"Государственные символы России – флаг, гимн, герб".
Автор: Костюченко Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " ВОЛОШКА" Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменской области Наименование материала: конспект Тема: "Государственные символы России – флаг, гимн, герб". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Волошка»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
Тема:
«Государственные символы России – флаг, гимн, герб».
2016 год. Воспитатель: Костюченко Т.Б.
Образовательная область:
познавательное развитие
Вид деятельности:
непосредственно-образовательная
Возрастная группа:
подготовительная
Интеграция
образовательной
деятельности:
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-эстетическое развитие.
Тема: «
Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
Цель:
Формировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить
на карте Россию и ее столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России –
флаге, гимне, гербе; их особенностях.
Развивающие:
Познакомить
детей
с
историей
герба,
его
значением
в
прошлом
и
настоящем
России,
развивать
познавательный интерес к истории государства. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине.
Воспитательные:
Уважительно относиться к символике нашей страны.
Предварительная работа:
Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий
по знакомству с
флагом
России,
значением
цветов
флага;
беседа
о
дружбе;
чтение
художественной
и
исторической
литературы о России.
Словарная работа:
Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр,
держава.
Материалы и оборудование:
Географическая
карта
России,
географическая
карта
государства
мира,
глобус,
иллюстрации
природы,
иллюстрации народного костюма, изображение символики России, символика других государств, материал
для дидактической игры «Собери герб России», аудиозапись гимна Российской федерации и гимна нашего
города Ноябрьска.
Давайте, ребята , поприветствуем наших гостей, и друг друга.
Дети: Мы веселые ребята!
Мы ребята – дошколята!
Скоро в школу мы пойдем!
Будем знать мы обо всем.
И сегодня мы с вами продолжаем пополнять свои знания , и узнаем много интересного.
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидова «Мать Земля»).
- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…
Воспитатель :
Ребята, у каждого человека есть земля ,на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь.
Человеку
нужны
хлеб,
одежда,
дом.
Без
всего
этого
жить
ему
просто
невозможно,
но
среди
самого
необходимого есть у человека Родина.
- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?
(Ответы детей).
- Правильно, молодцы, мы живём в стране Россия.
- А как называется наша Родина?
(ответы детей).
Дети:
Россия!
Воспитатель:
Правильно, у нашей Родины удивительно красивое имя - Россия!
Свою Родину мы ласково называем Матушкой. Родина - это дом, в котором мы живём, это место в котором
мы родились и выросли. Много разных народов живут в нашей стране и все они стремятся жить в дружбе,
они хотят сделать жизнь счастливой для каждого. Мы все хотим, чтобы наша Родина-Матушка была сильная
и красивая.
Дети читают стихи:
1. Что мы Родиной зовём? Дом в котором мы живём.
И берёзки вдоль которых рядом с мамой мы идём.
2. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском.
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.
И под небом синим, флаг Российский над кремлём!
4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина -милая Россия, нет другой на свете Родины такой!
5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,
колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
Слайд №2.
.
Воспитатель:
Давайте с вами посмотрим на карту мира.
- Посмотрите, какая большая наша страна! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как
Россия! Она расположена в двух частях света
: В Европе и Азии
; омывается тремя океанами:
Северно-
Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.
Когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и
земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу и кукурузу.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в край, то на самом быстром поезде
эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день, если пройти пешком, то
придётся путешествовать не меньше года.
В давние времена нашу
Родину называли - Русью
. Много поэтов, писателей, композиторов написали
замечательных произведений о нашей большой Родине. Давайте с вами вспомним пословицы о Родине.
Дети читают пословицы:
1. Нет в мире краше Родины нашей.
2. Человек без Родины, что соловей без песни.
3. Береги землю родную, как мать любимую.
4. Тот герой, кто за Родину горой.
5. Одна у человека мать, и одна у него Родина.
Воспитатель: -Молодцы! Много вы знаете пословиц о Родине.
Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт »
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии живут –
В Англии живут -
В Испании живут –
В Америке –
В Китае –
В Грузии -
Во Франции –
- Молодцы , как много стран и их жителей мы назвали.
Слайд №3.
Ребята, посмотрите, у нас с вами карта мира и карта России.
На этой карте мира видны страны. Все они разного цвета. Белые точки – это города. Видите, страна на карте
огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства, нашей Родины?
(Ответы детей). – столица нашей Родины -
МОСКВА!.
Слайд №4.
Стихотворение о Москве.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России. Которое любит тебя.
Слайд №5.
- Покажите на карте мира, где находится
наша страна Россия. - А где находится столица нашей Родины
Москва?
Воспитатель: -
Ребята в Москве в столице нашей Родины работает правительство Российской Федерации и
наш президент.
- Как зовут президента РФ? (ответы детей)
Слайд №6.
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (ответы детей)
-Правильно это -флаг, герб и гимн.
Слайд №7.
- Правильно это -
флаг, герб и гимн
, и сегодня мы поговорим о них.
- Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком
травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Слайд №8.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета
ввёл царь Пётр 1.
Слайд №9.
Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета
издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
Слайд №10 -11.
- Какие цвета вы видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? – (ответы детей), (цвет мира и чистота совести). Он говорит о
том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Что означает синий цвет флага?- (ответы детей), (верность и правду). Народ любит свою страну, защищает
ее, и верен ей.
- Что означает красный цвет флага?- (ответы детей), (мужество и отвагу, и это цвет силы). Это кровь ,
пролитая за Родину.
Стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
Смелые, отважные, дружные, миролюбивые.
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть
российский флаг?- (ответы детей).
- Правильно! На Государственных зданиях, кораблях, самолетах, на домах в дни праздников.
Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель
предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ.
Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
А ёще у каждой страны, у каждого государства обязательно есть особенная, торжественная песня .
- Что это за песня?- (ответы детей), (Гимн России).
Слайд №12.
- Гимн страны России – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети
приводят примеры – ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных
событиях, когда спортсмены побеждают на соревнованиях и т. д.).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А.
Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории,
в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин
России должен знать слова гимна.
(прослушивание гимна).
Включить музыку.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
Воспитатель: Как вы думаете, какая по характеру музыка?
Дети: Торжественная, Величавая
Физкультминутка
Мы учили песенку
А в песенке слова (дети маршируют)
Здравствуй наша Родина
Город наш Москва (руки поднимают вверх)
Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская (руки разводят в стороны)
Эту площадь знают все
Эта площадь Красная (руки вперёд) .
Воспитатель: Настало время нам поговорить о еще одном символе России – о гербе. А сейчас внимательно
посмотрите и найдите герб нашей страны.
Слайд №13.
– Кто знает стихотворение про герб?
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Слайд №14..
А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы? Одна голова смотрит на запад, другая на восток
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и
драгоценными
камнями,
служит
символом
власти,
почётного
положения).
В
его
левой
лапе
держава
(государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим
короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают
нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея.
Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Слайд №15..
Дидактическая игра «Собери герб»
- Ребята, какие символы нашей страны вы знаете? (Ответы детей).
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и
обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
- Молодцы!
Ребята, вы должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и
отважными, любить своих близких и свою Родину.
Воспитатель: -
Наша страна называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: - Их называют Россияне.
Воспитатель: -
А как ласково называют Россию?
Дети: -
Россия -Матушка.
Воспитатель:
- Наша страна находится на огромной планете. Как называется эта планета?
Дети
: - Земля.
Воспитатель:
- Почему гимн слушаем стоя?
- Где и когда звучит гимн России?
- кто изображен на гербе?
- Где можно увидеть флаг России?
Воспитатель
: Будущее нашей России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить
свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми. Давайте встанем в
круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула искорка,
маленькое, маленькое солнышко, оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, что вы
иногда ссоритесь, но когда только в чьих- то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки и добро
растопит злость без следа!
Воспитатель:
В заключении хотелось бы прочитать следующие строки:
Слайд №16.
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ».
Используемая литература.
1. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014
2. Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)
3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
(Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.