Напоминание

Трудности взаимодействия с подрастающими детьми


Автор: Вахрушева Людмила Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Трудности взаимодействия с подрастающими детьми
Раздел: среднее образование





Назад





Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Номинация: Занятие с использованием авторской презентации

Тема разработки: Круглый стол

«Трудности взаимодействия с подрастающими детьми»

Автор: Вахрушева Людмила Аркадьевна, педагог – психолог

Участники: родители учащихся младшего подросткового

возраста (10-12 лет)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»

Аннотация.
Тема разработки круглого стола - «Трудности во взаимодействиях с подрастающими детьми». Посвящён родителям учащихся младшего подросткового возраста при переходе их из четвёртого в пятый класс. Раскрывает вопросы установления близких отношений между родителями и детьми.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»

Введение.

Актуальность и новизна данной работы
Главным институтом воспитания ребёнка является семья. Важность семьи при воспитании обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. По мере развития общества семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания ребёнка и не всегда бывает в силах справиться с этой задачей. Особая сложность в воспитании у родителей возникает, когда дети переживают переходный подростковый возраст. Начало этого возраста наблюдается при переходе из четвёртого в пятый класс. На современном этапе развития общества важно взаимодействовать со своими детьми, опираясь на знания возрастной психологии. Одной из форм работы с родителями подростков является круглый стол. Круглый стол даёт возможность родителям не только получить информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить её с взглядами других родителей. Это позволяет по-новому оценить своего ребёнка, увидеть новые стороны его поведения. Круглый стол важен и для психолога, и для классного руководителя. Психолог получает возможность лучше узнать, понять родителей, приобрести их доверие. Классный руководитель выходит из привычной учительской роли , проявляет простые человеческие качества , знакомится с родителями в новых, более открытых обстоятельствах. Такое взаимодействие приводит к лучшему взаимопониманию и более эффективному общению.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
На наш взгляд, круглый стол является оптимальной формой взаимодействия для создания общего воспитательного поля вокруг ребёнка. Данный круглый стол проводится с использованием информационных компьютерных технологий.
Цель

проведения

круглого

стола:
установление эмоционально близких отношений между родителями и детьми.
Задачи:
1. рассказать о возрастных и психологических особенностях учащихся младшего подросткового возраста, 2. обсудить имеющиеся проблемы и трудности в воспитании детей младшего подросткового возраста, 3. провести практические упражнения, оказывающие помощь родителям в налаживании эмоционально близких отношений со своими детьми, 4. подвести участников к определённым выводам по данной теме.
Механизм и продолжительность реализации.

Количество участников:
около 20 человек.
Место проведения:
классная комната.
Время проведения:
1 час.
Материалы:
интерактивная доска, ноутбук, столы, стулья по количеству участников, анкета для обратной связи.
Таблица №1. Ожидаемые результаты и способы их проверки
№ Ожидаемые результаты Способы их проверки 1 Осознание родителями возрастных изменений, происходящих с детьми Обратная связь в виде анкеты 2 Поиск методов эффективного Памятка,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
взаимодействия с ребёнком составленная совместно в процессе обсуждения 3 Достижение согласованности действий взрослых ( родителей, классного руководителя, психолога) в процессе воспитания Наблюдение за поведением ребёнка, консультации классного руководителя, родителей
Перспективы дальнейшего развития:
создание странички психолога на школьном сайте с консультациями для родителей.
Возможность распространения в других образовательных

учреждениях:
через участие на мастер – классах на конференциях, методобъединениях психологов.
Таблица №2. Ход круглого стола
№ п/п Содержание встречи № слайда 1 Добрый вечер, дорогие родители. Тема нашего разговора «Трудности взаимодействия с подрастающими детьми». В младшем подростковом возрасте (10/12 лет) начинают проявляться первые признаки подросткового кризиса: 1. Негативизм, непослушание, грубость. 2. Конфликты с родителями. 3. Взаимное эмоциональное отчуждение. 4. Дети перестают делиться значимыми для них вопросами. 5. Взрослые не могут оказать им помощь и поддержку в Слайды № 1 - 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
2. 3. 4. 5. 6. 7. трудной ситуации. Вывод: необходимо обратить внимание на значимость эмоционально близкого общения с детьми Уважаемые родители, предлагаем Вам по очереди закончить следующие предложения. 1. Хорошие качества моего ребёнка – это… 2. Мне в моём ребёнке нравится то, что… 3. Я рада, что мой ребёнок… А сейчас расскажите, пожалуйста, о новых трудностях во взаимоотношениях с детьми, которых не было ещё 1- 2 года тому назад. Родители высказываются, психолог фиксирует высказывания на доске. После рассказов родителей психолог сообщает, что эти проблемы могут привести к важному последствию, отражённому в притче, которую предлагает послушать. Притча «Учитель Банкей» Обсуждение притчи. Вывод: различные трудности в общении приводят к снижению искренности, открытости во взаимоотношениях. Давайте вместе подумаем, отчего происходит снижение искрен-ности, а для этого решим психологический пример:
Трудности в общении + ? = снижение

искренности
Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
8. 9. 10. 11. Вместо неизвестного слагаемого в примере необходимо назвать чувства, возникающие при трудностях в общении с детьми и приводящие к снижению искренности в общении. Родители называют эти чувства, психолог записывает их на доске. А если в психологическом примере мы поменяем второе слагаемое, чтобы суммой стала «искренность». Каким будет второе слагаемое в этом примере?
Трудности в общении + ? = искренность
Психолог подводит родителей к выводу, что вторым слагаемым является любовь родителей к детям. Рассказ психолога о проявлениях любви к детям Вывод: если родители боятся взросления ребёнка, не принимают в них новых неудобных для себя качеств, то Возможны два варианта развития событий: 1. Ребёнок проявляет прежнее детское непосредственное поведение, которое постепенно перерастает в инфантильное. 2. Ребёнок ищет пути проявления самостоятельности Часто ребёнок начинает испытывать чувство одиночества в кругу близких людей. Психолог предлагает родителям собрать копилку чувств, действий, мыслей, сопутствующих одиночеству. Родители называют, психолог записывает на доске. Предложить родителям подумать о перспективах развития взаимоотношений с ребёнком. Подвести родителей к определённым выводам. Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
12. 13. Родителям необходимо: 1. Не мешать ребёнку взрослеть. 2. Учиться откровенности и учить этому ребёнка: 2.1. Сократить до минимума число советов и поучений. 2.2. Рассказать о себе, не прятать от себя и ребёнка страхи, тревоги. 2.3. Побуждать ребёнка рассказывать о том, что ему интересно (футболе, мобильных телефонах, музыке…) 2.4. Не давать оценок тому, что расскажет ребёнок (это хорошо, умно – это плохо, глупо), не корить его. 2.5. Обсуждать другие возможные варианты поведения в той или иной ситуации, отличающиеся от тех, которые выбрал ребёнок (но не настаивать на них) Для обратной связи предложить родителям заполнить анкету Слайды № 14 - 17
Заключение
Таким образом, преимуществом представленного круглого стола по теме «Трудности взаимодействия с подрастающими детьми» являются: 1. Вовлечение в процесс обсуждения трудностей взаимодействия с подростками младшего школьного возраста всех участников воспитательного процесса - родителей, классного руководителя, психолога. 2. Совместная работа над составлением памятки «Как правильно взаимодействовать с подрастающими детьми».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


Республиканский конкурс «Планета открытий – 2012»
3. Применение ИКТ технологий. При применении ИКТ в работе данного круглого стола выделяется пять новых педагогических инструментов - интерактивность, мультимедиа, моделирование, коммуникативность, производительность. Интерактивность позволяет психологу развивать активно- деятельностные формы работы с родителями и педагогами. Мультимедиа позволяет осуществлять представление учебных объектов множеством различных способов (с помощью фото, видео, анимации, звука, в и д е о ) . Коммуникативность обеспечивает оперативность предоставленной информации. Повышается производительность труда, эффективность воспитательной деятельности всех участников – родителей, педагогов, учащихся.
Список используемой литературы
1. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями.- М.: Генезис, 2008, - 160с. 2. www : eor.it
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 80»


В раздел образования