Автор: Вахрушева Людмила Аркадьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80" Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская Республика Наименование материала: Методическая разработка Тема: Трудности взаимодействия с подрастающими детьми Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №80»
Номинация: Занятие с использованием авторской презентации
Тема разработки: Круглый стол
«Трудности взаимодействия с подрастающими детьми»
Автор: Вахрушева Людмила Аркадьевна, педагог – психолог
Участники: родители учащихся младшего подросткового
возраста (10-12 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
Аннотация.
Тема разработки круглого стола - «Трудности во
взаимодействиях с
подрастающими
детьми».
Посвящён
родителям
учащихся
младшего
подросткового
возраста
при
переходе
их
из
четвёртого
в
пятый
класс.
Раскрывает вопросы установления близких отношений между родителями и
детьми.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
Введение.
Актуальность и новизна данной работы
Главным институтом воспитания ребёнка является семья. Важность
семьи при воспитании обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в
течение
значительной
части
своей
жизни.
И
по
длительности
своего
воздействия
на
личность
ни
один
из
институтов
воспитания
не
может
сравниться с семьёй.
По мере развития общества семья оказалась один на один с проблемой
выбора целей и средств воспитания ребёнка
и не всегда бывает в силах
справиться с этой задачей.
Особая
сложность
в
воспитании
у
родителей
возникает,
когда
дети
переживают
переходный
подростковый
возраст.
Начало
этого
возраста
наблюдается при переходе из четвёртого в пятый класс. На современном
этапе
развития
общества
важно
взаимодействовать
со
своими
детьми,
опираясь на знания возрастной психологии.
Одной из форм работы с родителями подростков является круглый
стол.
Круглый
стол
даёт
возможность
родителям
не
только
получить
информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить
её с взглядами других родителей. Это позволяет по-новому оценить своего
ребёнка, увидеть новые стороны его поведения.
Круглый стол важен и для психолога, и для классного руководителя.
Психолог
получает
возможность
лучше
узнать,
понять
родителей,
приобрести
их
доверие.
Классный
руководитель
выходит
из
привычной
учительской роли , проявляет простые человеческие качества , знакомится с
родителями в новых, более открытых обстоятельствах. Такое взаимодействие
приводит к лучшему взаимопониманию и более эффективному общению.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
На
наш
взгляд,
круглый
стол
является
оптимальной
формой
взаимодействия для создания общего воспитательного поля вокруг ребёнка.
Данный круглый стол проводится с использованием информационных
компьютерных технологий.
Цель
проведения
круглого
стола:
установление
эмоционально
близких отношений между родителями и детьми.
Задачи:
1.
рассказать о возрастных и психологических особенностях учащихся
младшего подросткового возраста,
2.
обсудить
имеющиеся
проблемы
и
трудности
в
воспитании
детей
младшего подросткового возраста,
3.
провести практические упражнения, оказывающие помощь родителям в
налаживании эмоционально близких отношений со своими детьми,
4.
подвести участников к определённым выводам по данной теме.
Механизм и продолжительность реализации.
Количество участников: около 20 человек.
Место проведения: классная комната.
Время проведения: 1 час.
Материалы:
интерактивная
доска,
ноутбук,
столы,
стулья
по
количеству участников, анкета для обратной связи.
Таблица №1. Ожидаемые результаты и способы их проверки
№
Ожидаемые результаты
Способы их проверки
1
Осознание родителями возрастных
изменений, происходящих с детьми
Обратная связь в виде
анкеты
2
Поиск методов эффективного
Памятка,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
взаимодействия с ребёнком
составленная
совместно в процессе
обсуждения
3
Достижение согласованности действий
взрослых ( родителей, классного
руководителя, психолога) в процессе
воспитания
Наблюдение за
поведением ребёнка,
консультации
классного
руководителя,
родителей
Перспективы дальнейшего развития: создание странички психолога
на школьном сайте с консультациями для родителей.
Возможность распространения в других образовательных
учреждениях: через участие на мастер – классах на конференциях,
методобъединениях психологов.
Таблица №2. Ход круглого стола
№
п/п
Содержание встречи
№ слайда
1
Добрый вечер, дорогие родители. Тема нашего
разговора «Трудности взаимодействия с
подрастающими детьми».
В младшем подростковом возрасте (10/12 лет) начинают
проявляться первые признаки подросткового кризиса:
1. Негативизм, непослушание, грубость.
2. Конфликты с родителями.
3. Взаимное эмоциональное отчуждение.
4. Дети перестают делиться значимыми для них
вопросами.
5. Взрослые не могут оказать им помощь и поддержку в
Слайды
№ 1 - 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
трудной ситуации.
Вывод: необходимо обратить внимание на значимость
эмоционально близкого общения с детьми
Уважаемые родители, предлагаем Вам по очереди
закончить следующие предложения.
1.
Хорошие качества моего ребёнка – это…
2.
Мне в моём ребёнке нравится то, что…
3.
Я рада, что мой ребёнок…
А сейчас расскажите, пожалуйста, о новых трудностях
во взаимоотношениях с детьми, которых не было ещё 1-
2 года тому назад.
Родители высказываются, психолог фиксирует
высказывания на доске.
После рассказов родителей психолог сообщает, что эти
проблемы могут привести к важному последствию,
отражённому в притче, которую предлагает послушать.
Притча «Учитель Банкей»
Обсуждение притчи.
Вывод: различные трудности в общении приводят к
снижению искренности, открытости во
взаимоотношениях.
Давайте вместе подумаем, отчего происходит снижение
искрен-ности, а для этого решим психологический
пример:
Трудности в общении + ? = снижение
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
8.
9.
10.
11.
Вместо неизвестного слагаемого в примере необходимо
назвать чувства, возникающие при трудностях в
общении с детьми и приводящие к снижению
искренности в общении.
Родители называют эти чувства, психолог записывает их
на доске.
А если в психологическом примере мы поменяем второе
слагаемое, чтобы суммой стала «искренность». Каким
будет второе слагаемое в этом примере?
Трудности в общении + ? = искренность
Психолог подводит родителей к выводу, что вторым
слагаемым является любовь родителей к детям.
Рассказ психолога о проявлениях любви к детям
Вывод: если родители боятся взросления ребёнка, не
принимают в них новых неудобных для себя качеств, то
Возможны два варианта развития событий:
1.
Ребёнок проявляет прежнее детское
непосредственное поведение, которое постепенно
перерастает в инфантильное.
2.
Ребёнок ищет пути проявления
самостоятельности
Часто ребёнок начинает испытывать чувство
одиночества в кругу близких людей.
Психолог предлагает родителям собрать копилку чувств,
действий, мыслей, сопутствующих одиночеству.
Родители называют, психолог записывает на доске.
Предложить родителям подумать о перспективах
развития взаимоотношений с ребёнком.
Подвести родителей к определённым выводам.
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
12.
13.
Родителям необходимо:
1.
Не мешать ребёнку взрослеть.
2.
Учиться откровенности и учить этому ребёнка:
2.1.
Сократить до минимума число советов и
поучений.
2.2.
Рассказать о себе, не прятать от себя и
ребёнка страхи, тревоги.
2.3.
Побуждать ребёнка рассказывать о том, что
ему интересно (футболе, мобильных
телефонах, музыке…)
2.4.
Не давать оценок тому, что расскажет
ребёнок (это хорошо, умно – это плохо, глупо),
не корить его.
2.5.
Обсуждать другие возможные варианты
поведения в той или иной ситуации,
отличающиеся от тех, которые выбрал ребёнок
(но не настаивать на них)
Для обратной связи предложить родителям заполнить
анкету
Слайды
№ 14 - 17
Заключение
Таким образом, преимуществом представленного круглого стола по
теме «Трудности взаимодействия с подрастающими детьми» являются:
1.
Вовлечение
в
процесс
обсуждения
трудностей
взаимодействия
с
подростками
младшего
школьного
возраста
всех
участников
воспитательного
процесса
-
родителей,
классного
руководителя,
психолога.
2.
Совместная
работа
над
составлением
памятки
«Как
правильно
взаимодействовать с подрастающими детьми».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 80»
Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
3.
Применение ИКТ технологий.
При применении ИКТ в работе данного круглого стола выделяется пять
новых
педагогических
инструментов
-
интерактивность,
мультимедиа,
моделирование, коммуникативность, производительность.
Интерактивность позволяет психологу развивать активно- деятельностные
формы
работы
с
родителями
и
педагогами.
Мультимедиа
позволяет
осуществлять
представление
учебных
объектов
множеством
различных
способов
(с
помощью
фото,
видео,
анимации,
звука,
в и д е о ) .
Коммуникативность
обеспечивает
оперативность
предоставленной
информации.
Повышается
производительность
труда,
эффективность
воспитательной
деятельности
всех
участников
–
родителей,
педагогов,
учащихся.
Список используемой литературы
1.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с
родителями.- М.: Генезис, 2008, - 160с.
2.
www : eor.it
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя