Экспериментальная и исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики
Автор: Нестерова Татьяна Анатольевна Должность: учитель физики и информатики Учебное заведение: МКОУ "Гончаровская СОШ" Населённый пункт: город Суджа, Курская область Наименование материала: статья Тема: Экспериментальная и исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики Раздел: полное образование
Экспериментальная и исследовательская деятельность
обучающихся при изучении физики
Физику
в
школе
изучают
в
течение
пяти
лет.
И
за
это
время
необходимо
научить
использовать
физические
знания
для
решения
разнообразных жизненно важных задач, с которыми сталкивается человек
в повседневной жизни. И здесь особую роль играет экспериментальная и
исследовательская деятельность обучающихся. Тем более, что физика –
наука экспериментальная, и изучать её без самостоятельного проведения
опытов
и
экспериментальных
исследований
просто
нельзя!
А
как
показывает опыт работы, у обучающихся часто возникают трудности в
решении экспериментальных задач. Ученик должен провести эксперимент:
выполнить
необходимые
наблюдения
и
измерения,
зафиксировать
их,
оценить точность измерений; проанализировать полученные результаты,
сформулировать выводы. Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения
достижения
цели
исследования,
наметить
направления
последующего
поиска.
Задача
учителя
научить
пользоваться
информацией,
предоставляемой
измерительным
инструментом,
научить
строить
и
выдвигать гипотезы, научить моделировать предполагаемый эксперимент.
То, что касается традиционной технологии, первым этапом формирования
исследовательских умений является демонстрационный эксперимент, т.е.
формирование
первоначальных
практических
умений
и
навыков.
Демонстрационный эксперимент иллюстрирует теоретические положения,
излагаемые
на
уроке
учителем,
и
подготавливает
к
самостоятельному
проведению фронтальных лабораторных работ. Итак, демонстрация – это
первый шаг практического овладения школьниками предмета изучения.
Второй
этап
–
фронтальные
лабораторные
работы.
Это
вид
практических работ, выполняемых в процессе изучаемого программного
материала,
когда
все
обучающиеся
класса
одновременно
выполняют
однотипный
эксперимент,
используя
одинаковое
оборудование.
На
фронтальных
лабораторных
работах
преодолевается
разрыв
теории
с
практикой,
прослеживается
очевидная
связь
науки
и
техники;
усовершенствуются,
развиваются
и
углубляются
первоначальные
представления,
формируются
понятия
как
основной
элемент
научных
знаний;
развивается
интерес,
способствующий
самостоятельной
деятельности;
вырабатываются
личностные
качества
(аккуратность,
организованность,
настойчивость).
С
другой
стороны,
фронтальные
лабораторные работы формируют только простейшие умения и навыки, не
решают
до
конца
задачи
формирования
у
школьников
обобщённых
практических
умений
и
навыков,
так
необходимых
в
современных
исследованиях.
Эти
задачи
можно
решить
при
организации
работ
физического практикума.
Третий этап – завершающий. Это физический практикум – работа,
выполняемая обучающимися в завершение предыдущих разделов курса
(или
в конце года), на более сложном оборудовании, с большей долей
самостоятельности.
При
выполнении
работ
физического
практикума
происходит
повторение,
углубление,
расширение,
обобщение
и
систематизация знаний по различным темам курса физики, развитие и
совершенствование экспериментальных умений и навыков.
Все
выше
названные
основные
виды
учебного
физического
эксперимента
обязательно дополнены экспериментом с использованием
ко м п ь ю т е р а ,
э кс п е р и м е н т а л ь н ы м и
з а д ач а м и ,
д о м а ш н и м и
экспериментальными работами.
Д ома ш н и е
э кс п е р и м е н т а л ь н ы е
р а б от ы
–
п р о с т е й ш и й
самостоятельный эксперимент, который выполняется обучающимися дома,
вне школы, без непосредственного руководства со стороны учителя. Такие
работы приучают к самостоятельному расширению полученных на уроке
знаний и добыванию новых; формируют экспериментальные умения через
использование предметов домашнего обихода и самодельных приборов;
развивают
интерес;
осуществляют
обратную
связь
(результаты,
полученные
во
время
работы,
могут
быть
проблемой,
решаемой
на
следующем уроке или служит закреплением материала).
Экспериментальные задачи – задачи, в которых эксперимент служит
средством определения некоторых исходных величин, необходимых для
решения; даёт ответ на поставленный в ней вопрос или является средством
проверки
сделанных
согласно
условию
расчётов.
При
решении
экспериментальных
задач
исчезает
формальный
подход
к
обучению,
развиваются внимание, творческое мышление, устраняются недостатки в
знаниях, совершенствуются навыки в обращении с приборами, наиболее
тесно прослеживается связь с жизнью.
На сегодняшний день ученический эксперимент является одним из
главных вопросов в государственной программе создания оборудования
для
кабинетов
физики;
принципы
создания
отвечают
социально-
личностному подходу в обучении.
Новая
технология
обучения,
которую
я
использую,
–
проектная
деятельность
обучающихся.
(«Проект
–
совокупность
конструкторских
документов,
содержащих
принципиальное
или
окончательное
решение,
дающее
необходимое
представление
об
устройстве
создаваемого
сооружения…» (Политехнический словарь.- М: Прометей, 1998)) Суть его
в следующем: учитель ставит проблему, задачу практического содержания,
организует
самостоятельную
исследовательскую
или
конструкторскую
деятельность школьников, консультации и контроль.
В отличие от традиционной,
проектная деятельность позволяет
перейти
от
учения
как
процесса
запоминания
к
самостоятельной
познавательной
деятельности;
от
ориентации
на
среднего
ученика
к
дифференцированному обучению.
Проект, – самостоятельная творческая работа ученика, начиная от
идеи
и
заканчивая
материальным
воплощением.
На
первых
порах
эта
деятельность требует поддержки, как со стороны учителя, так и родителей.
Тематика проектов может быть разнообразной, но в целом проекты
ориентированы
на
знания
и
умения
школьников,
связаны
с
конструированием физических приборов, а также с модернизацией или
восстановлением
имеющихся,
с
постановкой
новых
опытов
с
ними,
конструированием
экспериментальных
установок,
которые
помогают
и
облегчают ведение домашнего хозяйства или улучшают среду обитания
человека.
В
каждом
проекте
присутствует
несколько
взаимосвязанных
заданий, их сложность повышается по мере увеличения знаний ученика,
изучения новых разделов физики.
В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: ученик
занят
конструированием
и
развитием
своего
собственного
творческого
потенциала (применением
знаний в новых ситуациях) с перспективой
пополнения портфолио (а в настоящее время большое внимание уделяется
программе
создания
портфолио);
учитель
заинтересован
в
пополнении
приборного
парка
кабинета
физики,
в
модернизации
традиционных
физических
приборов,
в
разработке
новых
опытов,
в
повышении
интеллекта обучающихся; родители – в перспективе вырастить ребёнка не
только с умной головой, но и с «золотыми» руками. «Многослойность»
проектов вызывает необходимость их многократной защиты на публике,
что
благотворно
сказывается
на
развитии
речи,
на
умении
вести
дискуссию, отвечать на вопросы одноклассников, приводить достоверные
аргументы,
а
в
целом
достойно
и
свободно
излагать
результаты
исследования.
Целостное представление об ученическом проекте складывается не
только
от
демонстрации
изготовленных
приборов,
но
и
от
качества
описания,
выполненного
по
структуре:
гипотеза
исследования,
теоретические
сведения,
варианты
конструкции
(в
том
числе
и
фантастические),
собственная
конструкция
(описание
с
рисунками)
и
сфера её применения с конкретными примерами, выводы. Таким образом,
автор проекта (ученик) осваивает все этапы теории познания.
Учащиеся составляют план действий, разрабатывают метод решения
задачи, оценивают безопасность, экономичность предлагаемого проекта и
защищают
его.
К
несомненным
достоинствам
метода
проектов
можно
отнести
освоение
учащимися
исследовательского
метода
познания
действительности,
организацию
процесса
обучения
в
индивидуальном
темпе,
развитие
интереса
к
предмету.
Подобного
рода
деятельность
талантливых
обучающихся
всегда
востребована;
с
одной
стороны,
она
помогает эффективнее обучать физике следующие поколения, с другой
стороны,
даёт
опыт
экспериментальной
деятельности,
который
всегда
востребован и в быту, и в профессиональной сфере.
Всё вышесказанное говорит в пользу деятельностного подхода в
обучении,
вносящего
огромный
вклад
в
воспитание
творческих,
инициативных людей, так необходимых всегда и везде.
И в заключение хотелось бы пожелать, чтобы у нас, коллеги, были
практически все условия для реализации наших творческих планов, были
силы, желание и возможности для их воплощения.