"Воспитание у дошкольников патриотических чувств к малой Родине через совместную деятельность детского сада и семьи"
Автор: Антипова Ольга Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Малыш" Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: "Воспитание у дошкольников патриотических чувств к малой Родине через совместную деятельность детского сада и семьи" Раздел: дошкольное образование
«Воспитание у дошкольников патриотических чувств к малой Родине
через совместную деятельность детского сада и семьи»
Антипова Ольга Александровна
старший воспитатель МБДОУ
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в
условиях
современной
России.
На
сегодняшний
момент
материальные
ценности
стали
все
больше
доминировать
над
духовными.
Дети
имеют
искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии.
Воспитание
чувства
патриотизма
у
детей
дошкольного
возраста
всегда
считалась
важной
задачей
педагогики
и
это
связано,
прежде
всего,
с
особенностями
возрастного
периода,
когда
начинается
проце сс
формирования
духовно-нравственной
основы
личности
ребенка,
его
отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма так многогранно по
своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Чувство любви к Родине — это одно из самых сильных чувств, без него
человек
ущербен,
не
ощущает
своих
корней.
А
будет
ли
у
человека
привязанность к родной земле или он отдалится от нее, это уже зависит от
обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в
дошкольном
возрасте
почувствовал
личную
ответственность
за
родную
землю и ее будущее.
Дошкольный
возраст
—
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
развиваются
представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский
утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо
делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия». Следуя принципу через малое к большему, базовым
этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими
социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к
Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился
человек.
Воспитание
любви
к
своей
малой
родине
—
это
многотрудный,
долговременный,
ювелирный
процесс,
он
должен
осуществляться
ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм
обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан
с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом
сам, педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить,
а
не
навязать,
так
как
в
основе
патриотизма
лежит
духовное
самоопределение. Знакомясь со своей малой Родиной — родным городом
Мичуринском, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя
живущим
в
определенный
временной
период,
в
определенных
этнокультурных
условиях
и
в
то
же
время
приобщаться
к
богатствам
национальной
и
мировой
культуры.
Обращаясь
к
словам
В.
А.
Сухомлинского:
«В
сознании
каждого
человека
на
всю
жизнь
запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в
детские годы яркие картины, образы» нам, взрослым, нужно все сделать для
того, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному
городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Развитие
дошкольника,
его
социализация
о суще ствляет ся
преимущественно
в
двух
образовательных
институтах
—
семье
и
в
дошкольном учреждении. В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в
детском саду — упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует
довольно
обширное
социальное
окружение,
различное
по
роду
занятий,
возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок
проводит время в составе группы сверстников, организуемым, как правило,
одним взрослым. В семье развитие ребенка проходит в рамках обыденных
социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата.
В
детском
саду
ребенка
обучают
целенаправленно,
его
образование
дифференцировано
и
имеет
целью
достижение
запрограммированных
результатов.
Следовательно,
семья
и
детский
сад,
используя
различные
подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга. В настоящее
время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья
— источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней
ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
Семейное
воспитание
носит
эмоциональный,
интимный
характер,
оно
основано
на
любви
и
привязанности.
Не
случайно
основная
задача
патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким,
дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение
задач
патриотического
воспитания
возможно
лишь
во
взаимодействии
с
семьей,
под
которым
мы
понимаем
обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями,
взаимная
поддержка.
К
современным
подходам
взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам
и вовлечение их в жизнь детского сада. На основе анализа работы ДОУ по
патриотическому воспитанию детей выявился факт некоторой отчужденности
родителей,
расплывчатого
представления
о
понятиях
«патриотизм»,
«гражданственность». Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс
патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В
нашем детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой
Родине ведется с педагогами, детьми и родителями. Работа с педагогами
предусматривает
проведение
мониторинга,
организации
консультаций:
«Гражданственность
как
интегративное
качество
личности»,
«Педагоги
и
родители
–творческий
тандем»,
«Крепка
семья
—
сильна
Россия»
и
др.
Педагоги ДОУ с большой самоотдачей приняли участие в смотре-конкурсе
патриотических уголков.
Творческой группой педагогов был разработан перспективный план для
работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на этот план
педагоги, основываясь на лично-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию
детей
старшего
дошкольного
возраста
используют
метод
проектов в работе с детьми, выражая свой творческий потенциал.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между
дошкольным
образовательным
учреждением
и
родителями,
наладить
содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Родители
в
нашем
детском
саду
не
только
заказчики
и
потребители,
но
и
самые
заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Родители
поддерживают
идею
совместного
приобщения
детей
к
отечественному
наследию,
необходимость
воспитания
у
детей
патриотических
чувств.
Беспокойство вызывают молодые мамы и папы, у которых такие понятия
вызывают некоторое недоумение. Анкетирование лишь подтвердило наше
предположение о том, что молодых родителей необходимо просвещать. Для
родителей были организованы консультации на темы: «Семейный маршрут
выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», родительское
собрание в форме устного журнала на тему: «Учим детей знать, любить и
беречь свой город» с использование презентации, изготовлены фотовыставки:
«Наш
город
родной»,
«Человек
славен
трудом»,
тематические
выставки:
«Увлекательные путешествия по родному городу», «Все профессии нужны,
все профессии важны», презентация «Знатоки родного города» (в форме
соревнований двух команд) и др. Самым эффективным решением проблемы
явилось
проведение
просветительской
работы
молодых
родителей
через
детей.
Организация
совместных
творческих
домашних
заданий
как:
придумывание
и
изображение
герба
своей
семьи,
рисование
карты
микрорайона, в котором живут, изготовление макетов микрорайонов, сбор
материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы и
др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую
Родину и многое о ней узнать.
Воспитание
чувства
любви
к
своему
Отечеству,
гордости
за
свою
страну включает и формирование уважение к культуре и религии других
народов,
толерантности,
терпимости,
доброжелательное
отношение
к
другому человеку. Часть посещающих детский сад детей и их родителей
Россия не является Родиной, а Мичуринск — родным любимым городом.
Работа
с
родителями
требует
терпения
и
большого
такта,
поэтому
возможность
решения
этой
проблемы
мы
видим
в
осторожном
мотивировании
родителей:
насильно
никто
не
заставляет
любить
нашу
страну,
но
если
эта
страна
выбрана
для
проживания
их
детьми,
значит
ознакомление
с
правилами
и
традициями,
существующими
в
России,
в
Мичуринске, позволит их ребенку более успешно адаптироваться к детскому
саду сейчас, так и в социуме в будущем.
Зарождая
росточки
любви
к
родному
городу,
очень
важно
помочь
ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках.
Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине,
заложить начало патриотических чувств. Педагоги и родители сходятся в
едином
мнении
—
в
необходимости
помнить
о
тех,
кто
защищал
наше
Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом
народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования
Дня
Победы.
Осмысление
законов
истории
невозможно
в
столь
раннем
возрасте.
Поэтому
особое
внимание
необходимо
обращать
на
подбор
литературных
произведений,
иллюстративного
материала,
песенного
и
музыкального
репертуара,
способных
вызвать
у
детей
чувство
сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий.
Трудно
говорить
о
войне.
Все
дальше
от
нас
уходят
годы
Великой
Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались
горькие
утраты
и
радости
побед.
Тема
войны
не
понятна
маленькому
дошкольнику.
Взрослым
необходимо
отобрать
из
массы
впечатлений,
получаемых
ребенком,
наиболее
доступные
и
понятные
ему.
В
нашем
детском
саду
в
работе
по
данному
направлению
в
приоритете
стали
экскурсии и целевые прогулки. Организуя целевые прогулки и педагогам, и
родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть
привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение
интереса, затухание чувств. Живые впечатления вызывают яркие эмоции,
заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим
историческим
корням.
Полученная
на
экскурсиях
информация,
пробуждающая
положительные
чувства,
вызывает
и
стремление
детей
к
деятельности:
желание
нарисовать,
слепить,
поучаствовать
в
конкурсе,
посадить цветы, сделать что- то своими руками. Мысль о том, что все создано
трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство
родному городу, стране, должны как можно раньше зародиться в сознании
ребенка.
Праздники неотделимы от жизни общества. Они вобрали в себя все
представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и
энергию.
Праздники
в
детском
саду
—
яркие
события
в
жизни
детей
дошкольного
возраста.
Сочетая
разные
виды
искусства,
они
оказывают
большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционные праздники для
нашего детского сада такие, как «Защитники Отечества», «День Победы»,
«День
матери»,
«Папа,
мама,
я
—
дружная
семья»
после
проведения
длительной совместной кропотливой работы с родителями по воспитанию у
дошкольников любви к малой родине стали проходить с особым чувством,
как у детей, так и у родителей и педагогов, и с большим желанием мам и пап
самим принять активное участие в них.
Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,
к которым относится чувство патриотизма. Сегодня мы на многое начинаем
смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. От того
какими
глазами
ребенок
впервые
увидит
окружающее,
что
поразило
его
воображение,
что
извлек
он
из
общения
с
взрослыми
о
событиях
современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление
личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так
глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти
надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в
воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из
важнейших
условий
длительного,
систематического
и
целенаправленного
воздействия
на
ребенка,
направленного
на
пробуждение
патриотических
чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток
времени,
то
чувство,
которое
мы
с
нежностью
храним
и
передаем
следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на
Земле, будут ли дети жить атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что
именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим
детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
Литература:
1.
Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство
реализации Федерального государственного стандарта дошкольного
образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С.49
2.
Журахова
М.
Н.
Взаимодействие
семьи
и
детского
сада
в
нравственно-патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / М.
Н. Журахова, Н. В. Муляр, В. Г. Хаустова // Молодой ученый. —
2012. — №7
3.
Петрова
И.
А.
С
чего
начинается
патриотизм
//Дошкольная
педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
4.
С
чего
начинается
Родина?
(Опыт
работы
по
патриотическому
воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ
Сфера, 2004 г.
5.
Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая гвардия»,1980.
— 175с.