Напоминание

"Обучение построению описательных рассказов учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения"


Автор: Сыресина Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат № 14"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Обучение построению описательных рассказов учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения"
Раздел: начальное образование





Назад




Сыресина Наталья Викторовна Учитель-дефектолог КОУ «Школа-интернат №14»
Обучение построению описательных

рассказов учащихся с комплексными

нарушениями интеллекта и зрения


Цель, объект, предмет
 Цель : теоретически обосновать и апробировать комплекс заданий и методические приёмы обучения построению описательных рассказов учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения.  Объект – процесс развития устной монологической речи у учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения.  Предмет – задания и методические приёмы, направленные на развитие навыков составления описательных рассказов у учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения.
Развитие у учащихся младшего школьного возраста с комплексными нарушениями интеллекта и зрения навыков составления описательных рассказов будет эффективным при использовании методических приёмов и комплекса заданий, отбор которых осуществлён в соответствии со следующими этапами коррекционной работы:  пропедевтический - подготовка детей к составлению текстов описательного характера;  основной - обучение детей составлять описательные рассказы с опорой на иллюстрации, реальные предметы и предложенный речевой материал;  заключительный – совершенствование у детей навыков продуцирования описательных рассказов.

Использованные диагностические

методики
 пересказ текста-описания;  составление описательного рассказа по предмету;  составление описательного рассказа по иллюстрации;  составление описательного рассказа на основе личного опыта.

Типичные ошибки и специфические

трудности, отмечающиеся у школьников при

составлении описательных рассказов:
 ограниченное количество прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, фактуру описываемых объектов, субъектов, явлений;  отсутствие образных средств выражения, пропуск лексических единиц;  «соскальзывание» с рассказа-описания на повествование;  однообразие используемых синтаксических конструкций, их смысловая и структурная незавершённость;  неточное словоупотребление, наличие аграмматизмов.

Этапы коррекционной работы

I этап – пропедевтический.
Цель: подготовить детей к самостоятельному составлению текстов описательного характера. 
II этап – основной.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы с опорой на иллюстрации, реальные предметы и предложенный речевой материал. 
III этап – заключительный.
Цель: совершенствование у детей навыков продуцирования описательных рассказов.

Подготовительный этап
Белка маленькая, …, с длинным и … хвостом. Матрёшка деревянная, …, … Нож …, острый, с … ручкой. Капуста свежая, …, … Ложка …, чайная, …
Задание «Рассмотри предметы

(картинки) и дополни их описание»


Основной этап
 I направление работы - обучение составле- нию описательных рассказов с опорой на предметы, предметные картинки и отдельные слова (прилагательные).  II направление работы - обучение составлению описательных рассказов с опорой на иллюстративный материал, сопровождаю- щийся вопросительными предложениями.

Задание «Рассмотри картинку

(предмет) и опиши её, используя

предложенные слова».
сочный грузовая плюшевый настольная 

Задание «Опиши пейзаж».
Предлагалось рассмотреть иллюстрацию с изображением пейзажа. С опорой на иллюстрацию необходимо было составить описательный рассказ .

Типы заданий,

предлагавшиеся учащимся
 составление портретной характеристики одноклассника;  составление портретной характеристики по фотографии или иллюстрации;  описание качеств характера литературного персонажа;  описание пейзажа по иллюстрации или личным впечатлениям. И т.п.

Заключительный этап
 Цель: совершенствование у детей навыков продуцирования описательных рассказов.

Задание «Закончи предложение».
Ученикам предлагалось рассмотреть картинки. Затем детей просили ответить на вопрос одной фразой. 1. (Что делает мама?) Мама шьёт ___. (Кому мама шьет платье?). Мама шьет платье ____. (Какое платье мама шьет дочке?) Мама шьёт дочке ____. (К какому дню мама шьет дочке нарядное платье?) Мама шьет нарядное платье дочке к ____. (Какое платье мама сшила дочке?) Мама сшила дочке ___. 2. (Что строят каменщики?) Каменщики строят ____. (Какой дом строят каменщики?) Каменщики строят ____ дом. (Где они строят кирпичный дом?) Они строят кирпичный дом на ____.

Методические приемы

коррекционной работы
 выполнение заданий по аналогии, образцу учителя;  зрительное и тактильное обследование предметов с последующим составлением описательного рассказа;  восприятие и анализ речевого материала с опорой на с слуховой анализатор и остаточное зрение;  составление описательных рассказов с опорой на наводящие вопросы и предложенную лексику;  установление соответствия между наглядным и речевым материалом.


СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


В раздел образования