"Родителям о значении русской народной культуры в патриотическом воспитании дошкольника"
Автор: Родюкова Наталья Александровна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Малыш" Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: "Родителям о значении русской народной культуры в патриотическом воспитании дошкольника" Раздел: дошкольное образование
«Родителям о значении русской народной культуры в патриотическом
воспитании дошкольника»
Родюкова Наталья Александровна, заведующий МБДОУ
« Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бекон
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери,
нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат,
даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по
Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей
страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение
к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа»
В
современных
условиях
проблемы
воспитания
молодого
поколения
приобрели особую остроту.
Слабость
институтов
воспитания
привела
к
тому,
что
основным
источником ценностей стали СМИ, где свобода слова обернулась произволом и
вседозволенностью.
Современные
информационные
технологии
создают
мифологию, антагонистическую по отношению к традиционным нравственным
ценностям.
В
качестве
идеала
утверждается
богатое,
сытое,
лишенное
нравственных сомнений и угрызений совести существование.
При
таком
обстоятельстве
дети,
особенно
дошкольного
возраста,
оказываются
самой
незащищенной
категорией
российского
населения.
Дезориентация детей в системе жизненных целей позже, в юношеском возрасте,
приведет
к
росту
социальной
агрессии,
преступности,
уровня
нервно-
психических заболеваний, распространению оккультизма, сектантства.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что
единственный путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому
духовно-нравственному потенциалу нашей страны.
Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в дошкольном
образовательном
учреждении
и
в
школе.
Именно
поэтому
нравственное,
гражданское,
патриотическое
воспитание
становится
приоритетной
общенациональной задачей.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания
занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д.
Ушинский
(«Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной
дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди
на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В.
Алёшина
(«Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е.
Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась
тем
фундаментом,
на
котором
во
все
времена
консолидировались
все
слои
российского общества.
Для
того,
чтобы
правильно
проводить
работу
с
дошкольниками
по
патриотическому воспитанию, необходимо определить – что означает понятие
«патриотизм».
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать
многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм
как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов
писал,
что
это
«...не
доблесть,
не
профессия,
а
естественное
человеческое
чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который
включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой
духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное
отношение к другим людям.
В словаре-справочнике по педагогике мы находим следующее определение
патриотизма: «социально-политический и нравственный принцип, выражающий
чувство
любви
к
своему
Отечеству,
готовность
подчинять
свои
личные
и
групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать
её».
По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это
чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь
страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём
народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только
комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за
детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет
своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек». И
здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя
смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом
смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства:
не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в
православном
вероучении
словами
Серафима
Саровского:
спасись
сам,
стяжимирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не
разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с
уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание
собственной страны».
Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно
и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в
основе
патриотизма
лежит
духовное
самоопределение.
По
мнению
русского
философа и историка И.А.Ильина «обретение родины должно быть пережито
каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать
другому человеку его родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное
мнение,
ни
государственная
власть…
Патриотизм,
как
состояние
радостной
любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное…».
Базой
патриотического
воспитания
в
ДОУ
является
нравственное,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе
такого
разностороннего
воспитания
зарождаются
первые
ростки
духовно–
нравственных патриотических чувств.
Патриотическое
воспитание
сегодня
—
одно
из
важнейших
звеньев
системы воспитательной работы.
Конечно,
начинать
работу
по
патриотическому
воспитанию
нужно
с
создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском
саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добры ми друзьями, веселыми
играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду,
родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на
котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему
Отечеству
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть
по-иному,
многое
заново
открываем
и
переоцениваем.
В
первую
очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем
очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем
они
занимались,
как
трудились,
о
чем
мечтали,
рассказывали
и
пели,
что
передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит
восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам
поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт,
просеянный
через
сито
веков,
духовный
мир
человека,
его
мысли,
чувства,
переживания.
Народная
культура
во
все
времена
была
базисом
всей
национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует
помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не
только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-
нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая
отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, -
задача
особенно
актуальная
сегодня
не
может
быть
успешно
решена
без
глубокого
познания
духовного
богатства
своего
народа,
освоения
народной
культуры.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры
поможет
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться
к
культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу. К сожалению, в ней освещаются
лишь
отдельные
стороны
нравственно-патриотического
воспитания
детей
в
конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю
полноту
данного
вопроса.
Видимо,
это
закономерно,
поскольку
чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром,
и
желание
сохранять
и
приумножить
богатство
своей
страны,
народам,
их
традициям.
У каждого народа свои сказки, песни, пословицы и поговорки, и все они
передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро,
дружбу,
взаимопомощь,
трудолюбие.
"Это
—
первые
и
блестящие
попытки
русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский о сказках— и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим
гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую
педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных
произведениях
национальную
самобытность
народа,
богатый
материал
для
воспитания любви к Родине.
«Воспитание,
созданное
самим
народом
и
основанное
на
народных
началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»,—
писал
К.Д.
Ушинский.
Он
доказывал,
что
система
воспитания,
построенная
соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие
психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную
гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста,
усваивали
элементы
народной
культуры,
овладевали
родным
языком,
знакомились с произведениями устного народного творчества.
Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития
патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще,
многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве
заложены
большие
воспитательные
возможности.
В.Г.
Белинский
по
этому
поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему
Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое
раскрывает
исконные
истоки
духовной
жизни
народа,
наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и
является
частью
его
истории.
Устное
народное
творчество,
музыкальный
фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее
отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения
сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в
жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих
жизненных
идеалов,
эстетических
ценностей,
представлений
подрастающим
поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать
истоки национальной культуры и искусства.
Национальная
культура
входит
в
наше
сознание
вместе
с
генами
родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной
культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры
своего
народа,
тем
больше
проникнется
чистотой
народных
ценностей,
тем
роднее и ближе она станет.
Душа
народа
едина,
только
проявляется
по-разному
в
разных
видах
искусства:
в
песне,
сказках,
легендах,
танцах,
изобразительном
искусстве.
Поэтому
и
воздействие
искусства
на
ребенка
должно
быть
комплексным.
Колыбельная
песня,
сказка,
ритмы
и
мелодии
красочных
узоров,
расшитых
полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства
окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства
красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и
увлекательно.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста -
часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и
дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы
было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все
взаимосвязано.
Культура
России
включает
народное
искусство,
раскрывающее
истоки
духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные,
эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Мировую
ценность
получили
и
чудесное
искусство
вологодских
кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки
– во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и
талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник
духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это
наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.
Национальная
самобытность
воспитания
и
обучения
рассматривалась
многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения
системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек,
лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как
личность; …самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».
В
современных
условиях
активного
внедрения
в
жизнь,
быт,
мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить
о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и
искусства.
Восстановление
органической
связи
с
историей
и
духом
своего
народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от
содержания
всемирной
истории,
ни
отлучения
от
достижений
современной
цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного
искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.
Народное
искусство,
положенное
в
основу
различных
видов
художественно-творческой
деятельности
детей,
находит
все
более
широкое
применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается
как
средство
патриотического
воспитания.
Основная
задача
педагога
заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что
сделано до него. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в
ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд,
формирования
бережного
отношения
к
культурному
наследию
Отечества,
к
обычаям
и
традициям
народа,
воспитания
любви
к
малой
родине,
к
своим
родным местам.
Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом
детей
дошкольного
возраста
к
своим
национальным
истокам,
традициям,
культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей
в
различных
видах
декоративно-прикладного
творчества,
знакомство
с
фактурными
качествами
материалов,
способами
их
обработки,
доступными
техническими
приемами
ремесла,
вызывающими
желание
творить,
фантазировать,
создавать
своими
руками
вещи,
способные
преображать
окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и
национального
достоинства
способствует
система
занятий
по
освоению
культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с
ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в
разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме
сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные
изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.
Педагог
должен
подбирать
литературу
о
талантливых
умельцах
края,
показывать
детям
мужскую
и
женскую
одежду,
украшенную
национальной
вышивкой,
различные
изделия
народного
прикладного
искусства,
в
которых
нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические
особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной
ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами. Знакомство с
декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной
стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники
узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он
вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его
труд
является
продолжением
традиции
отцов;
он
-
творческая
личность,
связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным
традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о
народном
искусстве
всех
народов
нашей
страны
–
это
долг,
счастливая
и
радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной
Родины».
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в
настоящее
время,
когда
наблюдается
рост
национального
самосознания,
усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и
языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою
очередь
часто
приводит
в
такой
многонациональной
стране,
как
Россия,
к
межэтническим
и
межнациональным
конфликтам.
Ускорить
развитие
положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных
факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная
функция всей системы воспитания детей и молодежи.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период
начинают
развиваться
те
чувства,
черты
характера,
которые
незримо
уже
связывают
его
со
своим
народом,
своей
страной
и
в
значительной
мере
определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего
народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках,
которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта,
нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Приобщение детей к народной
культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств
и развития духовности.
В
народном
творчестве
отображаются
и
исторические
сохраняются
присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку,
овладевая
языком
своего
народа,
его
традициями,
обычаями
ребенок
дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который
отличается особой восприимчивостью. На каждой ступени воспитания есть свой
круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку,
усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах
представляет перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше
влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе
народное творчество.
В
последние
годы
в
российской
системе
дошкольного
образования
произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания
образования
и
воспитания
детей.
Появились
программы:
«Наследие»,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в которых темы
нравственно-патриотического
воспитания
занимают
центральное
место.
Маленьким
детям
еще
недоступны
понятия
о
Родине.
Воспитание
в
этом
возрасте
и
состоит
в
том,
чтобы
подготовить
почву
для
них,
вырастив
в
атмосфере,
насыщенной
живыми
образами,
яркими
красками
его
страны.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-
образовательном
процессе
ДОУ,
является
народная
традиция.
Традиция
выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. В
настоящее время она несут те же воспитательные и образовательные функции,
что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает,
если теряет свою социально-значимую основу.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Дошкольные
образовательные
учреждения
призваны
формировать
у
детей
первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и
дать
возможность
почувствовать
себя
с
ранних
лет
гражданином
своего
Отечества.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории
народа,
его
культуры
поможет
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Следует
подчеркнуть,
что
трудности
в
ознакомлении
детей
с
бытом,
традициями,
отдельными
историческими
моментами
вызваны
тем,
что
дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо
использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д.,
но
и
"живые"
наглядные
предметы
и
материалы
(национальные
костюмы,
старинную
мебель,
посуду,
орудия
труда
и
т.д.).
"Бытовая
повседневность"
чрезвычайно
эффективна
для
ознакомления
детей
со
сказками,
народными
промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения
музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно
здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю
быта
родного
края.
Кроме
того,
в
подобном
"помещении"
расширяются
возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Итак,
главной
задачей
детского
сада
русской
культурной
традиции
я
считаю
закладывание
основ
духовно-нравственной
личности
с
активной
жизненной
позицией
и
с
творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в
культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание
в
культуре,
проживание
в
традиции,
посредством
вхождения
в
годичный
праздничный круг.
Список литературы
1.
Алешина Н.В.
Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-
е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008 г.
2.
Елжова Н.В.
Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ:
практическое
пособие для старших воспитателей, руководителей,
студентов
педагогических колледжей и вузов/ Н.В. Елжова. – Ростов
н/Дону: Феникс,
2007 г.
3.
Елжова Н.В.
С и с т е ма
ко н т р ол я
и
ме тод и ч е с ка я
р а б от а
в
д о ш ко л ь н ом
образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Ростов н/Дону: Феникс,
2006 г.
4.
Жуковская Р.И. и др.
Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под
ред.
С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990 г.
5.
Журахова М. Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-
патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / М. Н. Журахова, Н. В.
Муляр, В. Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.
6.
Журнал «Дошкольное воспитание» №12/ 2007 г.
Е. Ривина «Родословная в детском саду: история и образ семьи», стр.37
7.
Подрезова Т.И.
Планирование
и
конспекты
занятий
по
развитию
речи
в
ДОУ.
Патриотическое воспитание / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007
г.
8.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.