Автор: Безлик Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №1 Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Как влияет чтение сказки на развитие ребенка" Раздел: дошкольное образование
Статья
«Как влияет чтение сказки на развитие ребенка»
Работая в детском саду я заметила, что родители мало уделяют времени чтению
сказок
детям.
Или
совсем
не
читают
детям
или
читают
сказки
зарубежного
содержания.
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на
воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это
абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития
маленького
человечка.
Главное
предназначение
сказок
–
поведать
ребёнку
об
устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими
словами,
сказки
готовят
ребёнка
к
будущей
взрослой
жизни.
Кроме
того,
сказки
формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и
плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально,
учится
сопереживать,
радоваться,
огорчается
вместе
с
героями,
ищет
выход
из
проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых,
это
обучение
в
школе
жизни.
Именно
поэтому
родителям
стоит
серьезно
и
с
ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в
животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку
важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не
рождённому
крохе
статьи
из
женских
журналов
или
«взрослые»
художественные
произведения.
Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее
будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские
стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.
Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его
чтением
длинных
сказок
со
сложным
сюжетом
не
стоит. Первые
сказки
малыша
должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки,
например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный
сюжет и достаточно простой образный ряд. Настоящее время сказок наступает к 4
годам.
К
этому
возрасту
малыш
погружается
в
мир
воображения,
фантазии
и
художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями
сказок, делать кое-какие выводы.
Детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
1.
Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-
предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок
рушится. У таких сказок особое назначение.
2.
Образный
ряд. Слушая
сказку,
ребенок
идентифицирует
себя
с
героями,
поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому
человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
3.
Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то
авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое
чувство и помогает развитию речи.
При
умелом
использовании
сказка
действительно
становится
мощным
инструментом
воспитания
и
развития
ребёнка,
но
гнаться
за
воспитательным
эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая
должна быть приносить удовольствие.
Детские сказки способствуют формированию эмпатии – сопереживания. Слушая
интересную сказку, ребенок волнуется за судьбу главного героя, идентифицирует себя
с ним. В своем воображении малыш переносится в волшебный мир сказки, где он,
вместе
со
сказочными
персонажами,
борется
против
зла,
проходит
через
разные
препятствия, переживает победы и поражения. Это очень важно, ведь такую гамму
сильных
противоречивых
эмоций
можно
испытать
только
во
время
чтения
художественной
литературы.
Имея
опыт
подобных
переживаний,
ребенок
будет
успешно справляться с жизненными трудностями на своем пути.
Все сказки уже прочитаны и хочется чего-нибудь новенького? Так почему бы не
придумать сказку вдвоем с малышом? Это очень увлекательное занятие, которое может
стать вашим совместным хобби на долгое время. Придумать сказку не сложно, малыш
с радостью поможет сочинить интересную историю. Любая сказка начинается со
сказочного героя. Желательно, чтобы герой имел много сходных черт с ребенком, тогда
малышу будет интереснее сочинять историю. Заранее подумайте над основной идей
сказки. Что вы хотите донести до ребенка в данный момент? Сказка – прекрасный
способ донести до малыша новые знания.
Не расстраивайтесь, если ребенок станет перебивать, задавать вопросы во время
рассказа. Терпеливо выслушайте точку зрения крохи, помогите ему разбудить свою
фантазию, перенестись в прекрасный мир волшебной истории.
Все сказки имеют между собой сходные черты, определенные правила, зная
которые, можно без труда сочинить собственную сказку. Эти правила существовали на
протяжении столетий и встречаются в сказках разных народов мира:
- Противоборство Добра и Зла, Героя и Злодея
- Задача главного героя
- Тяжелые испытания в пути
- Победа героя и наказания Злодея
Следуя простой схеме, очень просто придумать любую сказку, не забывая ввести
в историю воспитательный момент. Каждая сказка должна чему-то учить, раздвигать
привычные рамки сознания малыша.
Чтобы сказка стала еще интереснее, можно вдвоем с ребенком сделать рисунки
сказочных персонажей. И пусть эти рисунки будут далеки от идеальных – это
совместное занятие принесет малышу огромную пользу.