов по таблице на доске .
(чтение плавное, движение рукой)
10. Работа выполнена.
Зачитывают: Вот и вылечил он их,
(Таня)
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
32
Лимпопо!
11. Убираю таблицу с доски, и читаем надпись хором.
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
12. Показ рисунков по сказки К. И. Чуковского «Айболит».
13. Рефлексия. Итог урока.
Угощение от Айболита – «сладкие пилюли».
Приложение 2.
Внеклассное занятие по литературному чтению
33
Тема: «Книга - мост в мир знаний».
Цель: 1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания о книгах, о сказках;
2.Содействовать
репродуктивной
деятельности,
связанной
с
активной
работой
мышления, умения аргументировать, анализировать, обобщать;
3.Развивать интерес к книге, к слову. Бережное отношение к книгам.
Оборудование: выставка книг, загадки, журналы «Воробышек».
Ход занятия
1.
Психологический настрой.
2.
Актуализация урока. Загадка : Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней.
(книга)
Сообщение темы. Цель урока пытаются сформулировать дети сами.
3.
Стихи о книгах и сказках рассказывают дети.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом.
Мы б не знали ничего.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется,
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.
В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
34
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от странице к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться,
Узнать, подружиться.
1 страничка. « Бюро находок»
Развитие памяти, воображения.
Достаю из «мешка» различные предметы, по ним дети определяют сказочных героев,
название сказки, определяют чему учит сказка (ключик, яйцо, Айболит,репка и др.).
Вывод.
2 страничка. «Обогащение словаря»
Загадка: Муравьи шагают в ельник,
Будут строить …(муравейник).
Журнал «Воробышек» - «Как муравьишка помогал старшим»
- Назови слова по образцу:
Бежал – побежал ,
Ехал – (поехал),
Шел – (пошел),
Летел – (полетел) и т. п.
Выучи скороговорку.
Мура – мура – муравей,
По траве по травушке,
По траве беги скорей,
Мураве – муравушке.
35
3 страничка. Читаем «Почти сами».
Осмысленное чтение.
Предлагаю вниманию журнал «Карапуз».
Показываю иллюстрации к сказкам, дети определяют, из какой это сказки.
Индивидуально читаем сказку «Курочка Ряба»
Вывод.
4 страничка. «Играем в стихи».
Развитие мышления и речи.
1.
Читаю стихотворение «Почемучка» Саша Черный.
- Почему у мамочки
- Почему у птичек
На щеках две ямочки? Нет рукавичек?
- Почему у кошки
- Почему лягушки
Вместо ручек ножки? Спят без подушки?
- Почему шоколадки
….
Не растут на кроватке? …..
- Почему у няни
- Потому, что у моего сыночка
Волосы в сметане?
Рот без замочка!
2.
Игра в рифмы. Написать на доске.
- Договаривай слова в рифму.
Ны – ны, ны – ны – ны,
Чем обедают ( слоны)?
На – на, на – на – на,
А к кому пришла (весна)?
Ка – кА, кА – кА – кА,
Как летают (облака)?
Ла –ла, ла – ла – ла,
Зачем дворнику (метла)?
Ло – ло, ло – ло – ло,
А зачем коню (седло)?
Да –да, Да – да – да,
Почему течет (вода)?
36
3. Играем в рифмы. Прочитай слова и подбери картинки в рифму, например: весы – часы.
Соедини стрелками слова – рифмы.
индюк - утюг
коса – лиса
стрелка – белка
коза – стрекоза
комар – самовар
дудочка – удочка
корона – ворона
шутка – утка
арка – марка
мушка – пушка
цапля - капля
5 страничка. Выставка книг.
- Рефлексия. Итог урока.
Самоанализ урока литературного чтения в первом классе
В классе 16 учащихся. 11 из них посещали детский сад. Трое учащихся обучаются в
первом классе повторно: Каткалева Федора была оставлена на второй год по болезни.
Прасин Валерий и Каткалева Татьяна частично не усвоили программный материал за 1
класс. Двое детей посещали ДОУнерегулярно: Ивлев Алеша и Каткалев Гаврил. Каткалеву
37
Гаврилу поставлен диагноз ЗПР. С ним проводится индивидуальная коррекционная
работа. У Ивлева Алексея диагноз невропатия. Ребёнок заторможенный, слабо развита
мелкая моторика пальцев и кистей рук. Основная часть ребят гиперактивны: Камин
Анатолий, Камин Вася, Каракчиева Настя, Камина Настя, Каткалев Гаврил, Прасин
Валера. Слабо развит у детей навык слушания. У ребят наблюдаются дефекты речи:
функции фонематического слуха сформированы слабо у Агафонова Кирилла, Ивлева
Алёши, Каминв Васи, Прасина Валеры. Данные учащиеся не дифференцируют звонкие -
глухие согласные. А также наблюдается лексико-грамматические нарушения речи.
Выражается это характере языкового оформления. В рассказах этих детей наблюдаются
неправильные предложения (нарушения согласования и управления), отсутствуют
связующие звенья между предложениями. Отмечается характер искажения слоговой
структуры слова. Навыки звукобуквенного анализа слабо развито у Каткалева Гаврила,
Агафонова Кирилла, Ивлева Алёши.
Тема данного урока: «Помогите Айболиту» (по сказке К. И. Чуковского «Айболит »)
Урок является частью блока уроков буквенного (основного) периода. Урок повторения,
закрепления изученного материала и применения полученных знаний умений и навыков.
Цели урока:
1. Повторение и закрепление изученных звуков и букв. Гласные и согласные звуки;
слияние звуков; звукобуквенный анализ слов.
Изученный материал легко воспринимался учащимися, что давало возможность
проявить себя каждому ребенку. Это вносило в урок позитивный настрой. Закреплялось
умение различать гласные и согласные звуки. Дети с заданиями справились.
2. Развитие функций фонематического слуха. Обогащение словарного запаса.
Проводилась артикуляционная гимнастика с целью укрепления тонуса мышц
артикуляционного аппарата детей. Словарный запас учащихся обогащался путём
внедрения в их речь слов различных частей речи. Данная цель была поставлена исходя из
полученных умений и навыков учащихся на предыдущих уроках.
3. Привитие интереса к чтению. Активизация познавательного интереса к урокам
литературного чтения.
Для достижения данной цели урок проводился в нестандартной форме, дети помогали
сказочному герою Айболиту выполнять различные задания. Перед уроком была проведена
подготовительная работа. Ребята рисовали иллюстрации к данной сказке. Высокая
активность ребят на уроке показала, что данная цель урока достигнута.
4. Воспитание нравственных чувств: сострадания, сопереживания, взаимопомощи.
Важно воспитать не только образованного человека, но и духовно богатого, умеющего
прийти на помощь, сказать добрые слова, прочувствовать боль другого.
38
Оборудование, используемое на уроке.
Использовала атлас «Для самых маленьких», сигнальные карточки (синие и красные)
для определения гласных и согласных звуков, наборное полотно, дидактический
раздаточный материал для звукобуквенного анализа слов, сказку «Айболит» К. И.
Чуковского, рисунки детей по сказке, таблицы «Катание по горкам» и чтение
неудобопроизносимых слогов, разрезная азбука. Считаю, что все оборудование урока
имело качественный, эстетический вид, наглядные пособия и дидактический материал
использовался методически верно, что дало положительный результат в достижении
целей урока.
Структура урока.
Начало урока имело следующую организационную структуру:
1. Психологический настрой.
2. Зарядка для глаз, ушей, рук.
3. Логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Нестандартный характер урока (помощь сказочному герою) имело большое
воспитательное значение и активизировало познавательную активность ребят. Для
актуализации начала урока использовалась загадка и сказка К. И. Чуковского. Ребята
узнали, где находится Африка (атлас для маленьких), куда надо направиться Айболиту,
чтобы оказать помощь больным животным.
Сказка помогла закрепить и повторить учебные знания, умения и навыки. Каждый этап
урока имел логическую последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к
другому. Хочу отметить своевременную смену деятельности этапов урока, физминуток.
После каждого этапа урока делались выводы.
На уроке использовалась таблица «Катание по горкам» и таблица для чтения
неудобопроизносимых слогов, которые помогают детям быстрее освоить процесс
звукослияния слогов. В основе работы с этими таблицами лежит прием «подражания»
взрослому и детям, которые умеют читать.
В целях предупреждения утомляемости детей применялись различные методы и приемы
обучения: разнообразие, взаимосвязь, приемы привлечения внимания детей, обеспечение
эмоциональности и интереса, опора на разнообразные формы активности (слуховую,
зрительную, двигательномоторную). Осуществлялось использование индивидуальной и
фронтальной работы, контроль за речью детей. На уроке требовала формулировки
полного ответа.
39
Работоспособность и активность детей на уроке была достаточно высокой. Учащимися
эффективно применялись знания, умения и навыки, полученные ранее. Например, из 16
ребят правильно выполнили звукобуквенный анализ слов 13 человек. Правильно называют
звуки и буквы 14 ребят, двое учащихся нуждаются в дополнительных индивидуальных
занятиях.
В конце урока ребята получили сладкие «пилюли» от Айболита, была проведена
рефлексия. Все дети были довольны.
Данный урок помог повысить интерес к сказкам, развить и пополнить словарный
запас ребят. Цель урока, воспитание любви к чтению, к литературному слову, была
достигнута.
40
41