"Обучение построению описательных рассказов учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения"
Автор: Сыресина Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат № 14" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: Презентация Тема: "Обучение построению описательных рассказов учащихся с комплексными нарушениями интеллекта и зрения" Раздел: начальное образование
Сыресина Наталья Викторовна
Учитель-дефектолог
КОУ «Школа-интернат №14»
Обучение построению описательных
рассказов учащихся с комплексными
нарушениями интеллекта и зрения
Цель, объект, предмет
Цель : теоретически обосновать и апробировать
комплекс заданий и методические приёмы обучения
построению описательных рассказов учащихся с
комплексными нарушениями интеллекта и зрения.
Объект – процесс развития устной монологической
речи у учащихся с комплексными нарушениями
интеллекта и зрения.
Предмет – задания и методические приёмы,
направленные на развитие навыков составления
описательных рассказов у учащихся с комплексными
нарушениями интеллекта и зрения.
Развитие у учащихся младшего школьного возраста с
комплексными нарушениями интеллекта и зрения
навыков составления описательных рассказов будет
эффективным при использовании методических приёмов
и комплекса заданий, отбор которых осуществлён в
соответствии со следующими этапами коррекционной
работы:
пропедевтический - подготовка детей к составлению
текстов описательного характера;
основной - обучение детей составлять описательные
рассказы с опорой на иллюстрации, реальные предметы
и предложенный речевой материал;
заключительный – совершенствование у детей навыков
продуцирования описательных рассказов.
Использованные диагностические
методики
пересказ текста-описания;
составление описательного рассказа по
предмету;
составление описательного рассказа по
иллюстрации;
составление описательного рассказа на
основе личного опыта.
Типичные ошибки и специфические
трудности, отмечающиеся у школьников при
составлении описательных рассказов:
ограниченное количество прилагательных,
обозначающих цвет, форму, величину, фактуру
описываемых объектов, субъектов, явлений;
отсутствие образных средств выражения, пропуск
лексических единиц;
«соскальзывание» с рассказа-описания на
повествование;
однообразие используемых синтаксических
конструкций, их смысловая и структурная
незавершённость;
неточное словоупотребление, наличие
аграмматизмов.
Этапы коррекционной работы
I этап – пропедевтический. Цель:
подготовить детей к самостоятельному
составлению текстов описательного
характера.
II этап – основной. Цель: учить детей
составлять описательные рассказы с опорой
на иллюстрации, реальные предметы и
предложенный речевой материал.
III этап – заключительный. Цель:
совершенствование у детей навыков
продуцирования описательных рассказов.
Подготовительный этап
Белка маленькая, …, с длинным и … хвостом.
Матрёшка деревянная, …, …
Нож …, острый, с … ручкой.
Капуста свежая, …, …
Ложка …, чайная, …
Задание «Рассмотри предметы
(картинки) и дополни их описание»
Основной этап
I направление работы - обучение составле-
нию описательных рассказов с опорой на
предметы, предметные картинки и отдельные
слова (прилагательные).
II направление работы - обучение
составлению описательных рассказов с
опорой на иллюстративный
материал, сопровождаю-
щийся вопросительными
предложениями.
Задание «Опиши пейзаж».
Предлагалось рассмотреть иллюстрацию с
изображением пейзажа. С опорой на
иллюстрацию необходимо было составить
описательный рассказ
.
Типы заданий,
предлагавшиеся учащимся
составление портретной характеристики
одноклассника;
составление портретной характеристики по
фотографии или иллюстрации;
описание качеств характера литературного
персонажа;
описание пейзажа по иллюстрации или
личным впечатлениям. И т.п.
Заключительный этап
Цель: совершенствование у детей
навыков продуцирования
описательных рассказов.
Задание «Закончи предложение».
Ученикам предлагалось рассмотреть картинки.
Затем детей просили ответить на вопрос одной
фразой.
1. (Что делает мама?) Мама шьёт ___. (Кому мама
шьет платье?). Мама шьет платье ____. (Какое
платье мама шьет дочке?) Мама шьёт дочке ____.
(К какому дню мама шьет дочке нарядное платье?)
Мама шьет нарядное платье дочке к ____. (Какое
платье мама сшила дочке?) Мама сшила дочке ___.
2. (Что строят каменщики?) Каменщики строят ____.
(Какой дом строят каменщики?) Каменщики строят
____ дом. (Где они строят кирпичный дом?) Они
строят кирпичный дом на ____.
Методические приемы
коррекционной работы
выполнение заданий по аналогии, образцу
учителя;
зрительное и тактильное обследование
предметов с последующим составлением
описательного рассказа;
восприятие и анализ речевого материала с
опорой на с слуховой анализатор и остаточное
зрение;
составление описательных рассказов с опорой
на наводящие вопросы и предложенную лексику;
установление соответствия между наглядным и
речевым материалом.