Напоминание

"Государственные символы России – флаг, гимн, герб".


Автор: Костюченко Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ВОЛОШКА"
Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Государственные символы России – флаг, гимн, герб".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Департамент образования города Ноябрьска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Волошка»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

Тема:
«Государственные символы России – флаг, гимн, герб». 2016 год. Воспитатель: Костюченко Т.Б.

Образовательная область:
познавательное развитие
Вид деятельности:
непосредственно-образовательная
Возрастная группа:
подготовительная
Интеграция

образовательной

деятельности:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-эстетическое развитие.
Тема: «
Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
Цель:
Формировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программное содержание

Образовательные задачи:
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и ее столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; их особенностях.
Развивающие:
Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине.
Воспитательные:
Уважительно относиться к символике нашей страны.
Предварительная работа:
Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседа о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.
Словарная работа:
Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.
Материалы и оборудование:
Географическая карта России, географическая карта государства мира, глобус, иллюстрации природы, иллюстрации народного костюма, изображение символики России, символика других государств, материал
для дидактической игры «Собери герб России», аудиозапись гимна Российской федерации и гимна нашего города Ноябрьска. Давайте, ребята , поприветствуем наших гостей, и друг друга. Дети: Мы веселые ребята! Мы ребята – дошколята! Скоро в школу мы пойдем! Будем знать мы обо всем. И сегодня мы с вами продолжаем пополнять свои знания , и узнаем много интересного.
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидова «Мать Земля»). - Скажи мне, как правильно землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше сказать ей: «Родная!». Земля – наша милая, добрая мать! Так ласковей будет звучать и вернее Ведь всё, что мы любим, Всё создано ею – И горы, и реки, И лес, и цветы, И осень, и лето, И дождик и ты…
Воспитатель :
Ребята, у каждого человека есть земля ,на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужны хлеб, одежда, дом. Без всего этого жить ему просто невозможно, но среди самого необходимого есть у человека Родина. - Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей). - Правильно, молодцы, мы живём в стране Россия. - А как называется наша Родина? (ответы детей).
Дети:
Россия!
Воспитатель:
Правильно, у нашей Родины удивительно красивое имя - Россия! Свою Родину мы ласково называем Матушкой. Родина - это дом, в котором мы живём, это место в котором мы родились и выросли. Много разных народов живут в нашей стране и все они стремятся жить в дружбе, они хотят сделать жизнь счастливой для каждого. Мы все хотим, чтобы наша Родина-Матушка была сильная и красивая.
Дети читают стихи:
1. Что мы Родиной зовём? Дом в котором мы живём. И берёзки вдоль которых рядом с мамой мы идём. 2. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском. Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном. 3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём. И под небом синим, флаг Российский над кремлём! 4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой. Это наша Родина -милая Россия, нет другой на свете Родины такой!
5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки, колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей. Нет другой на свете Родины такой.
Слайд №2.
.
Воспитатель:
Давайте с вами посмотрим на карту мира. - Посмотрите, какая большая наша страна! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! Она расположена в двух частях света
: В Европе и Азии
; омывается тремя океанами:
Северно-

Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.
Когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу и кукурузу. Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день, если пройти пешком, то придётся путешествовать не меньше года. В давние времена нашу
Родину называли - Русью
. Много поэтов, писателей, композиторов написали замечательных произведений о нашей большой Родине. Давайте с вами вспомним пословицы о Родине.
Дети читают пословицы:
1. Нет в мире краше Родины нашей. 2. Человек без Родины, что соловей без песни. 3. Береги землю родную, как мать любимую. 4. Тот герой, кто за Родину горой. 5. Одна у человека мать, и одна у него Родина.
Воспитатель:
-Молодцы! Много вы знаете пословиц о Родине.
Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт
» Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне. В Италии живут – В Англии живут - В Испании живут – В Америке – В Китае – В Грузии - Во Франции – - Молодцы , как много стран и их жителей мы назвали.
Слайд №3.
Ребята, посмотрите, у нас с вами карта мира и карта России. На этой карте мира видны страны. Все они разного цвета. Белые точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица. - Как называется столица нашего государства, нашей Родины? (Ответы детей). – столица нашей Родины -
МОСКВА!.

Слайд №4.

Стихотворение о Москве.

Москва – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля, Москва – это сердце России. Которое любит тебя.
Слайд №5.
- Покажите на карте мира, где находится наша страна Россия. - А где находится столица нашей Родины Москва?
Воспитатель: -
Ребята в Москве в столице нашей Родины работает правительство Российской Федерации и наш президент. - Как зовут президента РФ? (ответы детей)
Слайд №6.
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. - Что это за символы? (ответы детей) -Правильно это -флаг, герб и гимн.
Слайд №7.
- Правильно это -
флаг, герб и гимн
, и сегодня мы поговорим о них. - Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Слайд №8.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей). Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1.
Слайд №9.
Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм.
Слайд №10 -11.
- Какие цвета вы видите? (Ответы детей). - И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно. - Вспомните, что означает белый цвет флага? – (ответы детей), (цвет мира и чистота совести). Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. - Что означает синий цвет флага?- (ответы детей), (верность и правду). Народ любит свою страну, защищает ее, и верен ей. - Что означает красный цвет флага?- (ответы детей), (мужество и отвагу, и это цвет силы). Это кровь , пролитая за Родину.

Стихотворение:
Белый цвет – березка, Синий неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет - А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?). - Так какие же люди живут в России? (Ответы детей).
Смелые, отважные, дружные, миролюбивые.
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?- (ответы детей). - Правильно! На Государственных зданиях, кораблях, самолетах, на домах в дни праздников.
Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение. А ёще у каждой страны, у каждого государства обязательно есть особенная, торжественная песня . - Что это за песня?- (ответы детей), (Гимн России).
Слайд №12.
- Гимн страны России – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры – ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях, когда спортсмены побеждают на соревнованиях и т. д.). - Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова. - Чему посвящён гимн? (Предложения детей). - Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(прослушивание гимна).

Включить музыку.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (Предложения детей).
Воспитатель:
Как вы думаете, какая по характеру музыка?
Дети:
Торжественная, Величавая
Физкультминутка
Мы учили песенку А в песенке слова (дети маршируют) Здравствуй наша Родина Город наш Москва (руки поднимают вверх) Что за площадь есть в Москве Там где башня Спасская (руки разводят в стороны) Эту площадь знают все
Эта площадь Красная (руки вперёд) .
Воспитатель:
Настало время нам поговорить о еще одном символе России – о гербе. А сейчас внимательно посмотрите и найдите герб нашей страны.
Слайд №13.
– Кто знает стихотворение про герб?
Стихотворение:
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Слайд №14..
А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? - Кто изображён в самом центре? - Почему у него две головы? Одна голова смотрит на запад, другая на восток Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины. - Что на груди у орла? (щит). - Кто изображён на щите? (всадник на коне). - Какого цвета конь? - Какого цвета плащ у всадника? - Какого цвета щит? Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. - Как зовут всадника? Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества! - Что в руках у Георгия Победоносца? - Зачем оно ему? Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Слайд №15..

Дидактическая игра «Собери герб»
- Ребята, какие символы нашей страны вы знаете? (Ответы детей). Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Наша группа – это тоже большая семья.
- Молодцы! Ребята, вы должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Воспитатель: -
Наша страна называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: -
Их называют Россияне.
Воспитатель: -
А как ласково называют Россию?
Дети: -
Россия -Матушка.
Воспитатель:
- Наша страна находится на огромной планете. Как называется эта планета?
Дети
: - Земля.
Воспитатель:
- Почему гимн слушаем стоя? - Где и когда звучит гимн России? - кто изображен на гербе? - Где можно увидеть флаг России?
Воспитатель
: Будущее нашей России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое, маленькое солнышко, оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но когда только в чьих- то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки и добро растопит злость без следа!
Воспитатель:
В заключении хотелось бы прочитать следующие строки:
Слайд №16.
«Люблю тебя моя Россия Степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называют Одним широким словом «РУСЬ». Используемая литература. 1. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014 2. Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!) 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.


В раздел образования